Источник

Беседа 4. О жене грешнице

1) Великая радость ангелов видеть Владыку с рабами. Бога с людьми, Судию с подлежащими суду, вкушающего от общей трапезы (68 А).

Христос пришёл на землю, не покинув неба, стал человеком, не перестав быть Богом. Плыл по морю, чтобы извлечь из глубины греха обуреваемых в житейском море. Пришёл, чтобы спасти одну погибшую овцу, не потому, чтобы пренебрёг 99, но потому, что те были в безопасности (68 В).

2) Душа не запечатлённая легко подпадает козням демонов. Поэтому Закхея спас от пасти (мысленного) волка и удостоил запечатления (68 С).

3) Христос принял приглашение на обед к фарисею, во-первых, чтобы освятить приглашённых, пригласившего, весь дом и самую пищу, во-вторых, чтобы вкушением пищи и питья показать истинность воплощения, в-третьих, чтобы показать книжникам и фарисеям, как должно относиться к грешникам (69 D – 72 А, В).

Женщина по природе хрупка, первая добыча дьявола, начало заблуждения, учительница преступления. Созданная быть помощницей стала врагом, созданная по природе прекрасной стала по произволению худой: указала на красоту дерева, потеряла рай и была отягчена многим злом.

4) Бог создал жену из ребра Адама, чтобы она была ему помощницей. После греха и осуждения на смерть, чтобы не погиб род человеческий, учреждён брак, чтобы противиться смерти; чтобы он сеял, а она жала. Что брак учреждён после грехопадения, видно из того, что Адам познал Еву по изгнанию из рая (72 В).

Раньше греха было девство, хранившее тунику природы неосквернённой. Брак учрежден после изгнания из рая и осуждения на смерть, чтобы он своей плодовитостью побеждал жатву смерти. Для этого Бог вложил в мужчину удовольствие, а в женщину – привлекательность, но не для того, чтобы предаваться блуду, ибо для законного брака законное смешение чисто, а для удовольствия подлежит смерти (72 C, D).

Ради чадородия брак чист. Пример Сарры, Ревекки, Рахили. А если жена возбуждает юношу к похоти, она подлежит наказанию, как осквернительница храма Божьего (73 А).

5) Грешница прельщала юношей ко греху всеми способами.

Психологический анализ чувств и мыслей, побудивших жену искать прощения у Христа (73 В – 76 А, В).

6) Покаяние жены. Она кается не словами, потому что знает о всеведении Христа, а слезами. Слёзы – внешнее выражение покаянных чувств (76–77).

7) Грешница помазала тело Иисуса, имевшего ради неё целый день висеть на кресте (77 С). Она с Иоанном разделила тело Иисуса: тот приник к груди Христа и из неё почерпнул учение, а она помазала ноги, ради нас ходившие (80 А).

8) Риторика (80 В, С, D).

9) О порицающих женщину за трату. Риторика (81–84). Δεσπότης-: (84 В).

За 30 сребренников Иуда продаёт Бога в человеческом образе, как раба, как варвара (84 С).

10) В Ветхом Завете был дан закон справедливости: око за око, и так как люди не могли его выносить, то закон справедливости заменён законом благодати (85 А).

Жизнь человека есть книга, в которую вписываются все грехи. Но благой Заимодавец не только разорвал её, но и смыл крещением все её буквы (85 В).

Так как должники не имели, что отдать, то отпустил им. Одно – не иметь, другое – не хотеть. Бог от нас требует только покаяния. Если мы хотим покаяться, но множество грехов делает покаяние слабым и недействительным, то мы не отдаём долга не потому, что не хотим, а потому, что не можем. Тогда по милосердию Он расположение к покаянию принимает за деяние (85 С).

* * *

1

Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред.


Источник: Труды по патрологии / И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-. / Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, [1] с. : портр. / Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с.

Комментарии для сайта Cackle