Гнев (человека)
Гневные порывы, вытекающие от раздражения, делают неспособным человека ни к каким духовным делам (34, с.51).
* * *
Гнев есть мучительная страсть, которая не может остаться скрытой.
Гнев, как буря и огонь.
Гнев уподобляет человека скоту.
Гнев мучит человека.
Гнев всегда наружу выходит.
Гнев рождается от самолюбия.
Гнев есть яд от диавола.
Гнев от обиды.
Гнев пресекать, чтобы не перешел в злобу и памятозлобие. Следует гневаться не на обличительное слово, т.к. это подобно гневу на свою совесть, но на самого себя и исправляться. Подавлять в себе гнев, чтобы не перешел в злобу.
От ответного гнева гнев разгорается, от КРОТОСТИ угасает (8, с.217–220)
* * *
«Гнев, еже есть безмерное желание отмщения» (1.3) (7, с.306–307).
Какие страсти порождают гнев
Не менее опасной страстью, непосредственно вытекающей из зависти и препятствующей человеку в достижении им спасения, является гнев. Эта страсть рождается в сердце христианина, главным образом, от безмерного самолюбия, потому что самолюбивый человек желает видеть самого себя постоянно в славе и чести. И если кто-то ему препятствует в достижении этой цели, то он начинает раздражаться и с гневом извергать свою злобу (2.178). Гнев также возникает в человеке и от обиды, причиненной его самолюбию другим лицом (7, с.323.)
Действие страсти гнева на человека
Страсть гнева особенно губительна тем, что сама собой открывает в душе вход дьявол. Человек, одержимый гневом, не в состоянии бывает удержать себя от греха и преступления. Он забывает о Боге и о своей душе, и его сердце «подобно котлу кипящему», из которого исходят злые слова, исполненные смертоносного яда. Если другие страсти часто удовлетворяются человеком втайне, то проявлением безрассудного гнева он приводит иногда в смятение не только своих ближних, но и целое общество. Гнездящаяся в человеке страсть гнева ослепляет его духовные очи, и он не может иметь правильного суждения о путях спасительной жизни. В порыве страсти гневающийся позволяет себе не только грубо обижать и оскорблять ближнего, но и изобретать всевозможные способы для отмщения ему (4.153) (7, с.323).
Гневливый бывает «подобен бесноватому»
Доведя себя до крайнего состояния, человек начинает скрежетать зубами, ударяться о землю, рвать на себе волосы и одежду и т.д. В этот момент он бывает «подобен бесноватому» (2.177). Святитель Тихон Задонский сравнивает гнев с бурей, которая на своем пути все разрушает и опустошает, и с пожаром, истребляющим не только плохие предметы, но и необходимые в земной жизни (2.178). Под действием злой страсти гнева попирается любовь и все родственные и дружеские связи, а вместо них господствует зло и ненависть (7, с.324).
Гнев приводит душу к полному опустошению
Гнев, наконец, так расстраивает духовные силы человека, что приводит его истерзанную душу к полному опустошению (7, с.324)
От собственного гнева страдает сам гневливый
Оскорбляя своим грубым поведением ближнего, человек в не меньшей мере страдает от этого и сам. Часто его коварства, направленные против кого бы то ни было, обрушиваются на него самого, и в те сети, который злой человек расставляет для погибели своих ближних, он сам, по словам Псалмопевца, попадает и так погибает. «Ров изры, и ископа и упадет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» (Пс.7,16–17). По замечанию святителя Тихона Задонского, «многие от злобы в такое безумие и ослепление приходят, что сами себе погубить лучше изволяют, нежели мщение оставить» (2.179) (7, с.324).
Самое губительное, когда гнев переходит в памятозлобие
Самое страшное и губительное действие гнев производит в человеке тогда, когда он переходит в памятозлобие, которое предполагает не одно какое-либо зло, от которого можно еще избавиться человеку, но включает в себя совокупность всех «бед, напастей и зол» (5.230) (7, с.324).
С чьей помощью можно побороть свою гневливость и памятозлобие
Побороть свою гневливость и памятозлобие – дело трудное, но, с помощью Божией, возможное. Если «сердце твое не хощет того, – пишет святитель Тихон Задонский, – ты его преклоняй к тому, и убеждай и молись Господу, чтобы он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить» (1.228) (7, с. 324).
Когда гнев во спасение
Гнев в отдельных случаях (например, когда он бывает направлен против греха и губителя нашего спасения – диавола) служит во спасение: способствует не только пресечению зла и неприятностей среди людей, но и водворению в их душах мира и радости (2.366) (7, с.324).