Источник

XXV. О священстве (Иерархии)

Церковь, по обетованию Спасителя, будет существовать на земле вечно, ибо и врата ада не одолеют её (Мф.16:18); до кончины мира, по словам Его, будет проповедоваемо на земле Евангелие Царствия Божия (Мф.28:18–20:24:14), но апостолы не могли жить вечно (Флп.1:21–23), а потому полученные от Бога права и власть ещё при жизни своей они передали своим преемникам – пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили к каждой Церкви. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого они уверовали (Деян.14:23; 1Тим.4:14).

Рукополагая пастырей Церкви, апостолы исполняли волю Божественного Учителя своего и действовали по внушению Духа Святого (Ин.16:7:13–14), поэтому и внушали другим, что Сам Христос поставил не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей и учителей (Еф.4:11).

Свои божественные права апостолы передали только пастырям. Им только они заповедовали учить народ. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2; 1Тим.5:17; Тит.1:9). Пастырям только дано право священнодействовать: болен ли кто из вас? Пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15). Пастырям только апостолы передали и право управления в Церкви. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (1Тим.5:17; читай Деян.15:1–2:4–6:16:4). Избранным пастырям апостолы заповедали власть учительства, священнодействия и управления в Церкви передавать чрез рукоположение другим избранным и подготовленным лицам. Для того я оставил тебя в Крите, писал апостол Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит.1:5; чит. 2Тим.2:2; 1Тим.5:22).

Всех вообще верующих апостолы, по примеру Иисуса Христа, обязывали и увещевали повиноваться гласу своих наставников. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт (Евр.13:17). Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их (1Сол.5:12–13; 1Пет.5:1–5).

И строго запрещали восхищать самовольно власть учительства, священнодействия и управления верующим лицам не рукоположенным. Все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители?» (1Кор.1:29) – спрашивает святой апостол Павел и в другом послании отвечает: никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр.5:4–5). Самозваных учителей апостолы называют лжеучителями (2Пет.2:1), лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими только вид апостолов Христовых (2Кор.11:13).

Таким образом, в Церкви Христовой, по Божественному установлению, различаются пастыри и пасомые (1Кор.12:12–30; Еф.4:11–13; 1Пет.5:1–5).

Только законно рукоположенным пастырям принадлежит право учить, священнодействовать и управлять в Церкви Христовой (Мф.28:18–20; Ин.20:21–23; 2Кор.5:20; 1Кор.3:9; 1Тим.4:11:16; 2Тим.2:15:4:2; Тит.1:7–9; 1Кор.4:1; 1Тим.3:8–9; 1Тим.5:17:19–20; Деян.15:5–6:16:4). Пасомые же должны повиноваться пастырям (1Пет.5:5; 1Сол.5:12–13; Евр.13:17; Лк.10:16; Мф.10:14–15; Мк.16:16).

В Церкви Христовой различаются три степени священства: епископская (Флп.1:1; 1Тим.3:1–2), пресвитерская (Деян.14:23; 1Тим.5:19) и диаконская (1Тим.3:8:12). Поставляемые в этих степенях поставляются от самих апостолов преемственной благодатью чрез священное рукоположение в таинстве священства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5; 1Тим.5:22; 2Тим.2:2; Деян.14:23; Деян.20:28; Еф.4:11–13). (Мисс. спутн.).

Итак, истинное и законное священство должно вести своё начало от самих апостолов. Священное рукоположение не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подаётся «дар Божий» (2Тим.1:6), подаётся Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своей» (Деян.20:28).

Где нет законно рукоположенного чрез преемственно идущее от апостолов епископское руковозложение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет «совершителей таин Божиих» (1Кор.4:1), нет благодати, а следовательно, и спасения.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании ими священства

а) О священстве вообще

Мф.9:37–38. «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

Объяснение. Как ясно здесь различается: паства – народ и делатели – пастыри; первых много, а последних мало, а что не сами себя назначали люди в пастыри, читай: 1Кор.12:28–32; Еф.4:11–12; Тит.1:5.

Мф.10:5–6. «Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;

а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева».

Объяснение. И апостолы не самолично пошли на дело проповеди, а их «послал Иисус». Даже на низшую степень священства – диаконство требовалось избрание и рукоположение: Деян.6:б, так же, как рукополагали пресвитеров: Деян.14:23; присваивающие себе это звание уподобляются разбойникам: Ин.10:1–3.

Мф.26:3–5. «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить».

Объяснение. Осудили и распяли Иисуса Христа не те пастыри, которых Он Сам поставил пасти Церковь Свою: Еф.4:11–14, а иудейские первосвященники и старейшины народа: Пс.2:2. Распинают в себе Христа и теперь те, кто отпал от истинного вероучения: Евр.6:6, и не признает за святыню «кровь завета»: Евр.10:29.

Лк.11:33–35. «Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно.

итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?».

Объяснение. Из этих слов видно, что «светильник» не сам собой появляется, а зажигают его и ставят на подсвечнике, так равно не должен никто сам предвосхищать честь священства: Евр.5:4; Ин.10:1; но нужно быть для этого призванному и рукоположенному: Мф.10:5; Деян.14:23; Тит.1:5.

Ин.10:1–2. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

а входящий дверью есть пастырь овцам».

Объяснение. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1–6; Ин.20:21–22; Деян.6:6:14:23; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5; а «перелазящие инуде», не дверью, т.е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются по следующим местам Писания: 1Ин.4:1–3; 2Пет.2:1–2; их нужно беречься (остерегаться); Мф.7:15:24:4–5; Иер.23:16.

1Пет.2:5–9. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом...

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

Объяснение. Говоря о святом священстве, апостол разумеет священство не отдельных христиан, а Церкви, дома Божия, в котором есть разные сосуды: 2Тим.2:20, в котором не все апостолы и учители: 1Кор.12:29. Церковь священствует, но не потому, что все члены её суть священники. Подобно тому, как тело наше видит, но не потому, чтобы каждый член его был глазом: ср. 1Кор.12:17. Кто хочет принимать участие в её духовных приношениях, достигай этого чрез единство с ней, хотя может быть не как строитель таинств: 1Кор.4:11, но только как причастник их.

Рим.12:4–8. «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры, имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, – увещевай, раздаватель ли, – раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием».

Объяснение. Здесь ясно отвергается безразличное равенство между членами Церкви Христовой, в которой Бог поставил апостолов, пророков, пастырей и учителей: Еф.4:11; 1Кор.12:29. Правда, в отношении к Христу (о Христе) мы все как бы одинаковы: не имея ничего своего, мы все получаем от Него, ибо без Него не сможем делать ничего: Ин.15:5, но по взаимным отношениям между собой мы то же, что различные члены тела: Мф.10:5; Лк.10:1; Деян.14:23.

1Кор.9:13. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?».

Объяснение. Апостол не пользовался своим правом получать содержание от Коринфян, но право это тем не менее сохранял: 2Кор.11:8. Так поступали и прочие апостолы: 1Кор.9:6.

Гал.6:1. «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушённым».

Объяснение. Кто были эти духовные? По нравственному своему состоянию это были люди, утвердившиеся в вере и духовной жизни, ходящие по духу: Гал.5:22; по своему общественному положению среди других верующих это были церковные начальники, на которых возлагалось исправление, обличение и наказание согрешающих: 1Тим.5:20; 2Тим.4:2 и которые избирались и поставлялись апостолами из числа христиан, богатых плодами духовными: Тит.1:5–9.

1Фес.5:12. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.

Объяснение. Слова «вразумляющих вас» указывают на отрицаемое неправомыслящими церковное учительство. Слова: «предстоятелей ваших» – указывают на церковное священноначалие, – предстоятель – то же самое, что и начальник; слово Господь выражает, что предстоятельство или начальство в Церкви имеет своим виновником Христа, изводящего делателей на жатву Свою: Мф.9:38; наконец, слова: «трудящихся у вас» – показывают существо начальствования, которое так определено Спасителем: кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом: Мф.20:27, т.е. не себе служить, но трудиться для спасения всех.

1Тим.3:6. «Не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».

Объяснение. Новообращённый, не искусившийся в духовной жизни, в случае достижения им епископства мог ошибочно приписать это своим достоинствам и, таким образом, подвергнуться осуждению с диаволом, падшим чрез гордость.

1Тим.4:14. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства».

Объяснение. О каком же даровании говорит здесь апостол? Не о том даровании Святого Духа, которым запечатлеваются все верующие в день искупления (Крещения): Еф.4:30, но об особом даровании, которое сообщено Тимофею чрез возложение рук при его посвящении, сравни Деян.6:6; 2Тим.1:6. Священные должностные лица, как, например, архиереи, ещё в апостольский век не только избирались и назначались, но и посвящались, т.е. чрез рукоположение получали особенные дары Святого Духа, соответственные служению их: 1Кор.12:4–10. Выражение «с возложением рук священства» указывает у апостола на несколько священных лиц, участвовавших вместе с ним в посвящении апостола Тимофея. Так же совершается посвящение православного епископа.

1Тим.5:22. «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым».

Объяснение. Этими словами апостол заповедует Тимофею осмотрительность в избрании и посвящении пресвитеров и диаконов, дабы священная должность не была возложена на лицо недостойное. Отсюда усматривается, что не только никто сам собой не должен принимать чести священства: Евр.5:4, но и имеющий право рукополагать призывается к осторожности.

Евр.4:14. «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего».

Объяснение. Христос, сей Первосвященник навеки совершенный, всегда живой, чтобы ходатайствовать за нас, Сам избрал апостолов из людей немощных и сказал им: Кто принимает вас, Меня принимает: Мф.10:40; слушающий вас, Меня слушает: Лк.10:16. В других местах тот же апостол говорит о том, что сам Иисус Христос поставил апостолов, пророков, евангелистов, пастырей: Еф.4:11–14, и что проповедь евангельская должна совершаться только людьми, получившими рукоположение или посольство: Рим.10:15; Деян.20:28. Называет пастырей преемниками апостольского служения: Тит.1:5, строителями тайн Божиих: 1Кор.4:1. Здесь, в ст.14, апостол говорит о священстве ветхозаветном, уже отменённом: Евр.7:12.

Евр.5:4. «И никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон».

Объяснение. Это значит, что человек только по призванию от Бога может принять почётное служение, как, например, служение первосвященника, учителя, проповедника: Рим.10:15, а если бы кто стал возвышать сам себя, то делал бы это по своему произволу и уподобился бы Корею, Дафану и Авирону, которые за восстание на Моисея и Аарона, вместе со своими сообщниками в числе 250 челов., были поглощены разверзшейся землёй: Исх.16:1–3:30. Итак, без избрания и призвания Божия, как во времена Моисея, так и теперь, никто не может принимать на себя почести пастырства, учителя и священника.

Евр.5:5. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7).

Объяснение. Доказательством вышеприведённого объяснения (ст.4) служит настоящий стих, из которого видно, что и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой... так и следующие места Священного Писания: Деян.6:6:14:23; 1Тим.4:14:5:22; 2Тим.1:6; Тит.1:5.

Евр.5:8–9. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».

Объяснение. За Свои страдания Иисус Христос превознесён: Флп.2:9, получив Имя, выше всякого имени; иначе сказать: удостоился чести быть первосвященником для людей, быть для них Ходатаем, совершать их спасение: Евр.2:10. Причём, как во время Своей земной жизни Иисус Христос избирал Себе помощников в лице 12 и 70 апостолов: Мф.10:1–5; Лк.10:1–3, так и по вознесении, на все времена установил порядок преемственного рукоположения пастырей Церкви Его: Ин.20:21–22; Деян.14:23; Тит.1:5, коим Сам Господь даровал власть духовную: Мф.18:18. И апостолы пользовались данной им властью: 2Кор.13:10. Апостол Павел предписывал повиновение и уважение наставникам: Евр.13:17; 1Фес.5:12–13.

Евр.7:23–28. «Притом, тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному.

Который (Иисус Христос) не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого.

Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного».

Объяснение. Эти слова приложимы только к ветхозаветному первосвященнику, который в каждое отдельное время был один и сменялся другим только за смертью; напротив, священников было постоянно во множестве и разделялись на двадцать четыре чреды... И апостол далее в ст.27 и 28 называет «тех священников» – первосвященниками. Сам Иисус Христос называется и первосвященником: Евр.6:20:7:26:8:1:9:11, и священником: Евр.7:3:11, 15:17:8. Значит, здесь речь у апостола о ветхозаветном священстве.

Евр.8:1–2, 6. «Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престала величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утверждён на лучших обетованиях».

Объяснение. В послании к евреям апостол Павел раскрывает превосходство нового завета пред ветхим и Божественное величие первосвященнического служения Иисуса Христа пред служением ветхозаветных первосвященников, которые приносили в жертву Богу животных, птиц и неодушевлённые предметы и, умирая, передавали своё достоинство детям. Христос же, первосвященник, принёс в жертву за людей Самого Себя: 1Пет.3:18; Еф.5:2. Христос совместил в Своём лице первосвященническое, царское и пророческое служение, но первосвященство Его вечно и царство Его не от мира сего: Ин.18:36. Но эта раскрытая истина не отрицает необходимости и важности служения рукоположенных апостолами и их преемниками пастырей и учителей в земной Церкви: 1Кор.12:14–18:21:28–29; Еф.4:11–14.

Евр.10:11. «И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов».

Объяснение. Если понимать эти слова в смысле бесполезности священства новозаветного, то как же понимать слова того же апостола, говорящего: «Он (Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями? Еф.4:11–14. В других местах тот же апостол замечает, что проповедь евангельская должна совершаться только людьми, получившими рукоположение или посольство: Рим.10:15; Деян.20:28; Тит.1:5; 1Кор.4:1.

б) Пастырство Христово

Мф.11:25. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Объяснение. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младен. на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21–22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:6. «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах».

Объяснение. Синагога не то же, что христианский храм, в котором пастыри не «председают», а предстоят перед Господом за пасомых, за что их нужно не осуждать, а уважать: 1Фес.5:12; 1Тим.5:17.

Мф.23:15. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

Объяснение. В православной Церкви в каждом районе есть свои пастыри правопоставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4:6:4–6.

Лк.6:46–47. «Что вы зовёте Меня: «Господи! Господи» и не делаете того, что Я говорю?

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен».

Объяснение. Из этих слов видно, что недостаточно только веровать в Господа и призывать Его, необходимо ещё делать то, о чём Он говорил, а Он, между прочим, говорил апостолам, а в лице их преемникам их – пастырям: Лк.10:16; Мф.10:40–41; Ин.13:20.

Ин.10:27. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною».

Объяснение. Тот же голос Христов передаётся и посланными Им пастырями: Мф.18:19–20; Еф.4:11–12; кто не слушает их, тот не слушает и Господа: Лк.10:16; стало быть, тот и не овца Его, потому что не слушает голоса Его.

Ин.15:15–16. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам».

Объяснение. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10; Деян.4:29; Рим.1:1; Гал.1:10. Словами «Я вас избрал и поставил»... лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собой предвосхищать не должен: Евр.5:4; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5.

Деян.11:29–30. «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла».

Объяснение. Здесь в первый раз употреблено слово «пресвитеры», которые были начальственные лица в Церкви, пастыри отдельных христианских обществ: Деян.20:17:28; Тит.1:5, к ним-то и направлены были пожертвования, дабы пособие достигло нуждающихся. Эти пресвитеры не сами собой принимали пастырское служение, но были рукополагаемы: Деян.14:23.

Деян.20:17. «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви».

Объяснение. Итак, в Ефесе были в то время пресвитеры церковные, облечённые властью к сему служению чрез апостольское рукоположение: Деян.14:23; Тит.1:5. К ним-то преимущественно и обращена была речь апостола (ст.18–19).

1Кор.12:7:13. «Но каждому даётся проявление Духа на пользу... Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом».

Объяснение. Этими словами апостола не устраняется та истина, что есть между христианами и пастыри и пасомые, и начальствующие, и подчинённые: Еф.4:11; 2Тим.4:2–3; ибо, хотя все истинно верующие в Иисуса Христа, как в Господа, обнаруживают чрез это, что имеют Святого Духа: ст.3, однако действия Духа весьма различны, дарования Его разнообразны: ст.4–5; одни дарования свойственны пасомым, а другие пастырям и начальникам: 1Кор.12:29–30.

2Тим.1:12. «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день»

Объяснение. Силен сохранить залог мой – здесь понимается в смысле залога, вручённого на содержание и преподание другим: ст.14; 1Тим.6:20, т.е. в смысле верного учения, которое проповедовал по внушению Духа Святого: ст.6; 1Тим.4:14.

Евр.2:17–18. «Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

Ибо, как Сам Он претерпел, был искушён, то может и искушаемым помочь».

Объяснение. Первосвященничество Иисуса Христа, принёсшего Себя в жертву за род человеческий, не исключило из Церкви пастырей и учителей; напротив, Сам Спаситель, как глава Церкви: Еф.1:22, основал в ней разные степени пастырского служения; Еф.4:11; 1Кор.12:28–29.

Евр.5:1–3. «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим; потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах».

Объяснение. Этими словами апостол не только не отрицает необходимости и важности пастырей в земной Церкви Христовой, но и говорит, что они из человеков избираются, для человеков поставляются на служение Богу: ст.1, что они должны быть в Церкви до тех пор, пока люди не придут к единению в вере и в совершенное признание Христа: Еф.4:11–14, т.е. до второго Христова пришествия на землю, так как до конца мира нужно будет охранять людей от лжеучения, ересей: 1Тим.4:1–2; и будет проповедоваться всем народам единая истинная вера: Мф.24:14.

Евр.8:4. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником; потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары».

Объяснение. Этими словами апостол хочет высказать не то, что вообще для людей, пребывающих на земле, невозможно быть священниками, но то, что именно Христос, происходивший из колена Иудина, а не Левиина, не мог на земле среди иудейского народа быть первосвященником, что Он открыл Своё первосвященничество только тогда, когда восшёл на небеса и там, в небесном чертоге Божием, предстал Отцу, чтобы всегда ходатайствовать за нас: Евр.9:15; Рим.8:34. На земле же к созиданию Церкви – Тела Христова, Бог поставил особых пастырей и учителей: Еф.4:11–13.

Иер.31:33–34. «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более».

Объяснение. Пророк говорит о временах Нового Завета. Что будет совершаться постепенно, пророк представляет как бы совершившимся вдруг. «Все познают» – как будто разом, на самом же деле познание происходит постепенно. Семя Слова Божия в различных душах имеет различный восход: Мф.13:3–23 (притча о сеятеле). Начатый Христом посев продолжают апостолы и их преемники: Мф.10:1–5; Лк.10:1–3; Деян.20:28. Люди не поставленные (не рукоположенные) не должны браться за дело пастырства: Рим.10:15; 1Кор.12:30; 2Пет.3:16; 2Кор.2:17.

О пастырском преемстве

Ин.10:14. «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня»...

Объяснение. Господь знает своих «овец» тех, которых дал Ему Отец: Ин.6:37, в числе их 12 и 70 апостолов: Мф.10:5; Лк.10:1, апостолы рукополагали себе преемников: Деян.14:23; Тит.1:5; слушающий их слушает Самого Господа, и наоборот: Лк.10:16.

Деян.14:21–23. «Проповедавши Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию...

Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

Объяснение. Первыми начальниками Церкви Христовой были избраны апостолы: Мф.10:5:28:19–20; когда оказалось невозможным для них, кроме проповеди, служить трапезам: Деян.6:2, они поставили на это дело вместо себя диаконов: Деян.6:6–7; а когда оказалось невозможным для них лично и непосредственно руководить всеми церквами, тогда они вместо себя поставили к каждой церкви пресвитеров: Деян.14:23; Тит.1:5. Усмотри отсюда Богом устроенную преемственность и не дерзай сам собой предвосхищать честь священства: Евр.5:4; Ин.10:1; помни к тому, что если подвизаться будешь, но незаконно, не увенчаешься: 2Тим.2:5:1:13.

2Тим.2:2. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».

Объяснение. Пред священным рукоположением Тимофей должен был усвоить от апостола Павла точное изложение истин веры как образец здравого учения. Сохраняя пред лицом многих свидетелей этот апостольский завет: 2Тим.1:14, Тимофей должен был потом передать его тем же путём «верным людям», на которых можно было положиться, что они в свою очередь научат и других: 1Тим.5:22. Вот какой премудрый способ сохранения Предания предначертан был святым апостолом Павлом. Вместе с тем устанавливается здесь и учение о преемстве учительства и пастырства от апостолов.

Тит.1:5. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал».

Объяснение. Этими словами доказывается то, что в Церкви апостольской существовали 1) пресвитеры и 2) поставлявшие их архиереи, подобные Титу. Словами «довершить недоконченное» доказывается тот порядок, при котором апостолы начали, а архиереи должны продолжать и оканчивать, почему они и называются преемниками апостолов. Заповедь Господню «научите все народы» (Мф.28:19) апостолы могли выполнять только в пределах краткой их жизни и ограниченного пространства, а затем должны своё служение, вместе с повелениями Господними, передавать другим: Деян.14:23; эти преемники передали священство своим преемникам: Тит.1:5 и т.д.

О вечности существования священства

Мф.28:20. «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Объяснение. Слова Иисуса Христа о вечности пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20–21, удостоверяют нас в том, что священство, установленное Им, не прекратится и что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18; Деян.16:4–5:20:17–28; Еф.1:22–23:2:20–21.

Чис.25:13. «И будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своём и заступил сынов Израилевых».

Объяснение. Обетования Божии, как всему еврейскому народу, так в частности и Фенеесу (внуку Аарона) были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Исх.20:3–17; Ис.1:19–20. Относительно обетования о священстве Аароновом сказано: Евр.10:1. Итак, вечность ветхозаветных обетований простиралась только на Ветх. Зав., а о вечности существования новозаветного священства, Христом установленного до второго Его пришествия, сказано: Евр.5:6, б:20; Мф.16:18.

О правах и обязанностях пастырей

2Тим.4:2. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

Объяснение. Эти слова апостола изображают нам всю полноту прав и обязанностей церковных пастырей как учителей: 2Тим.1:11; судей и начальников: Деян.20:28; 1Фес.5:12.

О власти духовной и об оказании ей чести

Мк.9:35. «И сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой».

Объяснение. Апостолы и их преемники пастыри Церкви равны между собой в сознании собственного недостоинства, но власть пастырская духовная над пасомыми должна быть: 1Пет.5:5; Тит.2:15; Евр.13:17; 2Тим.4:2; также и уважение к ним должно быть: 1Фес.5:12; потому что к ним сказано: Мк.16:15–16.

Лк.12:1. «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».

Объяснение. Господь предостерегает сим от всего дурного, как в образе мыслей, так и в образе жизни, что заметно было в фарисеях, но слушать, чему учили фарисеи, Господь повелел: Мф.23:3. Новозаветные пастыри в лице апостолов и их преемников Самим Господом избраны на дело пастырства: Мф.28:19–20; Еф.4:11; и кто отвергает их, тот отвергает Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: Лк.10:16; Ин.13:20.

1Тим.5:17. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении».

Объяснение. Здесь удостоверяется 1) существование в апостольской Церкви священной степени пресвитеров; 2) их начальственное положение в отношении их к прочим верующим; 3) их обязанность проповедовать и учить: Евр.13:17; 1Фес.5:12–13; 1Пет.5:5; Сир.7:31.

Тит.2:15. «Сие говори, увещевай и обличай со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».

Объяснение. Эти слова могут быть приводимы в доказательство того, что церковные учители-пастыри, подобные Титу, имеют право суда и распоряжения, ибо власть духовная апостолам, а в лице их и преемникам дана Самим Господом: Мф.18:18, и апостолы пользовались данной им властью: 2Кор.13:10. Апостол Павел предписывал повиновение наставникам: Евр.13:7.

Основные места Священного Писания в учении о священстве, как пастырстве Христовом и его преемстве, которые необходимо заучить наизусть

Мф.10:5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите.

Лк.10:1. После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти.

Еф.4:11–12. Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова.

1Кор.12:29. Все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?

Деян.14:23. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Тит.1:5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.

Евр.5:4. И никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle