Источник

XXXIII. О таинстве Причащения

В таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина причащается истинного тела и крови Спасителя и чрез это теснейшим образом соединяется с источником жизни. Обетование об этом таинстве Спасителем дано ещё задолго до установления его. Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда, говорил Он идущему за ним народу. Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:35–56).

Эти слова Спасителя нельзя понимать в переносном смысле, потому что выражение есть плоть, если оно употребляется в переносном смысле, на языке Священного Писания всегда и везде означает: причинять другому большое зло, наносить жестокую обиду, особенно же злословить и клеветать (Иов.22:19; Мих.3:3; Гал.5:15) и другого значения не имеет. Следовательно, если слова обетования Христова о ядении Его тела и питии Его крови понимать в переносном смысле, то они будут означать следующее: ядущий Мою Плоть, т.е. причиняющий Мне величайшее зло, имеет жизнь вечную! И наоборот: если не будете есть плоти Сына Человеческого, т.е., если не будете наносить Ему жестоких обид, злословить и поносить Его, то не будете иметь в себе жизни!.. Кто не отвратится от подобного сочетания мыслей!

Установил же таинство Причащения Господь Иисус в ту ночь, в которую был предан (1Кор.11:23). На тайной вечере, когда они ели, – повествует евангелист, – Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело Моё. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов. Сие творите в Моё воспоминание (Мф.26:26–28; Мк.14:22–24; Лк.22:19–20; 1Кор.11:23–30).

Из приведённых мест Священного Писания ясно, что таинство Причащения установлено Самим Христом Спасителем; что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем истинное тело и истинную кровь Христа Спасителя; что не причащающиеся тела и крови Христа Спасителя не наследуют жизни вечной. Так учили и апостолы (1Кор.10:15–17:11:20–27).

Приступать к таинству Причащения христианин должен только после тщательного приготовления и испытания себя, согласно заповеди апостола: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем (1Кор.11:27–30). Право совершать это таинство принадлежит только пастырям, преемникам апостолов: ибо только апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Иисус Христос, по установлении таинства Причащения, заповедал: сие творите в Моё воспоминание (Лк.22:19).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве святого Причащения (Евхаристии)

Таинство Причащения установлено Самим Господом

Лк.22:17:19–20. «И взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою...

И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается».

Объясн. Под словами «сие творите в Моё воспоминание» должно разуметь всё то, что совершил и сказал в это время Господь, а Он взял хлеб... говоря: «сие есть Тело Моё», также и чашу (19–20), разве не так поступают и священнослужители Православной Церкви? Именно так, и этим исполняют повеление Божие: Ин.6:55–57; 1Кор.10:16:11:23–27.

Лк.24:30–31. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них».

Объясн. «Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им», но при этом не сказал Господь: сие есть Тело Моё: Лк.22:16; стало быть, здесь Господь благословил обычную вечернюю трапезу, утоляющую телесную жажду и совершенно несходную с таинством святого Причащения: Ин.6:55–56; 1Кор.11:23–26.

Евр.10:5–6:10. «Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа».

Объясн. Христос, предавший Свою Плоть на страдания и смерть, Сам же предаёт её и в Евхаристии для вкушения верующим, несмотря на совершение евхаристийного богослужения различными лицами, видимыми орудиями Его: Ин.6:51; 1Кор.10:16. Если Христос даёт нам в Евхаристии плоть Свою для вкушения, то Он же приносит её тогда и в спасительную жертву, потому что таинство Причащения имеет значение жертвоприношения: «за вас предаётся»: Лк.22:19–20; «за вас ломимое»: 1Кор.11:24, желая показать, за кого Тело приносится в жертву.

Евр.13:15–16. «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его.

Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Объясн. Апостол ограничил свою речь только теми жертвами, которые люди приносят сами от себя, как бы из того, что им принадлежит, а в Евхаристии руками священника приносит Себя в жертву Сам Христос: Лк.22:19–20; 1Кор.10:16; Деян.2:42.

Пс.118:63. «Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои».

Объясн. Эти слова к таинству свят. Причащения не могут относиться уже по тому одному, что, когда жил Давид, тогда ещё не было установлено таинства Причащения. Установил это таинство Господь Иисус Христос: Мф.26:26–28. Как видно из всего 118 псалма, здесь ублажается ходящий непорочно в законе Господнем (ст.1), и Господь обещает быть общником с теми, кто хранит повеления Его, а уклоняющиеся от Церкви Христовой не хранят повеления Иисуса Христа.

В Причащении преподаётся истинное Тело и Кровь Христовы

1Кор.10:16–17. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем; не есть ли приобщение Тела Христова?

Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».

Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51, и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29.

В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8.

1Кор.10:20–21. «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».

Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20; Пс.105:35:38; Вар.4:7; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25; Мф.26:26–28.

1Кор.11:25–27. «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней».

Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55; 1Кор.10:16, так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34.

Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28. Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

1Кор.15:50. «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления».

Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст.42, «в уничижении и немощи»: ст.43; «тело душевное»: ст.44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст.47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст.51. Но плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединённые с Божественным животворящим Духом Христа: ст.45; Ин.6:53, и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр.10:29.

Евр.10:19–22. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, т.е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой».

Объясн. Кропление кровью Христовой совершается в таинстве Евхаристии, в котором тело Христово преломляется и кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества: Ин.6:56. Здесь также речь идёт о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение: 1Кор.6:11; Ин.3:5. Омовение тела не может совершиться верой, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подаётся в Евхаристии часть Крови: 1Кор.10:16–17.

Евр.13:9–10. «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии».

Объясн. О Причащении здесь и речи нет. Под «яствами» разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными: Евр.9:8–12. Под «жертвенником» – Голгофа и честный Крест: Евр.9:28. На Голгофе распятым телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие Телом и Кровью Христовой под видом хлеба и вина: 1Кор.10:16:11:24–25.

Общение со Христом в Евхаристии

Лк.4:4. «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Втор.8:3).

Объясн. Здесь говорится об обыкновенном хлебе, а в таинстве Причащения под видом хлеба даётся Плоть Христова, соединённая с Его Животворящим Духом: Ин.6:51:54–57. В этом таинстве не телесную жажду утоляют, а соединяются со Христом: 1Кор.10:16; сие творится в воспоминание Его: 1Кор.11:23–27; Лк.22:19–20.

Деян.2:41–42. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч;

и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

Объясн. Если здесь говорится об общении после принятия слов апостола и крещения, то нужно разуметь общение важнейшее и основное – со Христом в таинстве святой Евхаристии: 1Кор.11:22–26. Это таинство и совершалось в первенствующей церкви: Деян.2:42:20:7; 1Кор.10:16; Ин.6:53:56.

Евр.3:7:14. «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его».

Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца».

Объясн. Апостол Павел повелевает не ожесточаться, слыша глас Божий, и вот глас Божий мы слышим: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ин.6:53–54. Не ожесточайте же сердец своих, слыша сей глас Божий, исполняйте сии слова Господни, приобщайтесь Плоти и Крови Христовой и будете причастниками Христа, ибо если ветхозаветный Израиль чрез ядение жертвенного мяса становился участником жертвы и жертвенника, то тем более мы, получившие во Христе благодать: Ин.1:18, вкушая Плоть и Кровь Христову – Жертву новозаветную, имеем участие в сей жертве для получения жизни вечной: 1Кор.10:16:11:26–28.

Единство жертвы Христовой

Евр.7:27. «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого».

Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17:11:25–27.

Евр.9:25–26:28. «И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира, Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей.

Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение».

Объясн. В этих местах апостол говорит о жертве крестной, Голгофской, а не об евхаристической жертве. Апостол учит, что крестная жертва Христова, однажды принесённая за грехи людей, имеет силу на все времена, в противоположность жертвам иудейским (Лев.1), имевшим временное, преходящее значение. Но как и выше сказано, частое приношение в жертву тела и крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой: Ин.6:51; 1Кор.10:17:11:25–27.

Евр.10:12:14, 18. «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога...

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых...

А где прощение грехов, там не нужно приношение за них».

Объясн. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова. Если бы не это невидимое и повсюду единое существо, то апостол не назвал бы хлеб Евхаристии единым, так как хлеб, как дело человеческих рук, завтра будет не тот, что сегодня, и в одном храме не тот, что в другом: 1Кор.11:25–27. Таинство святого Причащения имеет значение жертвоприношения: Лк.22:19–20; 1Кор.11:24.

Слово «чаша» не везде употребляется в духовном смысле

Мф.26:39–42. «И отошед немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты...

Ещё, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя».

Объясн. Здесь слово «чаша» употреблено в переносном смысле, как, например, слово «закваска»: Мф.16:6–7, но этим иносказанием не отвергается понимание «чаши» в других местах в собственном смысле: Мф.26:28; 1Кор.10:16–17; Лк.22:17–20; 1Кор.11:23–25.

Мк.10:38–39. «Но Иисус сказал им: не знаете, что просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали: можем, Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься».

Объясн. Именем «чаши» здесь названы предстоящие Господу страдания, но этим не отрицается другая «чаша благословения»: 1Кор.10:16; Лк.22:17; Ин.6:55; 1Кор.11:24–25. Не отменяет чаша страданий необходимости и водного крещения: Мф.3:15–16; Ин.3:5.

Мк.14:36. «И говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».

Объясн. Здесь «чаша», действительно, употреблена в переносном смысле, как, например, слово «закваска»: Мф.16:6–7:11; но опять этим иносказанием не отрицается употребление слова «чаша» в прямом смысле: 1Кор.11:24–25; Лк.22:17–20; Ин.6:55.

Об отвергающих таинство Причащения

Мф.26:26–27. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё.

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все».

Объясн. Отвергающие таинство Тела и Крови Христовых противятся словам Господа, сказавшего: «сие творите в Моё воспоминание»: Лк.22:19, и не исполняют прямую заповедь Господню: Ин.6:53–55; 1Кор.11:24.

Евр.10:29. «То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которой освящён, и Духа благодати оскорбляет?»

Объясн. Человек в своём греховном исступлении и в заблуждении ума своего презирает ту Кровь, которой Господь очищал его от прежних грехов: 1Ин.1:7. О, какая грубая, чёрная неблагодарность!

Откр.17:3–5. «И повёл меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, исполненную мерзостями и нечистотой блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Объясн. Под блудницей, упоминаемой в 17 главе Откр., сделавши общий вывод из толковников, должно разуметь церковь неверную, или особенное греховное состояние части человечества в последние времена, когда будет действовать антихрист, изображаемый в этой же главе, как равно и в 13-й, под образом зверя. Эта часть человечества не обнаружит тогда истинной веры в Бога и должного исполнения Его святого закона, будет отличаться совершенным неверием в Бога, как и предсказал Спаситель: Лк.18:8; члены такой церкви будут людьми в высшей степени плотскими, чувственными. Ничего подобного отнести к Православной Церкви, как делают еретики, отнюдь нельзя. Да и можно ли приравнивать таинство святого Причащения к упоминаемой в 17 главе чаше, когда это таинство установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом: Лк.22:19–20; сравн. Евр.10:29.

Против плотского представления о Причащении

Ин.6:63. «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».

Объясн. Если это место сопоставить с предшествующими ст.58–60, то ясно будет, что словами: «плоть не пользует ни мало» Господь осудил плотское представление относительно Причащения Тела и Крови Его. Здесь высказывается та истина, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе и вине) преподаёт им для вкушения Свою Плоть и Кровь: Ин.6:52–55. Нельзя на основании этих слов отвергать необходимости и телесного упражнения в молитве: 1Кор.6:20; Мф.28:9; Лк.22:41.

Ос.9:2. «Гумно и точило не будет питать их и надежда на виноградный сок обманет их».

Объясн. Пророк Осия, обличая евреев: ст.1–9 в идолопоклонстве, во 2-м стихе говорит о том, что их за грехи постигнет голод, так что у евреев не будет ни хлеба, ни вина за их жертвоприношения идолам. К христианскому же Причащению означенные слова пророка не имеют никакого отношения, а потому только по крайнему невежеству можно приводить подобные возражения.

О приготовлении ко святому Причащению

1Кор.11:27:29–30. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает».

Объясн. Всякий верующий христианин православный прежде причастия исповедуется, согласно наставлению апостола: ст.28; 1Ин.1:8. Если бы доступа к святому причастию лишены были грешные люди, то некому было бы совершать и «преломление» и заповедь Господа об этом (Лк.22:19) была бы невыполненной, тем более что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные»: Лк.5:31–32, и таинство Причащения установлено для грешников, чтобы очищать их от грехов и делать членами Христова Тела: Мф.26:28; 1Ин.1:7; Ин.15:4–6.

Евр.10:26. «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи».

Объясн. Эти слова нужно читать в связи с дальнейшими стихами 28–29, откуда видно, что здесь должно разуметь не тех, которые состоят в Церкви и произвольно грешат, а тех, которые отвергли веру, отпали от Церкви и остаются нераскаянными. Православные христиане через посредство исповеди очищают себя для принятия Тела и Крови Христовой, а отвергающие это таинство попирают Сына Божия, не почитая за святыню кровь Нового Завета: Мф.26:28.

Основные места Священного Писания в учении о таинстве Причащения, которые необходимо заучить наизусть

Мф.26:26–28. И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё.

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов.

Ин.6:53–55. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;

ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;

ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

1Кор.10:16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли Причащение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба.

Деян.20:7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle