Источник

СВЕЧА

Приношу Господу, Владычице или Ангелу и святому свет вещественный, да свет благодатный, духовный, Владыка подаст мне молитвами их да от тьмы греховной во свет познания Божьего и добродетели возведет меня; приношу огонь вещественный, да огонь благодати Духа Святого возжжет он в сердце моем и да огонь страстей истощит в сердце моем окаянном; приношу светильник с желанием, да и сам буду светильник горящий и светящий всем, кто в храмине Церкви. Вот для чего и ставлю свечи перед иконами, вот что я помышляю, когда ставлю светильник в свещнице. Признаюсь, я ставлю свечи перед иконами с надеждой восприятия благ духовных от тех святых и всесвятых лиц, которые написаны на иконах, признаюсь в своем духовном корыстолюбии. Впрочем, таков закон взаимности – ожидать дара за дар: «какою мерою мерите, – сказано, – такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Я человек немощный, плотский, грешный, чем богат, тем и рад; не всегда будучи в состоянии принести моему Господу, или Пречистой Его Матери, или Ангелу Божию, или святому горящее верой и любовью сердце, принесу по крайней мере, как человек плотский, вещественный, в дар небесам и дар вещественный свечу горящую. Да призрит Владыка с небес на малый дар моего усердия и да подаст мне взаимно больше: Он един богат – я нищ и беден; Он в свете неприступном – я во тьме; я маловерен – да подаст мне дар веры; я нищ любовью – пусть обогатит мое сердце этим бесценным сокровищем небесным; я бессилен для всяческого добра – да подаст мне силу. С моей стороны есть желание небесных благ и есть вещественный залог – да подаст же мне великодаровитый Господь молитвами Пречистыя Матери Своея, Ангелов и святых Своих вся яже ко спасению прошения (1).

* * *

Молясь, делайте все разумно. Когда подливаете масла в лампаду, тогда представляйте, что Жизнедавец каждый день и час, каждую минуту жизни вашей поддерживает вашу жизнь Духом Святым и как бы ежедневно через сон в телесном, а через молитву и Слово Божие в духовном отношении вливает в вас елей жизни, которым горит ваша душа и тело. Когда ставите свечу перед иконой, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча: догорит и потухнет; или что иные заставляют ее гореть скорее, чем следует страстями, многоядением, вином и другими удовольствиями (1).

* * *

Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь – скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу (7).

* * *

Для жжения перед Господом во время молитвы не жалей свечи восковой, помни, что ты жжешь ее перед Живущим во свете неприступном и тебя от Света Своего просвещающим. Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца. Да напоминает она тебе, что ты и сам должен быть светильником горящим и светящим. "Он был, – сказано об Иоанне Предтече, – светильник, горящий и светящий» (Ин. 5:35) (7).

* * *

Образность или символика есть потребность человеческой природы в настоящем духовно-чувственном нашем состоянии: она наглядно объясняет нам весьма многое из духовного мира, чего без образов и символов мы не могли бы знать. Так, обоняние благоухания кадила в церкви или дома по аналогии напоминает нам о благоухании добродетели, а по противоположности – о зловонии грехов и учит внимательного к внутреннему чувству избегать смрада страстей, невоздержания, блуда, злобы, зависти, гордости, отчаяния и других страстей и украшать себя всякими христианскими добродетелями; кадило напоминает нам слова апостола: «мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2:15, 16). Подобным образом свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, например, о словах Господа: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46), или: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49), или: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:35, 36), или: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16), – и самой вещью, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, например, чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или гееннскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских (7).

* * *

Человек, говорят, точно свечка: горит, горит и погаснет (то есть для чувств будет ничем, хотя душа его, как существо безсмертное, вечно будет существовать). Хорошо это сравнение. А мне при этом сравнении вот что приходит в голову: смотря на безчисленное множество зажженных свечей в храме перед иконами или в руках предстоящих и молящихся, я представляю огненную, постоянно существующую стихию, распространенную везде на земном шаре – и в воздухе, и на земле. И по местам, от действия известных причин видимую, но большей частью невидимую. Эта стихия есть источник тех видимых огоньков, которые зажжены в церкви или где бы то ни было. Беру в сравнение людей. Что люди, как не отдельные огоньки? (Только назовем эти огоньки духовными.) Все эти огоньки горят, одни сильнее и ярче, другие – слабее и тусклее. Как у огней, находящихся где бы то ни было, есть постоянный, неиссякаемый источник огня, разлитый в природе, так у людей как отдельных огней или духовных светочей – светильников есть единый вечный безпредельный духовный Огонь (Божество), или Свет, начало всех неделимых, на земле видимых или погасших для этой жизни огоньков. Сам Господь Спаситель сравнивал Предтечу Своего и апостолов со светильниками горящими и светящими. Как обыкновенный огонь стремится вверх, так и духовный огонь – душа – также стремится к Богу – горе (10).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle