Источник

Устав

Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение Церковного устава имеет громадное религиозно-воспитательное значение и для паствы и для пастырей. Оно объединяет их всех, показывает всю высоту и истинность Православия и его богослужения (4, с.13).

Цель Устава

Устав не есть что-то неподвижное, и его цель – удовлетворить идеальную религиозную потребность Богообщения в молитве, применительно к внутрен­нему духовному состоянию молящихся (Там же, с.13–14).

Не люди для Устава, а Устав для них

Не люди для Устава, а Устав для них. В связи с этим пастырь, организатор уставных служб, обязан считаться с человеческой немощью. Придерживаться Устава следует твердо, но без чрезмерно-риторического удлинения служб, приспосабливая выполнение Устава к силам верующих. Об этом наглядно свидетельствуют примеры святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, сокращающих Литургии ради немощных (Там же, с.14).

Мера приближения к Уставу

Личное молитвенное настроение и рассудительность подскажут благоговейному пастырю меру возможного приближения к Уставу (Там же).

* * *

Истинно религиозному человеку безуставные службы тяжело переносить и даже подчас невыносимо (Там же с.15).

От забвения уставности – равнодушие верующих к богослужениям

Забвение уставности пастырями порождает равнодушие верующих к службам, приучает их довольствоваться певческими концертами. Духовно- нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время концертно-театрального пения трудно молиться и что оно не настраивает на благоговейную молитву. В заботах о молитвенной стороне церковного служе­ния он безусловно обратит сугубое внимание на богослужебную уставность и церковность пения (Там же, с.17).

* * *

Нарушение уставности, сокращение богослужебного чина превращает церковные службы буквально в какие-то схемы (или остовы) без церковно- художественного и неисчерпаемо-богатого богословского и аскетического содержания (Там же, с.14).

Что означают слова «аще изволит настоятель»

Право изменять и сокращать богослужение по своему «хотению» настоя­тели приходов иногда оправдывают, приводя слова Типикона, а именно: «аще изволит настоятель». Но в Типиконе эти слова имеют узкое и единичное приложение, единственно, что Типикон этими словами предоставляет воле настоятеля, – это замена полиелейной службы – бдением, т.е. значит удлинение службы, оговариваясь каждый раз, что делает это настоятель «аще зрит своя церковники бодростно о спасении своих тщащихся» (Типикон, гл 6) (Там же).

О значении изменяющихся частей богослужений

Если приходские пастыри (или по их небрежению – клиросные чтецы и певцы) оставляют неизменяемую часть вечерни, утрени неприкосновенной, а постоянно меняющиеся стихиры, кафизмы, антифоны, каноны, Евангельские стихиры и другие части служб из Октоиха, Минеи и Триоди почти опускают, то богослужение получается совершенно однообразным. Между тем, именно изменяющаяся богослужебная часть разнообразит, одушевляет богослужение и настраивает молящихся каждый раз по новому, своим текстом и пением вы­ражая идею каждого праздника. Стихиры, тропари, антифоны, подобно и другие изменяющиеся богослужебные молитвы необыкновенно украшают церковные службы (Там же).

Уставность и чинность богослужения способствуют уничтожению религиозных нестроений

Необходимо поставить на должный уровень уставность и чинность богослужения в православных храмах, нужны твердая убежденность православных пастырей и усердное исполнение ими своего пастырского долга, что способствовало бы уничтожению религиозных нестроений и возвышению церковного авторитета в глазах простого верующего народа (7, с.14).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle