Источник

XXVI. О богоучреждённости церковной иерархии или священства

Слово Божие о первоначальном установлении священства на земле нам говорит: «и возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых, И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия»: Исх.28:1–2.

«А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство. И Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне»: Исх.29:29:44.

«Аарону (же) и сынам его поручи (скинию откровения), чтобы они наблюдали священническую должность свою (и всё, что при жертвеннике и за завесой); а если приступит кто посторонний, предан будет смерти»: Чис.3:10.

Из того же Слова Божия видим, как поставлялись ветхозаветные священники: Исх.40:12–15:30:25–30. Таким образом, иерархическому служению в Церкви положено начало Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействования в скинии; и установившим особые священнодействия для освящения и поставления избранных на священническое служение.

О том, на какое время Бог установил на земле священство из людей, читаем: «и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу во веки»: Исх.29:9.

«И помазание их посвятит их в вечное священство в роды их»: Исх.40:15.

Ветхозаветный закон, со всеми его постановлениями служа прообразом и тенью грядущих благ, с пришествием Мессии, утратив свою силу, уступил место превосходнейшему закону новозаветному с его божественными учреждениями. В частности, священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым: Евр.4:14–15.

Превосходство священства Христова пред священством ветхозаветным, по учению Слова Божия, состоит в том, что ветхозаветное священство, как учреждённое на время, не было утверждено клятвой – «те были священниками без клятвы»; а священство Христово, как неотменяемое – вечное, укреплено клятвой Бога – «Сей с клятвой, потому что о Нём сказано: клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека»» (Евр.7:21).

Вечное первосвященство Иисуса Христа не делает излишним в новом завете существование на земле священства из людей, ибо подобно тому, как Иисус Христос был учитель (Мф.23:8) и, однако, поставил в Церкви учителей из людей (1Кор.12:38; Еф.4:11); был Сам наставник (Мф.23:10) и кроме того, поставил особых наставников (1Кор.4:15; Евр.13:7:17); Сам был пастырь (Ин.10:11:16) и поставил ещё иных пастырей (Еф.4:11; 1Пет.5:1–5); так, будучи Первосвященником и Он установил в своей Церкви и священство из людей.

В Ветхом Завете есть ясные пророчества о новозаветном священстве: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием, благоразумием»: Иер.3:15. Срав. Ис.66:18–21.

«И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться, говорит Господь»: Иер.23:4.

«Священники Твои облекутся правдой, и святые Твои возрадуются. Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются»: Пс.131:9:16.

Видно из Священного Писания и то, что в новом завете действительно не отменено, а установлено новое священство: апостол Павел говорит: «С переменой священства надлежит быть перемене закона» (Евр.7:12); значит, с пришествием Иисуса Христа священство на земле не уничтожилось, так как оно по мысли Божией должно существовать вечно: Исх.29:9, а только переменилось: в ветхом завете священство было от Аарона и поручено было одному только роду Ааронову; в новом завете священство идёт от Христа и не поручено одному какому-либо роду; теперь священником может быть человек из всякого рода и сословия, как это можно видеть из вышеприведённого пророчества: Ис.66:18–21. «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими (злыми) виноградарями? Говорят ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои»: Мф.21:40–41.

Под виноградником надо разуметь Церковь ветхозаветную и новозаветную. Злые виноградари суть ветхозаветные священники и первосвященники времён Иисуса Христа, как видно из: Лк.20:19. «Другие виноградари» – эти новозаветные виноградари, т.е. апостолы и их преемники – епископы и священники. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»: 1Тим.4:14. Ясно, что во времена апостолов существовало рукоположенное священство.

Иисус Христос вручил священство в новом завете Своим избранным апостолам и их преемникам: из числа всех учеников Своих и верующих в Него Иисус Христос избрал только двенадцать и облёк их особыми полномочиями в Церкви. «Когда же был день, призвал (Христос) учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами» (Лк.6:13). Подготовляя их к предстоящему служению, Христос Спаситель сообщает им высшее ведение, раскрывает тайны царствия Небесного, дарует им особые обетования и дары духовные: Мф.10:1–7:19–20:13:11; Лк.9:1–6; Ин.14 и 16 гл.; Лк.21:15. Им, наконец, является после воскресения Своего в течение сорока дней и беседует с ними о царствии Божием, т.е. об устроении Церкви Своей на земле: Деян.1:3. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и доставил» (Ин.15:16), сказал Спаситель двенадцати апостолам, желая тем показать, что они не самовольно присвоили себе власть управлять Церковью, а получили эту власть от Него. Этим только избранным апостолам, а не всем верующим, даровал Господь право учить людей вере, совершать для них таинства и управлять их ко спасению. Явившись апостолам по воскресении Своём, Христос сказал им: «дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18–20). «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23).

Отсюда видно, что Господь сообщил апостолам и их преемникам не только принадлежащую Ему власть учительства (научите все народы) и священнодействия (крестя их), но и власть духовного надзора и суда над верующими (кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся); – (читай также Мк.16:15–16; Мф.10:7:14–15:40).

Апостолы пользовались дарованными им правами и исполняли возложенные на них Христом обязанности. «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20; чит. Деян.5:42:6:1–5; 1Кор.9:16 – проч.). И говорили о себе: «Мы посланники от имени Христова» (2Кор.5:20). «Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа...» (2Кор.3:6); кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:5:9).

Апостолы священнодействовали и поэтому заповедовали верующим о себе: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор.4:1). И, наконец, управляли Церковью и совершали суд над верующими. «Я, пишет апостол Павел Коринфским христианам, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом... решил, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса, обще с моим духом, силой Господа нашего Иисуса Христа, предать (кровосмесника) сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:3–5).

Апостолы передали свои права пастырям Церкви: рукополагали пресвитеров к каждой церкви (Деян.14:23) и им даровали право учить: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2).

Заблуждающихся и противящихся обличать и наказывать: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силён и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста... По сей причине обличай их строго» (Тит.1:7:9–11:13), увещавай и обличай со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит.2:15). Священнодействовать: Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15; 1Кор.4:1). Пасти стадо Христово: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своей» (Деян.20:28). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим.5:17).

Право рукополагать пастырей принадлежало только апостолам. Первенствующие христиане не дерзали восхищать это их право и самовольно рукополагать себе пастырей; они избирали только и представляли, по предложению апостолов, кандидатов на священные должности. Так, например, когда в Иерусалимской Церкви число верующих увеличилось настолько, что апостолы сами, без ущерба главной своей обязанности – проповеданию Слова Божия, не могли пещись о столах, то предложили верующим избрать из среды себя семь человек для этой службы. И угодно было это предложение верующим, и они избрали из среды себя семь мужей, исполненных святого Духа и мудрости, «их поставили пред апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6:1–6).

Это право рукоположения святые апостолы передали Епископам: апостол Павел, поставив чрез молитвенное рукоположение Тимофея епископом Ефесской Церкви и Тита епископом Критской Церкви (1Тим.1:3:4:14; Тит.1:5), Тимофею и Титу, а не обществу верующих критян и ефесян поручил и других возводить на различные степени священства. «Для того я оставил тебя в Крите, писал он епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе показывал» (Тит.1:5). Напоминая о том же епископу Тимофею, апостол пишет: рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1Тим.5:22). Апостол указывает и правила, которыми должен руководиться епископ при избрании, рукоположении пастырей и суде над ними (1Тим.3 гл.; Тит.1:5–9; 1Тим.5:17–20). (По Отв. из Сл. Божия.)

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью при отрицании ими богоучреждённости иерархии

Деян.20:28–31. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своей.

Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой.

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

Объяснение. Этими словами апостола Павла: 1) обличается богохульное мнение тех, кто говорит, что Иисус Христос не есть Бог (ст.28), 2) обличается лжеучение о том, будто Церковь не имеет богоучреждённого священноначалия: Еф.4:11; 3) изъясняется, что пастыри Церкви поставляются Духом Святым (ст.28), ср. Ин.20:21–22; при сем ясно, что это постановление есть искони и во все времена существующее в Церкви – таинство священства: 1Пет.5:1:4; Деян.14:23; 4) изъясняется и достоинство и обязанность лиц, поставленных Святым Духом: они суть блюстители и пастыри стада Христова (ст.28); 5) и наконец здесь же указывается на появление лжеучителей (ст.29), которые ясно разграничены с истинными пастырями: ст.29; 2Пет.2:1.

1Кор.12:28. «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки».

Объяснение. Апостолами состояли лишь те лица, которые непосредственно Самим Господом призваны были к проповеди евангельской: Лк.6:13; Рим.1:1–2; 2Кор.12:12. Как высшие устроители и распорядители Церкви, апостолы в себе совмещали и высшую иерархическую степень – епископа: Деян.1:20. Пророками были святые вдохновенные наставники, которые поучали людей и при этом предсказывали будущее: Деян.11:27–28:13:1. Евангелистами были особые провозвестники Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В настоящее время благовествованием занимаются лица иерархические и миссионеры. Именем пастырей называются пресвитеры: Деян.20:17:28, и епископы в лице апостолов: 1Пет.5:1; 1Кор.4:1. Пастыри именно составляют собою иерархию или священноначалие в Церкви, которым поручено всё наставление и руководство христианами, обязанными повиноваться им: 1Пет.5:1–5.

Флп.1:1. «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами».

Объяснение. Здесь находим ясное свидетельство о существовании в апостольской Церкви иерархии с различными степенями. Хотя здесь поименовано только две степени: епископы и диаконы, но нетрудно понять, почему апостол после епископов назвал прямо диаконов. Диаконы ведали совершенно отдельное дело, хозяйство церковное: Деян.6:1–3; Флп.4:15–18, и не были совершителями таинств. Пресвитеры же совершали таинства вместе с епископами. Посему они и разумеются здесь под именем епископов вместе с теми, кому это наименование усвоено в собственном смысле. Вообще вначале наименования епископа и пресвитера употреблялись смешанно, т.е. епископы назывались пресвитерами: Деян.20:17:28, и наоборот: Тит.1:5–7, но между ними была та глубокая разница, что епископы (как, например, Тит) поставляли пресвитеров: Тит.1:5.

1Тим.3:1–15. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочестен, честен, страннолюбив, учителен.

Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести.

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».

Объяснение. Отсюда видно, что с одной стороны одобряется желание и искание епископства, с другой – даются правила о том, кому оно может быть сообщаемо. Эти правила предназначаются для Тимофея: ст.15. Отсюда следует, что церковь ефесская (равно как и всякая другая) имела тогда такое же устройство, какое имеют все православные церкви в настоящее время; во главе её был раздаятель священных должностей: Тит.1:5–7, следов., архиерей, за ним следовали пресвитеры, называемые иногда епископами, поставляемые архиереем и посвящаемые чрез его рукоположение: 1Тим.5:22, за пресвитерами следовали диаконы, которые занимали служебное положение: Деян.6:3–5. Эти должности отличались, как ступени лестницы, различной высотой, и занимающие низшую степень хорошим служением приготовляли себе возвышение на высшую: ст.13.

Евр.13:17. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтоб они делали это с радостью, а не вздыхая, ибо это для вас не полезно».

Объяснение. Ясно, что под наставниками должно разуметь людей, начальствующих в Церкви, составляющих иерархию – предстоятелей: 1Фес.5:12. Если они должны дать отчёт, то значит им что-либо вверено (срав. отчёт об управлении домом: Лк.16:2), и, конечно, не что иное, как спасение душ: 1Пет.5:1–5. Срав. Лк.10:16. Непокорность и самим непокорным не полезна.

Евр.13:21–22. «Да усовершит вас во всяком деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам».

Объяснение. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь Пастырь добрый»: Ин.10:11. Этот Пастыреначальник, во время земной жизни Своей, избрал Себе помощников-апостолов: Мф.10:1–5; Лк.10:1, а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и друг.: Еф.4:11; 1Кор.12:28–29. Бог и в ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21, и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16; Пс.102:2–6.

Откр.1:20. «Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей».

Объяснение. Под ангелами церквей нельзя разуметь никого иного, кроме епископов, почему и говорится дальше: «ангелу Ефесской церкви напиши... ты много переносил... ты ниспал... покайся»: Откр.2:1–5 и проч. Всё это не приложимо к блаженным духам, называемым ангелами в собственном смысле, а приложимо только к человеческим предстоятелям церквей или епископам, как, напр.: Тит.1:5; 1Тим.5:22. Существование таких предстоятелей в век апостольский совершенно опровергает еретическое учение о всеобщем равенстве членов Церкви: 2Тим.2:20; Еф.4:11–14.

Исх.19:5–6. «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым».

Объяснение. Хотя Бог чрез Моисея и говорил народу Израильскому, что они будут называться царством священников, когда будут соблюдать завет Божий, однако и в ветхом завете было особое, Самим Богом установленное на все время ветх. завета священство: Исх.40:12:15; срав. Лев.8 гл. и др. Отправление известных религиозных обязанностей всецело принадлежало только законно постановленной, богоучреждённой иерархии. Царь Озия был наказан проказой за самовольное вхождение во святилище и воскурение фимиама на алтаре кадильном, что имели право делать только священники: 2Пар.26:16–23. А Корей, Дафан и Авирон, самовольно избранные взбунтовавшимся обществом для священнослужения, были поглощены со всеми бунтовщиками и их семействами разверзшейся землёй: Чис.16:3–5:32.

Не каждый может быть священником

Откр.1:5–6. «Ему (Иисусу Христу), возлюбившему нас, и омывшему нас от грехов наших кровью Своей, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь».

Объяснение. Правда, что каждый христианин является священником, по мере того, как представляет в жертву Богу своё тело и совершает пред Ним разумное служение: Рим.12:1. Правда и то, что каждый христианин может быть назван царём, по мере того как утверждается Духом владычным: Пс.50:14, господствует над своими страстями и торжествует победы над кознями дьявола: Еф.6:10–11; другими словами, каждый может быть «епископом сердца своего», своих мыслей, «священником и иереем», «царём», но только над своим сердцем, а что не все могут быть в Церкви вообще царями, иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется: 1Кор.12:28–29; Еф.4:11–14. Самочинное же присвоение священства строго наказывается: Чис.16:1–3:30; Евр.5:4.

Откр.5:10; срав. Исх.23:32. «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

Объяснение. Все христиане называются священниками в духовном смысле: 1) как избранники, освящённые благодатью Святого Духа: 1Пет.1:2; 2) как таковые, все христиане, подобно священникам, приносят Богу духовные жертвы: Рим.12:1; Евр.13:15, но не означают эти слова того, что каждый христианин может присвоить себе право рукоположенного священника или обходиться без него: Деян.14:23; Еф.4:11–14.

Посланничество

Лк.4:18–19. «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис.61:1–2).

Объяснение. Эти слова пророк Исаия говорил от лица Мессии: Ис.61:1–2; и Иисус Христос, объясняя это пророчество, сказал: «ныне исполнилось писание сие»: ст.21. Присваивать себе такое исключительное посланничество никто из смертных не должен: Ин.3:13.

Ин.1:41–42. «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос».

И привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр)».

Объяснение. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот апостол Пётр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1–5; Лк.10:1–2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собой: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Деян.15:35. «Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне».

Объяснение. Под «другими многими», вероятно, разумеются ученики Господни, апостолы из 12 и 70, а если бы даже и миряне проповедовали, то и они это делали вместе или под руководством Павла и Варнавы, ибо Господь апостолов, а не мирян поставил на дело проповеди: Мк.3:14:16:15, а последние рукополагали пресвитеров для каждой церкви: Деян.14:23:20:28; 1Кор.12:28–29.

Деян.26:20. «Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния».

Объяснение. Об апостоле Павле Сам Господь сказал, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями»: Деян.9:15; стало быть, он не сам собой проповедовал всей земле Иудейской и язычникам, о самозванных же учителях в Писании говорится: Иер.23:21; Ин.10:1; 2Пет.2:1.

1Кор.9:2. «Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».

Объяснение. В подтверждение этого личного признания в апостольском посланничестве Павла служат ещё и другие места Священного Писания: Деян.9:15–17; 1Кор.15:9–10.

Об апостольском служении

Мф.5:15–16. «И зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Объяснение. И зажжённую свечу требуется поставить на подсвечник, так и светильники Церкви поставляются: Еф.4:11, а не сами собой приемлют эту честь: Евр.5:4.

Как бы ни сильна была вера или «свет перед людьми», но закон утверждения Церкви на основании апостолов и пророков не уничтожается: Рим.3:30–31, Еф.2:20. Притом «светильнику» нужно знать хорошо и Священное Писание: 2Тим.3:15–17.

Ин.17:15–16. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам».

Объяснение. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10; Деян.4:29; Рим.1:1; Гал.1:10. Словами «Я вас избрал и поставил...» лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собой предвосхищать не должен: Евр.5:4; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5.

Деян.1:14–16. «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

В те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, – было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

Объяснение. В этом первоначальном христианском обществе не все имели одинаковое положение: отличались одиннадцать апостолов, как принявшие жребий служения (ст.17) и апостольства (ст.25). К этим одиннадцати сопричислен только избранник Божий через молитву апостолов (ст.26), поэтому и спрашивает апостол Павел: «Все ли апостолы?.. Все ли учители?» (1Кор.12:29).

Деян.2:47. «Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».

Объяснение. Здесь в первый раз общество верующих названо Церковью. Если говорится здесь, что Господь Сам умножал Церковь (тогда как из 11 ст.1 гл. Деян. видно, что Он уже вознёсся на Небо), то очевидно что Господь совершал это чрез посредство апостолов. Так нужно понимать и проч. места, где говорится, что Господь Сам научает: Ин.6:4–5; Евр.8:10; Сам привлекает: Ин.6:44.

1Пет.1:1. «Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным...».

Объяснение. Апостол Иисуса Христа – значит посланник Его: Мф.10:2. Апостол говорит и действует не сам по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа: Мф.28:19. Для достижения целей своего посланничества святые апостолы получили особенные дары Духа Святого и чрезвычайные чудотворные силы: Деян.2:1–4:5:12.

2Кор.1:18–20. «Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».

Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет», но в Нём было «да», – ибо все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь», – в славу Божию, чрез нас».

Объяснение. Апостол ссылается на самую проповедь свою у Коринфян и говорит, что в этой проповеди не было ничего легкомысленного, и как Проповеданный им (Иисусом Христом) неизменяем, так и все действия апостола запечатлены тем же характером постоянства. Обетования Божии о Христе Иисусе исполнились чрез апостолов, ибо кто бы мог сделаться причастником их без проповедующего? Рим.10:14; Господь, воссев одесную Отца, вместо Себя послал по всему лицу земли апостолов, облечённых силой Его: Мк.16:15–16, насаждать веру и водворять в людях спасение: Флп.2:10–12. Апостолы оставляли по себе преемников: Тит.1:5.

2Кор.12:9. «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».

Объяснение. Здесь указание не только на то, что служителям Божиим: 1Кор.4:1; 2Кор.6:4, могут быть свойственны немощи: 2Кор.13:7; Рим.7:23, но и на то, что Господь не удаляет от них таких немощей с нарочитой целью, – чтобы в них «обитала» (открылась, как присущая им) сила Христова: 2Кор.4:10.

Пастырское проповедничество

Деян.9:19–20. «Приняв пищи, укрепился, и был Савл несколько дней с учениками в Дамаске; и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

Объяснение. Апостол Павел выступил с проповедью после. Господь Сам явился ему и сказал: иди в город и сказано будет тебе, что надобно делать (ст.6), а затем о Павле Господь сказал Ананию: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями» (ст.15), следовательно, исключительное посланничество на проповедь апостола Павла не может служить примером и основанием для выступления на пастырское служение для тех, которые проповедуют, не будучи посланы: Рим.10:15; 1Кор.12:28–29; 2Кор.2:17.

Деян.10:42–43. «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых; о Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

Объяснение. Это говорил апостол Пётр, которому Самим Господом сказано: Мф.16:18; а не посланным на проповедь говорится: Рим.10:15; Евр.5:4.

Деян.18:13. «Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону».

Объяснение. Это говорили не уверовавшие во Христа Иудеи, обвиняя апостола Павла в том, что он учит чтить Бога не по закону иудейскому, т.е. Моисееву, а между тем и этот закон пророчески говорил о Христе – Мессии: Быт.3:15; стало быть, на сердцах ослеплённых Иудеев, при чтении Ветх. Завета, лежало неснятым покрывало: 2Кор.3:14–16, а относительно посланничества на христианскую проповедь читай: Еф.4:11; 1Кор.12:28–29; Евр.5:4.

Деян.26:20. «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния».

Объяснение. Об апостоле Павле Сам Господь сказал, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями»: Деян.9:15; стало быть, он не сам собою проповедовал всей земле Иудейской и язычникам, о самозваных же учителях в Писании говорится: Иер.23:21; Ин.10:1; 2Пет.2:1.

Рим.1:8. «Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире».

Объяснение. Римляне, как жители, имеющие свою осёдлость, сами не могли возвещать веру по всему миру, и не им сказано Господом: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»: Мк.16:15, а апостолам (ст.14); стало быть, здесь говорится не о проповедничестве Римлян другим народам, а о том, что вера их во Евангелие «возвещается», т.е. для всех составляет предмет разговоров, как вера примерная: 1Пет.1:7; Рим.10:15–17.

2Кор.2:14. «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте».

Объяснение. Познание об Иисусе Христе, распространяемое проповедью о Нём, сравнивается с благовонием мира. Образ взят апостолом из Ветх. Завета, где священным миром помазывались священные сосуды скинии священниками и сам первосвященник: Исх.30:26–30. В Новом Завете Иисус Христос, помазанный Духом Святым паче причастников Своих: Лк.4:18, распространяет вокруг Себя благовоние во всей Церкви Своей чрез Своих посланников: Мф.10:5; Лк.10:1; Деян.14:23.

2Кор.5:20. «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом».

Объяснение. Апостолы и их преемники, а не миряне, суть посланники Христа: Мк.6:7; Тит.1:5; посредники между Ним и людьми: Еф.2:18; Иер.27:18; они довершают дело примирения и вместо Христа являются проповедниками о примирении с Богом: Еф.4:11–13.

Кол.1:28–29. «Которого (Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы предоставить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно».

Объяснение. Святыми, или совершенными, называются у апостола не отдельные лица, а целые общества – Церковь Христова, идеал которой есть освящение людей: Еф.5:25–27. Этим-то освящённым членам истинной Христовой Церкви и открылась тайна воплощения Христова: Мф.13:11; при этом, для раскрытия тайны поставлены трудиться и подвизаться силой Божией апостол Павел и другие апостолы и их преемники, Богом на то посланные провозвестники Евангелия: Еф.4:11–12; 1Кор.12:28–29.

О девственности епископов

1Тим.3:2:4–5. «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

Объяснение. В этих стихах апостол Павел даёт наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные; а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым, – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор.7:7–8. Сам апостол Павел, как епископ, будучи неженатым, желал, чтобы и все люди были таковы, как он сам, и многие другие из апостолов, как, например, Иоанн Богослов. Спаситель девственников считает людьми, имеющими особый дар от Бога: Мф.19:10–11. Итак епископы, как посвятившие себя на высокое служение Богу, по слову апостола Павла, представили телеса свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу: Рим.12:1; Мф.19:12.

Об избрании диаконов

Деян.6:3–6. «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

И угодно было это предложение всему собранию, их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки».

Объясн. Диаконов хотя и избрали вместе все члены первой христианской Церкви, но одним этим избранием дело не ограничилось, ибо «их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (ст.6). Какое же основание имеют предвосхищать себе власть апостольского служения те люди, которые не имеют ни церковного устройства: Мф.18:16–17, ни посланничества на дело служения: Еф.4:11–12; 1Кор.12:29?

О выборном начале для священнослужителей

Деян.1:23–26. «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам».

Объяснение. Матфей был из числа 70 апостолов и поэтому, как уже имеющий степень апостольства, без рукоположения был причислен к лику 12 апостолов, при этом избрание его сопровождалось жребием, предложенным не одними мирянами, а главным образом апостолами. Отсюда ясно, что никто сам собой этой чести принимать не должен: Евр.5:4. Право руковозложения принадлежит только епископу: 1Тим.5:22; Тит.1:5.

Тит.1:7. «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец».

Объяснение. Словами: «Божий домостроитель» указывается на начальственное положение епископа или пресвитера в отношении к приходу и независимость его от изменчивой воли прихожан или общины, но от воли Бога, Которому принадлежит дом Церкви и Которому пресвитер некогда воздаст отчёт в управлении своём: Лк.16:2; Деян.20:28.

Основные места Священного Писания в учении о богоучреждённости церковной иерархии

Иер.3:15. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием (Сравн. Ис.66:18–21).

Пс.131:9. Священники Твои облекутся правдой, и святые Твои возрадуются. Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

Евр.7:12. Потому что с переменой священства, необходимо быть перемене и закона.

Мф.21:41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

1Кор.12:28–29. И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?

Ин.15:16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил.

Мф.28:18–20. Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle