Скорби
Скорбь об умерших
Скорбь по земным родителям пользы им не приносит, упокоевайте их поминовением, панихидами и милостыней. Это уже есть надежда крепкая и помощь сильная. Истинный помощник и утешитель наш Всесильный Бог. Вы только к Нему Единому обращайтесь, и воздыхайте, и плачьте, и Господь, видя такое ваше на Него упование и преданность, будет вашим заступником и поможет вам во всем (15, с.257).
Претерпевающих со смирением скорби ожидает неизреченная радость
Истинно не уничижит Господь претерпевающих скорби. Он сладко защищает к Нему воздыхающих и сладко питает сирых. Господь знает все наши болезни и оскорбленное ваше сердце, Он смотрит отеческим оком на терпение, благоугодное пред Ним и, когда Ему угодно, предающуюся в волю Его душу освободит от всех болезней и скорбей! И тогда страждущее сердце возрадуется о милости Божией радостью неизреченной (Там же, с.256).
Когда человек грешит и не сознает себя виновным, Бог для вразумления его посылает скорби. Они еще более умножаются, если принимаются с ропотом, как незаслуженные. Отсюда происходят сетование, печаль, уныние. Но истинные подвижники в самой скорби видят любящего Бога, Который наказует любимых и бьет всякого сына, его же приемлет (Евр.12,6) (25, с.465–466).
* * *
Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ.
Скорби есть знамение милосердия Божия.
Временное наказание – милость Божия, чтобы вечного избежать.
И в скорби благость Божия.
Скорби есть проверка упования.
Скорби – признак истинных последователей Христовых.
Если ты христианин, то скорби неизбежны.
Скорби – удел христиан, и каждый должен ожидать их в будущем.
Если Учителя гнали, то учеников тем более.
Если Христос терпел, то и последователи Его такие же будут испытывать бедствия.
Скорби неизбежны на пути ко спасению.
Жизнь человека преисполнена скорбей.
Все в этой жизни переполнено скорбями.
Скорби неизбежны в этом мире.
Скорби не без попущения Божия.
Отсутствие скорбей есть признак оставленности Богом.
Скорби есть наказание за грехи.
Правда Божия требует удовлетворения за грехи.
Всякая скорбь от ГРЕХА.
Истинный христианин неизменно испытывает нападения ВРАГА.
ВРАГ искушает и озлобляет рабов Божиих.
ДИАВОЛ озлобляет людей через послушных ему.
Хоть через людей диавол действует, но без попущения Божия ничего не бывает.
Враги больше пользы приносят, чем зла.
Христианин чаще всего от своих страдает.
Злые преследуют благочестивых, так как святая жизнь обличает злых.
Презрение от мира – признак избранничества Божия.
СЛОВО БОЖИЕ объясняет, почему благочестивые страдают.
Скорби ради пользы попускаются от Бога.
Скорбями христиане сообразуются Христу, чтобы и во славе быть Ему сообразным.
Благополучие удаляет от Бога, скорби – приближают.
Скорби посылаются человеку, чтобы он стремился к горнему.
Господь скорбями ведет ко СПАСЕНИЮ.
Ради СПАСЕНИЯ терпеть все, что Промысл Божий пошлет.
Скорби – для очищения грехов благочестивым.
Скорби исправляют человека.
Скорби подвигают к ПОКАЯНИЮ и СПАСЕНИЮ, и в этом милость Божия.
Скорби побуждают к ПОКАЯНИЮ и к МОЛИТВЕ.
Скорби ради смирения попускаются.
Скорби ожидать и приготовиться к терпению.
Терпеливым Бог помогает в скорби, а от ропщущих отходит.
В скорби необходимо быть готовым на все.
Скорби учат христианским добродетелям.
Скорби открывают глаза.
Скорби ведут к СОВЕРШЕНСТВУ.
Скорби и ИСКУШЕНИЯ ведут к СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.
Скорби умножают блаженство праведных.
Скорби временны, но они умножают блаженство.
Христос перенес беды и напасти и помогает нам.
Господь присутствует с верующими в скорбях.
Бог попускает скорби, но не оставляет рабов Своих, пребывает с ними в скорбях.
В скорби Бог помогает верным рабам Своим.
Скорби смягчаются верою.
Утешаться в скорби тем, что Христос терпел.
В озлоблении не винить людей, но диавола.
В ТЕРПЕНИИ укреплять себя рассуждением, что грехи превосходят наши страдания.
От СКОРБИ избавление – МОЛИТВА и ИСПОВЕДЬ.
Против НЕНАВИСТИ мира утешение в молитве.
Молясь об избавлении от скорбей, предаваться в волю Божию, ибо избавление не всегда полезно.
Не искать скорбей, но и не убегать.
Когда кто ищет избавления без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ, то это признак САМОЛЮБИЯ.
Многи скорби праведным, но нечестивым еще больше (8, с.854–871).
Когда трудно переносить скорби, то следует не удаляться от скорбей, а возлюбить их.
Много скорбей окружают нас, и подчас бывает трудно их переносить, но в такие минуты нам всем следует обратить свой взор на пострадавшего за нас Спасителя Мира и постараться не удаляться от скорбей, а возлюбить их, притом не допуская ропота или отчаяния. Ведь Господь все видит и слышит наше болезненное сердце и в свое время подает руку помощи (3, с.36–37).
* * *
Скорби – это явление временное, а радость на небе – вечная (Там же, с.48–49).
Скорби – очистительное средство
Скорби нужны как необходимое очистительное средство. Но знайте, что Господь сверх сил не дает искуситься. Он, Милосердный, знает, что нам нужно.. А с нашей стороны – мы только должны молиться о ненавидящих нас и стараться всегда покрывать всех любовью. Святые отцы сказали, все, что без любви, неугодно Богу. (Там же, с.6).
Нет ни одного человека, который бы жил без скорбей, но не все, переносящие скорби, войдут в Царство Небесное
Мы знаем слова Божественного Учителя: «В мире скорбни будете». И действительно, пожалуй, нет ни одного человека под небом, который бы жил, не ощущая скорбей. Но об этом следует иметь два понятия. Во-первых, не все люди, переносящие скорби, войдут в Царствие Небесное, а только те, которые усматривают в них Богопосланное средство для очищения и отрезвления души от смертной спячки.
Во-вторых, они бывают полезны только тогда, когда человек в них не ропщет, но пьет их, подобно путнику, истомленному в пути, жаждущему стакан холодной воды. Такие люди со Христом страдают и со Христом будут радоваться в обителях Отца Небесного (32).
Мы должны покоряться воле Божией
Нам лучше всего, – и тем более пастырям Церкви Христовой, склоняться не на человеческую сторону, а на Божью. Мы должны видеть во всем Его святую волю и покоряться только ей. Тогда все скорби и даже саму смерть наших близких людей мы сможем переносить с должной покорностью, видя во всем этом особое попечение Того, Кто оставил девяносто девять в пустыне и пришел в этот мир, чтобы спасти человека и поселить его снова в обителях Отца Небесного (3, с.31).
Душа посредством скорбей бывает способна жить в Боге
Скорби, по словам Святогорца, для последних христиан являются неизбежным уделом, и именно посредством их душа очищается и бывает способна жить в Боге (Там же, с.54).
* * *
Скорби способны очистить наши черствые души от всякой греховной накипи (Там же, с.57).
* * *
Скорби – они нужны. Это – наш удел земной жизни (Там же, с.69). Скорби – незаменимый бальзам.
Скорби показывают, как много вас Господь любит и всячески старается очистить ваши души в этой юдоли плачевной. Ведь только там, в вечности, нет ни болезней, ни скорбей, ни воздыханий. Не станем спорить со Всевышним и обвинять Его в том, что Он, Всеблагий, посылает нам этот незаменимый бальзам -скорби. Ведь только ими человек очищается от всех своих греховных язв и сподобляется узреть Бога (Там же, с.17).
Скорби одним служат на пользу души, а для других являются камнем преткновения
Множество скорбей выпало на долю греховному человечеству. Но эти скорби одним служат на пользу души, а для других они являются камнем преткновения в деле спасения (32).
В чем же здесь дело?
На этот вопрос можно ответить так: одни люди, воспринимая скорби с покорностью воле Божией и прилагая свои усилия всячески избегать греха и мирских греховных удовольствий, спасаются, а другие, увлекшись греховными прелестями и желая в них найти успокоение и облегчение, погибают.
Вот о таковых, которые уходят на страну далече, следует усердно молиться, и Господь, видя наше молитвенное ходатайство о них, подаст вскоре Свою всесильную помощь (Там же, с.21).
Без скорбей спастись невозможно
Без скорбей, по-видимому, спастись невозможно. Их несли и пророки, и апостолы, и все последователи Христовы. Вспомните участь пророка Иоанна Крестителя или же апостолов, которые были гонимы и мучимы, но этим они засвидетельствовали свою любовь к Богу, а поэтому они сейчас на небе наслаждаются Его славой. Исходя из этого и нам выпал такой же жребий – скорби да неприятности. Но ведь только посредством их и мы сможем очистить свои души и получить милость Божию.
Мужайтесь и крепитесь, возсылая за все благодарение Богу. И как после сильной грозы и дождя бывает солнечная и благоприятная погода, так и после всех скорбей придут радости и спокойствие (32).
* * *
Пусть ваш дух постоянно стремится к своему Жениху – Христу, и скорби отступят от вас (Там же).
Необходимость скорбей для ищущих спасения
В Святом Писании имеются ясные указания о необходимости скорбей для ищущих спасения. Сам Господь сказал «В мире скорбни будете» (Ин.16,33). Эти скорби составляют крест, который каждый человек должен понести в своей жизни. Скорби, болезни и бедствия должны приниматься христианином как от руки Божией, потому что Промыслом Божиим они посылаются для нашего вечного спасения. Скорби пробуждают в нашем сердце веру в Бога, подвигают нас на молитву, очищают наше сердце от грехов, укрепляют нас в добродетелях. Святой апостол Павел говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5,3–5). В горниле скорбей в душе человека рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий. Скорбь рождает терпение (6, с.104).
Скорби очищают наши души
Все скорби и невзгоды нам нужны. Именно посредством их мы сможем очистить наши души от всякой скверны и греховной накипи (3, с.82).
Как найти в скорбях утешение
А о том, как найти в скорбях утешение и отраду, Господь сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».
Но по нашей греховности нам кажется, что все это трудно исполнить и неудобоносимо. Да это грехи отягощают нас и сбивают с праведного пути. А если мы принудим себя к добру и святой жизни, и иго Христово окажется благим и легким.
Будем прилагать все свои усилия к тому, чтобы, еще живя здесь, в это юдоли плачевной, сподобиться услышать голос нашего Спасителя: «Придите, благословенные Отца Моего Небесного, наследуйте блаженство, уготованное Ангелам и святым Его» (32).
Скорби – оздоровительное лекарство
Все скорби, посылаемые нам, являются оздоровительными лекарствами для нашей души (3, с.84).
* * *
Мир Христов облегчает скорби (Там же).
* * *
В скорбях не печалься; к смирению и терпению постоянно устремляй свой взор и приобретешь благодать Духа Святого (Там же).
Все скорби – к нашему спасению
Все скорбные обстоятельства устраиваются к нашему спасению. Господь, как любящий Отец, посылает каждой душе то, что ей на пользу (6, с.106).
* * *
Путем несения скорбей шли все подвижники (Там же, с.107).
Скорби побуждают нас к бодрствованию и исканию Бога
Чем строже живет христианин, тем чаще его посещают всевозможные скорби и неприятности. Но все это бывает не случайно, а по особому устроению Божию. Скорби попускаются людям для того, чтобы они через них находились в постоянном бодрствовании и искании Бога (Там же).
Степень совершенства человека определяется тем, как он переносит испытания
Степень нравственного совершенства человека определяется по тому, как он переносит посылаемые ему свыше испытания (Там же).
Формы скорбей различны
Скорби в жизни человека выражаются в самых различных формах. Это или жизненные условия, или телесные недуги, или клевета, наговоры и досаждения окружающих людей, иногда даже самых близких. Благочестивые люди, которые подобные обстоятельства переносят с терпением и покорностью воле Божией, иногда подвергаются более непосредственным нападениям темной враждебной силы, но и это лишь попущением Божиим и промыслительно (Там же).
* * *
Тяжелы скорби, однако за свою греховную жизнь мы достойны и большего наказания, но Милосердный Господь подвергает нас только некоторому испытанию, ожидая от нас обращения и покаяния (Там же, с.110).
* * *
Только та скорбь ведет ко спасению, которая переносятся без ропота на Промысл Божий (Там же).
* * *
В скорбях надо бодрствовать и не падать духом, потому что скорби пред Богом очень ценны и заменяют собой многие годы мирной жизни (Там же).
* * *
В скорбях полезно вспоминать молитву Господа во время Его крестных страданий, потому что такое воспоминание помогает благодушному несению жизненного креста (Там же, с.111).
Мудрость – в том, чтобы в скорбях сохранять веру
Слово Божие призывают всех христиан быть мудрыми и терпеливыми в скорбях. Мудрость состоит в том, чтобы в самых скорбных обстоятельствах всегда сохранять веру во Всеблагий Промысел Божий, который распространяется на всех людей и не попустит никому искуситься более, чем тот может понести (Там же).
* * *
Во всех трудных обстоятельствах человек всегда должен все свое упование возложить на Всеблагий Промысел Божий, отложив все свои мудрования и предположения (Там же).
Во время скорбей ни в чем не должно искать утешения, кроме Бога, потому что «извне» ничто не может внести покоя в скорбящую душу (Там же, с.112).
Всецело предавший себя Господу терпеливо переносит все, случающееся с ним, как посылаемое спасительным Промыслом Божиим. Истинному христианину во всех случаях жизни необходимо предавать себя воле Божией, во время же болезни эта преданность особенно нужна. Другим источником утешения, дающим терпение в скорбях, служит молитва (Там же, с.113).
Что означают слова Спасителя: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир»
Совершенно быть свободными от скорбей мы не можем, по слову Христа Спасителя, Который, побуждая Своих последователей к мужественному перенесению испытаний, сказал: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16,33). Слова эти означают, что никакая скорбь, как бы тяжела она ни была, никогда не одолеет верующего во Христа и пребывающего в Нем исполнением Его заповедей (Там же).
* * *
Скорби – особое промыслительное действие Божие, попускаемое для спасения человека (Там же, с.104).
* * *
Все скорби, посещающие христианина, есть не что иное, как крестоношение (Там же, с.105).
Скорби помогают исполнить закон Христов
Господь сказал всем нам: «в терпении вашем стяжите души ваша». Конечно мучительно нести скорби и болезни, но для нас они так нужны, как воздух для тела. Именно скорби помогут нам исполнить закон Христов. Ведь, кроме них, у нас нет никаких добрых дел, то есть молитвенного подвига нет, смирение и терпение в нашей душе отсутствуют. А пороки развиваются, подобно зловредным насекомым, с неудержимой быстротой, полностью оскверняют наше сердце и помрачают ум. Находясь в таком состоянии, человек теряет свое христианское достоинство и уходит на страну далече, то есть в пропасть ада. Но ведь Спасителю нашему жалко каждого человека, за которого Он пролил Свою дражайшую Кровь. Вот Он, как любящий Отец, и посылает нам средство, очищающее нашу душу, то есть болезни и скорби, посредством которых удерживает нас от злых наших греховных поползновений.
Исходя из этого, нам не следует роптать, а наоборот, благодарить Бога за Его милость (32).
* * *
Все скорби по отношению к блаженной вечности – капля в море (3, с.95).
Как надо молиться в скорбях
«Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою!» – так восклицает святой пророк Давид. Так и нам надо в тяжелые моменты нашей жизни повторять эти слова. Ведь без трудностей и скорбей обойтись в мире невозможно. Тем более христианину. Если бы мы жили свято, то и скорбей у нас было бы меньше, и Бог бы устроял нашу жизнь без особых затруднений. А мы же все живем нерадиво и греховно, и поэтому скорби в какой-то мере удерживают нас от тяжелых грехопадений (32).
* * *
Когда мы предстанем Лицу Божию, тогда земные скорби покажутся ничтожными и даже маловажными (Там же).
Как себя настраивать в скорбях, чтобы Господь сотворил с нами милость
Ведь скорби нужны в этом мире для нас, как воздух или же пища для тела. Господь своим рабам посылает их как наилучшее средство, помогающее им шествовать от земного странствования в небесные обители Отца Небесного. И если пророки и апостолы не были от них свободны, то что же говорить о нас. Мы, пожалуй, заслужили это своими грехами, а поэтому к нам применимы слова святых отцов: «Терпел пророк Моисей, терпел пророк Елисей, терпел пророк Илия, потерплю же и я». И если мы будем так себя настраивать, то Господь придет к нам вскоре и сотворит милость Свою с нами. Именно с Богом хорошо не только на небе, но и в аде. Где Бог в душе, там радость и свобода. Будем подвизаться на спасительном пути до победного конца, воссылая за все благодарение Богу. Да и слово Божие нам говорит: «Претерпевый до конца, тот спасен будет». Подвизайся на спасительном пути, призывая в помощь Спасителя и Его Пречистую Матерь. Скорби, по словам Святогорца, являются нашими проводниками в жизнь вечную, а без них в настоящее время спастись никто не сможет. Не будем удаляться от скорбных обстоятельств, но с любовью и терпением понесем все то, что посылает нам Милосердный Господь для нашего спасения. Помолись и обо мне грешном (3, с.88).
Скорби неизбежны в земной жизни
Скорби в этой юдоли плачевной неизбежны для каждого человека. Но их следует переносить с кротостью, терпением и любовию. И это потому, что они нужны христианам, как воздух или пища для тела. Но те из христиан, которые избегают их, ропщут и впадают в уныние, лишают себя Божественной благодати. Путь Христов, ведущий в блаженную жизнь, состоит именно из болезней, страданий и скорбных обстоятельств. Этими средствами душа очищается, одухотворяется и возвышается горе, где нет ни болезней, ни воздыханий. Но это успокоение получит христианин уже после отшествия из этого земного мира. Если кто будет страдать со Спасителем, то с Ним и радость обрящет в Его благодатном Царстве (Там же, с.93).
* * *
По словам Святогорца, скорби являются нашими проводниками, ведущими нас в жизнь вечную. А отсутствие их служит вернейшим доказательством того, что за нерадивую жизнь Господь лишает нас Своей милости (Там же, с.130).
Безропотное перенесение скорбей облегчает нам крест и, кроме того, спасительно действует на нашу душу, очищает сердце и делает его способным к восприятию Божественной благодати (Там же, с.130–131).
Скорби отрезвляют от духовной спячки
Скорби часто служат средством, отрезвляющим нас от духовной спячки и, таким образом, способствуют душе идти к предназначенной ей цели – спасению (3, с.157).
Когда скорби способствуют спасению
Мы не должны смотреть на постигающие нас скорби как на нечто ужасное, но должны воспринимать их с христианской покорностью и терпением. Только в таком случае они будут способствовать нашему духовному обновлению и спасению (Там же).
Путь спасения узкий и скорбный
Путь, ведущий в благодатную вечность, по словам Спасителя, узкий и скорбный (Мф.7,14), но именно этот путь, а не какой-то другой путь предначертан для человека в Домостроительстве. И поэтому христианину следует принимать все скорбные обстоятельства как от руки Самого Всевышнего, Который «хочет всем спастися и в разум истины приити» (1Тим.2,4) (Там же).
* * *
Постараемся возлюбить всех своих обидчиков, как своих благодетелей. И тогда не только не будем тяготиться чем-то скорбным, но, наоборот, будем благодарить Бога, что Он послал и посылает нам скорби, помогающие нам очищать души от греховной скверны (Там же, с.73).
* * *
У каждого человека свои скорби у одного одно, у другого другое (32).
* * *
Человек должен на земле так прожить, чтобы заслужить для себя вечное блаженство на небе. Много, конечно, здесь встречается на этом пути и скорбей, и болезней, и горя. И подчас кажется, что все это мы несем как бы незаслуженно, а на самом деле, если поглубже посмотреть нашу жизнь, то мы сочтем, что этого еще мало по нашим грехам. Притом все скорби, посылаемые нам, являются оздоровительным лекарством для нашей души. В слове Божием сказано, что ничто нечистое и скверное не войдет в Царствие Божие. Значит, нам, живущим на земле, надо подвизаться «подвигом добрым», чтобы стряхнуть с себя всю скверну греховную (Там же).
* * *
Слово Божие говорит нам, что многие скорби и болезни ожидают нас, но с помощью Божией все возможно победить. А от нас Спаситель Мира требует, чтобы мы со смирением и терпением несли свой жизненный крест. Посредством безропотного несения скорбей мы сможем не только очистить свою душу от греховной скверны, но и получить ту жизнь, которая уготована нашим Искупителем на небе. Постраждем на земле ради возлюбившего нас Христа. Все скорби по отношению к той вечной блаженной жизни как капля в море. Святые отцы желали в этой юдоли плачевной не только нести скорби и болезни, но и, более того, они шли добровольно на все злострадания и мучения. Там, если мы этого заслужим, радостная жизнь, а здесь – трудная и тернистая дорога, ведущая к Голгофе. Да поможет нам Всеблагий Господь достойно приготовиться к встрече с Ним в вечности (Там же, с.95).
* * *
Ради достижения вечного блаженства многие подвижники готовы были нести в этой юдоли плачевной всякие скорби, болезни и невзгоды. А мы, грешные, думаем и в этой жизни утешаться, и будущее не утерять. Но ведь так не бывает. Скорби и болезни здесь так необходимы для нас, как воздух для тела. Они помогают нам не только очиститься от грехов, но и приобрести добродетели, как-то: смирение, терпение, кротость и любовь к Богу и ближним, а это, в свою очередь, помогает нам стремиться в отечество небесное. Добродетельным людям и Бог помогает. А грешников Он не слышит. Будем стремиться возноситься горе и испрашивать у Бога для себя помощи на преодоление всех греховных скверн (32).
* * *
«В мире будете иметь скорбь», – сказал Спаситель, но Он же обещал за это и Свою спасительную помощь и награду (3, с.76).
* * *
В мире много неприятностей и болезней встречают каждого человека. Но особенно этот удел сопровождает христианина, и он нужен нам, как воздух или пища для нашего тела. Потому что скорбями очищаются наши души и бывают пригодны к получению жизни вечной. Бог, как любящий Отец, знает, что для нас полезно и спасительно. А мы, со своей стороны, будем благодарить Его за все Его милости. Однако нужно отметить, что скорби и болезни приносят пользу только тем христианам, которые их переносят с терпением и любовью. И притом только тем, которые считают себя достойными по своим грехам еще больше всяких неприятностей. Но тех из христиан, которые несут их с ропотом и нежеланием, они не спасают, а наоборот – действуют губительно на душу. И такие люди – ропотники – вместо Царствия Небесного получают вечные мучения. От чего да избавит нас Милосердный Господь (Там же, с.90).
* * *
Нужно за все благодарить Бога, почаще молиться, ходить в храм и исполнять заповеди Божии, и тогда скорби отступят (Там же, с.61).
Скорби посылаются, чтобы обратить людей на спасительный путь
Живя и размножаясь в дарованной Богом земле, люди начали снова забывать Того, Кто дал им закон Свой, и стали уклоняться в языческие нечестия. Это уклонение народа Божия от истинного пути могло привести к губительным последствиям для всего человечества. Во-первых, этим изгладилась бы из их сердец истинная вера в Бога как Творца и Промыслителя, а во-вторых, утратилось бы понятие об обещанном Мессии как Искупителе всего рода человеческого. Для вразумления и отрезвления народа Господь посылал им скорби и испытания, дабы снова обратить их на спасительный путь. Иногда бесчестие в народе превосходило меру долготерпения Божия, и тогда Господь по своей правде посылал суровые наказания. Так, например, Содом и Гоморра с окрестными городами были сожжены огнем, а праведного Лота Бог спасает и сохраняет (7, с.181–182).
* * *
Переносящие с помощью Божией в этой земной жизни скорби являются наследниками Христова Царства (7, с.309).
Когда скорбь принесет пользу
Скорбь только тогда принесет пользу, когда человек принимает ее, будучи подвигнут или раскаянием во грехах, или горячим желанием совершенства, или созерцанием будущего блаженства (7, с.280).
Без какой добродетели скорби теряют свой смысл и значение
Испытания в жизни христианина тесно связаны с добродетелью терпения. С одной стороны, эта добродетель рождается от христианского перенесения скорбей, а с другой – без нее скорби совершенно теряют свой смысл и значение, т.е. они не могут принести определенной пользы и способствовать спасению (7, с.280).
Скорбь об утехах мира следует отметать
Весьма часто последователя Христова терзает скорбь об утехах и сладостях мира, подчас навевающая на него уныние и желание возвратиться к прежнему образу жизни. Все эти соблазнительные искушения святитель Тихон Задонский советует воину Христову решительно отметать, ибо совместить любовь к миру и Богу невозможно (3.261) (7, с.309).
Скорби могут посылаться для утверждения в добре
Не все скорби, посылаемые Творцом, являются наказанием за грехи человека. Ими могут испытываться богобоязненные и благочестивые люди с целью утверждения их в добре, поскольку «Господь его же любит, наказует» (Евр.12, 6), и «сие наказание Божие есть отеческое, милостивое и от любви происходящее» (1.232). И тот, кто успешно прошел целый ряд суровых испытаний и вышел из них духовно умудренным, очищается от греховной скверны, облекается, подобно воину, в броню правды и становится неуязвимым (7, с.310).
Обращение к Творцу приносит утешение в скорбях
Более всего скорбная душа в трудные моменты находит утешение и подкрепление в непосредственном обращении к своему Творцу и Создателю Богу (7, с.283). Человек даже тогда получает некоторое облегчение и утешение, когда сообщит свою скорбь близкому другу, и тем более умиротворяется его дух при молитвенном обращении к Богу, Который слышит каждое слово. И если это будет угодно Его святой воле и полезно делу нашего спасения, то Он как милосердный Отец пошлет Свою помощь и избавит от скорбных обстоятельств (7, с.284).
Очищение души в скорбях
Говоря о скорбях, искушениях и испытаниях в жизни верующего человека, можно сказать, что они имеют существенное значение в очищении души на пути, ведущем ко спасению (7, с.284).
Скорби помогают формировать богоподобные свойства
Скорбные обстоятельства, воспринимаемые с терпением и самоукорением, помогают формированию в христианине богоподобных свойств, из которых наиболее ценными являются упование на Бога, смирение, сопровождаемое преданностью воле Божией, и послушание (7, с.284).
Вера утешает в скорбях
Нет таких жизненных обстоятельств, в которых бы не проявлялось благотворное влияние веры .. Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, дает терпение в страданиях (3.18) (7, с.224–225).
Промыслительно попускаемые скорби, испытания, искушения возбуждают любовь к Богу
Немаловажным средством, возбуждающим любовь к Богу, также служат промыслительно попускаемые скорби, испытания и искушения. И как сын оказывает благодарность отцу, если тот своевременными наказаниями воспитывает его в благонравии и воздержании и тем самым соделывает достойным членом общества, так и христианин должен быть бесконечно благодарен Богу за то, что Он Своими промыслительными действиями не только очищает его от скверны греховной, но и делает достойным жителем Небесного града (4.352)(7, с.229).