Источник

СЛУЖЕНИЕ

Служи людям нелицеприятно и охотно – богатому или бедному, здоровому и больному, благообразному и неблагообразному, знатному и простому, веруя и памятуя, что все они – члены Христа и твои уды и что за нелицеприятное и усердное служение ты получишь награду от Подвигоположника Христа. Кто напоит ближнего хотя чашею холодной воды во имя Его, «не потеряет награды своей» (Мф. 10:42), – говорит Он. При служении ближним иногда является лицеприятие, или леность, неохота, или гнев и раздражение, или желание вознаграждения. Знай, награда твоя – Христос (4).

* * *

Когда в церкви служишь, тогда ты благоговейно служишь, когда же в простых домах и у простых людей служишь – небрежно, торопливо и безсердечно служишь, как будто не тот же Бог Сердцеведец, великий и страшный, и в церкви, и на всяком месте. Исправься и будь везде искренен и благоговеен (4).

* * *

Многоразличная земная служба наша царю и отечеству есть образ главного, долженствующего продолжиться вечно служения нашего Царю Небесному. Ему-то прежде всего мы обязаны верно служить, как истые рабы Его по творению, искуплению и промышлению. Думают ли об этом слуги земного отечества? А надобно думать. Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21) (6).

* * *

Господь Бог ежедневно служит Тебе, человек, выводя для тебя всеозаряющее и всесогревающее солнце днем, а луну и звезды ночью, взращивая для тебя многоразличные вкусные и здоровые плоды для твоего питания и наслаждения, учредил для тебя спасающую Церковь с божественным учением и Таинствами. Он воспитывает тебя непрестанно для Царствия Своего. Ты должен и сам усердно служить Своему Творцу для своего благобытия и ближних твоих и совершенно повиноваться Его всеблагим, премудрым и праведным законам. Блага будущей жизни, обещанные тебе, превосходят все твои ожидания, столь они велики. Ужели ты для своего блаженства вечного не отречешься от плотских, грубых, вредных и нечистых наслаждений и не посвятишь себя всецело на служение Богу? Вспомни всех святых: как они возлюбили Бога, как подвизались, как угодили Богу и как Господь наградил их, и подражай им по силе своей (10).

* * *

Благодари Бога, что Он дает тебе случаи и возможность служить Ему в лице нищих, больных и различных несчастных людей, ибо, служа им, служишь Самому Христу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40) (10).

* * *

Он оставил нам образ, пример, чтобы и мы служили друг другу с любовью. Он сказал: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43, 44). Так, каждый из нас, братия мои, должен служить друг другу своими талантами, способностями, силами, своим служебным положением, имуществом, образованием и не себе только угождать. Так, царь и правительство служат народу, заботясь о его просвещении, направлении его нравственных и физических сил, о его земледельческом и экономическом быте. Пастыри служат своим пасомым или должны служить добрым примером христианских добродетелей, словом учения и назидания, благоговейным совершением Таинств, спасительным руководством пасомых к жизни добродетельной и ко спасению в Боге; люди образованные, начальники и наставники, сочинители, писатели, вообще печать должны служить к славе Божией и пользам народа или вверенных их руководству своим просветительным влиянием на началах христианской Православной Церкви. Люди богатые должны служить бедным, не тунеядцам, конечно, которые не хотят трудиться, а хотят даром есть хлеб; ибо, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10), – говорит апостол, но тем бедным, которые и хотели бы, но не могут трудиться или у которых труд нисколько не спорится, труд изнурительный и неблагодарный, или тем, кому нигде нельзя добыть дела. Мы все во Христе члены друг другу и по вере, и по долгу и по убеждению разума и сердца должны служить друг другу, чем кто сможет; да, братия, служить ближним, а не для себя только жить, не для своих только удовольствий, не себе только собирать, не в праздности и лености время проводить, не почитать жизнь игрушкой или только цепью игр и наслаждений. Это было бы не христианство, а язычество. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1, 2). Служение ближним, конечно, не может быть без самоотвержения и креста, и чем иногда больше, выше доставляемое нами ближним добро, тем часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных. Таков крест у нашего доброго и возлюбленного государя. Но от этого не следует унывать, огорчаться без меры и бросать дело служения. Ибо чей крест был тяжелее креста Христова, за нас претерпленного? Пример Господа Иисуса Христа, ужасно для нас истощившего Себя, да послужит нам сильным побуждением не бояться и не убегать самоотвержения для общего блага. А оно, это самоотвержение и это благо, так нужно, особенно теперь, ввиду столь многих и великих невзгод и бед нашего народа, хотя верующего и доброго, но необразованного, подчас суеверного, разгульного, неосторожного, часто недальновидного, свободного, но еще не научившегося понимать и ценить дара истинной свободы. Но чтобы искренне служить ближним, для этого надобно неотменно перестать служить своим страстям, нужно самоотвержение, ибо страсти не допускают искренне, усердно служить ближним, а учат угождать только самим себе (12).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle