Святые отцы
Подвиги святых
По Божию попущению, для усовершенствования искушаемых в братолюбии и самоотвержении, праведные мужи, одушевляемые любовью, смирением, безусловным послушанием воле Божией, бескорыстным служением благу ближних, при стечении обстоятельств и проявлении злобы и страстей людских, «яко плоть носящие, охладевают один к другому», не выходя из своего незлобия и, как бы в огне очистительном, сгорая в обоюдной скорби и печали. Это один из высших крестных подвигов мужей высокой святости, недоступной плотскому суду и разумению человеческому (15, с.249).
* * *
Святые отцы отражали в своих писаниях дух учения святых апостолов. Святые отцы во всей своей деятельности руководствовались любовию к христианской истине и потребностями Святой Церкви (5, с.39–40).
* * *
Учение святых отцов, как и святых апостолов, было плодом не только умственной деятельности, но, главным образом, результатом нравственного подвига, и поэтому это учение живо и действенно во все времена (Там же, с.40).
* * *
Писания св.отцов и подвижников благочестия – это неисчерпаемая сокровищница духовного опыта истинно христианской жизни. Св.отцы и подвижники не теоретически только, а опытом познали человеческую природу, все ее немощи, страсти, пороки, причины грехов, все хитрости и наветы духов злобы, средства побеждать их, глубоко постигли путь благочестия и спасения. И этот свой опыт они оставили нам в своих писаниях для полезного и душеспасительного назидания и руководства к благочестивой, добродетельной жизни (Там же, с.94).
* * *
Святоотеческие творения рекомендуется читать, положив себе за правило: не увлекаться направлением книги; не читать книги поспешно и соблюдать постепенность – начиная с творений более простых, постепенно переходя к более углубленным (Там же, с.95–96).
* * *
Постоянное упражнение в чтении трудов св.отцов будет для каждого христианина надлежащим компасом, указующим правильный путь ко спасению (Там же, с.244–245)
* * *
В книгах святых отцов глубоко запечатлен дух истинного христианства (7, с.24).
Святые отцы, выразители истинного душепопечения, умели говорить непосредственно с «внутренним человеком» собеседника. Они умели пробуждать в грешнике недовольство своим состоянием и желание лучшего, заставляли их возвыситься над страстями, утверждали кающихся в вере в любовь и всепрощение Божие и достигали полного духовного врачевания (5, с.374).
* * *
Святые отцы сеяли добро на земле, а пожали в вечности плод радостного успокоения со святыми Ангелами (3, с.83).