Творение человека
Как повествует Священное Писание, после сотворения духовного и физического мира Бог создал человека. Для человека был сотворен этот прекрасный видимый мир (Там же, с.167).
Человек сотворен совершенным
Человек вышел из рук Творца в совершеннейшем виде как по телесной, так и по духовной природе и является венцом и завершением всего земного творения. Об этом чудном творении Псалмопевец восклицает: «Умалил еси его (человека) малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею» (Пс.8, 6–7) (Там же).
Человек существенно отличается от других тварей
По образу своего происхождения человек существенно отличается от прочих тварей видимого мира. Уже одно то, что сотворению человека предшествовал Совет Святой Троицы, дает право думать, что Бог решил сотворить существо высокого достоинства и особого назначения (Там же, с.167–168).
Предназначение человека
Творец определял человеку не только важную роль в мироздании, но и предназначал его для вечного единения с Самим Собою.
Человек получил от Бога только ему присущую душу. Кроме того, человек получил от Бога нечто особое, присущее только ему одному, т.е. дыхание жизни, которое Бог вдунул в его лицо (Быт.2,7). Именно это дыхание жизни и определяет положение человека как высокое, благороднейшее (Там же, с.168).
Мир создан для человека
Мир видимый создан для человека, и в этом невыразимая полнота проявления величайшей благости Божией к человеку (Там же).
В чем заключается образ Божий в человеке и в чем подобие?
Человек как венец творения создается по образу Божию и подобию, и потому он должен сознательно стремиться к своему Первообразу и исполнять Его святую волю. В чем же заключается образ Божий в человеке, отличается ли он от его подобия? По его [святителя Тихона] словам, образ Божий в человеке есть частица дыхания Божественной жизни, иными словами, это дарованная Богом человеку душа. Бог по Своей природе есть чистейший Всесовершеннейший Дух, и поэтому образ Божий в человеке следует видеть в его невещественной душе, которая «облечена благородием, красотой, великолепием и бессмертием». Но душа является не только образом Божиим, но и обуславливает наличие в человеке подобия Божия, ибо, имея в себе это неоценимое вечное сокровище (образ Божий), человек должен постоянно уподобляться своей жизнью Первообразу и через то быть наследником вечных благ.
Поскольку чистота, бесстрастие, блаженство являлись неотъемлемыми свойствами человека, данными ему при творении, то он и должен постоянно направлять свои силы к добру, чтобы сохранить эти Божественные дарования и тем самым уподобляться Богу (Там же).