Жертва
С пришествием Христа ветхозаветная жертва прекратилась (8, с.342).
Когда появились жертвоприношения и молитвы
Живое общение с Богом для падшего человека стало невозможным. Теперь вместо непосредственного общения с Богом первый человек прибегнул к посредственному общению через жертвоприношения и молитву.
Иначе высказывается по этому поводу блаженный Августин. Возникновение жертвоприношений он относит еще к райскому состоянию первых людей. По его мнению, это были жертвы хваления, поклонения, благодарения и прошения об исполнении заповеди Божией. Эти жертвоприношения носили характер преданности Господу, они сообщали людям благодатные силы, способствовавшие духовному развитию райского человека 13.
Первыми жертвоприносителями, как говорит нам Книга Бытия (4.3–4), были Каин и Авель, которые приносили жертву Богу от плодов рук своих. И мы знаем, что Господь благоволил принять жертву Авеля, которая была принесена от чистого сердца, а Каинову жертву Господь не принял, она была не угодна Богу, потому что приносилась не от чистого сердца (5, с.44).
Жертва – средство примирения человека с Богом
Жертвоприношения были основой не только религии богоизбранного народа, но и всякой другой религии языческой. Во всем древнем мире они выражали сознание виновности человечества пред Богом. Отсюда вытекала острая потребность в искуплении, заглаждении своих грехов с целью примирения с Верховным Существом. Таким средством к примирению человека с Богом и была жертва (Там же, с.44–45).
Жертвоприношения патриархов и идея, лежащая в основе их
Первоначально жертвы совершались каждым членом семейства в отдельности (Быт.4, 3–4), но когда грехи все более и более стали обнаруживаться в жизни рода человеческого, то Бог отвратил Свой Дух от человеков, потому что они сделались плотию, но не отвратил, однако, милосердия Своего от них. Для поддержания в людях духа благочестия и священного страха Господь избирает из среды человечества людей старейших по возрасту и достойнейших по жизни, эти мужи назывались патриархами. Их жертвоприношения были угодны Богу, потому что они ходили пред Лицем Его. В религиозном отношении для членов своей семьи, а также для членов своего рода они были жрецами и служителями Истинного Бога, то есть они были священниками. Они удовлетворяли все религиозно-богослужебные запросы своих единоплеменников. Это была как бы домашняя церковь, в которой они поучали их истинам веры в Единого Истинного Бога.
В обязанность патриархов также входило давать имена младенцам при рождении (Быт.16,15,21,3), совершать обрезание (Быт.17,12,17,23), благословлять на брак (Быт.24,60,28,1–3) и на многие другие знаменательные моменты в жизни отдельных членов рода (Быт.20,7,27,27–29,28,3).
С этими священнодействиями патриархи соединяли воспоминание полученного ими от Бога обетования о Семени Жены, о Спасителе мира, Которому надлежало явиться из их благословенного рода (см.: Быт.3,15) (Там же, с.45).
Связь молитвы и жертвоприношений
Жертвами патриархи выражали молитвенные прошения пред Господом и обычно сопровождали их горячими молитвами, в которых они испрашивали у Бога помощи и наставлений, благоустройства семейной жизни, дарования потомства и т.д. Молились о грехах, которыми, по сознанию их совести, они оскорбляли величие Божие.
В книге Иова об этом находим следующее свидетельство: «И приношаше (Иов) о них (детях) жертвы по числу их, и тельца единаго о гресе о душах их. Глаголаше бо Иов: негли когда сынове мои согрешиша и в мысли своей злая помыслиша противу Бога» (Иов.1,5).
Таким образом, мы видим, как тесно связаны между собой молитва и жертвоприношение (Там же, с.45–46).
В патриархальном посредническом служении лежала идея священства
Совершители жертвоприношений, родоначальники, явились посредниками между Богом и своим родом. При совершении жертвоприношений должны были присутствовать все члены данного рода. Можно предполагать, что патриархальное жертвоприношение, при всей своей внешней простоте, носило величественный характер общественного богослужения и молитвы.
Таким образом, уже в этом посредническом служении лежала идея священства, хотя оно еще и не имело характера иерархического священства, так как основывалось на праве первородства, на праве естественном. Это патриархальное священство продолжалось до египетского переселения (Там же, с.46).
* * *
Плод искупительных страданий Спасителя – отпускать и покрывать грехи (1, с.270).
Ветхозаветная жертва
Ветхозаветная жертва указывала подзаконному человеку на скорое пришествие Искупителя, а также водворяла в его сердце сокрушенное сознание греховности и неисправности (Там же, с.181).
* * *
Если кровь жертвенных животных в сознании ветхого человека считалась величайшим освящающим средством, распространяющим свое действие на те предметы или людей, которые окроплялись ею, то Кровь Спасителя мира, пролитая на Крестном Жертвеннике, освящает собой и распространяет свое спасительное влияние на всю природу и весь род человеческий (Там же).
* * *
Дарование человеку некогда утерянного им блаженства стоило большой цены, здесь требовалась жертва беспредельной высоты и ценности. Другими словами, нужен был Искупитель, Который бы Своим подвигом сокрушил державу смерти и открыл доступ к древу жизни (Там же, с.184).
Спасение людей есть жертва
Принятие на Себя Сыном Божиим великого дела спасения людей есть совершеннейшая жертва, выражающаяся в полном послушании и любви как к Своему Отцу, так и к людям (Там же, с.185).
На кого распространяются спасительные плоды Жертвы Христовой
Что же касается тех, которые и после искупительной Жертвы Сына Божия не спасаются, то основная причина этого нераскаянное и ожесточенное сердце. Любовь Божественная распространяет свои спасительные действия на всех людей без исключения. Однако же спасительные плоды Жертвы Сына Божия распространяются только на тех людей, которые в своей жизни стараются воплотить Его Божественное учение. Только они могут участвовать в благодатном общении с Сыном Божиим. И наоборот, если человек будет отвергать Жертву Христову, то она будет ему только в обличение и осуждение (Там же, с.193).
Каким образом Жертва Христова спасает людей
Каким же образом крестная Жертва Сына Божия действует на всех людей и спасает их? – Поскольку в Адаме – через его грехопадение – весь род человеческий лишился общения с Богом и подпал вечному осуждению и смерти, то Своими страданиями и крестной смертью Искупитель снова усыновил всех людей Богу Отцу и разрушил державу смерти (Там же).
Жертва Христова
Крестная смерть Спасителя во много крат превышает цену греха и в то же время поражает своей непостижимостью (Там же, с.194).
* * *
В крестной смерти Сына Божия смерть как таковая потеряла свою силу. Она уже больше не владычествует над своей жертвой, потому что Всесильный Бог, Творец видимого и невидимого, совершенно уничтожил ее (Там же).
* * *
В сердце человека, работающего греху, приносится жертва другому богу (2.137)(7, с.308).
* * *
Геттингер. Апология христианства, ч. II, чт.IX, СПб, 1872, с.341.