Грехопадение
Душа человека после грехопадения более всего бывает склонна ко злу (6, с.119).
Следствия грехопадения
Грех поразил не только душу, но и тело человека, которое было бессмертным и которое после грехопадения стало подвержено смерти и тлению. Но именно через эту телесную смерть Господь снова указал человеку путь к жизни (Там же, с.393).
Цель творения и после грехопадения осталась прежней
И если жизнь человека была отдалена от Бога преградой грехопадения, то цель творения осталась прежней. Грех не мог полностью разрушить предопределение Божие. Диавол был побежден крестной смертью Спасителя мира Крестная смерть Иисуса Христа возвратила человека снова к древу жизни (Там же).
* * *
Хотя диавол и сыграл первостепенную роль в падении первых людей, вина не снимается и с них: они не только преступили заповедь Создателя, но и склонили свою богодарованную свободу на сторону зла, когда вкусили от запрещенного древа плод (Там же, с.171).
Грех сделал человека подобным скотам
Если до падения человек был увенчан Божественной славой, имел в себе бессмертие и был властелином своей природы, то после совершенного преступления грех сделал человека безобразным и подобным скотам (Там же, с.172).
Грех разорвал союз Бога с человеком
Жизнь естественная для богозданной природы человека стала уже не такой, какой она была раньше. Между тварью и Творцом пролегла непроходимая пропасть, разорвавшая союз человека с Богом. Человек стал пленником диавола, а значит, и рабом греха (Там же).
Образ Божий после грехопадения перестал господствовать в душечеловека
Образ Божий, вложенный Творцом в человека, был зеркалом, отражающим Создателя, теперь же, после грехопадения, он затемнился и перестал быть господствующим в душе человека (Там же).
Падший человек душой мертв
Падший человек хотя и жив телом, но душой уже мертв. После падения в душу вошла злоба и всякая нечистота, издающая отвратительное зловоние и оскверняющая красоту образа Божия. В результате смерть стала царствовать над людьми (Там же).
Человек не мог своими силами возвратить блаженство
После грехопадения человек уже не мог своими силами возвратить утраченное райское блаженство. Без помощи Творца он внутренне все более и более растлевался, увеличивал между Богом и собою непроходимую бездну. Этим он навлекал на себя гнев Божий (в клятве и осуждении не столько звучит гнев Божий, сколько правда Божия, соединенная с бесконечной любовью и Его милосердием), который, подобно темному мраку, покрыл собою всю вселенную (Там же).
Грех поражает человека подобно яду
Бог начинает восприниматься грешным человеком уже не как Источник благости и полноты внутренней жизни, но как нечто отвлеченное и неродное. Греховное семя, всеянное в природу человека, быстро возрастает и становится не только средостением между Творцом и Его творением, но и поражает, подобно смертоносному яду, все естество человеческое. И как яд, попавший в организм человека, доставляет ему телесные мучения и страдания, так и греховный яд, сокрытый в душе, приносит ей страшное внутреннее терзание (Там же).
Грехопадение расстроило все существо человека
Падение первого человека привнесло в его природу порчу, которая отразилась на всех свойствах и способностях души, нарушила гармонию, отравила и расстроила все существо. Извратились все познавательные силы и способности, утратилась ясность и проницательность ума (Там же).
Сердце после грехопадения
Одновременно с помрачением ума не осталось в чистом состоянии и сердце человека, которое вместо любви к Богу как Источнику жизни стало источать всякое зло, оно уклонилось от Создателя, замышляя только противное воле Божией. Утратив первозданную чистоту, оно начало выращивать в себе гордость, высокоумие, безмерное самолюбие, бесчинное похотение, тщеславие, неведение Бога и о Нем нерадение, ненависть, зависть, гнев, нечистоту. В нем появились нечистые пожелания и греховные влечения. Растлившись в своем существе, сердце стало подобно земле, не имеющей живительной влаги. На ней хотя и сеются семена, но они остаются бесплодными и даже погибают. Сердце стало жестоким, как железо, каменным, глубоко растленным и злым. Таким образом, этот богодухновенный орган – жилище Духа Святого – стал не только исполненным всякой неправды и мерзости, но и жилищем злых духов (Там же, с.173).
Воля после грехопадения
Немалый вред грех причинил воле человека. Вместо стремления к чистоте, праведности и невинности в ней появились противоположные желания, влекущие ее в сторону зла и произвола. Прежде всего, она подчинилась различным чувственным побуждениям, что, в свою очередь, способствовало все большему уклонению от спасительного пути к пагубному злу. Действуя в таком направлении, воля человека постепенно ослабевала, так что у него уже не хватало решимости искренно раскаяться, а это еще более удаляло человека от Бога (Там же).
Свобода человека после грехопадения
Существенный отпечаток наложил грех на свободу человека. Если до грехопадения человек с радостью и охотно служил Творцу и постоянно желал быть в тесном единении с Ним, то после преступления он утратил это. Человек полностью лишился непосредственного общения с Источником благости, удалился «на страну далече», окончательно прекратил всякое взаимодействие с Господом, тем самым лишив себя милости Божией и благодати, которые получил при создании (Там же).
Совесть после грехопадения
Первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию. Он затмил в человеке око богоданного закона – совесть. Если до грехопадения она была в человеке непогрешимой, голосом Божиим, верным свидетелем, то теперь совесть изменилась в худшую сторону. Она стала подобной закопченному зеркалу и не отражает в себе истины. И это в основном происходит по той причине, что совесть стала злой и усыпленной (Там же).
Следствие грехопадения
Первородный грех и происшедшие от него последствия пагубным образом отразились на всей сущности человеческого естества. Грех прервал те нити, которые соединяли человека с Богом, и заставил его служить страстям, а в их лице – и самому диаволу (Там же,с.174).
Нарушение телесного развития человека
При изменении духовных сил после грехопадения человеку уже не было никакой возможности оставаться в своем первобытном состоянии. К тому же греховное извращение человеческого духа привело к полному разладу телесного состава и тем самым нарушило правильное его развитие. До грехопадения душа полностью господствовала над телом, теперь же тело вышло из повиновения и, устремляясь к греховным пожеланиям, взяло перевес над духом. В свою очередь телесный состав человека, как «скудельничий сосуд» души, подпал всякого рода болезням, страданиям и физической смерти (Там же).
И после грехопадения Бог подает человеку надежду на спасение
Несмотря на ужасное преступление со стороны человека, Бог подает ему надежду на спасение в Лице Своего Единородного Сына, когда сказал змию: «Той (Христос, благословенное Семя) твою сотрет главу» (Быт.3,15) (Там же).
Адам передал потомкам свои грехи
Губительные следствия первородного греха не ограничились прародителями, они распространились и на весь род человеческий. Адам как родоначальник передал потомкам свои грехи со всеми последствиями. Эта передача склонности людей ко греху стала осуществляться путем естественного рождения (Там же).
Человек после грехопадения стал неспособен к добродетели
Природа человека, зараженная грехом, была неспособна к добродетельной жизни, и поэтому греховные наклонности и страсти в человеке проявлялись и проявляются с младенческих лет. С возрастанием человека они все более усиливаются, так что со временем делают его своим рабом (Там же, с.174– 175).
Человеческое бессилие
Исправление греховного состояния становится для человека непосильным, так как он, предоставленный самому себе, не имеет для этого достаточно сил и возможностей. Святой апостол Павел характеризует это человеческое бессилие следующими словами: «Вем бо, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе. Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю ... Вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих» (Рим.7,18–19,23) (Там же, с.175).
Человек наказывается вечными бедствиями за грех
И это врожденное греховное состояние постоянно склоняет и влечет разумное создание – человека к греховной скверне, то есть самолюбию, плотоугодию, славолюбию, сластолюбию, неправде, нечистоте, жестокосердию, гневу, ярости, злобе, роптанию, хулению и прочим грехам. Человеческое существо пронзается этими и подобными им смертоносными стрелами и через них наказывается не только временными бедствиями, но и вечными (Там же).
Погружаясь во тьму идолопоклонства, человечество бессильно было что-либо сделать для своего спасения
Смерть и тление все более и более овладевали людьми, память о Боге у них совершенно изглаживалась, и грех, подобно смертоносной язве, быстрыми темпами распространялся по земле. Весь мир погружался в глубокую тьму идолопоклонства и крайнего развращения. В таком состоянии человечество было бессильно что-либо сделать для своего спасения (Там же).
Отпадение человека от Бога не было безвозвратным
Отпадение человека от Бога не было решительным и безвозвратным, как в начальнике зла – диаволе. В помраченном уме еще оставалось представление о Боге, хотя и искаженное; в воле человека, уклонившегося в сторону зла, не было непримиримой ненависти к добру, но сохранялась еще возможность раскаяния и возвращения на путь богоугодной жизни (Там же, с.185).