Источник

СОМНЕНИЕ

Люди в большинстве остаются или неверующими, или сомневающимися, бесчувственными, безучастными, глухими к Евангельскому слову, пристрастными к суетному, пустозвонному и фальшивому слову человеческому, к лицедейству и лицемерию, ко всему миражному, эфемерному, к тому, что на один день представляет суетный интерес, а о вечном, о том, что едино на потребу, забывают. «Много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16) (4).

* * *

Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! "Все, – сказал Господь, – чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22), и, значит, если попросите неверующе или с сомнением, не получите. Если будете иметь веру и не усомнитесь, – еще говорит Он, – то и горы можете переставлять (см. Мф. 21:21). Значит, если усумнитесь и не поверите, то не сделаете этого. "Да просит (каждый человек) с верою, нимало не сомневаясь, – говорит апостол Иаков. – Да не думает сомневающийся получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:6–8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тенью сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» Да, ты должен из глубины сердца ответить: «Верую, Господи!» (ср.: Мф. 9:28). И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее от Бога получило бытие, потому что «без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Он называет «несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17); значит, если бы я просил и несуществующего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера – средство сообщения духа с духом, а рассудок – духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та – дух, а этот – плоть (6).

* * *

Господь есть как бы Океан духовных вод, приходи и черпай всякий блага духовные почерпалом истинной, твердой и непостыдной веры. Только простри это сердечное почерпало, и непременно зачерпнешь изобильно воду жизни, прощение грехов и мир совести. Но бойся сомнения: оно лишает тебя средства почерпать всякую милость Божию (7).

* * *

Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, засвидетельствованной апостолами, запечатленной кровью бесчисленного сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, животворной для сердца. И однако же есть несчастные, которые колеблются, действительно колеблются, потрясаемые какими-то тяжелыми, как камень, грызущими, как ехидна, убивающими, как диавол, внутренними внушениями, обольщаемые каким-то недоведомым, невидимым льстецом, убийцей нещадным. С чем это сообразно? Отчего я бываю тогда так бессмыслен, глуп, уродлив и вдобавок мрачен и уныл? О, я знаю, отчего. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). По таким страшным последствиям в душе моей заключаю о причине, по следам убийства отыскиваю убийцу. Это делает враг мой – диавол. Убийца! Он-то убивает душу мою сомнением и неверием, мучит меня. Но и я неразумен, позволяя себе слушаться внушений лжеца, убийцы, противника Бога и человеков. Когда замечаешь в себе какое-либо мысленное противление Богу, сомнение в Троичности Лиц Божества и их отношений и подобное, верь, что в тебе враг Божий и человеческий. Ты давно веруешь в Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, давно пользуешься Ее милостями, Ее жизнью, Ее покоем и всеми благами и стой за Нее до смерти против врага общего (7).

* * *

Мы большей частью живем в сомнениях, маловерии, неверии, очи имея и не видим, уши имея и не слышим, сердце окамененное имеем (ср. Мк. 8:17, 18). Надо беречься одебеления сердца (7).

* * *

Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. «Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви» (2Тим. 1:7). Господь наш есть Господь сил (7).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle