Источник

XXVII. О недостойных пастырях

Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?» (1Кор.2:11). Отсюда ясно видно, что в суждениях своих о людях мы можем весьма часто ошибаться. Если пастыри представляются нам недостойными, то всё же мы должны рассудить, таковы ли они на самом деле? Ведь знает только «дух, живущий в каждом из них». Впрочем, нельзя отрицать того, что пастырь может погрешать, ибо ведь он такой же человек, как и мы, а о нас, людях, апостол Иоанн Богослов сказал так: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» (1Ин.1:8). Да что говорить о пастырях, когда сам апостол Павел говорил о себе: «я плотян, продан греху... Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:14–19). Мало этого, среди апостолов был даже Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а другие апостолы знали, что он вор (Ин.12:6); однако же Господь послал на проповедь и Иуду и велел принимать и слушать Иуду так же, как и прочих апостолов, ибо обо всех апостолах Он сказал: «слушающий вас, Меня слушает» (Лк.10:16), «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» (Ин.13:20). Таким образом, недостоинством пастырей не должны смущаться пасомые, предоставивши его суду Божию (Рим.14:4; 1Кор.4:5) и суду закона (1Тим.5:19; Еккл.5:7–8).

Нельзя забывать, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией. Это видно из того, что злочестивый Каиафа «предсказал, что Иисус умрёт за народ» по той причине, что «на тот год был первосвященником» (Ин.11:51).

Если же допустить, что у недостойных пастырей дар священства за греховную жизнь их может потухнуть и даже исчезнуть, если не возгревать его, то, значит, наоборот, надо допустить и такую нелепицу, что за святую жизнь без всякого рукоположения дар Божий, например, диаконский, может возгреться до силы дара епископского?! Нет, благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или наоборот закопать в землю (Мф.25:14–30), но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящнми с Православной Церковью в вопросе о недостойных пастырях

Мф.10:2:4. «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его... Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его».

Объяснение. Если один из апостолов (Иуда Искар.) сделался предателем, то из этого не следует, что только апостольские преемники могут быть недостойными пастырями. Господь учил слушаться и недостойных книжников: Мф.23:3; дабы сила Божия приписывалась не людям, а Богу: 1Кор.4:5–7.

Мф.23:2–4:6, 11–12:14. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: итак, всё, что они велят, соблюдайте, по делам же их не поступайте... связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».

Объяснение. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи – самовольно, ибо они Богом не были посажены, как Левиты: Втор.31:9–11. Православные пастыри признают седалище Христово, след., как ст.2, так и вообще вся 23 глава к православным пастырям не относится. Причём, как видно из ст.23, вся глава 23-я относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятины давали только пасомые: Евр.7:5. В 4 стихе говорится о трудности исполнения раввинских правил, напр.: Мк.7:5, а не христианских обрядов. В ст.6:11, 12 и 14 говорится о фарисейской духовной гордости и напускном благочестии. Христианских пастырей осуждать в этом грешно: 1Тим.5:17:19; Сир.7:31–32, слушать учение пастырей нужно и тогда, когда бы они казались и не тем, чем должны быть: 2Кор.13:6–7:4:7.

Мф.23:38–39. «Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!

Объяснение. Православная Церковь в лице священнослужителей всегда и доселе взывает за Литургией: «благословен грядый во имя Господне», стало быть, слова: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» не к православным христианам относятся, а к тем, кто не уверовал во Христа, оставил Бога и презрел твердыню спасения своего: Мф.23:37; Втор.32:15.

Ин.9:31. «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».

Объяснение. Эти слова сказаны не Христом и не апостолами, а слепорождённым и не о таинствах, а о чуде, которое совершается только лицами, имеющими истинную, сердечную веру в Бога. Благодать Божия, при совершении пастырем таинств, ниспосылается независимо от личных нравственных достоинств пастыря: Ин.11:49–52; 2Кор.13:7; соблюдать повелевается учение и недостойных пастырей: Мф.23:3.

2Кор.4:6–7.«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».

Объяснение. Из этих слов можно заключить, что как ценность клада не уменьшается от того, что он содержится «в глиняном сосуде», так точно святость истин, проповедуемых пастырями Церкви, и высота их служения, и действительность сообщаемой ими благодати не уменьшаются от их немощей: Мф.23:3; Ин.11:51; 1Кор.4:4–5; 1Тим.5:19.

Флп.1:18–19. «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа».

Объяснение. Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24; притворное служение, как служение фарисейское, неугодно Богу: Мф.13:14. Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к Нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21, то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. – Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его: и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3, только по делам их запретил поступать.

2Тим.1:6. «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез моё рукоположение».

Объяснение. Утверждающие на основании этого текста, что у недостойных пастырей дар священства может потухнуть и исчезнуть, упускают из виду то обстоятельство, что недостойнейшего апостола Иуду Господь всё-таки послал к народу: Мф.10:4–5. Из этого примера евангельского видно, что злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией, т.е. дара священства, ибо как ни недостоин был Каиафа, но мог произнести пророчество о смерти Иисуса Христа за народ: Ин.11:51.

Тит. 1-я глава рисует образец пастыря, указанный апостолом Павлом.

Объяснение. Если в православной Церкви и есть пастыри, не соответствующие этому образцу, то это несоответствие отдельных лиц не даёт ещё права осуждать всех пастырей; наши суждения, как и вообще о людях, часто бывают ошибочны: 1Кор.2:11. Епископу предписывается с большой осторожностью относиться к обвинению на пресвитера: 1Тим.5:13. Пастыри – люди подобострастные нам: 1Ин.1:8; Рим.7:14–25. И апостолы не все были одинаково достойны, между ними был Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а прочие апостолы знали, что он был вор: Ин.12:6, но Иисус Христос послал Иуду на проповедь: Мф.10:4–5, стало быть, и об Иуде, как и о прочих, сказано: Слушающий вас Меня слушает: Лк.10:16; Ин.13:20; Мф.23:3.

1Цар.10:1–10. Здесь повествуется о помазании Самуилом на царство Саула, после чего Саул даже пророчествовал среди народа, но затем лишился помощи от Духа Божия (1Цар.16:14).

Объяснение. Саул лишился Духа Божия за своё собственное противление воле Божией, и православные пастыри, за которыми Церковь усматривает тяжкие пороки и преступления против заповедей Божиих, лишаются ею (Церковью в лице архип. суда) своих степеней священства и теряют право на совершение священнодействий. Но из этих частных случаев нельзя выводить заключения, будто Церковь может лишиться всех пастырей, что все её пастыри за свои грехи могут лишиться благодатного дара священства. Христос и апостолы уверяют, что Церковь на земле будет существовать до второго Христова пришествия: Мф.16:18:28:20; Деян.20:28.

1Цар.16:1–14. В этих стихах повествуется о помазании на царство Давида и о том, что от Саула отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа.

Объяснение. Злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией: Ин.11:51, равно как без рукоположения не может человек возгреть дар Божий, например диаконский до силы дара епископского. Благодать священства есть талант, который можно пустить в дело или закопать: Мф.25:14–30; сам по себе дар Божий всегда жгуч: Евр.12:29; Откр.3:15.

Ис.28:7–8. «Но и эти шатаются от вина, и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.

Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет чистого места».

Объяснение. Этими словами пророчества осуждаются ветхозаветные пастыри за пьянство. Нет ничего удивительного, если в пьяном состоянии они допускали много ошибок и разных безобразий, но за это на них легла страшная кара Божия: Иер.48:10. Кто дерзает относить эти слова к православным пастырям, тот, вопреки Слову Божию, становится судьёй голословным: 1Тим.5:17–19.

Иер.6:13. «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо».

Объяснение. Из связи речи видно, что здесь говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа, или евреях, не уверовавших Христу. Если апостол запрещает осуждать чужого раба: Рим.14:4, то какова же дерзость людей, позволяющих себе осуждать всё новозаветное пастырство. Забывают эти люди следующие слова Священного Писания: 1Тим.5:19; Евр.7:7.

Иер.10:21. «Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа; а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно».

Объяснение. Мысль о возможности всем пастырям заблудиться противоречит обетованиям Христа о вечности Церкви на земле до Его второго пришествия на землю: Мф.16:17–18. Господь предвидел, что не будет того, чтобы все пастыри заблудились: Еф.4:11–14. И в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступить от истинной веры: Втор.17:8–12; Агг.2:11; Мал.2:7. Да, наконец, Господь повелел слушать учение и недостойных пастырей, запретив только поступать по делам их: Мф.23:3.

Иер.12:10. «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустой степью».

Объяснение. Из связи речи видно, что здесь опять-таки говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа. К новозаветному священству относить эти слова нельзя и потому, что во времена пророка Иеремии его ещё не существовало. В лице православных пастырей, по действию Святого Духа: Деян.20:28, в течение веков происходило и сохраняется до нашего времени преемственное апостольское рукоположение, причём главой и первосвященником православных пастырей всегда был и есть Господь Христос: 1Пет.5:4; Евр.7:26. Как горящее пламя передаётся от одной свечи к другой, не оскудевая, так переходит и сохраняется благодать священства: 2Тим.1:6.

Иер.50:6. «Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути; разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё».

Объяснение. Здесь, как и в предыдущих местах, пророк говорит о ветхозаветных пастырях, которые отпали от Бога и ходили вслед тех, которые не помогают: Иер.2:8; сделались бессмысленными и не искали Господа: Иер.10:21, но тем не менее и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Агг.2:11; Мал.2:7, к тому же и недостойных пастырей слушаться повелено: Мф.23:3. Господь Иисус Христос предвидел, что новозаветные пастыри все заблудиться не могут: Еф.4:11–14; Мф.16:18.

Иез.22:26. «Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них».

Объяснение. Слова «не отделяют святого от несвятого» могут быть применимы разве только к современным иконоборцам, не различающим священных изображений от идолов и кумиров: 2Кор.6:16. Если и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Агг.2:11; Мал.2:7, то о новозаветных пастырях Самим Господом сказано, что Он (Господь) пробудет с ними до скончания века: Мф.28:20, и что Церковь новозаветную «и врата ада не одолеют»: Мф.16:17–18.

Зах.11:7–8:14–17:12:7. Здесь говорится всё о тех же ветхозаветных пастырях, книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от Христа.

Объяснение. Пастыри новозаветной Церкви не отвращают, а приводят ко Христу. Если оказываются недостойными лица из числа новозаветных пастырей, то нужно помнить, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией: Ин.11:51. Благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или, наоборот, закопать в землю: Мф.25:14–30, но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может.

Мал.1:6–14:2:9. В этих местах пророчества осуждаются ветхозаветные пастыри и пасомые за небрежное отношение к алтарю Господню.

Объяснение. Высказанные здесь ветхозаветным пастырям предсказания Господни уже сбылись: храмовая молитва совершается теперь не в одном Иерусалиме, но во всяком месте: Мал.1:11; кровавые жертвы прекратились, и этим «плечо» у иудейских священников отнято: Мал.2:3; иудейские пастыри вместе со всеми иудеями находятся теперь в пренебрежении у всех народов: Мал.2:9.

Против осуждения пастырей

1Тим.5:19. «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях».

Объяснение. Здесь апостол заповедует Тимофею особенную осторожность в тех случаях, когда на пресвитера поступает донос, иначе, более лёгкое принятие доносов выражало бы неуважение к сану пресвитера и роняло бы самое его служение в глазах мирян. Не мешало бы помнить эти слова тем, кто не остерегается возводить обвинения не только на одного пресвитера, но и на всё духовенство: Рим.14:4; Иак.4:12; Чис.16:1–3:32.

Все пастыри заблуждаться не могут

Ис.56:10. «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лёжа, любящие спать».

Объяснение. Из связи речи видно, что здесь говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях. Под словом «все» – нередко разумеются только многие: 3Цар.19:14:18; Флп.2:21, срав. 1:15. И в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Втор.17:8–12; Агг.2:11; Мал.2:7. Мысль о возможности всем пастырям заблуждаться противоречит обетованиям Христа о вечности Церкви на земле до Его второго пришествия на землю: Мф.16:17–18; Еф.4:11–14.

Обращение апостола Павла не может служить основанием для проповеди непризванных учителей

Деян.9:4–6. «Он (Савл) упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня! Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».

Объяснение. Обращение апостола Павла нельзя объяснить естественным образом, ибо он отправился в Дамаск, дыша угрозами и убийством на учеников Господних; ст.1, а это не есть признак человека, начинающего приходить в раскаяние. Тем не менее апостол Павел неоднократно поставляет явление ему Иисуса Христа наряду с действительным явлением Его прочим апостолам: 1Кор.9:1:15:8; Гал.1:1–16.

2Кор.11:5. «Но я думаю, что у меня ни в чём нет недостатка против высших апостолов».

Объяснение. Не будучи из числа 12, апостол Павел не был однако же лишён ничего такого, что имели те апостолы. Как призвание его к апостольству было совершено Самим Господом, так и дарование к апостольскому служению было не меньше дарований других апостолов: 1Кор.15:10; и потому лжеучители напрасно унижали Павла, как позже других призванного: ст.13–14.

Гал.1:11. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое».

Объяснение. Эти слова, и особенно ст.12 и последующее повествование, доказывают апостольское достоинство Павла, отвергаемое теми, которые хотели смутить новообращённых христиан и извратить благовествование Христово: 2Кор.2:17; к числу таких относятся и современные лжеучители: 2Тим.4:3–4; 2Пет.2:1–3.

Об отторгнувшихся от законных пастырей

Иез.34:2–3:10. «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?

Вы ели тук, и волной одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли.

Так говорит Господь Бог: вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищей их».

Объяснение. Здесь высказывается угроза недостойным пастырям ветхозаветным. Относя это место к православным пастырям, лжеучители обличают сами себя, как рассеявшиеся без пастыря: ст.5, которые, сами отторгнувшись от пастырей, рассеялись по разным сектам, а последователи их, в свою очередь, рассеялись по различным толкам: ст.6.

Останавливающим своё внимание на этой главе сектантам следовало бы читать дальнейшие стихи: 17–19, которые пророчески относятся непосредственно к людям, отторгнувшимся от пастырей. Итак, все пророчества Иезекииля неосновательно относить к православным пастырям уже потому, что во времена ветхозаветных пророков не было новозаветных пастырей и пророчество относилось только к ветхозаветным пастырям.

Чис.16:3. «И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?».

Объяснение. Вот когда, ещё у горы Синая, высказался Корей со своими сообщниками против поставленных священников: «полно вам; всё общество, все святы»; и за это постигло их грозное наказание Божие: Чис.16:32. Успокаивающие себя отсутствием подобного наказания Божия для современных бунтовщиков против иерархии пусть знают, что за самые тяжкие грехи наказание Божие не всегда постигает грешника тотчас и немедленно: даже распинателей Христовых наказание не постигло тотчас по совершении ими своих преступлений: Мф.27:62–66.

Основные места Священного Писания к вопросу суждения о пастырях

Рим.14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба! Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

1Тим.5:19. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях.

1Кор.2:11. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

1Кор.4:5. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

2Кор.13:5:7. Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследовайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

Мф.23:3. Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle