Источник

Беседа 3. О Лазаре четверодневном

1) Лазарь – начаток воскресения (60 А).

Зависть фарисеев, задумавших убить Лазаря, потому что они не могли отрицать его воскресения. Действительность других чудес можно было отрицать, но отрицать воскресение Лазаря было нельзя (60 А – 61 А).

Он воскрес юным, обновлённым (60 D).

2) Когда Лазарь умирал, Господь не присутствовал при этом и не видел смерти его телесными очами, но по Божеству Своему везде присутствовал и всё исполнял (πανταχοῦ παρῶν, καὶ τὰ πάντα πληρῶν–61 Α).

Слова Марфы. Ответ Господа: «Называешь Господом, а мыслишь не Господом» (61 А, В).

3) «Где положисте Его?» Ужели Он не знал? Но употребил этот способ речи, чтобы следовали за Ним (61 С).

Толпа последовала из любопытства. Раннейшие примеры воскресения были сомнительны, потому что воскресали недавно умершие и можно было думать, что они были в обмороке. Теперь Христос воскрешает явно умершего (63 А).

4) Едва увидев гроб, Он прослезился. Какая надобность была в слезах, если Он хотел воскресить? Прослезился, потому что Господь всё делал разумно. Прослезился, чтобы обнаружить мнение сопровождавших, какое они имели о Нём. Поэтому, увидев Его плачущим, начали говорить: «Видишь, как Он любил его» (64 В).

Приказывает иудеям отвалить камень от гроба, чтобы они по запаху тления убедились в действительности смерти. «Лазарь, гряди вон». Δεσπότης воззвал, никто не может ослушаться. «Прежде чем я сойду, изыде в тебе залог – во мне совершенное воскресение» (64 С, D).

5) Господь не нуждался в многословии. Однажды сказал – и воскресил того, кого создал. Не жаловался, как Илия; не сомневался, как Елисей. Звуком голоса разбудил спящего. Ад, поражённый внизу, выдал Лазаря. Душа Лазаря, получившая новые силы и вызванная ангелами, собственное тело обратила в собственное (65 А). Лазарь вышел, несмотря на то, что был связан по рукам и ногам.

«Развяжите погребальные пелены», чтобы хранить как евлогию и как свидетельство чуда (обычай хранить вещи святых) (65 В, С). А мы, носящие пальмовые ветви, воскликнем: «Осанна в вышних» (65 В, С).

* * *

1

Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред.


Источник: Труды по патрологии / И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-. / Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, [1] с. : портр. / Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с.

Комментарии для сайта Cackle