Источник

ТАЛАНТ

Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот (4).

* * *

Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, в которой спаслось множество людей верных. Этот талант мы приняли через апостолов Христовых. Этот талант неоцененный попран многими русскими, и они ответят за него праведному Судии. В первом пришествии Христовом нам вручен талант (то есть человеческому роду), и во всю землю вышло вещание духовных апостолов, и во все концы вселенной слова их (Пс. 18:5). Во второе пришествие Господь будет требовать от всех нас отчета в употреблении талантов. Истяжется75 и царь, и всякий подданный, малый и великий, и всякий смертный, и каждого человека дела обнажатся перед всеми, ни один помысел не укроется, вся внутренняя жизнь каждого явится как бы сфотографированной, никому отречься или запереться в своих грехопадениях будет невозможно, если не покаялись, живя на земле. Где же дела ваши, братие! В чем вы проводили жизнь земную, этот драгоценный залог, данный вам Творцом для приготовления к будущей жизни, к раскрытию ваших сил и способностей, к употреблению в дело талантов (6)?

* * *

Талант вселенского православия мы приняли от Бога для славы Божией и нашего спасения. Как мы этот талант употребляем и умножаем? Как благодарим Господа? Каково наше покаяние? Какие добрые дела творим? Все уклонились, все стали совершенно негодны, «нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). Не относятся ли эти слова Писания и к нам (6)?

* * *

Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и через временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. «В поте лица твоего, сказано, будешь есть хлеб твой» (Быт. 3, 19). Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа, – поет Церковь. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают его" (Мф. 11:12), – говорит Господь и Спаситель наш (6).

* * *

Господи! Да не будут дары Твои, духовные и вещественные, в нас и у нас праздны: даждь им движение спасительное и полезное. Сотвори сие во всех. Да умножатся таланты Твои, Господи, собственной деятельностью каждого из нас (6).

* * *

Молитва общая от лица всех и в жизни учит нас делиться житейскими потребностями с другими, чтобы и в жизни у нас все было общее и как бы едино, чтобы во всем была видна любовь взаимная, также чтобы каждый свои способности употреблял во благо других, кто как может, а не скрывал талант свой в земле, не был бы эгоистом и ленивым. Мудр ты – дай совет немудрому, образован – научи невежду, силен – помоги безсильному, богат – помоги бедному (6).

* * *

Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, сидящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение, или таланты, – это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и которыми в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством которых по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет.

По смыслу притчи (см. Мф. 25:14–30), кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни для жизни будущей, а кто меньше, с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют, добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый – не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием, исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли Таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни (9)?

* * *

Таланты наши, то есть наше сердце, наши умственные способности, не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь (9).

* * *

Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущей рукой, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание (12).

* * *

Каждый из нас, братия мои, должен служить друг другу своими талантами, способностями, силами, своим служебным положением, имуществом, образованием и не себе только угождать (12).

* * *

75

Истяжется (церк.-слав.) – будет подвергнут истязанию, испытанию.


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle