XVI. О законе христианском (нравственном)
Рассматривая нравственный закон, данный Богом чрез Моисея и выраженный сокращённо в десятословии, мы легко можем открыть, что все требования его не суть что-либо чуждое и незнакомое человеческой душе, но давно знакомое и родное, ибо в существе своём нравственный закон, данный Богом на Синае, есть не что иное, как ясное и определённое изложение требований совести человеческой, данной Богом человеку при его создании. Итак, закон дан Богом чрез посредство Моисея и Ангелов, или посланников: Ин.1:17:7:19; Деян.7:53; Евр.2:2. Он совершен и вечен: Мф.5:18; Пс.110:7–8:118:4. Закон заповедует любовь к Богу и ближним и требует всецелого и совершенного послушания: Мф.22:37–40; Рим.13:9; Мф.5:19; Втор.11:1. Верой мы закон не уничтожаем, а утверждаем: Рим.3:30; 1Кор.9:21. Повиновение закону составляет отличительное свойство верующих, и закон исполняется чрез любовь к Богу: 1Ин.2:3:5:3; Ин.14:15. Только нечестивые отвергают закон: Пс.77:10; Иер.6:16:19; но за то страшное наказание уготовано отвергающим закон Божий: Ис.5:24; Ам.2:4. Закон Христов требует от нас, чтобы мы имели истинную веру и добрые дела: Рим.10:4; Гал.6:2; Еф.4:3; Евр.11:6; Иак.2:17–18. Вероучение наше непременно должно быть «здравым», или «верным»: 2Тим.2:15; Тит.1:9:13. Оно должно быть согласным с тем «образцом» или основами христианской веры, какие преподаны в учении Христа Спасителя и апостолов: 1Тим.6:3–5; 2Тим.1:13. Необходимость единого истинного вероучения ясно вытекает из того, что истинная вера одна: Еф.4:5; 1Кор.1:13. Дела наши должны состоять в исполнении всех заповедей Божественного закона: Мф.19:17:28:20; Иак.2:10.
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о законе христианском
Ин.5:24. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь».
Объяснение. Эти слова только кажутся немногосложными для дела спасения, но они многое в себе заключают: под «слушанием» – разумеется послушание; а под словесами – заповеди Христа, между прочим – о повиновении Церкви: Мф.18:18; о совершении и приятии таинств: Лк.22:19; и о делах исполнения заповедей: Рим.2:13; Иак.1:22:2:26.
Деян.2:21. «И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоил.2:28–32).
Объяснение. Утверждающие на этом основании, что будто для спасения достаточно только «призвать имя Господне», забывают, что не всякий говорящий: Господи! войдёт в Царство Небесное: Мф.7:21; нужно исполнять то, что читаем в Слове Божием: Иак.1:22; иначе можем услышать грозный голос: Мф.25:12.
Иак.2:10. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём».
Объяснение. Из этого нельзя заключить, что добродетельный человек не имеет никаких недостатков: 1Ин.1:8; Еккл.7:21. Здесь подтверждается мысль о том, что любовь должно иметь не недостаточную, не лицеприятную, а всецелую: ст.13; 1Пет.4:8–10.
Рим.3:20:28. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех...
Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».
Объясн. В этом месте апостол Павел внушает всем, что исполнением одного обрядового ветхозаветного закона человек никогда не достиг бы оправдания и спасения, так как для этого нужно искупление чрез Иисуса Христа: Гал.3:13, и исполнение всего заповеданного Иисусом Христом: Мф.28:20. Тем не менее, достоинства закона апостол Павел не только не ниспровергает, но даже и не ослабляет, называя закон «святым и праведным»: Рим.7:7:12; 1Тим.1:8; подобно закону и Писание заключило людей под грех: Гал.3:22; однако от этого не перестало быть важным и необходимым: 2Тим.3:16.
Рим.4:15. «Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления».
Объяснение. Здесь говорится о законе ветхозаветном, что ясно видно из предыдущих 10–13 ст.; сравн. Ин.1:17. Подробно раскрывая в Послании к Галатам истину об отмене обрядового ветхозаветного закона: Гал.3:10–11, святой апостол говорит: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью: Гал.5:6.
Под любовью апостол разумеет совокупность всех христианских добродетелей: 1Кор.13:4–7, и в послании к римлянам ясно говорит: «любовь есть исполнение закона»: Рим.13:10, т.е. добрых дел, подробно перечисляемых апостолом: Гал.5:22–26.
Рим.5:13. «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона».
Объяснение. Невменение греха апостол в этом месте понимает не исторически, а безотносительно к действительности, потому что закон исторический всегда существовал в мире: Мф.5:17–18; если не внешний, то внутренний: Рим.2:14–15; следовательно, всегда была ответственность: Рим.2:12. Сам Иисус Христос дал заповедь соблюдать всё, что он повелел: Мф.28:20; а не принимающий слов его будет судим в последний день: Ин.12:48.
Рим.6:14. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию».
Объяснение. Здесь апостол говорит о свободе христиан от прообразовательного обрядового Моисеева закона, например, от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и проч.: Деян.15:24; Евр.10:4–9. На место Моисеева закона в Христианстве стал другой закон, закон христианской веры и жизни: Гал.5:18–23.
Рим.10:3–4. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией;
потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего».
Объяснение. «Собственную праведность», достигаемую собственными силами, исполнением обрядового Моисеева закона, Израиль усиливался поставить на место праведности Божией – Христовой, но этот обрядовый закон, с явлением Христа, должен был потерять свою обязательную силу: Евр.10:1; сам же основной закон, как правило нравственной деятельности, сохранил силу и для христиан, ибо об этом внутреннем законе Иисус Христос говорит: «не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф.5:17), и Своим последователям Он советовал исполнять его: Мф.19:17.
Гал.2:16:19, 21. «Однако же, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть...
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу...
Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер».
Объяснение. Здесь говорится о законе ветхозаветном, обрядовом. Для оправдания недостаточно исполнения обрядового закона, для этого нужны: искупление: Гал.3:13, и исполнение всего заповеданного Христом: Мф.28:20. Достоинство закона вообще апостол не ниспровергает: Рим.7:7:12; 1Тим.1:8.
Гал.3:10–11. «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона (Втор.27:26).
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет (Авв.2:4)».
Объяснение. Из этих слов видно, что нельзя оправдаться одним ветхозаветным законом, необходимо исполнять закон Нового Завета, закон веры в Иисуса Христа: Гал.3:22, и исполнение Его повелений: Мф.28:20. Подробно раскрывая в послании к Галатам истину об отмене ветхозаветного обрядового закона, святой апостол говорит: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью: Гал.5:6. Под любовью апостол разумеет совокупность всех христианских добродетелей и в Послании к Римлянам ясно говорит: «любовь есть исполнение закона»: Рим.13:10, т.е. добрых дел, подробно перечисляемых апостолом: Гал.5:22–26.
Гал.4:24–25. «В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве».
Объяснение. Здесь говорится об отмене не всего ветхозаветного закона, бывшего «детоводителем», а только тех сторон его, которые имели одно прообразовательное значение; например кровавых жертв, взамен которых принесена одна жертва в крестных страданиях Господа Иисуса Христа: Евр.10:8–10. Прочее же в ветхом завете, как то: десять заповедей и исторические повествования, вероучение и нравоучение, остаются теперь во всей своей силе. В этом смысле надобно понимать слова Самого Христа, что Он не нарушить пришёл закон, а исполнить: Мф.5:17. Подобно сему и апостол Павел в послании к Римлянам также уясняет взаимоотношение между Ветхим и Новым заветом: Рим.3:31.
1Тим.1:9. «Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и осквернённых, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц».
Объяснение. Кто на основании этого места отвергает необходимость для себя закона, тот, очевидно, сам себя считает «праведником», а кто называет праведником сам себя, тот говорит ложь: 1Ин.1:8, и всецело уподобляется фарисею: Лк.18:11–14, который также видел только чужие грехи, считая себя праведным, но тем не менее не мог оправдаться пред нелицеприятным Судьёй.
Втор.27:26. «Проклят (всякий человек), кто не исполнит (всех) слов закона сего и не будет поступать по ним!».
Объяснение. Здесь говорится о законе ветхозаветном, сравн. Ин.1:17. Для оправдания недостаточно исполнения обрядового закона, для этого нужны: искупление: Гал.3:13, и исполнение всего заповеданного Христом: Мф.28:20; Лк.10:16. Хотя достоинство закона не ниспровергается: Рим.7:7:12; 1Тим.1:8, так как, подобно закону, и Писание заключило людей под грех: Гал.3:22–23, но от этого не перестало быть видимым и святым: 2Тим.3:16. Другими словами, верующему во Христа бесполезно исполнение Моисеева обрядового закона: Гал.2:16; Рим.8:2, а исполнение дел евангельского закона необходимо: Мф.12:37; Гал.5:6:18, 24:6:2.
Ис.28:10–13. «Ибо все заповедь на заповедь... правило на правило... тут немного и там немного... И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь... правило на правило... тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены».
Объясн. Здесь пророк упрекает иудеев за то, что собственная их заповедь и правило для них «стали словом Господа». Действительно, иудейские раввины много придумали своих заповедей, несогласных с заповедями Божиими, напр.: Мк.7:7–9, как это видно и у нынешних иудеев (разные предписания Талмуда). К православно-христианским уставам и заповедям слова прор. Исаии не могут относиться, потому что все православные заповеди согласны с учением Спасителя и апостолов, притом все они направлены к созиданию духовного возрождения, а не к мелким и ничтожным заботам о содержании в чистоте кружек, чаш и т.п.
Законность и покаяние проповеданы Иоанном Крестителем
Лк.3:12–14. «Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».
Объяснение. Предтеча Христов не колебал существовавшего при нём гражданского и общественного порядка, а только проповедовал законность и покаяние: Лк.3:3; Мф.3:2; Мк.1:15. Ни мытарей, ни воинов не осудил за их службу.
О законе любви
Гал.5:14. «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18)».
Объяснение. Апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: Рим.13:9; Мф.22:40; 2Ин.1:5–6. Но нужны и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20; 2Ин.1:6.
Основные места Священного Писания в учении о законе христианском, которые необходимо заучить наизусть
Мф.5:17–18. Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё.
Мф.19:17. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Мф.28:20. Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам, и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Ин.14:15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Рим.13:10. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
Мф.22:37–40. Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем Твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Вт.6:5);
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18);
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Пс.118:4. Ты заповедал повеления Твои хранить твёрдо.