Источник

XXXIV. О таинстве Покаяния

В таинстве покаяния пастырь Церкви силой Духа Святого разрешает кающегося и исповедующегося христианина от всех грехов, совершённых им после крещения, так что христианин снова становится невинным и освящённым, каким он вышел из вод крещения. Власть отпускать и не отпускать грехи даровал апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Сам Господь Иисус Христос, сказав: истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20:21–23).

Но невозможно разрешать или не разрешать от грехов, если они не будут высказаны кающимся устно. Поэтому устная исповедь, в смысле открытого исповедания грехов, признавалась необходимой ещё в ветхом завете (Лев.16:29; Чис.5:7; Сир.4:30; 2Цар.12:13) и существовала в христианской Церкви всегда, начиная от времён апостолов. Многие же из уверовавших, как рассказывается в Книге Деяний апостолов, приходили (к апостолу Павлу), исповедуя и открывая дела свои (Деян.19:18). Апостол Иоанн, признавая всех христиан грешными, считает для каждого из них необходимым открытое исповедание грехов своих. Если говорим, – писал он, – что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:8–9).

Сектанты-рационалисты, признавая Иисуса Христа единым главой Церкви, единым пастырем и учителем, отвергая церковную иерархию и признавая за каждым верующим право самому строить своё спасение, естественно, отвергают покаяние как таинство, в котором пастырь Церкви силой Духа Святого разрешает кающегося и исповедующегося христианина от всех грехов, совершённых им после крещения. Они признают покаяние только в смысле сокрушения о грехах перед Богом и молитвы к Богу о прощении грехов. «Никто не может прощать грехи, кроме Бога (Мк.2:7), поэтому мы перед Богом только сокрушаемся о грехах своих и Его только просим: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф.6:12), в этом состоит наше покаяние», – говорят обычно сектанты. Но они, очевидно, не сознают необходимости остановиться на уяснении следующих мыслей. Все мы много согрешаем (Иак.3:2), поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться о грехах своих перед Богом (Иоил.2:12–13; Пс.50:19; Лк.18:13; 2Кор.7:9; Иак.4:9 и др.), молить Бога о прощении грехов, с твёрдым намерением впредь не грешить и проводить жизнь святую и непорочную (Деян.3:19; Тит.2:11–12); без такого покаяния нет спасения (Лк.13:1–5; Мф.4:17; Деян.17:30). Но одного такого покаяния недостаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи свои не в молитве только, но и в особом, установленном Самим Богом таинстве, пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь каяться и очищаться от грехов израильтянам (Лев.5:13:6:6–7; Чис.5:6–8; 1Цар.2:25 и др.) Так и поступали израильтяне, как это мы видим из примера ветхозаветных мужей (чит. Чис.12:11; 1Цар.15:24; 2Цар.12:13; Мф.3:5–6 и др.). Но собственно таинство покаяния установлено Христом Спасителем, даровавшим апостолам, а в лице их и преемникам их – пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Ин.20:21–23; Мф.18:18; Мф.28:20). С этого времени открытая исповедь окончательно установилась в Церкви Христовой (Деян.19:18) и нерушимо соблюдается как надёжнейшее средство, чрез которое божественная благодать очищает нас от грехов. При этом должно заметить, что пастыри Церкви разрешают грехи кающимся не собственной силой, а силой Святого Духа (Ин.20:22), властью Божией (2Кор.10:8), полученной ими от апостолов через преемственное рукоположение и хранимой в глиняных сосудах (2Кор.4:7).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве покаяния

Необходимость покаяния

Мк.2:17. «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Объясн. Все мы должны признать себя духовно немощными: 1Ин.1:8, и нуждаемся во Враче-Боге, Который основал на земле и духовную лечебницу – Церковь: Мф.16:18–19:18:18; Иак.5:14; Деян.19:18.

Лк.1:69–72. «И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего; как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет завет Свой».

Объясн. Как в ветхом завете преступник, ухватившийся за рог храмового жертвенника, избавлялся от наказания: 3Цар.1:50:2:28; так и прибегающий к Господу с верой и покаянием получает отпущение грехов: Деян.2:38–39; Мф.18:18.

Лк.15:1. «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его».

Объясн. Вот пример и основание для православного христианина приступить ко Христу таинством исповеди, для очищения от грехов чрез тех слуг Христовых, которым сказано: Лк.10:16; Мф.18:18; Деян.19:18, а те люди, которые говорят, что они не имеют нужды в исповеди, обманывают себя: 1Ин.1:8–9, и уподобляются фарисеям.

Лк.15:17. «Пришед же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!».

Объясн. Иисус Христос, а перед Ним Иоанн Креститель начал свою проповедь с призыва к покаянию: Мф.4:17:3:1, как и теперь Церковь Христова зовёт к тому же, и благо грешнику, если он, «пришедши в себя», обратится в кающегося и откроет свои грехи перед имеющими ключи царства небесного. Мф.16:19; Деян.19:18; 1Ин.1:9; но горе упорным и нераскаянным: Мф.23:37–38; Лев.26:18–19.

Деян.3:19. «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».

Объясн. Здесь апостол подтверждает необходимость покаяния для отпущения грехов, каковое покаяние должно быть перед апостолами и их преемниками: Мф.16:19; Ин.20:23; Деян.20:17.

Деян.3:26. «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».

Объясн. Сказанные слова апостолом Петром мужам Израильским: Деян.3:12, могут относиться и ко всем людям, причём благословение Иисуса обусловливается покаянием: Деян.3:19, и исполнением заповедей Его: Ин.15:10.

Деян.17:30–31. «Итак, оставляя времена неведения: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых».

Объясн. Оставляя времена неведения, Бог повелевает всем покаяться, т.е. сознать и исповедать свои заблуждения и грехи, чтобы начать новую жизнь: Мф.3:2–3; ибо Он назначил день... разумеется день всеобщего суда когда каждый должен будет отдать отчёт в делах своих: Мф.25:31–46. Неизбежность этого дня засвидетельствована многими местами Писания: Мф.24:30; Мк.13:26–27; 1Фес.4:16–17 и др.

Рим.6:6–8. «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним».

Объясн. В крещении человек освобождается от прародительского греха: Рим.5:12, и даёт обещание Богу доброй совести: 1Пет.3:21, но как помышление сердца человеческого зло от юности его: Быт.8:21; Рим.7:19–24, то никто не может сказать о себе как безгрешном: 1Иак.1:8; Еккл.7:20; для последующего избавления от греха и установлено таинство покаяния: Мф.18:18; Деян.19:18.

Евр.6:7. «Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога».

Объясн. Земля, произращающая полезный злак, изображает тех христиан, которые приносят Божественному Вертоградарю веру, покаяние и добрые дела. Напротив, земля, после многократного орошения дождём производящая терние, изображает людей, которые, приняв от Бога всё, что служит им к жизни и благочестию: 2Пет.1:3, впадают в упорное нечестие и ереси: 2Пет.2:1–3:21–22. Отсюда тот вывод, что под отпадшими, которых невозможно обновлять в покаянии, должно разуметь только нераскаянных и закосневших во вражде ко Христу грешников и невозможность их обновления нужно разуметь в смысле их собственной неспособности к добру, а не в том, будто Церковь, раэдаятельница даров Божиих, должна или может отвергать чьё-либо покаяние вопреки слову Спасителя: Ин.6:37; ср. 1Ин.1:9; Ин.20:20–23.

Евр.10:26. «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи».

Объясн. Эти слова нужно читать в связи с дальнейшими стихами 28–29, откуда видно, что здесь должно разуметь не тех, которые состоят в Церкви и произвольно грешат, а тех, кои отвергли веру, отпали от Церкви и остаются нераскаянными. Православные христиане чрез посредство исповеди очищают себя для принятия Тела и Крови Христовой, а отвергающие это таинство попирают Сына Божия, не почитая за святыню кровь Нового завета: Мф.26:28.

Евр.12:17. «Ибо вы знаете, что после того он (Исав), желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами».

Объясн. Отсюда видно, что Исав не нашёл перемены в Исааке и не мог добиться её ни криком, ни слезами. У самого Исава было сожаление об утраченном первенстве, но это не есть покаяние, а посему нельзя ссылаться на это место в подтверждение той ложной мысли, будто покаяние не может возвращать согрешающим милость Божию: 1Ин.1:9; Мф.18:18; Деян.19:18. Нужно только опасаться, чтобы греховным легкомыслием не уничтожить в себе способности к покаянию.

Пс.110:1. «Славлю (Тебя), Господи, всем сердцем (моим) в совете праведных и в собрании».

Объясн. Здесь пророк Давид говорит не о покаянии, а о славословии Божием. Ссылка на Ветхий Завет в отрицание исповеди уже по тому одному не имеет особенно важного значения, что власть вязать и решить грехи дарована Иисусом Христом лишь пастырям новозаветным: Мф.16:19:18:18. Христовой властью, а не собственной, пастыри и отпускают грехи кающимся людям: Ин.20:23; Деян.19:18.

Посредники между Богом и кающимся грешником

Лк.5:21. «Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, Который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Объясн. Книжники и фарисеи не знали: Кто был прощающий грехи: ст.24, потому так и рассуждали. Очевидно и отрицатели таинства покаяния тоже не знают, что говорил Иисус Христос апостолам, а в лице их и преемникам их: Ин.20:23; Мф.18:18; Деян.19:18.

Лк.5:31–32. «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Объясн. Здесь не телесная болезнь разумеется, а греховный недуг: Лк.15:10:19:10, исцелиться от коего можно только сердечным покаянием: Мф.19:18; 1Ин.1:8–9; власть прощать грехи Господь дал и апостолам: Мк.16:19; Ин.20:20–23; только не будет прощения хулителям Святого Духа: Мф.12:31; попирающим Сына Божия и не почитающим за святыню кровь завета также трудно получить прощение: Евр.6:4–6:10:29.

Лк.7:59. «Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром».

Объясн. Вера женщины сопровождалась подвигами покаяния: «слезами обмыла Мне ноги» (ст.44), при таких условиях Господь прощает грехи и чрез Своих священнослужителей: Ин.20:21–23; 1Ин.1:9.

Лк.15:31–32. «Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мной, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Объясн. Здесь поощрение для грешников к покаянию и урок для самооправдывающихся, а чтобы покаяние было на все времена полезно и действенно, Господь установил посредников между Собой и кающимся: Мф.10:18; Ин.20:21–23; Деян.19:18.

Иак.4:8. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».

Объясн. Чтобы быть близким к Богу и Бога приблизить к себе, необходимо человеку очищение от всех тех дел, которыми оскверняет человека мир: Иак.1:27; 1Ин.2:15–16; а это очищение получается чрез покаяние перед преемниками апостольского служения: Мф.18:18; Деян.19:18; 2Кор.2:10; 1Ин.1:9.

Иак.5:16. «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

Объясн. Здесь говорится не о таинстве покаяния, а о простой откровенности для взаимного извинения проступков и для советов: Мф.6:14–15; Кол.3:13; о прощении же грехов именем Господним по молитве пресвитеров высказано совершенно особо: Иак.5:14–15; и власть вязать или разрешать грехи пастырям дана Самим Господом: Мф.18:18:16:19; Ин.20:23. Настоящее наставление апостола Иакова у нас, православных, исполняется тем, что люди, говеющие и приходящие к таинству покаяния, предварительно испрашивают себе друг у друга прощение.

1Ин.1:8–9. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды».

Объясн. Грехи оставляются нам лишь под тем условием, если мы их исповедаем. А исповедание совершается устами: Рим.10:10, и пред людьми, которым дана власть вязать и разрешать грехи: Ин.20:23; Деян.19:18.

1Тим.1:15. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый».

Объясн. Господь Иисус Христос во время своей земной жизни отпускал грехи непосредственно: Лк.5:20, а затем таковую власть дал апостолам: Ин.20:23; Мф.18:18, в лице апостолов и их преемникам: Деян.20:17; Иак.5:14, чтобы последние могли от имени Бога отпускать грехи. Пред ними, как посредниками между Богом и человеком, нужно каяться в своих грехах: Деян.19:18; 1Ин.1:9.

2Цар.12:13. «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой, ты не умрёшь».

Объясн. Ссылка на Ветхий Завет в отрицание исповеди опять-таки не имеет особенного значения в этом вопросе. Власть вязать и решить грехи дарована Иисусом Христом лишь пастырям новозаветным: Мф.16:19:18:18; Деян.19:18. Кроме того, в 12 гл. 2Цар. рассказывается история покаяния Давида и разрешение его от греха Богом чрез пророка Нафана. Здесь оправдывается, а не осуждается таинство исповеди пред Богом через пастыря.

Древность установления таинства покаяния

Деян.19:18. «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои».

Объясн. Отсюда видно, что и в церкви апостольской существовало таинство исповеди, или покаяния. В этом месте Деяний мы видим, что исповедовали дела свои не иные как те, которые были уже веровавшими, т.е. раньше приняли крещение: Деян.2:44:4:32:11:17:15:5 и др. При этом уверовавшие приходили исповедаться пред апостолами (ст.6:21), так как им одним с преемниками дана власть вязать и разрешать грехи: Мф.18:18.

Покаяние не исключается верой

Мк.1:15. «Говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие».

Объясн. Отсюда видно, что вера в Евангелие не исключает покаяния, ибо и из уверовавших каялись: Деян.19:18; право исповеди дано от Господа апостолам и их преемникам: Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.20:17:28.

Лк.1:77. «Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их».

Объясн. «Дать уразуметь» – разъяснить народу, что наступает Царство Мессии и спасение чрез покаяние и веру во Евангелие: Мк.1:15:16:16; вера должна быть деятельная: Иак.2:17–18.

Только ожесточённые грешники не каются

1Ин.3:3:9. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.

Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога».

Объясн. Здесь выражается та истина, что чадам Божиим прилично исполнять волю Отца своего, выражаемую в законе, а воля Его, между проч., есть и такая: Ин.20:21–23. Тот, кто грешит, – нарушает закон, следов., поступает против воли Отца, или ещё более, тот делается уже не сыном Божиим, а сыном диавола: Ин.8:44; он к покаянию уже не прибегает, и сбываются над ним слова апостола Павла: Евр.6:4–6:10:28–29, а что покаяние необходимо, читай: 1Ин.1:8; Деян.19:18; Ин.5:14–16.

1Ин.3:6. «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его».

Объясн. Кто согрешает, т.е. пребывает, коснеет во грехе, тот не видел и не познал Его (Христа). Под видением разумеется здесь созерцание очами веры, которая при этом находит опору и помощь и в чувственном созерцании священных изображений Христа. Но это не значит, чтобы христианин, даже истинный, не мог согрешать, совершать отдельные грехи: 1Ин.1:8; Еккл.7:20. Посему вся жизнь христианина протекает в борьбе с грехом, в падениях и восстаниях, и благодатное очищение: (1Ин.1:9), и утверждение требуются для него постоянно: 1Пет.5:8; Мк.13:37.

Основные места Священного Писания в учении о таинстве покаяния, которые необходимо заучить наизусть

Мф.16:19. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Мф.18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Ин.20:21–23. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого:

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Деян.19:18. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.

2Кор.2:10. А кого вы в чём прощаете, того и я; ибо и я, если в чём простил кого, простил для вас от лица Христова.

1Ин.1:9–10. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды.

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

1Пет.5:8. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle