Источник

ДУША

Господь всегда находится с избранными Своими, храня их жизнь как орудие для устроения блага других. Он видит преданных и служащих Ему от чистого сердца людей во всяком месте, потому что Он есть испытующий сердца и утробы (Пс. 7:10). Он – Дух Чистейший, и потому-то, не стесняясь нимало вещественной оболочкой нашей души – телом, – зрит самую душу нашу во всей ее наготе, со всеми ее мыслями и чувствами, даже, если можно так сказать, зародышами их (2).

* * *

Да будет око ума твоего всегда устремлено на рассмотрение состояния твоей души. Наблюдай, тиха ли она и покойна, как величественная река, ровно текущая в своих берегах, или волнуется и бурлит, как свирепое море, от бурных страстей. В первом случае радуйся и благодари Бога, а во втором – старайся уничтожить причину волнения. Если ты при благодати Божией привык видеть вожделенное спокойствие в душе своей, то тебе легко заметить, что стало причиной твоего возмущения. Стоя на берегу реки, спокойно, тихо текущей в берегах своих, ты легко можешь заметить, что взволнует ее: ветер ли, вещество ли какое, брошенное на ее поверхность, рыба ли, играющая в воде, судно ли, плывущее в воде, или что другое. То же и в душе. Если она, быв доселе спокойна, вдруг возмущается, сейчас обрати внимание – и ты увидишь, что ее возмущает. А чаще всего возмущает ее лукавый: он терпеть не может душевного спокойствия и потому сейчас старается возмутить спокойную душу. Везде он действует и сам непосредственно, но особенно через страсти наши. И это как наяву, так и во сне (2).

* * *

Удивительное существо наша душа: ночью она, как малютка, оставленный самому себе его родителями, на которого они не обращают внимания, играет внешними предметами, поставляя их в самые странные, причудливые сочетания. Но в бодрственном состоянии, по пробуждении, когда око самосознания и рассудок, как родители на дитя, начинают обращать на нее свое испытующее внимание, она перестает, так сказать, забавляться причудливо окружающими предметами и из малютки делается существом умным, серьезным, сильным: призывает пред себя людей, входит с ними в рассуждения; или рассуждает сама с собой, спрашивает, отвечает; или уносится воображением своим в тысячи мест, самых отдаленных и противоположных; или же носится в ближайших местах, будучи занята какими-то собственными видами, интересами – как потому, что она существо в высшей степени деятельное и не может оставаться без дела какого бы то ни было, хоть глупого, так и оттого, что образ жизни, должность, склонности и занятия, привычки, страсти, как рычаги, движут ее способности. Итак, наша душа есть удивительнейшее существо: в некоторых случаях оно берет властительски сильный перевес над телом и ночью; по пробуждении, когда тело отдохнет, душа, как стремительный поток, вырывается из-под оболочки спавших чувств и, как бурная и многоводная река, прикасается ко всему и все уносит с собой: со всяким порассуждает, со всяким заведет речь, так что весьма трудно заключить ее в пределы умеренности или заставить успокоиться, хотя бы ночью (2).

* * *

Мастером, архитектором и живописцем будь для души своей. Твой настоящий Творец, Архитектор, Живописец есть Господь, живописавший тебя вначале по образу и подобию Своему. Он твой Архитектор, премудро создавший твою душу и давший ей сообразный дом – тело. Ты расстроил и исказил Божие в тебе дело, Божию правду и красоту, и Он Сам пришел восстановить тебя, обновить, снова живописать тебя, воссоздать. Только присовокупи свой труд, возненавидь свое искажение, свое безумство и исправься (3).

* * *

Кто не в меру и неправильно ценит тленные вещи, тот обезценивает Самого Бога и свою безсмертную душу, созданную для Бога, для Неба, для безсмертия, для вечного созерцания славы Божией и вечного блаженства (3).

* * *

«Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Какое это сокровище? Душа человеческая, по образу и подобию Божию сотворенная, скрытая и подавленная бесчисленными страстями. Что такое поле? Это мир прелюбодейный и грешный, подавляющий душу, или грешная плоть наша – как великое поле, поросшее тернием страстей. Немногие находят это сокровище, немногие радеют о душе и о ее спасении, все почти заняты житейскими пристрастиями о плоти своей, об угождении чреву, о приобретении богатства, чести, славы земной. Вспомни притчу о званных на вечерю: «много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16). Святые нашли это сокровище и, обрадовавшись ему, пошли за Христом, оставили все житейские пристрастия, продали свои имения и через отвержение пристрастия к плоти и миру приобрели это поле, это сокровище – свою бессмертную душу – и наследовали вечную жизнь. Вспомни слова Господа: «нет никого, кто оставил бы дом... или отца, или мать, или жену, или детей, или земли... и не получил бы ныне... во сто крат более... а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:29, 30) (3).

* * *

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6:17). Лицо моем ежедневно чистой водой, тело омываем в бане, белье моем и не ходить в грязном или отпотелом, дом ветхий чиним, поправляем или новый строим, тарелки, чашки, всякую посуду моем, металлические или деревянные и каменные вещи чистим, полы в домах, в храмах моем – вообще все вещи стараемся держать в чистоте. Тем более надо очищать душу – она крайне марается, оскверняется, растлевается грехами, покрывается плесенью и ржавчиной греховной, проникающей глубоко в душу. Она делает душу не сообщимой с Богом, ибо какое общение света с тьмою, правды с беззаконием (ср. 2Кор. 6:14) (3).

* * *

Дерево сырое не скоро поддается огню и охватывается им, а постепенно, и когда огонь возьмет силу над ним, оно скоро воспламеняется и делается все огненным – так бывает и с душой грешной. Чем дольше она бывает в удалении от Бога, тем более она делается грубой, дебелой и нелегко поддается силе благодати Божией от своей лености, оземленелости, хладности, нечистоты. По мере усилия человека над собой, усердия, прилежания к молитве она утончается, одухотворяется, согревается, очищается и делается доступной благодати и, наконец, делается вся как бы огненной. Примеры – бесчисленные святые угодники Божии (3).

* * *

«Копать не могу, просить стыжусь» (Лк. 16:3). В том-то и беда и важная потеря, что просить не можешь, а просить надо. «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7); «ведь ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17); копать не могу, а копать надо; покопал бы в глубине души своей и выкопал бы настоящий клад – бессмертную душу, погребенную страстями, ту душу, которая сотворена по образу и подобию Божию и которая совсем у тебя подавлена житейскими похотями и сластями (4).

* * *

Душа человеческая – безмерной цены по истине и правде Божией, а люди крайне мало или совсем не ценят, не радят о ней, не очищают от терния страстей, не радят о покаянии (покайтесь), об очищении, об украшении (брачная одежда), утверждении, о стремлении всеми силами и способностями к небу, к небесному на земле житию, как делали святые: «наше жительство на небесах» (Флп. 3:20), об исполнении всякой добродетели. Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот. Читай, христианин, со вниманием и чаще Евангелие, разумей и слагай в сердце слова Божии (4).

* * *

Один Создатель ведает все достоинство души человеческой, которую Он создал по образу и подобию Своему, и один Он может по достоинству оценить всю ее беспредельную любовь и преданность Ему, Господу Богу. Блажен человек-христианин, который поймет это и всем сердцем прилепится к Богу, Создателю и Искупителю своему, и претерпит всякие искушения в любви и преданности Ему, как Иов ветхозаветный, как апостолы, иерархи, мученики и все преподобные, Богу угодившие и удостоившиеся небесного гражданства за свою верность и преданность (4).

* * *

Вера в бытие Божие тесно связана с верой в бытие собственной души как части мира духовного. Душе благочестивой бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждой мыслью доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце – спокойствие или беспокойство, радости или скорби – и это вследствие действия на нее Бога духов и всякой плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды: чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее, тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение прекращается и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности; человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит. Еще Господь Бог в отношении к нашей душе – то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра, с тем различием, что расширение и стояние, повышение и понижение ртути бывает вследствие перемены в состоянии атмосферы, а там – Бог остается неизменным, вечным, вечно благим и праведным; душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе, именно – она неизбежно расширяется, покоится в сердце вследствие приближения к Богу верой и добрыми делами и неизбежно сжимается, беспокоится, томится вследствие удаления своего от Бога маловерием, неверием истине Божией и делами противозаконными (6).

