XXI. О спасении
Как достигнуть спасения?
Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой, соборной и апостольской православной Церкви, быть её верным сыном, во всём повиноваться её установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей и т.д. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: «аше кто церковь преслушает, сказал Он, буде тебе, яко язычник и мытарь» (Мф.18:17).
Кто хочет спастись, тот должен, далее, хотя понемногу, но часто молиться Богу. Святые Отцы называют молитву матерью всех добродетелей, потому что ею можно испросить у Милосердного Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите, сказал Он, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам».
Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню духовную и телесную и вообще любить ближних, как самого себя. Духовная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесённых вам ближними, а также в заботе нашей о спасении души ближних, например, о научении их истине и добру.
Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «блаженни милостивые, яко тии помилованы будут» (Мф.5:7), т.е. спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых (Иак.2:13), т.е. немилостивым не спастись.
Желающему спастись необходимо заниматься чтением Божественных книг: «Блажен муж», сказал святой пророк Давид, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни вся воля его, и в законе его поучится день и ночь» (Пс.1:1–2). Святые отцы назвали чтение и слушание Слова Божия царём всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущие и действующие в повреждённом естестве нашем, открывает все ухищрения их; разоблачает злобу, когда она, для обольщения нашего, прикрывается личиной добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о спасении
Мф.19:26. «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу».
Объяснение. «Всё возможно Богу» сделать не для тех, которые говорят Ему: «отойди от нас – не хотим знать путей твоих»: Иов.21:13–14, а для тех, которые хотя сколько-нибудь могут веровать: Мк.16:16, и которые послушны Церкви: Мф.18:17.
Лк.13:24. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут».
Объяснение. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14, открыты пред нами, пока не настал последний час втор. пришествия Господня: Лк.13:25–28; а в частности, для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39:28:5–6.
Ин.14:6. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня».
Объясн. Христос есть Искупитель, и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51:53; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11; Деян.14:23; кто не будет их слушать, то не слушает Самого Господа: Лк.10:16, а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27.
Ин.17:2–3. «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Объяснение. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотью: Быт.6:3, но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их спасение и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служит познание Бога Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасён: Мк.16:16, а неуверовавший осуждён: Ин.12:48; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22.
Деян.10:34–35. «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».
Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13; Гал.3:28; Рим.10:12–14.
2Пет.3:10. «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей».
Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30, а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23; при елеопомазании – масло: Иак.5:14; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3; Мк.8:23; Ин.9:6:7; Мк.5:27–29.
Рим.10:13. «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоил.2:32).
Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21. Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17; Мк.8:34. По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40, и ослица провещать: Чис.22:28, но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7; Гал.6:9–10.
1Кор.1:28–29. «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».
Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5; Деян.4:12.
2Кор.5:15. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего».
Объяснение. Если Христос пострадал и умер за всех, чтобы всем даровать жизнь, то долг справедливости требует; чтобы эта жизнь была посвящена Ему и исполнению заповедей Его: Ин.14:23. По словам апостола, каждый должен строить своё спасение на прочном основании, иначе за нерадение в этом Бог может и покарать: 1Кор.3:12–17.
Еф.3:10–11. «Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем».
Объяснение. О тайне спасения и язычников свидетельствовано Павлом и Варнавой пред Церковью: Деян.15:12, а через неё возвещено миру даже небесному (начальствам и властям на небесах), потому что и Ангелы желают проникнуть в тайны спасения человеков: 1Пет.1:12. Многоразличная премудрость Божия высказалась не только в приготовлении иудеев и язычников ко спасению, но и в избранных Богом средствах спасения, особенно же в кресте: Кол.1:20, и таинствах Церкви: Ин.3:5, б:53.
Флп.2:12–13. «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
Объяснение. Кто утверждает, что Бог спасает человека без собственных его усилий, тот не понимает увещания апостола к Филиппийцам, повелевающего «со страхом и трепетом содержать своё спасение» (ст.12). Из этих слов видно, что хотя Бог и устраивает наше спасение, однако ещё бывает место страху за него и трепету пред опасностью погибели: Еф.5:15–16, не напрасно поэтому говорит апостол в другом послании: духа не угашайте: 1Фес.5:19. А Сам Господь неоднократно говорил: бодрствуйте: Мф.24:42; Мк.13:33:35, 37.
1Тим.2:4. «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Объяснение. Бог уготовал спасение всем людям без различия, но силой к этому спасению никто не привлекается, а требуется усилие от самого человека, желающего спастись: Мф.11:12; Лк.16:16; при этом необходимым условием является соблюдение заповедей: Мф.19:17, и пребывание в истинной вере: 2Тим.2:5; Еф.4:5.
2Тим.1:9. «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен».
Объяснение. «Спасшего нас и призвавшего». Первым словом означается спасение, как оно Господом устроено, всё воплощённое домостроительство, а вторым, как каждый спасаемый вступает в участие в нём, – вступает, будучи призываем благовестием: Рим.10:14–15; и Слово Божие всюду ходит, приглашая через благовестников: Еф.4:11; 2Тим.4:2 к спасению всех желающих. Званием святым, – ибо идёт от Святого Бога Отца, действуется благодатью Святого Духа и приводит к освящению в Сыне Божием воплотившимся (епископ Феофан).
Иоил.2:32. «И будет, всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь».
Объяснение. Утверждающим на основании этих слов, будто для спасения достаточно только «призвать имя Господне», так как де «всякий» призвавший имя Господне, спасётся, следует припоминать слова Писания: «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное»: Мф.7:21, но творящий волю Господню: Лк.6:46.
Основные места Священного Писания в учении о спасении
Мф.19:17. Никто не благ, как только один Бог, Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Мф.7:21. Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Мк.8:34. И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной.
2Кор.13:5. Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
Гал.6:9–10. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Ин.15:5. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.