Избранные рабы Божии иногда носят на себе и особенные знаки к ним милости Божией
15 (28) марта
(Слово о прозорливем Сергии, пустыннице. Прол. Марта 15)
Излюбленные рабы Божии, предназначаемые Господом для высшего служения в Его Церкви, носят в себе иногда не только особые духовные знаки Его к ним милостей, но и, для некоторых видимые, также особые предметы, указывающее на их будущее великое служение. Последнее мы докажем примером следующим.
В Прологе, на 15-й день марта, в церковном слове, пишется: «Монах Георгий Арменин рассказывал: «Авва Григорий, игумен Лавры Фараня, много раз просил меня, чтобы я свел его к Сергию пустыннику, жившему неподалеку от Мертвого моря. Я исполнил его желание и привел его однажды к старцу, который принял его очень любезно, принес воды и омыл ему ноги, целый день беседовал с ним о спасении души и только на другой день отпустил его. По уходе Григория я сказал старцу: «Знаешь ли, отче, ведь ты вчера соблазнил меня?» «Чем?» – спросил старец. «Как же? Приводил я к тебе и епископов, и пресвитеров, и ты ни одному из них никогда не омывал ног, а Григорию омыл. Что это значит?» – «Что ты мне говоришь, брате, не понимаю. Знаю же только то, что, когда Григорий вошел в мою пещеру, я, Сергий, принял его, как патриарха, потому что увидел его опоясанным архиерейским омофором, и Евангелие было в руках его. Мы не зрим на лица, но проникаем в сердце человека, что Господь даровал нам». И что же? Через пять лет Бог удостоил Григория быть патриархом Антиохийским, как Сергий предсказал о нем.
Так, братие, излюбленным рабам Своим, предназначаемым для высшего служения Церкви, Господь подлинно являл великие знаки, указывавшее на великое и высокое их служение Церкви. И пример Григория – не единственный. Читайте житие Святителя Николая, и вы убедитесь в этом. Когда он был на Первом Вселенском соборе, он посрамил еретика Ария не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы Собора вознегодовали на это и постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь и Пресвятая Богородица одобрили его поступок и похвалили его ревность. Некоторым из отцов Собора было такое же видение, какого удостоился и сам Святитель еще прежде поставления своего на архиерейство. Они видели: с одной стороны Святителя стоит Сам Христос с Евангелием, а с другой – Пресвятая Богородица с омофором и подают Святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение Святителя угодно было Богу, отцы Собора перестали упрекать Святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию (Чет.-Мин. 6 дек.).
Что сказать еще: скажем: ихже бо предуведе, тех и предустави (Рим. 8, 29). И поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил (Излож. веры Восточн. Патриархов, член 2). Аминь.