* * *

В душе благочестивого, богобоящегося человека происходит невидимо духовное общение с Богом. Как отец или как строгий наставник, Господь Бог то одобряет, то осуждает наши мысли, желания и намерения; то говорит, что это – хорошо, а это худо, и за добро награждает, а за зло наказывает: и все это так явно для души – тут же на месте (6).

* * *

Невидимый, всеисполняющий Бог часто и ощутительно касается невидимой души моей, которая от Его прикосновения вкушает чудное спокойствие и небесную радость. Не глаза передают мне весть о моем Боге (чувства для низших предметов бытия), не слух только посредством слов и звуков голоса доносит до меня вещание о Непостижимом, но сама душа, так сказать, срастворяется с Богом (6).

* * *

Наши душевные расположения, даже не выражаемые внешними знаками, сильно действуют на душевное расположение других. Это бывает сплошь и рядом, хотя не все замечают это. Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом, и он чувствует это и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то средство сообщения наших душ между собой, кроме телесных чувств; что же касается действия души на других через чувства, то через чувство зрения душа удивительно действует на другого человека, хотя бы он был вдали от нас, но только был бы доступен нашему зрению и был на этот случай, когда мы устремляем на него свой взор, один. Так мы можем зрением привести другого в неловкое положение, в замешательство. Случалось мне не раз пристально смотреть из окна своего дома на проходящих мимо дома – и они, как бы привлекаемые какой-то силой к тому самому окну, из которого я смотрел, оглядывались на это окно и искали в нем лицо человеческое; иные же приходили в какое-то замешательство, вдруг ускоряли поступь, охорашивались, поправляли галстук, шляпу и прочее. Есть тут какой-то секрет (6).

* * *

Душа восприемлет в себя Господа в Животворящих Тайнах мыслию веры и сердечным сознанием, что в Тайнах присутствует истинно Сам Господь, а тело наше приемлет Господа устами и чревом. Когда душа восприимет Господа твердой верой, тогда Господь проходит в одно мгновение и душу как простое существо, и тело все, все суставы его по причине наполнения душой всего тела и по причине всенаполняемости Божества (6).

* * *

Дерево, утвержденное корнями в земле, растет и приносит плоды. Душа человеческая, утвержденная верой и любовью в Боге, как корнями духовными, также живет, возрастает духовно и приносит плоды добродетелей богоугодных, которыми душа живет и будет жить в будущем веке. Дерево, вырванное из земли с корнем, прекращает жизнь, которую получало от земли через корни. Так и душа человеческая, потерявшая веру и любовь в Бога и не пребывающая в Боге, в Котором вся жизнь ее, умирает духовно. Что для растений – земля, то для души – Бог (6).

* * *

Все тела природы тяготеют к центру земли, а все души человеческие естественно стремятся к своему духовному центру или первообразу – Богу: только грех извратил и извращает это естественное направление. Огонь и дым тяготеют к сродным им стихиям (7).

* * *

Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поскольку она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, – например, верой, – есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, – делами добрыми, кротостью, смирением, незлобием, правдолюбием и честностью, воздержанием, целомудрием, терпением, покорностью, трудолюбием и прочим? В противном случае вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26) (7).

* * *

Душа наша потому называется душой, что она дышит духом Божиим, то есть она так называется от Духа Животворящего (7).

* * *

Солнце восходит – и все встает, поднимается на ноги, оживает после ночного оцепенения. Снова начинает кипеть разнообразная жизнь в подсолнечной стране.

Когда Христос, Солнце правды, взойдет в верующей, любящей, кающейся душе христианина, она тотчас оживает, просвещается, обновляется, укрепляется, радуется, так что и само тело от ожившей и воспрянувшей души делается бодрым и здоровым (8).

* * *

«Кто хочет душу свою сберечь, – говорит Господь, – тот потеряет ее» (Мк. 8:35). Что здесь значит беречь душу свою? Значит не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть и владеть нашим умом и нашим сердцем и волей – словом, душой и телом, жить нераскаянно, не помышляя о смерти и о суде вечном. Беречь себя таким образом значит вечно губить душу свою, терять ее.

Надо заметить, что Господь, говоря это, разумел преимущественно время гонений за веру в Него и случаи исповедания имени Его перед гонителями, ибо были некоторые из христиан и такие, которые для сохранения временной жизни, богатства, почестей отрекались от Христа и от христианской веры и тем теряли душу свою, погибали через свое отречение, через пристрастие к земным благам. Но и теперь есть многие, которые, чрезмерно любя временную жизнь и ее блага и жизнь плотскую, отрекаются следовать за Христом, исполнять Его заповеди, живут противно обязанностям своего звания и не каются в том и таким образом теряют свою душу для вечности. «А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – говорит Господь в сегодняшнем Евангелии, – тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Здесь опять преимущественно разумеются случаи с мучениками, которые для Христа, для сохранения веры в Него и любви к Нему добровольно лишались имущества, чинов, родных и самой жизни своей и таким образом сберегали жизнь свою для вечности, для Христа и Его вечного царства. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:36, 37). Это сказано в пояснение предыдущей мысли, то есть что лучше лишиться всех богатств, почестей, родных, самой жизни по плоти, чем погубить навеки душу свою через отречение от Бога для сохранения временной жизни и временных выгод, скоро покидающих нас. Душа несравненно дороже всего мира как созданная по образу Божию и предназначенная к бессмертию, и ее нельзя ничем искупить от вечных мучений, если здесь не искупим ее верой в заслуги Искупителя, в искупительную Кровь мужественным исповеданием имени Его и доброй жизнью (9).

* * *

Человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию – это высочайшая честь и достоинство. Ей были даны святость и свет, правота, простота, благость, молитва, любовь к Богу пламенная. Бог Сам обитал в первых людях до их постыдного и пагубного падения, Дух Святой украшал их, просвещал, утешал. Через падение душа совершенно изменилась: стала грешна, мрачна, лукава, самолюбива, а не боголюбива, плотоугодлива, горда, зла, завистлива, непослушна, нелюбовна, корыстолюбива, блудлива. Но ей предоставлено покаяние как обольщенной, обокраденной от павшего человекоубийцы-дьявола; и она может светло восстать от своего падения благодатью и щедротами Божьими.

Душа наша есть дух бессмертный, созданный Богом по образу и подобию Его. А Бог есть бесконечная правда, истина и красота несказанная. И душа человеческая должна быть вся праведна, истинна, а не фальшива, не лицемерна; вся прекрасна, как прекрасно Божество, создавшее все твари премудро и прекрасно. Но она крайне обезобразила, растлила себя грехом и предалась смерти временной и вечной и могла бы остаться такой на веки безконечные, если бы не смиловался над нами Господь, создавший нас, и не спас страстями Своими и смертью Своей, дав ей пастырей и все спасительные Таинства и богослужение, все средства благодатные к спасению. Мы – члены этой Церкви, мы – словесные овцы этого святого и избранного стада, должны жить сообразно со своим высоким избранием.

Красоту души человеческой составляют: искренняя и истинная вера, молитва, кротость, смирение, незлобие, покорность, послушание, благость, нелицемерность, простота, воздержание, целомудрие, терпение, охотное служение ближним в правде и истине, любовь и преданность Богу совершенная, самоотверженная. Души праведные просветятся как солнце в Царствии Небесном, столь они будут прекрасны. Читайте жития святых и смотрите, сколь прекрасны были души их. Безобразят и оскверняют душу грехи и страсти: гордость, самомнение, лукавство, самолюбие, саможаление, гнев, злость, раздражительность, зависть, корыстолюбие, земное пристрастие, вещелюбие, честолюбие, невоздержание, чревоугодие, леность, неискренность, холодность к Богу и ближним, блудные вожделения, всякое прелюбодеяние (10).

* * *

Жизнь твоя духовная, видимо, разделяется на два резко различающиеся между собой состояния: на состояние мира, радости, широты сердечной и на состояние скорби, страха и тесноты души. Причиною первого состояния всегда бывает согласное действование души моей с законами Творца, а причиной последнего – нарушение Его святых законов. Я всегда могу примечать и действительно примечаю начало того и другого состояния; в сознании моем всегда бывает то и другое. Потому всегда бывает так, что, уничтожив начало, от которого произошло состояние скорби и тесноты, уничтожаешь и следствие, то есть саму скорбь и тесноту души (11).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle