Источник

XL. О посте

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию, то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт.2:16–17). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» (Исх.34:28). Пост установлен особым законом при Моисее для всех (Лев.16:29). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила (1Цар.1:7). Сорок дней постился пророк Илия (3Цар.19:8). Постился даже нечестивый царь Ахав (3Цар.24:27). Давид «изнурял себя постом» (Пс.34:13). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» (Пс.104:37). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» (Иоил.1:14), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил.2:12). Ниневитяне «объявили пост» (Ион.3:5), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» (Ион.3:4). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» (Зах.8:19). Постился в пустыне Иоанн Предтеча (Мф.3:4): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» (Мф.4:2). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься (Мф.6:16), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты (Мф.9:15; Мк.2:20). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов (Мк.9:29). Савл постился три дня (Деян.9:9). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней (Деян.10:30). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом (Деян.14:23). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» (Деян.27:9); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» (Деян.27:12), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» (1Кор.10:25; 2Кор.6:5; 2Кор.11:27). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании поста

Мф.6:16–18. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Объясн. Первые же слова этого стиха говорят о посте – «когда поститесь», осуждается здесь только лицемерный пост: Тов.12:8. Молитвой и постом изгоняется самый лютый род бесов: Мф.17:21; упражняться в посте учили апостолы: 1Кор.7:5:11:27, и Сам Господь: Мф.9:15.

Мф.9:17. «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Объясн. Здесь говорится не о посте, а о христианском учении, как «молодом вине», которое не могли воспринимать «мехи ветхие» – не уверовавшие в Мессию Иудеи. Нельзя забывать, что ученики Господа Иисуса не постились, пока Он был с ними, а когда «отнят был у них жених», тогда стали поститься: Деян.13:2–3:14:23; учил о посте и Сам Иисус Христос: Мф.6:16–17:17:21, и святые апостолы: 1Кор.7:5; 2Кор.6:4–5.

Мф.15:11:17–19. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

а исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека».

Объясн. Здесь о безразличии и неважности пищи для спасения человека ничего не говорится. Иисус Христос учит заботиться о соблюдении внутренней чистоты своего сердца. Церковь запрещает в постные дни вкушение мяса не потому, что оно само по себе нечисто, но чтобы обуздать плотоугодие, для упражнения в молитве: 1Кор.7:5, и для избегания соблазна: 1Кор.8:9–13. Ясное дело, Спаситель в Евангелии (Мф.15:11–18) говорит о том, что нужно человеку гораздо более заботиться о соблюдении внутренней чистоты своего сердца, чем о внешней чистоте тела человека. О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто (Рим.14:17; 1Кор.8:8), но для того, чтобы обуздать плотоугодие (Гал.5:24; Рим.6:5–6; 1Пет.2:11; Иак.4:1), научить покаянию (Иоил.2:12–15) и повиновению (Быт.2:16–17). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть (Мф.18:17), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» (Мф.15:17) и не оскверняет его.

Мф.18:3–6. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном...

А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской».

Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2, установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17; первые христиане постились: Деян.13:1–3, и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13, и порабощал тело своё: 1Кор.9:27.

Мк.7:15:17–18. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека...

И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче.

Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?»

Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16, и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3; 1Кор.7:5, а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11. Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13.

Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14. Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19; Рим.16:18.

Мк.9:29. «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9; 1Кор.7:5.

Деян.27:9. «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

Объясн. Здесь ясное доказательство того, что и в апостольское время существовали установленные во временах года посты. И из других мест Писания видно, что апостолы часто постились: 2Кор.6:5:11:27; учили тому же и других: 1Кор.7:5; Рим.14:15:20–21.

Рим.14:1–3. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

Объясн. Немощными в вере апостол здесь называет тех римских христиан, обратившихся из евреев и язычников, которые ели овощи, думая, что только овощами и можно питаться, и тех, которые совсем не ели мяса и не пили вина, думая, что то и другое нечисто: ср. ст.21 и 14. Православных же христиан нельзя назвать немощными в вере за соблюдение постов, установленных христианской Церковью, взявшей пример с Самого Господа и апостолов: Мф.4:2:6:16:9:15; Деян.13:2; 2Кор.6:4; Зах.8:19.

Рим.14:5–6. «Иной отличает день от дня, другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога».

Объясн. Пока не было церковного установления о днях, посвящённых посту, оставалось каждому, желавшему воздержания, самому себе назначать пост и определять его продолжительность «по удостоверению ума своего», но из Писания видно, что и в то время были установлены периоды для поста: Деян.27:9. Во избежание соблазнить брата (нарушением поста) апостол готов был вовек не есть мяса: 1Кор.8:9–13.

Как можно различать дни для Господа? Очевидно, назначая некоторые дни для того, чтобы особенно послужить Господу постом, молитвой: Лк.2:37. Едва ли возможна искренняя хвала Господу при вкушении пищи, запрещённой (в известные дни) Церковью, которая есть Тело Его: Еф.1:22–23, и которая называется столп и утверждение истины: 1Тим.3:15. Можно ли противиться ей и в то же время благодарить её Главу? Мф.18:17.

Рим.14:14:17–20. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто...

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе...

Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн».

Объясн. Ни мясо, ни вино не бывают никогда сами по себе нечистыми, какими считали их некоторые иудеи (из секты ессеев особенно), посему не могут сами по себе осквернить вкушающего; по словам Самого Христа, не входящее в уста сквернит человека: Мф.15:11; но пищей человек может оскверниться тогда, когда будет принимать её до пресыщения: Лк.6:25; Ис.5:11, и на соблазн: 1Кор.8:13; Рим.14:21, или когда принимается пища без разбору в дни, установленные Церковью для поста: Мф.18:17:9:15.

Из слов апостола (ст.17–21) видно, что некоторые, хвалясь свободой и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели всё, ели и то, что другие считали запрещённым и нечистым, и этим отталкивали от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев: ст.15, не подавали повода хулить свою веру: ст.16, не разрушали дела Божия (единства Церкви): ст.20, не ели на соблазн другим (ст.20), не соблазняли братьев: ст.21. Во всём этом прямое обличение тех, кто отвергает и явно нарушает посты, которые являются не остатком от иудейства, а многовековым установлением Церкви Христовой: Мф.6:16–18 (Постанов. Апост. кн. 5, гл. 20).

1Кор.7:5. «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

Объясн. Этот стих 5-й указывает на пост, не как на всегдашнюю и обычную умеренность, не как на совершенное лишение того, что обыкновенно считается дозволенным и законным; указывается на пост, как – на известное время, более или менее продолжительное и предназначенное для особенного воздержания и усиленной молитвы: Деян.13:2–3:27:9; Зах.8:19.

1Кор.8:8–9. «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных».

Объясн. Апостол Павел хотя и сказал здесь о пище, что «едим ли мы, ничего не приобретаем, и не едим ли, ничего не теряем», но в другом месте предостерегает от свободного выбора в пище: Рим.14:15:20, и ясно указывает на различие пищи: Рим.15:21.

В стихе 9-м подтверждается апостольское внушение быть осторожными в свободе выбора пищи: ст.10–13.

2Кор.3:17; Гал.5:1:13. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».

Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18; Деян.15:24–28; и вовсе не говорится о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2; Деян.13:1–3. Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу: Гал.5:13.

Флп.3:10–11. «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых».

Объясн. Вот высшая цель христианской жизни: участвовать в страданиях Христа, сообразоваться смерти Его и этим путём уготовлять для себя участие в славе воскресения Его. Отсюда подвиги самоотвержения и самоумерщвления: 2Кор.6:4:9; Евр.11:38, отсюда времена поста, посвящаемые воспоминаниям осуждения и смерти Господа: Деян.13:2–3:27:9, отсюда же и празднование дней, посвящённых воспоминаниям явлений и снисхождения на землю Господа: Деян.20:7–8; Кол.2:16.

Кол.2:16–17:20–23. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (что всё истлевает от употребления), – по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела в некотором небрежении о насыщении плоти».

Объясн. В этих местах послания апостол внушает христианам не придавать особого значения людям гностико-иудейского направления: Кол.2:8:16; 1Тим.1:4; Тит.3:9, которые держались предписаний Иудейства о пище и питии: Лев.5:2–3:7:19–25. Ветхозаветный закон имел прообразовательное значение – был тенью будущего: ст.17. Тело, от которого падала эта тень, есть Христос. Ветхозаветные прообразы все на Него указывали и с Пришествием его должны престать. По своём соединении со Христом в одно тело: Рим.12:5, вследствие своей смерти для стихий мира: Кол.2:20, христиане и не должны держаться разных еврейских постановлений и следовать тому, что имеет один внешний вид мудрости: ст.23. Что касается до соблюдения постов христианских, то Сам Господь сказал: Придут дни и тогда будут поститься: Мф.9:15; ср. Мф.6:16–17; и как апостолы, так и христиане постились: Деян.13:2–3:27:9; 1Кор.7:5.

1Тим.4:4–5. «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой».

Объясн. В этих словах нет никакого основания к отрицанию постов, ибо апостол Павел сам великий постник: 2Кор.6:4–5:11:27; 1Кор.7:5. Эти слова апостола направлены против еретиков апостольского века и обличают современных нам отступников от веры, запрещающих вступать в брак и пр., а не православных.

Тит.1:15. «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».

Объясн. Кто хочет, чтобы для него, как чистого, всё было чисто, тот сначала навыкни и научись воздержанию, воздержанием очисти сердце и возвысь его над соблазнительностью внешних предметов, а это воздержание есть пост: 1Кор.9:25; ср. 2Кор.6:4:11:27, Если кто считает пост для себя излишним, тот чрез это показывает, что мнит себя чистым, а на самом деле он не чист и пленён самомнением: 1Кор.8:9–13.

Ис.58:6–7. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, а от единокровного твоего не укрывайся».

Объясн. Здесь говорится против поста недостойного, соединённого с грехами: не разрешены оковы неправды... не расторгнуто всякое ярмо. Воздержание от пищи в посте при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединиться с духовным: Зах.7:4–6:10. И православная Церковь учит: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления (Стихира в Понедел. В. поста). Пост имеет определённые сроки для усиленного воздержания, хотя всегда должно воздерживаться от объедения и пьянства. В Вет. Зав. были четыре поста в году: Зах.8:19. Как проводили тогда время поста в отношении пищи? Эсф.4:15–16; Ион.3:5–7; Пс.108:24. Многие места Священного Писания свидетельствуют о соблюдении поста и в Нов. Завете: постился Иисус Христос сорок дней: Мф.4:2; этим дал пример нам: Ин.13:15. Постились апостолы и все первые христиане: Деян.13:2–3:14:23. – Пост имел определённый срок: Деян.27:9. Нарушителям поста должно помнить: Рим.14:14:20–21; 1Кор.8:12–13; Мф.18:6. Христос Спаситель заповедует Своим последователям: «смотрите за собой... чтобы сердца ваши не отягчались объедением...»: Лк.21:34, и апостолы увещевают верующих: 1Пет.4:2–3; Рим.13:13–14.

Иер.14:12. «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровой язвой истреблю их».

Объясн. Господь не принимает пост и молитву только от нераскаянных грешников и упорных отступников: Ис.1:15–19. Отрицающим посты на основании этого стиха достаточно указать на то, что посты признавали и держали Сам Господь: Мф.4:2:6:16–18:9:15:17:21, и святые апостолы: Деян.13:3:14:23, причём в апостольское время установлены были нарочитые времена для поста: Деян.27:9; 1Кор.7:5; ср. Зах.8:19.

Зах.7:4–5:9–10. «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?..

Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый, и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте, и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем».

Объясн. Из этих слов видно только то, что воздержание от пищи в пост при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединяться с духовным. И православная Церковь учит «поститься постом приятным, благоугодным Господеви». Как проводится время поста в отношении пищи? Читай в ветхом завете: Эсф.4:15–16; Ион.3:5–7; Пс.108:24. В новом завете: Мф.4:2; 1Кор.9:25:27; Деян.13:2–3:14:23.

Основные места Священного Писания в учении о посте

Быт.2:17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

Ион.3:5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Зах.8:19. Так говорит Господь Саваоф: пост четвёртого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина радостью и весёлым торжеством; только любите истину и мир.

Иоил.2:12. Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.

Мф.4:2. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Мф.6:16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Деян.13:2–3. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их.

Деян.27:9. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал...

1Кор.7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве.

1Кор.8:13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle