XXIII. О чудесах и знамениях
Кому в настоящее время не приходится слышать от людей, кичащихся своим умом и знаниями, что чудес не было и не может быть, что всё, кажущееся чудесным, есть действие природных сил и пр. и пр.? Пусть обольщённые духом неверия и гордости суетного разума говорят и думают так, но ни один истинно верующий в Господа Иисуса Христа даже на миг не усомнится, что чудеса, как особые сверхъестественные явления силы Божией, всегда были в действительности и всегда возможны. Об этом свидетельствует нам всё истинное, Богодухновенное Писание Ветхого и Нового завета. Всемогущ Господь и «идеже хощет, изменяет естества чин», когда такое изменение, такое необычайное явление силы Божией нужно для нашего брата, для укрепления веры и свидетельствования славы Божией. И в наше время совершаются они по молитвам и ходатайству Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, о чём свидетельствуют бесчисленные факты в истории Церкви, переданные печатью.
Господь Иисус Христос, совершая Сам чудотворения для возбуждения веры в Своё Божественное достоинство, сообщал дар чудотворения и Своим посланникам, пророкам и апостолам, для ясного свидетельствования о их божественном посланничестве. Хотя Господь и сообщал дар чудотворения преимущественно избранным угодникам Своим, но иногда чудеса, по особым целям премудрого промысла Божия, совершались и через людей недостойных, так что один дар чудотворения недостаточен для спасения, без любви и добродетельной жизни. «Многие скажут Мне, – говорит Господь, – в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса сотворили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф.7:22–23).
Кто же, – спросят, – те, коих Иисус Христос, не смотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Таков был тот, кто изгонял демонов, но не был последователем Иисуса Христа; таков был и Иуда, ибо и сей, будучи злым, имел дар чудотворения.
Итак, устрашимся (говорит святитель Иоанн Златоуст) и положим великое старание о жизни своей и не станем думать, что он, не производя теперь чудес, по сему самому имеем менее благодати. Ибо от чудес никогда ничего не пребудет нам, т.к. ничего не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами остаёмся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником...
Есть люди, которые ищут знамений и говорят: «почему ныне знамений нет? Почему тогда все крещаемые говорили языками, а ныне уже нет?» Но если ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа, как следует любить, то ты не имеешь нужды в знамениях; ибо они даются более неверным. В то время люди, как недавно отставшие от идолов, были более несмысленны, ум их был более туп и груб. Они не знали даже, что благодать духовная и созерцаема одной любовью. Поэтому тогда и были знамения. Те тогда не поверили бы, если бы не получили знамения, как залог веры, так что знамения давались им не как верующим, но как ещё неверным, чтобы они сделались верными.
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании ими чудес и знамений
Мф.4:6–7. «И говорит Ему (диавол): если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано:«Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей» (Пс.90:11–12).
Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Втор.6:16).
Объяснение. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39:16:4; Мк.15:29–32; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество пред Богом: Мф.8:9:9:22.
Мф.7:22–23. «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Объяснение. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте»: Мф.10:8, а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13–16:13:6:11, и к «живущим по плоти»: Рим.8:5–6. Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10, но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18–19, а о чудесах сказано: Мф.17:20; Ин.14:11. Ср. Ин.4:48.
Мф.9:21–22. «Ибо она (кровоточив. женщина) говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова».
Объяснение. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36; Лк.8:44; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11:5:15.
Мф.12:39. «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».
Объяснение. Итак, знамения и чудеса не даются роду лукавому: Мф.4:3–7; Мк.15:29–32; Ин.4:48:5:36:10:38; но для верующих людей они бывают: Мф.17:20:8:10–13.
Мк.15:32. «Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с Креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его».
Объяснение. В этих словах подтверждается та истина, что для неверующих во Христа и врагов Его не даются знамения и чудеса: Мф.4:3–7:12:39:16:4.
3Ездр.12:40–45. «Когда, по истечении семи дней, весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все, от малого до большого, и, пришедши ко мне, говорили мне: чем согрешили мы против тебя?.. Если ты оставишь нас, то лучше было бы для нас сгореть, когда горел Сион. Ибо мы не лучше тех, которые умерли там. И плакали они с громким воплем».
Объяснение. Отрицающие на этом основании возможность чудес забывают слова Спасителя, сказавшего: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12. Слова Христовы имеют значение до скончания века: Мф.24:35. Мнение о 400-летнем царствовании Мессии, со смертью Которого умрут все живущие люди и вся земля погрузится на семь дней в мёртвое молчание, как было до творения мира, – принадлежит иудейским раввинам. Указания на совершённые Господом и апостолами чудеса в новом завете многочисленны, приведём здесь хотя несколько. Воскрешённые мертвецы: Мф.9:18–19; Мк.5:22–24; Лк.8:41–42:7:12–15; Ин.11:11–44. Изгнания демонов: Лк.13:11–13; Мф.15:22–25; Мк.7:25–30. Прекращение ветра: Мф.14:32–33. Чудесное насыщение: Мф.15:32–35. Превращение воды в вино: Ин.2:6–11 и мн. др.
О чудесных исцелениях
Мк.5:30. «В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народ и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?»
Объяснение. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и через одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12:5:15; Иак.5:14–15, потому что им дана была власть: Мк.6:7–13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5–6; Мф.12:39.
Деян.5:15. «Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них».
Объяснение. Если тень апостола Петра имела силу, то и православные иконы (священные изображения) святых Божиих человеков могут иметь и имеют силу, хотя эта сила не их собственная, но всё та же единая спасающая сила Христова: 2Кор.3:5:4:7; эта сила апостолам дарована Самим Господом: Мф.10:1; Лк.9:1.
Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о чудесах и знамениях
Мф.7:7–8. Просите, и дано будем вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Мк.9:23–24. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Ин.15:7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Иак.4:2–3. Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите;
просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Мк.8:11–12. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
И Он, глубоко вздохнув, сказал, для чего род сей требует знамения? истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
Мф.10:5:8. Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал им, говоря...
больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.