Аннотация Источник

Аннотация АВ

Знаменитое произведение прп. Иоанна Лествичника «Лествица или Скрижали духовные» написано в конце VI в. по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.28:12).

Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы и состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Количество ступеней имеет символическое значение, которое раскрывается в предисловии: 30 лет – это возраст, в котором Иисус Христос начал свое общественное служение. Считается, что 30 ступеней символизируют духовное возрастание и достижение зрелости в вере, подобно тому, как Христос достиг Своего призвания в возрасте 30 лет.

Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения к Богу, с другой – на постепенность в этом возвышении:

- ступени 1-4: борьба с мирской суетой (отречение мирского жития, беспристрастность, странничество, послушание);

- ступени 5-7: скорби на пути к истинному блаженству (покаяние, память смертная, плач);

- ступени 8-26: борьба с пороками (молчание, целомудрие, телесное бдение и др.);

- ступени 27-29: душевный мир (безмолвие души и тела, молитва, бесстрастие);

- ступень 30: вершина пути – союз трех главных добродетелей (вера, надежда и любовь).

Идеалом христианина выступает монах (подвижник), основанием жизни которого является незлобие, пост и целомудрие.

Порабощение человека страстям прп. Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью, по мере преодоления которых приобретаются соответствующие добродетели. Он описывает процесс возникновения страсти, состоящий из 6 этапов: прилога, сочетания, согласия, пленения, борьбы и страсти. Учение прп. Иоанна достигает вершины Синайской горы: безмолвия и боговидения.

Наибольшее распространение в России получил славянский перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским). Его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пустынью, представлен в настоящей публикации.

О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике

(Повествует один монах Синайский, который был, как и Даниил Раифский, современником преподобному Иоанну)

Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделан был нашим игуменом.

В другое время авва Мартирий, также взяв с собою Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал, и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».

В день пострижения аввы Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни), авва Стратигий предсказал о нем, что он будет некогда великою звездою.

В тот самый день, когда поставили Иоанна нашим игуменом, и когда сошлось к нам около шести сот посетителей и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда те люди разошлись и служители сели за трапезу, искали сего повсюду ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий, преподобный отец наш Иоанн, говорит нам: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».

Некогда в Палестинских странах было бездождие; авва Иоанн, по прошению тамошних жителей, помолился, и сошел обильный дождь. И нет ничего тут невероятного; ибо «волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит» (Пс.144:19).

Надобно знать, что Иоанн Лествичник имел родного брата, чудного авву Георгия, которого он еще при жизни своей поставил в Синае игуменом, сам любя безмолвие, которое и сначала уневестил себе сей премудрый. Когда же Моисей этот, преподобный игумен наш Иоанн, отходил ко Господу, тогда авва Георгий, брат его, стоял перед ним и говорил со слезами: «Итак, ты оставляешь меня и отходишь; я молился, чтобы ты проводил меня: ибо я не возмогу без тебя, господине мой, руководить сию дружину; но теперь мне должно проводить тебя». Авва Иоанн сказал ему на это: «Не скорби и не заботься: если буду иметь дерзновение ко Господу, то не оставлю тебя провести здесь и один год после меня». Что и сбылось; ибо в десятый месяц потом отошел и сей ко Господу8.

* * *

Примечания

8

(Биография преподобного Иоанна Лествичника, с. 12). В «Луге Духовном» Иоанна Мосха (гл. 125) и в Прологе на 17-й день марта предлагается поистине чудная повесть о сем авве Георгии. Однажды в Великую Субботу ему пришло желание праздновать Пасху в Иерусалиме и приобщиться Святых Тайн в храме Святого Воскресения Христова. Целый день старец занят был этою мыслию и молился. В Светлый же день Пасхи он, силою Всемогущего Бога, был восхищен, поставлен в Иерусалимской церкви Воскресения и рукою блаженного Патриарха Петра принял вместе с его пресвитерами дары Святого Причащения. Когда Синкелл по повелению Патриарха пригласил сего Игумена Синайского вкусить пищи вместе со Святителем, авва Георгий ответствовал: «Воля Господня да будет!» Но, поклонившись Святому Гробу, стал невидим в Иерусалимском храме и увидел себя в своей келлии. Патриарх, опечалившись, послал писание к старцу, на которое сей отвечал описанием чуда, совершившегося над ним, и предсказанием что оба они, по прошествии шести месяцев, соединятся и узрят друг друга в Небесном Царствии. Возвратившиеся к Патриарху сказывали, что старец уже семьдесят лет не исходил из Синайской обители; а между тем все епископы и клирики, видевшие его в церкви Воскресения Христова, свидетельствовали и говорили: «Мы все целовали его». По прошествии шести месяцев исполнилось предсказание аввы Георгия: и он, и блаженный патриарх Петр отошли ко Господу.


Источник: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. - Москва : Данилов благовестник : Данилов мужской монастырь, 2013. – 586, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle