Источник

XVII. О вере и делах

Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела (Иак.2:24; Евр.11:6). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу (Мк.11:23–24), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге (Ин.17:3). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14; Деян.10:6. Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28; Мк.7:26. Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28. Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48; Ин.3:5. Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах

Мф.7.16–18:20. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их».

Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6. Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14, но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18; Мф.7:19; и при истинной вере и добрых делах (Иак.2:26) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3; Рим.2:13.

Мф.8:13. «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

Объяснение. Сотник не сам себе сказал: «как я верую, так будет мне», а Господь сказал ему это за его смирение и любовь к народу: Лк.7:5. Самонадеянность в деле веры опасна: 1Кор.10:12; Иак.2:14; Мф.7:26; и Писание повелевает надеяться только на Господа, а не полагаться на свой разум: Притч.3:5.

Мф.9:2. «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Объяснение. «Иисус, видя веру их» – принесших расслабленного, а не его одного личную. Движимые верою, принесшие раскрыли кровлю дома: Мк.2:4; раскрывай и ты, христианин, покровы и затворы греха и не думай, что без подвига спасёшься: Иак.1:22–24.

Мк.9:23–24. «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию

Объяснение. Крепкой вере «одного из народа» предшествовала настойчивая просьба сначала к апостолам (ст.18), затем к Самому Христу. Стало быть, одной веры – бездеятельной, недостаточно: Иак.2:24–25; при вере должна быть ещё и любовь: 1Кор.13:3–4.

Мк.10:17–19. «Учитель благий: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим! Никто не благ, как только один Бог.

Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать (Исх.20:12–17)».

Объяснение. Помимо перечисленных здесь заповедей, необходимо знать, что на страшном суде будут оправданы те, кто накормил голодного, одел нагого, посетил больного и в темнице: Мф.25:35; стало быть, для спасения необходимы добрые дела: Иак.2:24–26.

Мк.11:23. «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет».

Объяснение. Под верой Господь нераздельно разумеет и молитву и пост: Мф.17:21–22; при этом пользоваться плодами веры может тот, кто пребывает во Христе и есть едино с ним: Ин.15:7; а такое единение достигается в Церкви: Еф.1:22; Мф.18:17.

Лк.1:37. «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Объяснение. Не остаётся у Бога бессильным никакое слово для тех, кто верит в это слово и в слово посланных Им проповедников: Лк.10:16; причём вера должна сопровождаться исполнением заповедей и добрыми делами: Мф.7:21; Иак.1:22:2:26.

Лк.8:48. «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром».

Объяснение. Если бы и мы такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:29; 1Пет.1:8; 2Кор.5:7; но «в злохудожную душу» уклонившихся от Церкви Христовой, не придёт благодать: Иак.4:6; Иуд.1:4.

Лк.9:26. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей, и Отца, и святых Ангелов».

Объяснение. Из предыдущего стиха (25) видно, что здесь речь идёт не об одних словах Господа, а главная мысль та, чтобы мы не для себя только собирали сокровища мира, а в Бога богатели; Лк.12:21–22. И на страшном суде оправдают не слова, а дела: Мф.25:35; Лк.6:46.

Ин.3:15–18. «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную...

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

Объяснение. Одной верой бездеятельной не спасёшься: Иак.2:19–20, ибо сказано ещё – соблюди заповеди: Мф.19:17; Ин.14:15. Царство Небесное силою берётся: Мф.11:2:7, 13–14. Упокоение обещано труждающимся и обремененным: Мф.11:28–29. Необходимо и милосердие: Мф.25:35.

Ин.6:28–29. «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Объяснение. Дела Божии не ограничиваются одной бездеятельной верой: Иак.2:17; но они сопровождаются, во-первых, исканием Царства Божия: Мф.б:33; соблюдением дел Божиих до конца: Откр.2:26; небрежение к делу Божию заслуживает проклятия: Иер.48:10; Вар.2:9.

Деян.13:38–39. «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов. И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

Объяснение. Оправдывает человека не закон Моисеев, который тем не менее не нарушить, а исполнить приходил Иисус Христос: Мф.5:17; а вера во Христа: не одна вера, ибо и бесы веруют и трепещут: Иак.2:19, но вера, соединённая с делами любви христианской: Рим.3:20–28; Гал.3:10.

Деян.15:11. «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они».

Объяснение. Благодать Господня даётся человеку христианину не чрез одну веру: Мф.7:21, но и добрые дела: Иак.2:24; чрез познание единого истинного Бога: Ин.17:3; соблюдение заповедей: Мф.19:17 и чрез таинства Церкви: Ин.3:5; Деян.2:38; Ин.6:53–56.

Иак.1:27. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира».

Объяснение. Вера и благочестивая жизнь, или дела, суть предметы хотя и тесно связанные, но различные. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показало бы, что вера бездействует, как мёртвая: Иак.2:17–22; но нельзя спастись и без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы приходим к Богу: Евр.11:6.

Иак.2:25. «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путём?».

Объяснение. Апостол Иаков в 14–26 ст.2 главы раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в то же время даёт понять и необходимость её, или такое отношение её к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры: Евр.11:6. С другой стороны, не верой только оправдывается человек, но и делами: ст.24; Евр.11:31; при всём том необходимо быть принятым в число истинных последователей Христа, в Церковь Его: Деян.10:2–6:48.

1Ин.2:3. «А что мы познали его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди».

Объяснение. Словом «познать», как видно по смыслу всей речи апостола и параллелей: 2Кор.5:21, отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Также здесь не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Из учения Спасителя видно: кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф.19:17:7:13:21.

1Ин.4:15–16. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24; Иак.2:14–24.

1Ин.5:13. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».

Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6. Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24; Лк.10:17:6:46.

Рим.3:3–4. «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» (Пс.50:6)».

Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34; Рим.2:6:13; 1Кор.3:8.

Рим.3:28. «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона».

Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11, то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6. Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16; 1Кор.6:11; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10; Мф.25:34–35; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18; Гал.6:10.

Рим.4:3–5. «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт.15:6).

Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу;

а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22.

Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16, а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2; Еф.5:9–11.

Рим.5:1–2. «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа,

чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией».

Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23; Иак.2:14–26.

Рим.10:8–9. «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем (Втор.30:14),

Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься».

Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46; Рим.2:13; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21. Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23; 2Тим.4:7.

1Кор.9:27. «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17.

Евр.11:6. «А – без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт».

Объяснение. Название «вера» имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение к Богу, б) вера есть вероучение, или знание, о Боге: Мк.11:23; Ин.17:3. Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14; Деян.10:6. Если сказано, что без веры угодить Богу невозможно, то сказано также, что вера без дел мертва: Иак.2:24–26.

О спасении по вере

Ин.3:36. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём».

Объясн. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46; с другой стороны, и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1–6:44–47; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28, но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4–6:10:29.

Ин.16:31–32. «Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною».

Объяснение. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему апостол Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощью: 2Кор.12:1:5, 9.

Ин.17:22–24. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино...

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Объяснение. Испрашивая верующим единство, Иисус Христос присоединяет: «да уверует мир, что Ты послал Меня» (ст.21), и ещё: «и да познает мир, что Ты послал Меня» (ст.23). Здесь вера и разумение не разделяются одна от другого, но одна сопровождается другим: Рим.10:17. Верующие увидят славу Божию в том смысле, что будут принимать участие в ней: Рим.8:17:30; будут царствовать с Христом, если только не отрекутся: 2Тим.2:12, а кто отречётся, того отречётся и Господь: Мф.10:33.

Деян.26:17–18. «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верой в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

Объяснение. Здесь апостол не имеет в виду раскрывать подробного учения о возрождении и о средствах его, а говорит лишь о том, как произошло его обращение из преследователя христиан в проповедника веры во Христа (ст.4–18). Конечно, вера имеет первостепенное значение: Мк.16:16, но, чтобы вера была спасительна, необходимо Крещение: Ин.3:5, добрые дела: Иак.2:22, и жизнь по заповедям Христовым: Ин.14:23.

Деян.27:25. «Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано».

Объяснение. Апостолу Павлу явился Ангел Бога и уверил его в том, что ему должно предстать пред кесарем: ст.23–24, следовательно, он должен быть цел, а ради его сохранятся и плывущие с ним, так и случилось: Деян.28:1, но тем не менее апостол никогда не хвалился своей верой в Бога, а только немощами: 2Кор.11:30. Он даже не почитал себя достигшим, а, забывая заднее, простирался вперёд: Флп.3:12–14.

Иак.1:6–8. «Но да просит с верой, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой:

да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих».

Объяснение. И Господь говорил, что для получения просимого в молитве необходимое условие есть вера: Мф.17:20:21:21; по Его слову, для такой веры нет ничего невозможного: Мк.9:23; человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих ещё и потому, что двоедушие человека, как имеющего неисправное сердце, удаляет от Бога: Иак.4:8; потому-то апостол Павел и предостерегает нас, дабы мы не были колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения: Еф.4:14.

Рим.4:20:24–25. «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу...

но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего,

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

Объяснение. Объясняя это место, святитель Златоуст говорит: «Будем и мы прославлять Бога верой, дабы в награду за то Он нас прославил. Ибо сказал: «Я прославлю прославляющих Мя»»: 1Цар.2:30. Для этого мы должны сами решимостью воли предать себя на смерть греху, чтобы восстать к праведной и святой жизни. Всё сие совершается верой, которая возносит к Богу и, дары от Него приемля, возлагает на нас соответственные обязательства: Мф.7:21:19:17.

О добрых делах

2Кор.6:1–2. «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

Ибо сказано; «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» (Ис.49:8). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Объяснение. К числу средств, содействующих тому, чтобы благодать Божия была принята нами не напрасно, относятся, конечно, и те подвиги, которые перечислены апостолом в 5 ст. сей же главы. Это должно вразумить тех, которые, уверяя себя в принятии благодати Святого Духа, не хотят затем заботиться о благочестивых подвигах и добрых делах: Иак.2:24–26; Евр.11:38.

Гал.4:19. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!».

Объяснение. «Вот высшая цель христианской жизни, – чтобы в христианине отобразился Христос, страдания Христовы в его подвигах самоумерщвления, воздержания, поста и друг. христианских добродетелях»: Гал.5:22–24.

Флп.1:11. «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию».

Объяснение. Плодами праведности называются добрые дела как следствия оправдания, дарованного Иисусом Христом: Ин.15:7–8. Таким образом, благодать не только насаждает в нас древо спасения и возращает его, но сама приносит и плоды, которые между тем вменяются в заслугу человеку: Мф.25:34–36.

2Фес.1:12. «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа».

Объяснение. Прежде апостол говорил, что Бог приидет прославиться в святых Своих: ст.10, теперь он молит Бога, чтобы это сделал Он в Фессалоникийцах. Для Фессалоникийцев же было самым лучшим побуждением прославлять Отца Небесного своими добрыми делами: Мф.5:16.

Основные места Священного Писания в учении о вере и делах, которые необходимо заучить наизусть

Иак.1:22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

Иак.2:24–26. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верой только?

Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Мф.25:34–36. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Ин.14:15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Гал.6:9–10. Делая добро, да не унываем; ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Еф.4:14. Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle