Источник

XXIV. О монашестве

Когда Христианство озарило Русь своим светом, между русскими людьми стали появляться высокие души, которые бросали земные блага и шли на духовные подвиги. Они были первыми светочами среди Христова стада. Своей подвижнической жизнью, умерщвлением плоти, воздержанием от страстей эти люди были посланниками Божиими для поддержания и увеличения духовного сокровища в Русской земле. Благодаря им на Руси основались монастыри, которые в то время были главными распространителями православной веры, учителями разумно-нравственной жизни среди тьмы язычников, хранителями старины и рассадниками книжного просвещения.

Многие из таких людей ради спасения души уходили в пустынные места, в леса, но святая их жизнь скоро становилась известной и около них собирались новые подвижники. Мало-помалу братия умножалась, и таким образом основывались монастыри и монашество.

Самый древний на Руси монастырь – это Киево-Печерский. Потом чрез некоторое время возник Троицкий монастырь, впоследствии Троице-Сергиевская Лавра. Последняя не только показывала Руси образцы аскетизма, но и спасала наше отечество в годины тяжких испытаний. Грамотность и просвещение также долгое время сосредоточивались в монастырях. Следовательно, должно не порицать монашество за его мелкие, частные недостатки, а, наоборот, быть ему признательным за духовную службу, оказанную и оказываемую монашеством русскому народу.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью при отрицании ими монашества

Мк.1:13. «И был Он (Иисус Христос) там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями; и Ангелы служили Ему».

Объяснение. Здесь пример и основание для пустынножительства, для удаления от мира, во зле лежащего: 1Ин.2:15:5:19; угодники Божии так и поступали: Евр.11:38.

1Тим.4:1–3. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимания духам обольстителям и учениям бесовским.

чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей,

запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

Объясн. Из 1 ст. этой главы видно, что всё вышесказанное здесь должно относиться не к существующему издревле монашеству, а к тем, которые «в последнее время отступят от веры». Действительно, в наше время многие отступники, еретики запрещают вступать в брак, запрещают пищу (например, хлысты свинину, а штундисты пищу пасхальную). Всё это они делают вопреки Слову Божию: Евр.13:4; 1Кор.7:10; 1Тим.4:4–5. – Но монашество, дающее Богу обет девственности, по своему собственному желанию выбирает для себя лучший путь ко спасению: 1Кор.7:7–9, посвятив себя на служение Богу, монашествующие другим никогда не запрещают вступать в брак.

Иез.13:17–21. «Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество,

и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасёте ваши души?..

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтоб они прилетали, и вырву их из-под мышц ваших и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетали к вам.

И раздеру покрывала ваши и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычей, и узнаете, что Я Господь».

Объясн. При пророке Иезекииле монашества совсем не было, так как оно явилось только в христианское время, а потому указанное место к женскому монашеству никак не может относиться, ибо в нём говорится о языческих обрядах («чародейные мешочки»: ст.20); слова пророка были обращены к ложным пророкам, предвещающим ложь: ст.6, а потому, только по крайнему невежеству и полному отсутствию понимания истинного смысла Священного Писания можно приводить подобные тексты против монашества.

Основные места Священного Писания, служащие в защиту монашеского подвига

Мф.19:29. Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Евр.11:38–40. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

1Кор.7:7. Желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе.

Мф.19:10–12. Говорят Ему (Иисусу Христу) ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано;

ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle