Источник

Беседа 2. На Сретение, о Богородице, Симеоне и Анне

1) Похвала девству, как равноангельскому состоянию, но похвала и браку, как равночестному (44 С, D – 45 А, В).

2) Что сказано в законе вообще о первом плоде брака, то совершилось в Господе (45 В).

«Всяк мужеский пол, разверзаяй утробу, наречется свят Богу». Это хотя сказано вообще, но относится к одному Господу, потому что Он только разверз утробу рождением и только Он был свят (48 А, В, С).

3) Но возразят: если так, то Дева не сохранила девства, ибо Её утроба была разверзнута.

Ответ: что касается природы Девы, никоим образом врата девства не были отверсты, ибо Иезекииль говорит: врата заключены будут (44, 2). Но что касается силы рождённого Владыки, то ничто не закрыто Господу, но всё открыто (48 С – 49 А).

Как девство, так брак и вдовство могут быть истинными и неистинными.

4) Истинное вдовство. Пример Анны пророчицы. Призыв женщин к подражанию ей (49 В, С, D).

5) Похвала Анне с намёками на вдов, не похожих на неё. Анна «исповедала Дитя Богом, сильным Врачом и Искупителем, Разрешителем грехов» (52 А, В, С).

6) Младенец, питающийся от сосцов, обрезанный, сотворил веки, простер небо, отверз хляби, вывел из Египта наших предков (духовный Израиль), рассёк Чермное море, клялся Аврааму. Не соблазняйтесь видом младенца. Один и Тот же – и Младенец и с Отцом не имеет начала. Один и Тот же и исчисляется годами и род Его никто исповесть. Одно – по причине рождения от Девы, другое – по непостижимости субстанции.

7) Подвиг вдовства, как подвиг верности первому мужу. Разрешается вступать в брак лишь в том случае, если от первого брака нет детей (53–55).

8) Толкование слов: «... На падение и на восстание многих, и Тебе Самой оружие про́йдет...»

Обращение к Деве Марии: «Достаточно Тебе, Дева, называться Матерью, достаточно быть Питательницей Питающего мир, велико для Тебя по плоти носить Носящего вся. Христос, в Тебе обитавший, и во мне ныне Сам же уготовал слова эти» (56 В, С).

«Знамение пререкаемо» – крест.

В этом знамении пререкали Господа и делом (заушения, заплевания) и словом. Печаль Девы. Её жалобы. Дева Мария печалилась так потому, что ещё не знала силы воскресения, не знала, что оно будет скоро. Поэтому после воскресения радовалась (57 В, С).

Доказательство от Писания, что «знамение пререкаемо» есть крест (57 С – 60 А).

Единство Ветхого и Нового Заветов, как произведений одного Бога (57 С, D).

* * *

1

Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред.


Источник: Труды по патрологии / И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-. / Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, [1] с. : портр. / Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с.

Комментарии для сайта Cackle