Источник

Исповедь

Пастырь должен увещевать исповедника открыть все грехи.

Ради спасения души не должно смягчать слова, обличающие грех.

Чем более застарелый ГРЕХ, тем более горького лекарства он требует.

Пастырь должен убедить исповедника простить всех и примириться с обиженными.

Необходимо со вниманием исследовать жизнь свою, чтобы все грехи рассказать.

Устное исповедание без СОКРУШЕНИЯ сердечного не приносит пользы.

Если исповедник не имеет сердечного СОКРУШЕНИЯ, пастырь должен привести его в такое состояние (8, с.418–419).

Душевные и телесные недуги, как правило, – следствие неисповеданных согрешений

Искренняя, чистосердечная исповедь – неотъемлемая часть покаяния. Тяжелые душевные и телесные недуги большей частью являются следствием тяжких, а также неисповеданных согрешений (6, с.95).

Утаенный грех влечет за собой наказание

В большинстве случаев Таинство Покаяния неизменно предшествует принятию Святых Тайн. И если человек не отнесется с должным вниманием к Исповеди, то он приступает к Телу и Крови Христовым недостаточно подготовленным.

Утаенный грех влечет за собой смерть души и страдание тела, «так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное причащение Святых Тайн» (Там же).

* * *

Без исповеди человек вообще умирает духовно и переходит на сторону злого духа – диавола (3, с.29).

* * *

На себя много не наговаривай, что ты такой плохой, потому что это может быть тоже ловушка диавола. Этим самым он может тебя ввергать в уныние, а это уже грех (Там же, с.56).

Посредством Исповеди мы приобретаем мир с Богом

Человек, живя на земле, постоянно стремится удовлетворить свои желания, а о душе и ее запросах забывает. Хорошо жить свято, но не каждый это может исполнить, а если так, то не следует забывать как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (Там же, с.59).

Исповедь водворяет в душе мир

Дух ревности и возмущения нужно побеждать исповедью в храме. Это – наилучшее средство, водворяющее в душе мир и спокойствие, а где мир, там и Бог, а где Бог, там и свобода, а где свобода душевная, там и обретается Царствие Небесное. Надо обязательно ходить в храм, исповедоваться и при­чащаться Святых Христовых Тайн, и будет легче жить в этой юдоли плачевной (Там же, с.78).

* * *

Исповедоваться не надо бояться. Ведь если чего не знает человек, то все видит Бог, и Он ждет чистосердечного покаяния, посредством которого каю­щийся становится чист и свят (Там же, с.103).

* * *

Христианская Исповедь есть лекарство (5, с.96).

При Исповеди мы входим в единомыслие с Богом

Господу угодно даже одно наше понуждение себя к частому покаянию. Почему же? Потому, что это для нас как бы «ломка самих себя», ломка в жертву Богу, этим мы выражаем свое нерасположение жить в греховной нечистоте. «Мерзость Господеви, – сказано, – путие развращении, приятии же Ему вси непорочнии в путех своих» (Притч.11,20). А так как Господь Бог Пресвят и по святости Своей чуждается порока, любит же добро и добрых, то, выражая в себе и одни порывы исповедаться, сложить с себя сознаваемые грехи, питая в сердце своем при каждой Исповеди желание вести себя сдержанно от вся­кого порока, уже этим самым мы и входим каждый раз в единомыслие с Ним, делаемся Ему угодными.

Таинство Исповеди решительно очищает все согрешения, соделанные сло­вом, делом, помышлением.

Если кто утаивает грехи и не говорит их на исповеди, то хоть и слышит от духовника «прощаю и разрешаю», но Дух Святой как Сердцеведец не простит и не разрешит его. Св.Ефрем Сирин говорит: «Если какой человек сделает что-либо недозволенное и держит в себе это скрытно, то скрытностью своей более радует внушившего сие беса, нежели самим делом» 14.

Таинство Исповеди чрезвычайно важно при смущении помыслов. Иногда случаются помышления неверные и хульные на Бога, или на Пресвятую Богородицу, на святых, на Святые Тайны, на иконы и т.д. Такие помыслы могут неожиданно возникнуть в любое время, даже во время молитвы или богослу­жения Такие злые помышления, возникающие помимо нашего желания, есть внушение врага рода человеческого – диавола. Их надо презирать, как бы их и нет. Не допускать смущения и скорби, ибо этого добивается диавол, но следует открыть их духовнику на исповеди (Там же, с.97–98).

От Бога не уйдешь

Кто может скрыть свои грехи от Бога? Адам хотел скрыться в деревьях рая; пророк Иона хотел бежать в другой город, но встретил Господа в бушующем море «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу?» – взывал Псалмопевец.

От Бога не уйдешь Нужно жить с Ним, но, чтобы жить с Ним, нужно оста­вить грех, потому что грех есть самое ужасное зло в мире. От него пастырь, как и всякий человек, терпит всякие бедствия здесь на земле, через него он лишается вечного блаженства (Там же, с.99).

* * *

Наиболее ценным средством в борьбе с диавольскими искушениями является Исповедь (Там же, с.96).

* * *

Исповедь – великое средство очищения грехов (Там же, с.97).

* * *

После разрешения грехов дается радостное состояние духа (Там же).

* * *

Исповедь – огромное средство в деле духовного совершенствования (Там же).

* * *

Исповедь облегчает душу не только от хульных помыслов, но и от всего, что ее тяготит (Там же, с.98).

После исповеди человек как бы вновь рождается

После исповеди, начав новый, праведный образ жизни, человек действительно как бы вновь рождается, начинает питать свою душу вместо бывшей пищи греха и страстей пищей слова Божия и Святыми Тайнами Христовыми, воз­растая «в мужа совершенна». Богоподобные свойства души, освободившиеся от гнета греха, начинают действовать во всей своей силе. Человек становится сострадательным, терпеливым, милостивым. Он никогда не дозволяет себе осуждения согрешающих, но, вспоминая свое окаянство, жалеет и прилежно молится о них Богу. В очищенное от грехов и сокрушенное печалью сердце его приходит Христос со Своим утешением, которое состоит в отпущении грехов, даровании благодати Святого Духа и обетовании вечной жизни. Благо­дать, вселившаяся в сердце, обновляет его и, украшая плодами добродетелей, делает храмом Духа Святого Человек с таким обновленным сердцем стано­вится чутким к восприятию слова Божия, призывающего его на всякое доброе дело. Христианин находит в слове Божием для себя силы, чтобы «дела Божии делать и по пути заповедей Его идти» (7, с.274–275).

* * *

14

Прп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1912, т. III, с.406.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle