Источник

ЧЕСТЬ

Христос есть честнейший Царь небеси (3:152, см. ХРИСТОС, 1124).

Не достоин тот чести, кто ищет чести

Многие христиане желают и ищут чести и начальства, но таковых людей не только христианския книги, но и языческия не похваляют. «Не достоин тот чести, кто ищет чести». Не знают люди, чего себе ищут. Часто бывает, что честь человеку есть как безумному меч, которым и себе и других убивает. Высокое дерево всякому ветру подлежит, и когда падает, многая дерева малыя, близ себе стоящия, сокрушает: тако и НАЧАЛЬНИК многим искушениям подвержен бывает, и падеж его далеко слышен бывает, и соблазн подает. Начальник согрешит, и вси о том знают. Тако Давид царь Израилев согрешил, и вси тое знаем. Не ищи убо, возлюбленне, чести и начальства, но звания ожидай (5:167–168).

Не почитать честь главною в мире (5:288, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 21).

Честь переменяет нравы (5:58, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 17).

Честь и СЛАВА есть суетное, пустое блаженство

Смотри и разсуждай, сколько за честию и славою гоняются любители мира. Но она коль трудно снискивается, толь удобно теряется. И чем большая честь, тем удобнее погубляется, ибо столько врагов себе имеет, сколько завистливых есть и властолюбивых сердец. От сих всех надобно берещися хотящему не потерять честь свою... Сие светлое, но воистину горькое славолюбивых житие горчайшею заключается смертию, которой далеко горчайшая другая и вечная последует. Где ныне славные вселенныя победители, которым мало было всем светом владеть? Как смертные померли. Где слава их, наполнившая вселенную? Погреблась с ними во гробе, или паче исчезла, как и сами: заключились в треаршинном месте, которые всем светом не довольны были (3:154–155).

Честь неразумному как меч

Честь неразумному есть как меч, которым и себе и других убивает. Надобно прежде научиться управлять себе, а потом уже других (4:314).

Многие христиане ни о чем так не стараются, как в честь произойти, и в высшую честь. Но не знают сами, о чем стараются. Неразумному и неисправному христианину честь, как безумному меч есть, которым и себе и других погубляет... Лучше бы им не родитися, или родившимся землю делать, и тако себе питать, нежели в честь итить, и многих неповинно слезы проливать. Горе таковому начальнику! Бог, сирых Отец и Судия вдовиц, всякую каплю слезы озлобленных людей Своих взыщет от него (4:369).

Плотское рождение и мудрование движет к исканию чести и славы (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Честолюбие происходит от гордости (2:206, см. СЛАВОЛЮБИЕ, 875).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle