Источник

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) известен как выдающийся подвиж­ник, духоносный пастырь, богослов, просветитель, писатель и педагог-нравоучитель.

Родился Иван Сергеевич Маслов 6 января 1932 года в деревне Потаповка Глуховского уезда в семье, строго державшейся христианских обычаев и нравов. Уже в детстве проявилось одно из основных свойств его души – все самое трудное брать на себя, полагать душу свою за ближних.

Брат деда – известный подвижник Глинской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иеромонах Гавриил (Маслов) – предсказал, что Иван будет монахом. Иван с детства посещал Глинскую пустынь. Когда ему исполнилось 22 года, настоятель Глинской пустыни преподобный Серафим (Амелин) благословил его жить в обители, затем в 1954 году принял в братство, дал послушание письмоводителя, всегда с любовью и вниманием относился к нему. 8 октября 1957 года по благословению настоятеля он был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Духовным отцом его стал известный Глинский старец, благочинный Глинской пустыни -преподобный Андроник (Лукаш). Преподобный Серафим (Амелин) в послужном списке писал об отце Иоанне: «Монах Иоанн (Маслов) отличается исключительным смирением и кротостью». Отец Иоанн рассказы­вал, как преподобный Серафим (Амелин) после своей кончины (в 1958 г.) не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его.

После закрытия монастыря в 1961 г. по благословению старца Андроника отец Иоанн поступил в Московскую духовную семинарию. 4 апреля 1962 г. был рукоположен во иеродиакона, 31 марта 1963 г. – во иеромонаха, 1 сентября 1963 г. назначен помощником ризничего Академического храма, 1 октября 1963 г. – ризничим.

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, вспоминая отца Иоанна в семинарские годы, пишет, что он был «молодой по возрасту, но по духу старец. Имел дух старческий, как у старцев Глинской пустыни».

В 1965 г отец Иоанн окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, в 1969 г окончил МДА, защитив канди­датскую диссертацию по теме «Иеромонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие».

С 1970 г. в МДА являлся духовником преподавателей и студентов Московских духовных школ. У него исповедовался ректор МДАиС, профессор, протоиерей Константин Иванович Ружицкий. Близкими духовными чадами были: профессор МДА, магистр богословия игумен Марк (Лозинский), ин­спектор МДАиС, архимандрит Симон (Новиков), впоследствии митрополит, митрополит Сливенский Иоанникий (Недельчев), архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко), архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько) и др.

После окончания МДА отец Иоанн был оставлен в Академии профессорским стипендиатом. В 1970 г. защитил стипендиатский отчет «Христос Спаситель – Основатель новозаветного пастырства». В 1967 г. возведен в сан игумена и награжден палицей, в 1973 г. – в сан архимандрита. С 1969 г. преподавал Пастырское богословие и практическое руководство для пастырей, с 1974 г. – литургику В 1972 г. утвержден доцентом МДА. Награжден двумя орде­нами преподобного Сергия, двумя крестами с украшениями, Патриаршим крестом.

В 1983 г отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».

В 1985 г отец Иоанн переведен духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь (Белоруссия). В 1990 г закончил монографию по церковной истории «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятель­ность в XVI-XX в.в.» (приложение «Архив Глинской пустыни» и «Глинский Патерик» – 3 тома).

В 1990 г отец Иоанн тяжело заболел. 29 июля 1991 г. после Причастия отошел ко Господу. Отпевание совершено в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. Погребен на Старом кладбище Сергиева Посада.

Полная биография отца Иоанна приведена в книге «Н.В.Маслов. Благодатный старец», Москва, 2006.

О трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова), систематизированных в данной книге.

Схиархимандрит Иоанн оставил нам в духовное наследство не только яр­кий и поучительный пример своей жизни и деятельности, но и свои мудрые, глубоко назидательные. Если бы даже не сохранилось никаких сведений о жизни этого подвижника и мы имели бы только его труды, то и тогда образ духоносного старца предстал бы перед нами во всей полноте. В его сочинениях его нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые воодушевляли его великое, любящее сердце. В них представлена система нравоучительных идей, следуя которым можно коренным образом изменить жизнь каждого человека и общества в целом.

Отец Иоанн знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по нескольким учебникам и философским исследованиям, но через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение за собой и дру­гими, а также через созерцание окружающей природы. Вот почему его мысль и слово всегда назидательны и действенны.

Особенностью слова старца является редкий дар действовать на ум и серд­це христианина не силой богословских рассуждений, но внутренней силой христианского учения, которое само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце человека.

Все многочисленные сочинения отца Иоанна проникнуты евангельским и святоотеческим духом и потому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого человека, какого бы умственного и нрав­ственного развития он ни был, какое бы социальное положение ни занимал. Эти труды служат духовным руководством во всех случаях жизни, утешая в скорбях, останавливая от грехов, поучая нравственному христианскому долгу, раскрывая обязанности в семье и обществе и указывая верный путь к Царству Небесному.

«Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие»

В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Ам­вросия; учение о спасении (по его письмам), избранные из разных источников и систематизированные изречения старца.

Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о деятельности этого святого как старца. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы одухотворила весь этот материал, сконцентрировав его в одно целое вокруг единой идеи – представления образа живой личности старца. Именно эту идею воплотил в своем труде схиархимандрит Иоанн.

Кроме того, отец Иоанн впервые исследовал эпистолярное наследие старца Амвросия и представил его учение о спасении в стройной, доступной любому читателю системе. В этом – особое значение его труда.

Раскрывая учение о спасении Оптинского старца Амвросия (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божием, о страстях и т.д.), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемствен­ность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времени старца Амвросия.

Большой интерес представляют также приведенные в систему избранные изречения Оптинского старца, которые в краткой форме также воспроизводят основные черты его учения. Этот труд отца Иоанна был трижды издан полно­стью (в 1990,1993 и 2000 годах), а раздел избранных изречений переиздавался к тому же отдельно в 1996 году.

Диссертация отца Иоанна «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Грен­ков) и его эпистолярное наследие» имеет большое значение не только для богословской науки, но и для каждого человека, заботящегося о своей душе, своей жизни и своей вечности. Очень важна эта работа также для родителей и педагогов, так как она дает возможность понять сущность того духовно-нравственного воспитания, которое осуществлял великий старец Амвросий (Гренков) – педагогику старчества.

В книге отца Иоанна раскрывается система педагогических приемов и методов старца Амвросия, который сначала сам был учителем детей в доме помещика, а впоследствии в Оптиной пустыни стал опытным духовным наставником. В основе его отношения к ученикам лежала великая любовь к Богу и ближнему, знание законов развития души, видение внутреннего состояния каждого человека, понимание того пути, идя по которому человек будет спасен. Эта книга интересна и тем, что дает возможность понять, насколько индиви­дуальным был подход отца Амвросия к каждому, какими методами он умел направлять волю людей в сторону добра.

Особый интерес представляет раздел «Преподобный Амвросий и русская интеллигенция XIX века». Здесь рассказано о посещении старца Амвросия Н.В.Гоголем, Ф.М.Достоевским, К.Н.Леонтьевым, Л.Н.Толстым и другими представителями русской интеллигенции того периода. Этот раздел позволяет более глубоко осмыслить многие произведения классической русской литера­туры и сам дух того времени.

В разделе книги «Частные наставления мирянам» отец Иоанн раскрывает отношение преподобного Амвросия к детям, на воспитание которых старец обращал особое внимание, считая, что очень многое зависит от того, как младенец будет воспитан в детском возрасте. Нашим современникам полезно будет узнать чему в первую очередь нужно учить детей, какие книги следует им читать в младенчестве (и затем в отрочестве и юности), какими методами воспитать детей послушными, а само воспитание сделать плодотворным и результативным.

«Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

В 1983 году отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. В России не было другого такого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные творения святителя Тихона только в XIX веке переиздавались свыше 60 раз!). Но со дня преставления святителя и до появления труда отца Иоанна (т.е. в течение 200 лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого.

Обращение отца Иоанна к жизни и трудам этого выдающегося церковно­го иерарха и духовного писателя не является случайным. В предисловии к работе он пишет о необходимости не только объединить, сконцентрировать весь доступный материал, связанный с именем великого подвижника, но и «одухотворить его (1.7).

Составленное схиархимандритом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читате­лем «сокровенное святилище его души». В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон предстает как живой. По отзывам рецензентов, «путь свя­тителя Тихона описан так ярко, что будто видишь его детство и отрочество, будто присутствуешь при его пастырских беседах, вместе с ним переживаешь гонения и наветы» (2.116).

Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья. Например, отец Иоанн в доступной форме объясняет, что такое богомыслие, как и когда занимался им святитель, почему богомыслие явилось основанием его внутреннего совершенствования. Отец Иоанн повествует и о благодатных состояниях, которые переживал святитель. Он показывает, как и когда душа святителя озарялась Божественным светом и в ней водворялась такая радость, которую нельзя описать человеческим языком. Отец Иоанн пишет об этом как подвижник, сам испытавший подобные состояния. Недаром в рецензиях на этот труд отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников – святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд – перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя вы­дающимися русскими умами. Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью» (2.115).

Во второй части магистерской диссертации отца Иоанна раскрывается учение святителя Тихона о спасении. Сам схиархимандрит Иоанн пишет в предисловии: «Как духовно-жизненный процесс спасение является делом и Бога, и человека. Другими словами, в этом процессе усматриваются объективная и субъективная стороны. Все то, что даровал человеку Господь для спасения, является объективной стороной спасения, усилия же самого человека со вспомоществующей ему благодатью Божией составляют субъективную сторону. Обе эти стороны четко отражены в творениях Воронежского святителя».

«Схиархимандрит Иоанн, – говорится в одном из отзывов на эту книгу, – обобщил и привел в четкую, стройную систему учение святителя Тихона о спасении, выбрав из множества его разнообразных творений основное зерно этого учения» (3.506). Следует отметить, что до сих пор это не удавалось ни одному из исследователей, которые, как правило, ограничивались лишь простым пересказом трудов святителя. Отец Иоанн раскрыл ключевые во­просы учения о человеке (антропологии) и учения о спасении (сотериологии). Здесь им описаны состояния и свойства человека, законы развития его души, цель жизни и назначения человека, показана необходимость воспитания и совершенствования, развития всех духовных сил и способностей человека, определены средства духовно-нравственного воспитания, раскрыта необхо­димость личного участия человека в развитии своих духовных сил и указаны препятствия, мешающие в этом процессе человеку и др.

Характеризуя в целом эту книгу, следует отметить и другие ее достоинства. Сочинения святителя Тихона, изданные на русском языке, содержали множе­ство архаичных древнерусских форм, что затрудняло их чтение. Величайшая заслуга отца Иоанна состоит в том, что он изложил систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме. Вы­сокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык отличается удивительной красотой и образностью. Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим слогом, но вместе с тем это – простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение.

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»

Особенно большое научное и практическое значение имеет составленная схиархимандритом Иоанном и представленная в виде приложения к диссерта­ции шеститомная «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».

Отец Иоанн систематизировал высказывания святителя, разбросанные по разным источникам и разложил их в алфавитном порядке. К каждой такой ци­тате святителя отец Иоанн дал краткий подзаголовок, выражающий основную мысль цитируемого фрагмента. (Например, «Правда – это жертва, которую требует от нас Бог», «Где чистая совесть – там радость и вера»). Более того, он «тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это – тот при­мер и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания, оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет» (2.252). В из­дании опубликованы иллюстрации святителя Тихона Задонского, подобранные отцом Иоанном к своему сочинению.

Алфавитная систематизация и смысловые заголовки делают работу с «Сим­фонией» простой и эффективной, доступной не только для научных и богос­ловских изысканий, но для личного пользования, поскольку такая организация книги позволяет быстро найти ответ на любой возникающий вопрос.

Особо актуальным аспектом работы с «Симфонией» является возможность обратиться к истинному, исконному смыслу важнейших понятий духовно- нравственной сферы. Характерной чертой нашего времени является искажение, сужение и даже потеря смысла важнейших понятий, без точного понимания которых невозможно развитие и нравственное совершенствование человека.

Этому труду отца Иоанна присвоен гриф «Рекомендовано Министер­ством образования Российской Федерации: книга для учителя по духовно- нравственному воспитанию». Ее называют «фундаментом современной педагогики», «педагогической энциклопедией». В 2000 и 2003 годах по пред­ставлению министра образования Российской Федерации этот труд включен в Федеральную программу книгоиздания России. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» уже не один год находит применение на занятиях во множестве средних и высших учебных заведений страны.

Этот труд схиархимандрита Иоанна был издан в 1993, 1996, 2000, 2003, 2008 годах.

Книга переведена на болгарский язык, в настоящее время осуществляется перевод на английский язык.

* * *

Существенную часть творческого наследия схиархимандрита Иоанна составляют труды о Глинской пустыни. История знаменитой Глинской пустыни, ее духовно-просветительная деятельность, жизнь ее старцев до отца Иоанна были мало изучены. Его труды восполняют этот пробел в истории России и Русской Православной Церкви, на примере Глинской обители раскрывают великую воспитательную, просветительную деятельность Церкви и монастырей.

«Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках».

В 1991 году отец Иоанн закончил уникальный труд «Глинская пустынь История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках», который он писал как докторскую диссертацию. «Глинская пустынь» представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни XVI-XX веков.

Характеризуя это сочинение в целом, можно сказать, что в русской исторической литературе до сих пор не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью раскрывалась вся многогранная жизнь обители, ее влияние на историю России, на духовно-нравственное воспитание народа и в целом на русскую культуру и образование. В книге десять глав, в которых последовательно раскрывают­ся основные этапы жизни обители, начиная с ее возникновения в XVI веке и кончая ее состоянием перед вторым закрытием в 1961 году. Особый интерес представляет глава, раскрывающая духовную связь Глинской пустыни с Оптиной. В ней сопоставляется учение о спасении Глинских и Оптинских старцев на основе сохранившегося эпистолярного наследия.

Отец Иоанн проанализировал и систематизировал письма Глинского старца Илиодора (Голованицкого) и Оптинских старцев Макария (Иванова), Антония (Путилова), Амвросия (Гренкова). Следует отметить, что исследование даже одного из этих собраний может представлять собой тему отдельной научной работы.

В книге подробно освещена патриотическая, благотворительная, миссионерская деятельность обители за весь период ее существования, проанализирована ее духовно-просветительная и воспитательная деятельность. Отец Иоанн по­казывает, что педагогическая деятельность была практически всегда присуща монастырю. Она простиралась не только на иноков и монахов, но и – в гораздо большей мере – на общество, на всех нуждающихся в духовной помощи, на тысячи и тысячи прихожан и паломников, среди которых были люди разных сословий, состояния и образования. Тем самым монастырь оказывал самое непосредственное влияние на историю и культуру России.

Заключительная глава этой работы – «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942–1961)» – знакомит со старческим деланием, процветавшим в обители в середине XX века, с патриотическим служением обители в годы Великой Отечественной войны.

В этой главе схиархимандрит Иоанн раскрывает его глубокую преемственность с предшествующим служением Глинской пустыни, которую удалось восстановить благодаря тому, что в Глинскую пустынь возвратились ее прежние старцы схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Амелин) и Серафим (Романцов).

Этот научный труд схиархимандрита Иоанна (впрочем, как и другие) основан на архивных источниках, отличается высокой библиографической культурой.

Необходимо отметить особый стиль изложения материала. Истины Православия раскрываются доступно, ясно, просто, но не упрощенно. Книга снабжена множеством фотографий, портретов.

Книга рекомендована Министерством образования России как учебно- методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию для образовательных учреждений всех типов.

«Глинский Патерик»

В 1991 году отец Иоанн закончил приложение к книге «Глинская пустынь История обители ..» – другое фундаментальное историко-богословское исследование в области отечественной патрологии, «Глинский Патерик». В первой редакции Патерик был составлен им еще в Московской духовной-ака­демии в 1970 году и содержал тридцать восемь жизнеописаний. В законченном варианте Патерик содержит сто сорок жизнеописаний Глинских старцев и настоятелей периода XVIII-XX веков. Они написаны автором на основании архивных документов, воспоминаний и писем Глинских старцев, литературных источников, а также личного опыта отца Иоанна как насельника обители.

После каждого жизнеописания приведены перечни литературных и архивных источников, содержащие сведения о том или ином подвижнике, списки его проповедей, трудов, если таковые сохранились.

На ярких примерах отец Иоанн показывает значение молитвы, смирения, послушания, терпения, чтения слова Божия и других добродетелей в деле спасения христианина.

В «Глинском Патерике» отец Иоанн приводит жизнеописания старцев, прославившихся различными добродетелями милосердием, мудростью, любовью к Отечеству, послушанием, рассудительностью и др.

Своим трудом схиархимандрит Иоанн предоставил читателям возможность близко познакомиться с подлинной жизнью обители. Особенно важно, что, будучи сам выдающимся подвижником Глинской пустыни, отец Иоанн об­ладает даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни, являясь духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова).

Этот труд позволяет на примере отдельной обители увидеть ту огромную и разностороннюю просветительную и воспитательную работу, которую вели русские монастыри на протяжении веков.

Архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни

Уникален по своему составу и полноте архив Глинской Рождество Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни утрачен в 1917 году).

Архив Глинской пустыни содержит более 500 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц. Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей периода с начала XVII и середины XX века.

Архив содержит богатый изобразительный материал: это карты и чертежи, фотографии храмов и скитов Глинкой пустыни ХИХ – начала XX века, а также фотографии и портреты ее известных подвижников.

Практически ни один из собранных документов ранее не публиковался. Эти материалы не только освещают историю Глинской пустыни, но и позволяют лучше понять историю России и судьбы Русской Православной Церкви.

Разнообразие документов и материалов, охватывающих многие стороны взаимоотношений внутри обители и связей ее с миром, делает архив чрез­вычайно информативным не только для интересующихся историей Церкви. В жизни обители на протяжении четырех веков отражается история нашего Отечества и духовно-нравственная жизнь русского народа. Материалы архива дают новые сведения по истории церковного и гражданского права, литературе, этнографии и др.

По отзывам специалистов, этот труд не имеет аналогов в российской археографической науке. Его называют «археографическим атласом» православного монастыря (3.223).

* * *

Лекции по Пастырскому богословию

В 1969–1970 годах в МДА отец Иоанн написал конспект лекций по Пастырскому богословию. Этот труд имеет особое значение в его творчестве, так как вносит весомый вклад в развитие отечественной пасторологии.

Заслуга схиархимандрита Иоанна как пасторолога состоит в том, что он исследовал, обобщил и привел в стройную систему разносторонние материалы, изложенные в отечественных пасторологических трудах, углубил и развил учение о пастырстве на основе творений святых отцов. Основываясь на тво­рениях святых: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Григория Двоеслова, блаженного Иеронима, Симеона Нового Богослова, Ди­митрия Ростовского, Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, отец Иоанн расширил понимание многих вопросов пастырской аскетики и пастырской психологии, раскрыл роль старчества как особой формы пастырства, показал особую значимость Пастырского богословия в сохране­нии апостольских и святоотеческих традиций не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви, охарактеризовал воспитательную деятельность пастырского служения, которая занимает значительное место в жизни пастыря.

Таким образом, в лекциях отца Иоанна пастырское служение представляется в полном освещении; в них отражены как теоретические, так и практические стороны этого служения. Особое значение имеет их педагогический аспект. Несмотря на то, что лекции написаны для определенного круга читателей, они оказываются чрезвычайно полезными не только пастырям, но гораздо более широкому кругу. Ведь в данных материалах простым, понятным языком изло­жены основные вероучительные истины, раскрывается святоотеческое учение, без знания которого очень сложно жить современному человеку, невозможно плодотворно трудиться и быть счастливым.

Лекции по Литургике

В 1974 году отец Иоанн составил конспект лекций по Литургике. В 1984 году он значительно переработал и дополнил этот конспект. Главной темой лекций стал годичный круг богослужения (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди). В лекциях рассматриваются такие аспекты, как история каждого праздника, его смысл и значение, эволюция и существующие формы богослужения, его особенности. Этот важный для каждого верующего человека труд помогает глубже осознать вероучительные и смыслообразующие аспекты каждого праздника, понять тот фундамент, на который опираются традиции и особенности богослужения.

Отец Иоанн особое внимание в своих лекциях обращает на неукоснительное выполнение Церковного Устава. Старец указывает, что богослужение в Православной Церкви, исполняемое по Церковному Уставу, во все времена является средством и духовного обучения, и воспитания – общенародным церковным богословием. Он приводит слова глубокого знатока богослужения и Церковного Устава профессора М.Н.Скабаллановича: «О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают церковные песнопения. Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, то есть в богослужении нашем собрано и изложено все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин» (4.317).

Этот труд отца Иоанна в доступной для каждого человека форме раскрывает благодатные средства воспитания.

Статьи

Отец Иоанн написал более сорока статей. Десять из них посвящены проблемам антропологии и сотериологии, в них раскрыто значение воплощения Христова, благодати Божией, смирения, послушания, надежды, терпения, милосердия, чтения слова Божия в деле спасения человека. Эти статьи имеют принципиально важное значение не только для богословия, но прежде всего для рядового читателя, так как позволяют глубже осознать истинную цель жизни и пути ее достижения, законы развития человека и его совершенствования, суть добродетелей и их роль в жизни временной и вечной.

Особое место в богословско-педагогическом наследии отца Иоанна зани­мает статья «Тайны жизни и смерти». Она публиковалась в различных изда­ниях более пятидесяти раз. Это объясняется тем, что написана она с особой глубиной проникновения в сущность тайны жизни и смерти человека. В этой статье отец Иоанн пишет, что «человек представляет собой смешение противо­положностей, добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим» (1.397). Поэтому так важно очистить свое сердце. Статья отвечает на вопрос как облегчить жизнь человека на земле, как сделать его счастливее? «Счастлив тот, кто жил на земле для Бога и ближних» (1.398).

Эта статья важна и потому, что позволяет рассмотреть жизнь и смерть человека в контексте вечности, понять, что человек есть существо вечное. Но состояние человека в вечности зависит от него самого, от его выбора, от его воспитания. Помочь человеку обрести жизнь вечную – прямая задача воспитания.

Фундаментальное значение имеет еще одна статья отца Иоанна «Воплоще­ние Христово и его значение в деле спасения человека». В ней автор показы­вает решающее значение Боговоплощения в деле воспитания, формирования и – шире – спасения человека. Отец Иоанн пишет, что к факту воплощения Сына Божия многие относятся бесчувственно, формально. Вместе с тем без Боговоплощения нет смысла жизни на земле. Эта статья важна потому, что позволяет увидеть роль Церкви, церковных таинств, Божественной благодати в жизни каждого человека и шире – жизненном процессе в целом.

Несколько статей отец Иоанн посвятил экклезиологическим темам, роли и месту Церкви Приведем их названия: «Церковь, ее историческое развитие и назначение», «Церковь, ее история в свете прообразов и пророчеств», «Церковь Христова и ее необходимость в деле спасения человека». Проблемы пастыр­ского богословия освещены в статьях отца Иоанна «Учение святого Киприана, епископа Карфагенского, о пастырстве» и «Миротворческое служение пасты­ря». Целый ряд статей отец Иоанн посвятил литургическим вопросам. В статьях «Божественная литургия, ее смысл и назначение», «Божественная литургия (Опыт изъяснения начального возгласа и мирной ектении)», «Проскомидия», «Православное богослужение» отец Иоанн раскрывает содержание и сущность литургии и других служб, составляющих основу внутренней духовной жизни Православной Церкви. Эти статьи являются вкладом в развитие литургического богословия и отличаются глубиной богословского умозрения.

В статьях «Значение каждения в Православной Церкви» и «Храм – место совершения богослужения и таинств» объясняется этимология и назначение храма и предметов христианского богослужения. В статье «Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси» раскрыты значение, содержа­ние, цель праздника Богоявления, богослужебные обряды и чинопоследование, их эволюция и существующие формы. Статья «Об епитимиях» – обширное богословское исследование о смысле, значении и роли церковных наказаний в современной пастырской деятельности. Она помогает понять точку зрения Православия на проблему наказания.

Статья «Обрядовые особенности покаянной дисциплины в Древней Руси» помогает понять смысл православной дисциплины и дисциплины вообще. Эта статья ярко показывает, каких успехов достигло православное воспитание в России к середине XVII века. По многочисленным отзывам иностранцев в тот период русские даже не знали о существовании многих грехов и пороков. «Обмануть друг друга считается у них ужасным преступлением. Гордость им совершенно чужда. Что касается других грехов, то русские всячески старались их искоренить и загладить доброделанием» (1.471).

Важное место в наследии схиархимандрита Иоанна занимает статья «Значение благодатного мира в деле преобразования общества». В ней отец Иоанн подчеркивает, что именно слова Спасителя «Мир вам» легли в основу вну­тренней жизни Христовой Церкви, именно они имели и имеют величайшее значение в деле перерождения «огрубевших сердец в новое во Христе благо­датное общество». Эта статья также неоднократно публиковалась (иногда под названием «Не поднимет народ на народ меча»).

Беззаветной и беспредельной любви к Родине полна статья «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом». Именно в этой статье отец Иоанн написал свои ставшие широко известными слова. «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству». Эта статья имеет особенно большое значение для патриотического воспитания.

Некоторые свои статьи отец Иоанн посвятил тем русским подвижникам, которые духовно были особенно близки ему. Прежде всего это – статья о старце Амвросии. «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интел­лигенция второй половины XIX века». Эта статья написана отцом Иоанном через двадцать лет после кандидатского сочинения об Оптинском старце и отличается от него. Здесь использованы иные наставления и изречения старца, в другом аспекте изложены его идеи. Если первая работа отца Иоанна была посвящена в большей степени вопросу о том, кто такой старец Амвросий, то в этой статье приводятся практические методы духовного руководства старца, рассматривается то, как он это делает.

Еще одна статья отца Иоанна – «Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность» – посвящена другому Оптинскому старцу. В ней отражены те христианские принципы, которыми должен руководствоваться каждый пастырь в своей духовной и воспитательной деятельности.

Статья «Святой Иоанн Кронштадтский – светильник праведности земли Русской» написана с необыкновенной любовью и глубоким пониманием внутреннего духовного мира Кронштадтского пастыря. Она раскрывает духовное значение служения праведного отца Иоанна, его роль в сохранении и развитии Православия накануне революции, значение его служения в деле духовного воспитания русского человека.

Наконец, две статьи посвящены настоятелю Глинской пустыни отцу Филарету. «Игумен Филарет – возобновитель Глинской пустыни» и «Игумен Глинской пустыни Филарет и его эпистолярное наследие» (к 150-летию со дня блаженной кончины).

Кроме двух этих последних из указанных нами статей о Глинской пустыни (ее истории, чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, жизнеописанию ее подвижников), отец Иоанн посвятил ей еще девять статей.

Одна из них – «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества» – освещает период жизни обители в 40–60-е годы прошлого столетия. Отдельные статьи посвящены благотворительной, просветительной и патриотической деятельности пустыни.

Проповеди

Схиархимандрит Иоанн был широко известен не только как богослов, но и как выдающийся проповедник. «Ревностно относился отец Иоанн к проповеди слова Божия, – пишет один из его современников. – Его пастырские настав­ления были достоянием не только учащихся и прихожан Академического храма – посредством церковных периодических изданий слова духовного наставника достигали наиболее удаленных точек православного мира» (5.211).

Сохранившиеся проповеди отца Иоанна были произнесены им, как уже отмечалось, в храме Московской духовной академии. Изданы в книге «Из­бранные письма и проповеди». Среди них можно выделить следующие, на Господские праздники («На Рождество Христово») и в дни Великого поста («Слово о крестоношении», «Чертог Твой вижду, Спасе мой», «Поучение перед святой Плащаницей»), на дни празднования памяти святых (святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, свя­того апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Тихона Задонского, преподобного Серафима Саровского), о страстях и грехах («О празднословии», «О гордости», «Слово перед исповедью»); о различных состояниях души («О свободной воле», «О духовном мужестве», «О чудесном улове рыбы»).

Все эти проповеди отца Иоанна не утратили своей актуальности, они пользуются большой популярностью и за прошедшие годы многократно переиздавались, в том числе различными газетами и журналами. Особенно часто переиздаются «Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова», которую можно назвать проповедью о христианской люб­ви, а также «Проповедь о празднословии» и «Слово перед исповедью», чтение которых позволяет человеку внимательно заглянуть в собственную душу и подготовиться к исповеди, увидеть, в чем нарушил нравственные нормы.

Особое внимание обращает на себя также проповедь «О духовном мужестве», в которой старец объясняет, что смерть души, вызванная грехом, гораздо страшнее смерти телесной.

Этой смерти подвергается бесчисленное множество людей, хотя они и живы телом. Он призывает всех непрерывно «оживлять свои души и, если они уми­рают или умерли, воскрешать их из мертвых» (6.149).

Эпистолярное наследие

Обширно эпистолярное наследие схиархимандрита Иоанна, в котором учение об истинах духовной жизни раскрывается через его письма (Издано в книге «Избранные письма и проповеди»). Ответы на некоторые весьма важ­ные вопросы (например, об очищении помыслов, о конце света, о подготовке к Причастию и др.) можно найти только в его переписке. Поэтому письма дополняют его сочинения.

Особенностью всех писем отца Иоанна можно считать то, что нет ни одного его письма, где старец с отеческой любовью не утешал бы адресата в его скор­бях и не учил бы терпеливому несению креста В ответах старца содержится много конкретных советов относительно борьбы с различными страстями. Очень важны его наставления о сущности счастья, о свободе духа, о благо­дарении, о том, как привлечь благодать Святого Духа.

Письма схиархимандрита Иоанна заключают в себе драгоценные уроки христианской жизни, поданные в доступной форме, основанные на писаниях отцов-подвижников и собственном огромном духовном опыте, на чуткости и проницательности смиренного и любящего старца. Представляя собой сокровищницу духовных советов, они в то же время проникнуты удивительной простотой. Письма отца Иоанна дают полную и ясную картину внутренней духовной жизни человек.а Они раскрывают перед читателем законы этой жизни, условия, при соблюдении которых каждый, стремящийся ко спасению, сподобляется вечного блаженства в общении с Богом. Каждый человек может найти в них обильный благодатный материал для духовного назидания, уте­шения и руководства в затруднительных случаях.

Список источников:

1 Иоанн (Маслов), схиархимандрит Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении Статьи разных лет – М.: «Самшит-издат», 1995.

2 Крупин В. Русские Златоусты Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования – М.: 1999 – с.250–253.

3 Иноземцева З.П.Схиархимандрит Иоанн (Маслов) – историограф Глин­ской Пустыни // 200-летию Рождества Христова посвящается Российское общество архивистов – М.: 2001 – с.223–257.

4 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. – М.: «Самшит- издат», 2002.

5 Маслов И В. Благодатный старец Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Изд.5-е – М.: «Самшит-издат», 2003.

6 Иоанн (Маслов), схиархимандрит Избранные письма и проповеди – М.: «Самшит-издат», 2004.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle