XX. О возрождении
Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф.2:3–5). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас (1Пет.1:3). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5).
Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16. Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8; Евр.8:11; послушание заповедям: Евр.8:10; Иез.36:27. Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19; Ин.3:9; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1.
Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь, чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14.
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека
Ин.15:3. «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам».
Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56; Мф.18:17.
Иак.1:18. «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий».
Объяснение. В этих словах совсем не содержится той мысли, что чрез одно чтение Священного Писания можно возродиться к жизни вечной, что подтверждается следующими 22–25 стих. той же главы. Апостол Иаков, напоминая о слове истины, указывает лишь одну из причин возрождения и вовсе не отвергает при возрождении «воды и Духа»: Ин.3:5; Тит.3:5.
1Пет.1:23. «Как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век».
Объяснение. И Православная Церковь веру в Слово Божие считает первым шагом на пути к спасению, но спасительна вера живая, деятельная: Иак.1:22–26:2:14–26; вера эта должна обнаруживаться в исполнении заповедей Христа и апостолов относительно Крещения, которое есть начало усвоения плодов искупления: Мф.28:19; Деян.2:38:22:16, и относительно Причащения: Ин.6:53.
Рим.2:28–29. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве ему и похвала не от людей, но от Бога».
Объяснение. Словами о превосходстве внутреннего, сердечного обрезания пред внешним, плотским, апостол Павел обуздывал гордость евреев пред язычниками, считавших только себя достойными Царства Христова: Мф.3:9; хотя обрезание и служило для евреев видимым знаком вступления в завет: Быт.17:11–14, но плотское, видимое обрезание было спасительно только тогда, когда сопровождалось оно внутренним обрезанием сердца: Иер.4:4; Рим.4:9–10; при этом необходимо было ещё Крещение, т.е. духовное рождение: Ин.3:5; Мк.16:16.
2Кор.5:17. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое».
Объяснение. «Новая тварь»: собственно, в новое творение возрождает человека таинство Крещения: Ин.3:5; делает его совершенно иным человеком, с новыми взглядами, чувствованиями и желаниями, ставит его в новые отношения к Богу и людям: Рим.6:4–5; а кто после этого возрождения духовного отпадает от своего упования, тот не новой тварью будет называться, а распинателем в себе Сына Божия: Евр.6:6:10:29.
2Кор.6:18. «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (Иер.3:19; Ос.1:10).
Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13. В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5, и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11.
Еф.1:13–14. «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».
Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30, а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4. Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15; 2Кор.1:21–22.
Тит.3:4–6. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом,
Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего».
Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26, освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11, словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19.
Иер.2:22. «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог».
Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4; Лк.11:3–8. Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5. Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34; Евр.8:8–12.
Иез.37:3–6. «И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии, и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»
Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживёте.
И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что я Господь».
Объяснение. Здесь рисуется картина двоякого возрождения – начала воскресения внешнего, политического восстановления Израиля, его возвращения из плена. Чтобы возвращение Израиля на родину могло действительно называться воскресением, оно должно окончиться возникновением Царства Божия, а это возможно лишь при получении нового дара свыше, дара жизни от Самого Бога. Сошествие Святого Духа в Пятидесятницу является вторым, указанным в видении, актом воскресения, который, возродивши нацию духовно, открыл эпоху всемирного спасения: ст.13–14; Деян.2:36–39. Переходя от возрождения целого народа к отдельным лицам, мы видим, что Бог возрождает человека по Своей любви к Нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по Своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом: Еф.2:3–5. Христос весь мир искупил Своей Кровью: 1Ин.2:2. Он спас всех нас: Тит.3:5. Но, спасённые, мы, каждый в отдельности, должны облечься в спасающую нас благодать Христову: Гал.3:27. И кто не уверует во Христа, тот и после Его страданий за мир не спасётся: Мк.16:16. Человек в устроении своего спасения должен всеми силами трудиться сам: Флп.2:12, и быть твёрдым и непоколебимым в вере: Кол.1:23. Если святой апостол при жизни говорил, что он «за собой ничего не знал», но «тем не оправдывался»: 1Кор.4:4, и не почитал себя достойным: Флп.3:13–14, то нам, грешным, и подавно нельзя впредь хвалиться тем, что мы уже спасены, но, как спасённые Кровью Христовой от Адамовой скверны: Рим.5:12, мы непрестанно должны молиться о том, чтобы избежать греховных напастей и оказаться чистыми на страшном суде: Лк.22:36; Мф.25:31–40.
Основные места Священного Писания в учении о возрождении
Ин.3:5, 8. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие...
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рождённым от Духа.
Ин.1:12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.
Еф.2:4–5. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены.
2Кор.4:16. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Ин.15:4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.
Ин.6:56. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём.