От издателей
Мы рады представить вниманию читателя второй том трудов по патрологии профессора И.В. Попова, включающий в себя его фундаментальное исследование «Личность и учение блаженного Августина». Над этой монографией И.В. Попов трудился в течение нескольких лет и окончил ее вчерне в 1914 г. В 1916 г. исследование вышло в свет, 31 января 1917 г. Совет Московской Духовной Академии выдвинул этот труд на соискание премии митрополита Московского Макария, которая и была присуждена И.В. Попову 6 марта. 7 мая того же года работа была им успешно защищена в качестве докторской диссертации в Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Профессор А.П. Орлов – известный специалист по истории Западной Церкви, впоследствии ректор Московской Духовной Академии – в связи с выдвижением труда об Августине на премию митрополита Московского Макария представил Совету Академии отзыв о работе своего коллеги, который мы считаем нужным привести здесь с некоторыми сокращениями.
«Первая глава книги Попова, не давая историко-биографической характеристики блаженного Августина, имеет в виду историко-психологическое выяснение образования религиозно-интеллектуальной личности Августина от его детства до окончательного обращения его к Церкви, то есть до того момента в духовном развитии его, на котором обрывает повествование о своей жизни сам Августин в своей «Исповеди». Выполненная автором... характеристика духовного роста Августина, являясь, с одной стороны, целостным очерком далеко оставляющим за собой по обстоятельности все имеющиеся в нашей как переводной, так и оригинальной литературе опыты выяснения духовной личности Августина в этот интереснейший период его религиозно-философских исканий, с другой стороны, имеет в книге автора и вспомогательное, или вводное, значение, поскольку вскрывает по преимуществу те историко-философские факторы, которые имели... определяющее влияние на характер гносеологических и онтологических воззрений иппонского мыслителя, составляющих, как мы отметили, предмет дальнейших глав исследования И.В. Попова.
Если уже первая глава этого исследования по своему предмету и задачам представляется ценным вкладом в нашу научную литературу об Августине, то это с еще большим основанием следует сказать об остальных его главах. <...> Выдающимся достоинством книги И.В. Попова представляется, прежде всего, полнота изученного и использованного автором соответствующего материала из сочинений иппонского епископа. В частности, гносеологические и отологические воззрения его раскрыты автором не только в принципиальных их чертах, но и в приложении ко всем главнейшим сторонам мысли и бытия. Если принять во внимание, что относящийся к теме автора материал иногда крупицами разбросан по весьма многочисленным сочинениям Августина, в большинстве не переведенным на русский язык, то работа автора, потратившего на изучение этого материала много труда и внимания получает высокую научную ценность.
Непосредственное и глубокое знакомство автора с творениями Августина ярким образом сказывается как в документальной точности его изложения, так и в тонкости анализа гносеологических и онтологических взглядов иппонского мыслителя, равно как дает возможность автору при основательной осведомленности в разносторонней и сложной литературе об Августине быть вполне самостоятельным в своей работе, местами вносить поправки ко взглядам своих предшественников в августиноведении, причем эти оригинальные наблюдения и выводы автора иногда касаются существенных пунктов философско-богословской доктрины Августина.
Не ограничиваясь имманентным – только на основании творений самого Августина – выяснением как историко-психологического образования его духовной личности, так и гносеологических и онтологических его взглядов, И.В. Попов широко пользуется в своем исследовании и историко-сравнительным методом, сопоставляя учение блаженного Августина по тем или другим вопросам как с воззрениями античных философских школ... так и со взглядами церковных и внецерковных богословов II-IV вв., равно как отмечая иногда судьбу воззрений Августина и в истории позднейшей богословско-философской мысли».1
Предисловие к первому тому настоящего издания завершалось призывом к церковному прославлению профессора И.В. Попова. Уже после того, гак первый том был сдан в печать, пришло радостное известие: решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. профессор Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов был причислен к лику святых как мученик за веру. Для преподавателей и студентов Московской Духовной Академии и других духовных учебных заведений нашей Церкви эта канонизация профессора-мирянина явилась чрезвычайно важным и значимым событием.
Память мученика Иоанна (Попова) Святая Церковь празднует 26 января (8 февраля), а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Мы рады осознавать, что наш скромный труд по переизданию работ выдающегося русского патролога послужит ознакомлению широких кругов православной общественности с богословским наследием этого новопрославленного святого.
Считаем своим приятным долгом выразить благодарность секретарю Синодальной комиссии по канонизации священнику Максиму Максимову за предоставление изображения иконы мученика Иоанна.
Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!
* * *
Журнал собрания Совета Императорской Московской Духовной Академии от 31 янв. 1917г. // ОРРГБ Ф. 172. К. 47. Д. 1. Л. 7.