ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ
Содержание и происхождение Цветной Триоди
Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги – Пентикостарион (Пятидесятница).
Первоначальное же название Триоди – «Цветная» – объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди.
По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела: I) Пасхальная седмица, 2) от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до Недели всех святых.
Песнопения Цветной Триоди, так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху.
Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «паса́х» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях:
«...Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к
жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас
преведе, победную поющия».
В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад – «яко восхотел», ниспровергнул смерть – «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен – и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.
Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.
История праздника
Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Особенности пасхального богослужения
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова.
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь – бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения, с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектении со свечой (в левой руке), выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное время через царские врата диакон может проходить только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню, ходить же диакону через царские врата на ектении или в алтарь за Евангелием в обычные после Пасхи дни нельзя.
На пасхальной утрени и на утрени в течение всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники: Благовещения, храмовой или св. великомученика Георгия (23 апреля).
Полунощница
Эта служба относится еще к периоду Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до начала пасхальной утрени. Священнослужители перед полунощницей совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение.
Начинается полунощница перед Плащаницей возгласом священника: «Благословен Бог наш...». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...». По 3-й песни – седален, по 6-й – кондак и икос Великой Субботы.
После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати…» бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле, и совершается каждение вокруг него. Св. Плащаница лежит на престоле до отдания Пасхи – в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.
После канона – Трисвятое по «Отче наш», и хор поет тропарь: «Егда снизшел еси...» (обычным напевом, на 2-й глас). Затем произносится (перед царскими вратами) краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и обычный малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш...».
Пасхальная утреня
Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.
Настоятель берет в левую руку пасхальный трисвечник с Крестом, а в правую – кадило. Второй старший священник берет с правой стороны престола малое (требное) Евангелие и, прикрыв его пеленой, становится справа от престола. Третий священник, взяв с левой стороны престола прикрытую пеленой икону Воскресения Христова, становится слева от престола. По чину становятся у престола и все остальные священнослужители. Настоятель вместе с диаконом совершает каждение (трижды) вокруг престола (при закрытых царских вратах и завесе).
В 12 часов ночи – удар в колокол.
Стоя на Горнем месте, настоятель трижды поет вместе с предстоящими священнослужителями стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». При пении стихиры во второй раз открывается завеса. При пении стихиры (первой половины) в третий раз открываются царские врата, и духовенство выходит на крестный ход, а хор продолжает вторую половину: «и нас на земли сподоби...». Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением той же стихиры, духовенство, певцы и народ входят в притвор (или на паперть храма) и останавливаются перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается. Настоятель кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит самого настоятеля.
После этого настоятель, взяв кадило и стоя лицом на восток, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит «велегласно» начало утрени (без предварительного возгласа диакона: «Благослови, Владыко»):
«Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей,
и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно,
и во веки веков».
Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь Пасхи: «Христос воскресе...», и хор трижды повторяет тропарь.
Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог...», «Яко исчезает дым...», «Тако да погибнут грешницы...», «Сей день, его же сотвори Господь...», «Слава», «И ныне», а хор после каждого стиха – тропарь «Христос воскресе...».
После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых», а хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав».
В этот момент открываются церковные двери, и участники крестного хода при пении тропаря «Христос воскресе…» входят в храм, ликуя и радуясь, «Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, происходящая». Настоятель и сослужащие ему священники входят в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектенню.
После мирной ектении поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает его. Например: духовенство поет первые слова ирмоса «Воскресения день», а хор продолжает: «просветимся людие...». Припев к тропарям – «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: «Христос воскресе...» (трижды).
Примечание. По Уставу, канон следует петь на 16; ирмосы, на 4, и тропари, на 12.
На каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. (Полагается каждение и всего храма). Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе!».
После заключительного пения тропаря «Христос воскресе!» в конце каждой песни диаконом произносятся малые ектении, после которых бывают особые возгласы. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и особой книжке «Служба на Пасхальную седмицу».
После 3-й песни и ектении – ипакои: «Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба...» (по-русски: «Прибывшие жены мироносицы с Марией до рассвета, и нашедшие камень отваленным от гроба...»).
После 6-й песни и ектений – кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и икос: «Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб...», и поется трижды «Воскресение Христово видевше...», а также: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды).
На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю...» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
На 9-й песни вместо «Честнейшую…» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу: «Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца».
По 9-й песни – ексапостиларий: «Плотию уснув, яко мертв...», который поется трижды – священнослужителями и певцами. Затем поются хвалитные воскресные стихиры и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася...».
При пении стихир Пасхи священнослужители христосуются в алтаре. Христосование с верующими, из-за многолюдства, обычно совершается в конце службы.
После стихир читается огласительное слово св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив...», в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1–16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа. После этого слова поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...» (единственное песнопение святых в службе Пасхи).
Затем произносятся сугубая и просительная ектения. После возгласа: «Твое бо есть, еже миловати...» диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник «Сый благословен Христос Бог наш...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...», после чего вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Настоятель с Крестом в руках, но без трисвечника совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе!». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе!». Хор поет тропарь Пасхи (трижды), затем – «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» и обычное многолетие.
Пасхальные часы
Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу: 1-й час – после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией и 9-й час – перед вечерней.
1-й час начинается сразу после утрени. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро яже о Марии...», кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...», тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший...», «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...» «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…»,"Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь. Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).
Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы, причем 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», а 6-й и 9-й часы заканчиваются отпустом.
Во время пения часов в первый день Пасхи совершается проскомидия, и бывает обычное каждение. Сразу за часами следует литургия святого Иоанна Златоуста.
Литургия
Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда ради бденнаго». Начало литургии, если не считать возгласа диакона: «Благослови, Владыко» и священника: «Благословенно Царство…», такое же, как и начало пасхальной утрени. Священник перед престолом, держа в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон со свечой на горнем месте поют трижды тропарь: «Христос воскресе...». Хор трижды повторяет его. Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог...» и др. Хор после каждого стиха поет тропарь Пасхи. Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!»
Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем – мирная ектения и праздничные антифоны: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы).
Малый вход с Евангелием совершается как обычно. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь Пасхи, ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Затем – чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелия (Ин., зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк. 16,15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке. После чтения Евангелия произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и другие (заупокойной ектении не бывает до вторника Фоминой седмицы).
Задостойник – ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...» с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…».
Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Перед причащением народа диакон – «Со страхом Божиим...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды).
После причащения священник – «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды). Священник: «Всегда, ныне и присно...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды), ектении: «Прости приемше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем», и – по заамвонной молитве – освящается артос по особому чину (см. ниже), и затем хор поет «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...» и затем, после «Аминь», вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют в алтаре «Христос воскресе...» (до середины), а хор заканчивает. Отпуст – такой же, какой и на утрени (с Крестом, без трисвечника).
Примечание. Если совершается крестный ход – а это бывает со второго дня Пасхи – то он бывает перед отпустом. После возгласа: «Благословение Господне на вас...», священнослужители поют в алтаре до середины тропарь Пасхи «Христос воскресе…», а хор допевает его. И сразу начинается крестный ход. Впереди несут фонарь, за ним – запрестольный Крест, иконы, хоругви, затем идут певцы и младшие священнослужители с артосами, а старшие несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилами. Настоятель идет с Крестом и трисвечником. В это время хор поет пасхальные ирмосы. Читается Евангелие на четырех сторонах храма. Диакон произносит: «И о сподобитися нам...». Хор: «Господи, помилуй» (трижды), а затем «Премудрость, прости». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Священник возглашает: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи...», и читается Евангелие. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся, рцем вси». Хор поет «Господи, помилуй» (трижды), после чего священнослужитель кропит народ святой водой со словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» И так бывает четырежды в продолжение крестного хода. По возвращении в храм на амвоне произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» и возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог...». Затем священнослужители запевают «Христос воскресе...» (до середины), а хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст.
По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!»
