ПОТЕРЯ
Отчего мы безпокоимся, терзаемся, не получив ожидаемого или потеряв какое-либо сокровище? Оттого, что ожидаемое, равно как и потерянное сокровище, было кумиром нашего сердца, оттого, что сердце наше отступает от Господа, Источника живых вод, Который Один может наполнить и успокоить сердце наше. Прилепимся всем сердцем к Богу, и никакая земная потеря, никакое неисполнившееся ожидание какого-либо блага земного, например, денег, знака отличия и прочее, что внешне и тленно, не огорчит нас. Приучимся жить внутри себя. Будем обращать мысли к горним благам, к мзде небесной, которая одна вожделенна, верна и делает истинно блаженным получившего ее (6).
* * *
Совершенно положись на Промысл Божий, на волю Господа и не печалься, потеряв что-либо из вещей, вообще из видимого: не радуйся приобретению, но да будет для тебя всегдашняя и единственная радость, всегдашнее и единственное приобретение – Господь. Положись на Него совершенно: Он знает, как тебя провести безбедно через настоящую жизнь и привести к Себе в вечное Свое Царство. От недостатка упования на Промысл Божий происходят многие и большие огорчения: уныние, ропот, зависть, скупость, сребролюбие или страсть к накоплению денег и вообще имущества, чтобы стало их на лета многа, чтобы есть, пить, почивать, веселиться (ср. Лк. 12:18, 19); от недостатка упования на Промысл Божий происходят, в частности, огорчения, например, по случаю потери какого-либо дохода от нашей оплошности, потери вещей особенно ценных и нужных; равно неумеренная радость при находке каких-либо вещей или при получении большого дохода, или выигрыша, или доходного места, должности. Мы, как христиане, как «свои Богу и сограждане святым» (Еф. 2:19), весь живот наш Христу Богу предадим, со всеми скорбями, болезнями, печалями, радостями, скудостью и довольством (6).
* * *
Нехорошо, неразумно я поступаю, отыскивая долго какую-нибудь вещь, положенную куда-либо и забытую, и скорбя сердцем о ее потере или ненахождении ее налицо и в то же время оставляя Господа мыслью и сердцем. Потерянная и не обретаемая вещь делается на время идолом сердца, предметом пристрастия и жалости. Все в мире «суета и томление духа» (Еккл. 1:14), едино есть на потребу – это Бог и все святое (10).