ДАР, ДАРОВАНИЯ
Все, что человек имеет, есть дар Божий, и поэтому воздавать славу Богу
Что Бог дает человеку к славе Своей и ближняго пользе, то он, самолюбием ослеплен, в собственную свою славу обращает. Что бо человек имеет свое собственное, кроме греха? Воистину ничего. Имение, богатство, разум, мудрость и проч. Божия суть дарования. Как убо не бесстыдно Божие добро к своей обращати, а не к Божией славе? О колико согрешаем пред Богом и в мнимых наших добрых делах (2:51).
Дар Божий дается не для личного пользования, но на пользу всех
Солнце не себе светит, но прочей твари; облака не держат в себе воды, но на землю изливают; земля не удерживает в себе плодов, но вон испущает. Тоежде и о прочем разумей. Сим научаемся мы, что дарования, от Бога нам данная, должны быть нам и ближним нашим «общи». Разумный не токмо себе, но и ближняго разумом пользовати должен; богатство не токмо самому богатому, но и прочим служить должно; так и в прочем: сии бо суть «таланты Господа нашего», за которые мы ответ Ему отдадим в день пришествия Его (Мф. 25, 14–30). Все бо, что ни имеем, Божие есть, а не наше добро, которое нам дано от Бога не ради нас самих токмо, но и ради ближних наших. Аще убо кто от добра Божия, данного себе, не уделяет другим, сей грешит противу Бога, даровавшего ему благая Своя, за что имеет истязан быть в день суда Христова (2:47).
Видишь, что стомах немощный приемлет в себе пищу, но не варит по надлежащему и тако не разделяет сока и крови прочиим удам, а от того и прочие уды и себе в большее бессилие приводит: якоже здоровый стомах, который добре пищу варит, и прочиим членом сок и кровь сообщает: тем самым, как прочие члены, так и себе крепчайшим делает... Сие разумей и о прочиих дарованиях, от Бога нам данных, которыя когда их сообщаем ближним нашим, и нам пользу приносят, а когда не сообщаем, и нам вредят, не от себе, но от стороны нашей, когда их не так, как должно и на что должно, употребляем. Якоже злоупотребляем огонь на сожжение вещей ближняго, который дан нам ради варения пищи, согревания покоев и проч: злоупотребляем меч на убиение брата нашего, который устроен на защищение отечества: злоупотребляем язык на оклеветание, злословие, сквернословие, который дан нам ради сообщения советов сердечных и на хваление Божие: злоупотребляем руки на хищение, биение, которые даны нам к деланию и помоществованию себе и ближним нашим, и проч: тако и дарования Божия может человек на зло, и по тому себе и ближнему во вред, употреблять (2:47–48).
Дарование всякое нужно обращать для славы Божией (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ, 920).
Дарования если употребляются не на добро, служат в погибель
Всякое бо дарование, когда человек его не на добро, но на зло употребляет, обращается ему во зло и погибель, напр. учение, разум, красноречие, художество, знание языков и самый дар чудотворения, и проч. (1Кор. 13, 1–3; Мф. 7, 22–23). Может бо человек злоупотреблять Божиими дарованиями. Тогда же то бывает, когда человек чрез дарования не славы Божией и пользы ближняго, на что они подаются, но славы и похвалы своея ищет. Тако и богатый, когда не славы Божией и пользы ближняго через свое богатство ищет, но или хранит его как сторож, или как пес сено, на котором лежит, и сам не яст и скоту не дает, или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей угодить, или от человек славу и похвалу себе снискать, и проч., – зле употребляет дарования Божия, и так зле употребляемое дарование Божие во зло ему обращается. А когда нет христианского расхода в богатом, то нет в нем и истинного христианства (3:318).
Дарования скрывать – грех (2:11, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ, 306).
Дарования даны от Бога, поэтому не превозноситься
Видишь, что человек, имеющий чужое, у себе положенное, богатство не гордится тем, не называет себе богатым, не хвалится тем. Тако должно и нам поступать, когда имеем дарования Божия: вменять их не как наша, а как чужия; не провозноситься теми, но во славу Божию, откуду происходят, и в пользу нашу и ближнего, ради чего поручены оне нам, употреблять. Богатство, разум, мудрость, и прочее да будет нам в пользу нашу и ближнего, а не в похвалу нашу, но «единому» Тому, от Кого произошли, да будет слава и похвала, Который, как от милости Своей подал нам, так ради НЕБЛАГОДАРНОСТИ нашей может и отнять от нас, яко Свое. Тогда подлинно узнаем, что мы бедны, нищи, убоги, наги и ничего своего собственного не имеем, кроме греха (2:51–52).
Попользующий дарования не ради Бога есть самолюбец (2:283, см. САМОЛЮБИЕ, 809).
Дарования приписывающий себе, а не Богу, самолюбец есть (2:282, см. САМОЛЮБИЕ, 809).
Дар великий, небесный есть слово Божие (2:6, см. ХРИСТИАНИН, 1114).