Тайна духовной мудрости
(Речь, сказанная перед началом учения 1-го сентября 1904 года)
Благослови венец лета благости Твоея Господи!
Вот с этим-то молитвенным воззванием к Господу, да с теплой сердечной надеждой на помощь свыше, братие, и нужно вступать нам в наступающее наше учебное новолетие. Ибо ведь если и во всяком житейском деле, деле обыденном и простом, нужна нам помощь Божия, то еще нужнее и потребнее она там, где дело касается созидания душ, воспитания личности, доброго развития характера. Не даром же еще один из древних св. отцов, глубоко понимавший законы духовного роста личности, назвал это дело духовного руководства и созидания личности человеческой «наукой из наук» и «искусством из искусств». И вот, думается мне, что это теперешнее совпадение нашего учебного новолетия с новолетием церковным (ибо ведь вы, конечно, знаете, что церковный год начинается с 1-го сентября) имеет нечто знаменательное для нас всех, предуказывающее собою как бы тот путь, по которому должен совершаться весь ход развития наших духовных сил и те начала и влияния, под которыми должен созидаться ваш духовный облик и нравственный характер; разумею начала религиозные и священные, начала чисто церковные. Так вот с ними-то рука об руку, да с душою открытой для их воздействия, с не слабеющей энергией держаться всегда за руку матери своей Церкви и должны мы, братие, вступать в предлежащий нам подвиг духовного творчества.
Не думайте, что добрые намерения той школы, в которую Вы уже вступили или вступаете, ограничиваются только одной дисциплиной ума вашего, и она скажет, что исполнила свой долг, если увидит в Вас или только одно богатство познаний в известной области, или дар словесного красноречия, или то, что мы привыкли называть житейской подготовкой в худшем смысле слова – чистого практицизма.
Не назовет она это конечным плодом своего дела, не сознает исполненным свой долг, видя это только, и Вас не назовет истинными своими детьми, оправдавшими надежды матери.
А вот когда увидит она, ваша духовная школа, детей своих, ходящих в истине нравственного долга, смотрящих на все в жизни не с обычной точки зрения только житейского благополучия, а судящих все по закону совести и выносящих в жизнь свет истины и любви Христовой, тогда-то вот она и признает Вас своими и возрадуется сердце ее.
Так, братия моя возлюбленная, не то мирское, холодное и бездушное образование, или вернее, уродство человеческой личности, каким любит гордиться мирская мудрость и каким она прельщает многих из Вас, имеет в виду наша духовная школа, а то цельное созидание живой личности человека, которое, в стройном росте и гармонии объединяя все духовные силы человека, дает ему почувствовать, в чем состоит истинное призвание человека на земле, и делает его живой нравственно-доброй силой, способной плодить это добро в окружающей жизни. Ведь об этом служении добру и необходимости каждому человеку по мере своих сил служить ему и вносить его в жизнь говорит постоянно и мирская мудрость, этим-то она и подкупает в свою пользу; но в действительности творить это добро и плодить его, может, конечно, тот только, кто уже полон им и созрел для этого, а это последнее можно там только, где живут и действуют не отвлеченные только понятия о добре и возвышенные мечтания гуманизма, а самая живая сила добра, та добрая энергия, которая каким-то чудом может силой нравственной высоты и чистоты будить в душе каждого заглохшее добро. А эта живая нравственная сила, братие, только в церкви, и если наша духовная школа хочет созидать Вас этой живой нравственной силой, то только под условием своей и вашей верности и преданности церкви. Такова, братие, Ваша нравственная задача и Ваш нравственный долг; это верность церкви.
Всмотритесь в самом деле в свою душу, братие, разберитесь хорошенько в тех настроениях, которые теперь чередуются в Вас и которые иногда разве изредка всплывают в Ваших душах, как отголосок далекого детства, и Вы заметите, что все это доброе, способное и сейчас умилить и растрогать Вашу душу, идет непременно из далекого детства и связывается с впечатлениями религиозными и церковными; привязывается как-то неизбежно то к молитве матери, то к лику иконы с мерцающей лампадой, то к службе церковной. Так церковь с ее обиходом жизни влияет на чистую еще детскую душу и налагает на нее ту печать, которую не в силах окончательно стереть время. Вот эти-то добрые задатки чистой души и должны, братие, теперь раскрываться и развиваться в Вас в церковной атмосфере духовной школы и созидать то, что все обычно называют духовным призванием. Не дается это духовное призвание как какой-то готовый подарок совне, а созидается и слагается постепенно в душе каждого, бессознательно как бы и непроизвольно в детстве, если оно проходит в сфере истинно церковной жизни, и сознательно уже и деятельно в зрелом возрасте. Трудно это тому, кто не имеет доброго наследия детства, и легче чувствует себя тот, кто с детства питается началами религиозными... Но тот и другой должны одинаково сознать необходимость этого духовного призвания и одинаково стремиться к нему.
Не в том, конечно, духовное призвание, чтобы надеть только рясу, или не стыдиться ее, а в том, чтобы в душе-то своей чувствовать постоянно и переживать подъем доброй энергии и особенную влекущую силу плодить это добро и в других. Тогда-то пастырство явится само собой, как естественная и неизбежная форма деятельности. Отсюда и духовное призвание, и пастырство есть нравственный подвиг, а ведь к нравственному подвигу мы обязаны все и должны искать его, а не дожидаться какого-то особого вдохновения. Вот почему здесь-то, на скамье нашей духовной школы, мы и должны делать те запасы нравственной высоты и силы, имя которым любовь и смирение, чистота настроений и терпение. И та атмосфера нашей духовной школы, атмосфера религиозная и церковная сильна Вам дать эти запасы духа, если Вы не отвратитесь сами от нее.
И знайте, братие, что, по мере нравственного роста, будет совершаться общий рост Вашего духа, и ум Ваш в состоянии будет постигнуть такие глубины тайны бытия и жизни, о которых и не смеет думать юродствующая мудрость мирская. И вы от вашего духовного богатства и мудрости будете в состоянии уделять и другим. Итак, кто из вас хочет быть в жизни добрым деятелем, еще здесь на школьной скамье делай запасы доброй силы; вспоминай чаще слова Апостола, сказанные им юному Тим. ею: «гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость, подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси» (1Тим. 6:11–12). Аминь.