Чин освящения артоса
В конце литургии в первый день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса. Артосом (в переводе с греческого – «хлебом») называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В первый день Пасхи артос (их может быть несколько) полагается на аналое или столе в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода, который совершается каждый день (кроме первого) Светлой седмицы после литургии, обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря Пасхи. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В пятницу Светлой седмицы вечером (т.е. на субботу) артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи).
Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо полагали на столе часть хлеба для Него и там самым представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни.
Чин освящения артоса совершается следующим образом.
По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Затем на амвоне ставится аналой или стол с лежащим на нем артосом, и диакон возглашает: «Господу помолимся». Священник читает молитву на освящение артоса: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос святой водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Затем хор поет вместо «Буди имя Господне...» «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии.
Великая вечерня в первый день Пасхи
Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается во все священнические одежды.
По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом – в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следуют начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах».
Вход – с Евангелием. После «Свете тихий...» поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш: Ты еси Бог, творяй чудеса». По окончании пения прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...».
Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е) – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения.
После Евангелия – сугубая ектения: «Рцем вси...», поется «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. Далее – стиховные стихиры со стихирами Пасхи. По окончании пения стихир диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Священнослужители в алтаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...».
Особенности богослужения на Светлой седмице
Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.
Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.
Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).
На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.
Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).
Причастен во все дни – один и тот же: «Тело Христово приимите...».
В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается молитва (из Требника) на раздробление артоса.
Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. (Евангелие не читается). Глас стихир каждого дня разный.
Примечание. Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого, например, св. великомученика Георгия (23 апреля) или храмовой праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерне читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Канонов два: пасхальный на 8 и святого на 6. Катавасия – ирмосы пасхального канона. Великое славословие не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи, «Слава» – святому, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех – стихиры воскресные – 3 и святого – 3. Затем – стихиры Пасхи со стихами их, «Слава» – святого, «И ныне» – «Воскресения день...», «Христос воскресе...» (трижды), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный. Далее – ектении и отпуст с Крестом, как в первый день (поминается и святой). На литургии – Апостол, Евангелие и причастен дня и святого.
Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерне и утрени присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а также канон Никифора Каллиста (XIV в.).
На литургии – прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородице.
После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок таков (в практике Троице-Сергиевой Лавры). После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, Владыко». Возглас священника: «Благословен Бог наш...», и священнослужители поют трижды «Христос воскресе…», а затем стихи: «Да воскреснет Бог...» и другие с тропарем Пасхи.
В это время совершается малое каждение. Затем – «Бог Господь», тропари «К Богородице прилежно…», «Еже радуйся, Ангелом приимшая...» и другие. Далее – прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя...». И сразу бывает крестный ход.
По другой практике, освящение воды совершается после заамвонной молитвы. Хор поет (трижды) «Христос воскресе». Настоятель произносит возглас: «Благословение Господне на вас...», и сразу хор поет: «Еже радуйся Ангелом приимшая...» и т.д.
Неделя Антипасхи (Фомина)
Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В Уставе Неделя Антипасхи именуется также Новой, так как в этот день как бы обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются события, когда Христос являлся апостолам и женам-мироносицам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья.
Наименование Фомина воскресенья Новой Неделей указывает и на необходимость нашего собственного внутреннего, духовного обновления. В тропаре праздника явившийся Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый» («дух правый теми – т.е. апостолами – обновляя нам...»). Крест Христов завершился преславным Воскресением Господа, «отгнавшим мрачную зиму нашего греха», соделавшим нас «новою тварью». Наступила весна обновления душ наших.
Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу и с укрепленной верой искренно, радостно воскликнуть вместе с Фомой: «Господь мой и Бог мой».
Особенности богослужения в Неделю Антипасхи
Богослужение посвящено, главным образом, воспоминанию явлений воскресшего Христа апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю (воскресенье) Антипасхи, как и в двунадесятые праздники, воскресные песнопения Октоиха не поются, но вся служба – праздника (по Цветной Триоди).
Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах стихословие Псалтири; всенощное бдение, часы, литургия и все прочие будничные службы (за исключением некоторых особенностей) совершаются обычным порядком.
В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием и после начального возгласа литургии поется тропарь: «Христос воскресе...» (трижды).
На утрени: «Бог Господь...» и тропарь праздника: «Запечатану гробу...» (трижды). По полиелее воскресные тропари «Ангельский собор...» не поются, а только величание праздника:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад
сшедшаго и с Собою вся воскресившаго».
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Матфея, зач. 116-е. После Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды), «Слава»: «Молитвами апостолов...», «И ныне»: «Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...», «Воскрес Иисус от гроба...».
Канон праздника Антипасхи: «Поим, вси людие...». Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Катавасия – ирмосы канона Пасхи: «Воскресения день...».
На 9-й песни «Честнейшую» не поется; диакон, совершая обычное каждение перед местным образом Божией Матери, запевает ирмос: «Тебе светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем». После 9-й песни и малой ектении – «Свят Господь Бог наш», глас 1-й, и светильны праздника.
На литургии – изобразительны. По входе – тропарь праздника: «Запечатану гробу...», «Слава, и ныне» – кондак: «Любопытною десницею...». Прокимен: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа». Апостол – Деян., зач. 14-е. Евангелие – Ин., зач. 65-е. Задостойник – Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней...», «Светися, светися...».
В конце литургии вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» (трижды). (Только в конце литургии поется трижды тропарь Пасхи).
Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог...». Этот же отпуст бывает и на утрени во все дни до отдания Пасхи.
Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антнпасхи) и святого.
В Фомино воскресенье вечернее богослужение предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа.
На вечерне кафизмы нет. Вход с кадилом. После «Свете тихий» поется великий прокимен: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи...» и просительная ектения. Далее – обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши...» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника: «Запечатану гробу...».
В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа (если служба не полиелейная) и великого прокимна.
Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «Радоница»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения и после литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.
В храме Московской Духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрени, по 6-й песни канона и малой ектении, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а после утрени совершается заупокойная лития.
По окончании литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш...», «Христос воскресе...» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением тропаря Пасхи и малым каждением. Затем – мирная заупокойная ектения и пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни: – малая заупокойная ектения и ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – малая заупокойная ектения, кондаки «Со святыми упокой...» и «Аще и во гроб...». По 9-й песни – малая заупокойная ектения. Затем – «Плотию уснув...» и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи...», «Ангельский собор...». Совершается полное каждение. Далее – стихиры Пасхи, сугубая заупокойная ектения, «Премудрость», «Христос воскресе...» (трижды). Затем священнослужители запевают до середины «Христос воскресе...», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении...». Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.
Поминовение усопших совершается в этот день также на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».
С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также совершается таинство Брака.
Общие уставные замечания относительно служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи
В состав недельных (воскресных) богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: I) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и помещены последовательно в Цветной Триоди.
Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха», например: «канон Пасхи». Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны». Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триодь», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого или словом «дне», например: «седален дне».
Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели о расслабленном или о самаряныни.
Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. великомученику Георгию, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным и бденным) совершаются на повечериях.
В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.
Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...»
От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...». Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием после возгласа: «Благословение Господне на вас...» этот тропарь трижды поет хор.
На литургии после возгласа: «Благословенно Царство...», священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются).
На литургии только вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (один раз), а в остальном литургийная служба обычная. Например, после возгласа: «Со страхом Божиим...» хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне...». После возгласа: «Всегда, ныне и присно...» поется песнопение «Да исполнятся уста наша...». Но в конце, перед отпустом, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...» поется «Христос воскресе…» (трижды, скоро). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), перед отпустом, после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.
Тропарь «Христос воскресе…» поется также в начале молебна, панихиды, отпевания, таинства Крещения и других служб.
На воскресной всенощной стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог...» поются только после стиховной стихиры великой вечерни, на «Слава» – стихира воскресная, на «И ныне» – Пасхи: «Воскресения день…». В конце стихир «Христос воскресе…», входя в последнюю стихиру как заключение, поется только один раз. На утрени стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи не поются вовсе.
На воскресной всенощной после Евангелия трижды поется «Воскресение Христово видевше...». В седмичные дни на утрени «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизмы) один раз.
Канон Пасхи с Богородичными (в соединении с каноном Цветной Триоди) поется в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев – «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Заключительное троекратное «Христос воскресе...» перед малыми ектениями не поется).
9-я песнь поется следующим образом. После катавасии 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни: «Светися, светися...», припев «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго...», затем тот же припев и тропарь: «О, Пасха велия»; после этого – Богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются (или поются) тропари канона Триоди с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
После канона – светильны Пасхи и Триоди.
В седмичные дни канон Пасхи не поется, но в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его).
Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую…» не поется (после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни), но в седмичные дни «Честнейшую» поется.
Ексапостиларий «Плотию уснув» поется тогда же, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и ексапостилария царские врата открыты.
На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» кондак Пасхи: «Аще и во гроб...».
В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.
После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше...», «Светися, светися...».
Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите...» (во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и праздника Преполовения с его попразднством).
В воскресные и седмичные дни – отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». (Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи).
Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.
Особенности служб от Недели святых жен-мироносиц до отдания Пасхи
Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь: 1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – святых жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныне, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев Первого Вселенского Собора.
По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.
Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас мысленно перенестись от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы.
В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц:
«Почто мира с милостивными слезами,
о, ученицы, растворяете?»
Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1Петр. 5, 4).
Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е) этой Недели и повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было вознаграждено прежде всего радостной вестью им о Воскресении Его, а затем и явлением Его Самого. Поступок же «благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, – говорит св. Григорий Нисский, – да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты».
На воскресной утрени этой Недели после «Бог Господь» поются песнопения Великой Субботы – три тропаря: «Егда снизшел еси к смерти...» (дважды), «Слава»: «Благообразный Иосиф...», «И ныне»: «Мироносицам женам...».
В четвертую Неделю – о расслабленном – Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.
Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения, и для всех Он – «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1, 23–24).
Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона на утрени этой Недели прославляется св. Архистратиг Михаил, потому что Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне Силоамской.
В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения:
«Преполовившуся празднику,
жаждущую душу мою благочестия напой
водами, яко всем, Спасе, возопил еси:
жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче
жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе».
Вся служба праздника Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня, на которой стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма, бывает вход с кадилом и читаются три паримии. На утрени полиелея нет. Канон – по Триоди. (Канон Пасхи не поется). Катавасия: «Море огустил еси…». Вместо «Честнейшую» (на утрени) и вместо «Достойно» (на литургии) поется ирмос 9-й песни канона: «Чужде матерем девство...». Поется великое славословие. В этот день после литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание учения Христа Спасителя о живой воде благодати Святого Духа.
Преполовение празднуется 8 дней. Отдание – в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется задостойник: «Чужде матерем девство…», но в промежуточные дни между Преполовением и его отданием – задостойник Пасхи: «Ангел вопияше» и «Светися, светися».
В пятую Неделю – о самаряныне – святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е).
В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной».
Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – службы попразднства Преполовения, а в среду – отдание Преполовения.
В шестую неделю – о слепом – воспоминается дарование зрения Христом Спасителем слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач. 34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет». Богослужебные песнопения отмечают и второе чудо – чудо духовного прозрения слепого, чудо постепенного нарастания веры исцеленного в Господа Иисуса Христа. Вся служба Недели о слепом, составленная богодухновенными отцами, проникнута глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами.
«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду,
якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты
сущих во тьме Свет пресветлый».
Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство (один день) Вознесения.
Служба отдания совершается подобно тому, как бывает она в Господские двунадесятые праздники. Начало вечерни, утрени и литургии – такое же, что и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит перед престолом начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог…» и другие. Далее – прочее.(Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – воскресный обычный).
На утрени после кафизмы поется «Воскресение Христово видевше». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.
На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами, как на первый день Пасхи, и после канона – ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув…» (дважды), а второй – Недели о слепом.
Часы читаются обычные, а не пасхальные.
После литургии священнослужители снимают Св. Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.