О душепагубном пьянстве, и о страшном суде Божием

Источник

Слово о. Иоанна Кронштадтского

Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с Христиан свой оброк, крайне великий оброк и, чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Это ли причастники животворящих Таин? Это ли те люди, которые бывают в храме Божием и молятся вместе с тобою Господу? Если это они, для чего же они приходили в храм? Видно, по одной привычке, а не по влечению благодарного ко Христу Спасителю сердца. Видно они не молились Богу, не приближались к Нему сердцем своим, а только устами своими приближались к Нему, ― если только хотя устами приближались, ― и не вошли они в силу праздника, вообще не понимают они сущности и цели праздников христианских, но участвуют в них так, как дети участвуют в семейном празднике своих родителей. Худые дети у тако любящей, благой, святой матери ― Церкви? Мать свята, ― чада грешны, мать духовна, ― чада плотяны; мать небесна, ― дети земны; мать хочет даровать чадам своим блага вечные, духовные, вместо тленных и временных, чада отвергают их и избирают себе удовольствия земные, греховные, преходящие. Впрочем, между пьяными и преданными разным порокам людьми в праздники больше встречаешь таких людей, которые не были в церкви (и вовсе не знают праздника, потому что никогда о нем не размышляли). Для таковых существует один только праздник ― праздник плоти. Ах! Доколе мы, священники, не восстанем против всех бесчинств в праздники Господни? У кого из священников Божиих будет ревность Илиина или Финеесова, или Исаиина, или Иеремиина (чтобы восстать с силою Духа Святаго на все эти бесчинства в праздники Господни в новом Израиле), чтобы все силы свои, всю жизнь свою употребить во славу Божию ― на искоренение между христианами этих непотребств? Господи! Когда мы будем святить, как подобает святыне, праздники Твои? Когда мы утешим святую матерь свою ― Церковь, повиновением ее уставам? Когда мы напоимся духом ее? Доколе, начиная духом, мы будем оканчивать плотью празднование великих, спасительных событий православной веры? Доколе враг будет посмеиваться над членами Христовыми, кои суть христиане? Доколе люди других вер и исповеданий будут указывать на нас и говорить: смотрите ― вот христиане, называющиеся православными ― как они живут! Какова у них вера сердечная! Каковы у них познания о вере! Каковы у них священники! Как они худо учат народ вере, как они мало объясняют им праздники, их предмет и цель установления! Как они мало учат их жить по вере! Боже мой! Какое нарекание на нашу православную веру и на нас, пастырей! Или, впрочем, может быть, о нас, пастырях, и справедливо говорят? Есть много и нашей вины в том, что христиане не так проводят праздники, как должно, мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их, со всяким долготерпением и учением, проводить праздники и вообще жить по-христиански. Мы мало говорим о праздности, пьянстве, распутстве; мы не гремим в церкви Божией словом Божиим против этих пороков, страшно овладевших христианами. Мы не всегда отлучаем, в страх прочим, от св. Чаши известных своим пьянством и прелюбодейством лиц и даем через то этим заразительным и мерзким порокам все более и более усиливаться; мы даем слабые эпитимии на исповеди лицам, заслуживающим строгого церковного наказания; не следим, как бы следовало, за исполнением и этих эпитимий, которые налагаем на них! Боже праведный! И пастыри и паства безответны пред Тобою. Вся уклонишася, вкупе непотребни быша несть из нас творяй благостыню, несть даже до единаго1. Что наконец будет при существующем беспорядке в нашей жизни? Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется, царство Твое сокращается, мало избранных Твоих, в сердцах коих Ты почиваешь, ― много рабов диавола, в сердцах коих как тать, восседает исконный человеко-убийца. Что сотворишь с нами, Господи? Кровь завета Твоего вопиет от земли, но евангельский глас Твой не проникает в сердце христиан. Заповеди Твои в небрежении, церковные уставы в попрании, ― что сотворивши с нами, Господи? Господи! Пошли ревностных деятелей в вертоград Твой, не ищущих своих си2, а ищущих яже Христа Твоего. Даруй им ревность пророческую, апостольскую силу и мудрость, да возделывают они неутомимо день и ночь нивы сердец человеческих.

Слова о. Иоанна Кронштадтского 25 февраля 1907 года.

Господь идет судить землю.

Он будет судить вселенную по правде

и народы по истине Своей (Пс. 95:13).

Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей.

Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд.

Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть (Чис. 25:5).

Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:31–34). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дело милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25: 41). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами; за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. И пойдут сии, говорится в конце Евангелия дневного, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25: 46).

Вот, в кратких словах, описание страшного окончательного суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты. Для большего впечатления в душах этого грозного, страшного суда войдем в некоторые подробности.

Евангелист благовествует, что Сын Человеческий, т. е. Христос, приидет на суд во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле во славе Своей. Обратим внимание на слова; приидет во славе Своей. Можете ли вы представить себе эту страшную, невиданную славу Самого безначального, всемогущего Творца Судии, словом Которого все сотворено, – все Ангелы, небо и земля, и словом Которого все содержится в бытии и чудной гармонии, Которому все повинуется? На Фаворе Он показал трем ученикам Своим в малом вид сияние славы Своей, и то они не могли перенести его, павши ниц на землю. Апостолу Иоанну Богослову, на острове Патмос, в день воскресный явился Господь, уже вознесшийся на небо, – явился во славе Своей, соразмерной вместимости бренных еще очей Апостола, и когда я увидел Его. говорит сам Іоанн, то пал к ногам Его, как мертвый; ибо лице Его как солнце сияло в силе своей. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и последний и Живый и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Апк. 1:17–18).

Так являлся Он на земле избранным ученикам, оживляя, а не поражая светом Своим и проявляя мало Свою Божественную природу и светлость нетленную, непостижимую. Теперь вообразите, в какой славе явится Он всем народам всех веков, чтобы все тотчас увидели Его страшную нестерпимую, Божественную славу и без всякого колебания уверились в Его Божестве и Божественной власти, – в том числе и иудеи, распявшие Его и доселе неверующие в Него и ругающиеся Ему! В какой, говорю, страшной славе явится Он во второе пришествие Свое, чтобы разом отнять у всех народов всякую возможность неверия и заставить их признать Его Божественную власть? Кроме Собственной, природной, вечной славы, Он окружен будет страшной славой всех бесчисленных сил ангельских, сильных крепостию и страшных в небесной славе своей. Тут явятся и престолы разумные пламенеющие, и многоочитые херувимы, и страшные серафимы, славы которых не могли зреть и праведные люди.

Как же себя почувствуют грешники нераскаянные и еврейское неверующее множество, пронзившее Его и доселе гонящее Его в лице верных христиан! Тайнозритель Иоанн отвечает: се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Апкл. 1:7). Обратите внимание на эти заключительные слова: ей и аминь, т. е. верно, непреложно это совершится.

В каком положении тогда явятся нынешние, прошедшие и будущие наши неверующие, интеллигенты называемые, и все декаденты, – неверующие и злонамеренные писатели, сделавшие слово печатное орудием клеветы, обмана, соблазна, торговли и издевательства над всякой святыней и над благонамеренными людьми? Пред ними слишком будет действительно (реально) то, над чем они глумились, что они отвергали здесь, над чем издевались. Явная истина поразит их, сделает их немыми, безответными; – и в том, в чем они считали себя безответственными, они увидят себя виновными и ответственными; ибо не пройдет мимо слово Господне, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, они дадут ответ в день судный (Мф. 12: 36). На том суде вместе предстанут царь и воин; богатый и убогий; стар и юный; ученый и невежда; мужчина и женщина – в равном достоинстве; каждый от своих дел или прославится или посрамится (Мф. 22:37). Тогда-то откроется вечность для людей, неверовавших в нее, во всем своем грозном величии и ужасе; а для верующих и преданных Господу – во всей вожделенной красоте и славе и нерушимом блаженстве.

Доколе имеем время, будем пользоваться им для покаяния и исправления. Аминь.

***

Братья, православные христиане, приимите выше сказанные слова досточтимого, истинного пастыря, праведника отца Іоанна Кронштадтского, о страшном приближающемся, грядущем суде Божием; эти слова истинны, относительны ко всем живущим на земле от начала; не дай Бог, чтобы нам слышать их от Судьи Божественного праведного: Отыдите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).

Братия, при воспоминаниях о святых мы всегда радуемся. Вы достоверно знаете, что великого молитвенника земли русской, истинного пастыря, о. Иоанна Кронштадтского, нашего покровителя, Государь Император назвал праведником в рескрипте, данном на имя высокопреосвященного С.-Петербургского митрополита Антония от 12-го января 1909 г.

Господь прославляет праведника. Благодарение Его всеблагому Промыслу, что Он, Милостивый, положил в сердце Царево совет Свой. Благочестивейший Монарх наш Николай Александрович воздал достойную славу великому светильнику Церкви Христовой, батюшке о. Иоанну Кронштадскому, назвав его достойно праведником. За это миллионы людей, верных Царю, утешены обильною радостью. Многие в молитвах своих воздают славу Богу и благодарение Царю. Потому и мы, по слову Цареву, называем досточтимого пастыря, о. Иоанна Кронштадтского, праведником; да будет он в память вечную праведник, ибо мы, как последователи великого праведника Божьего, о. Иоанна, возвещаем миру истину: говорим то, что видели очи наши и что слышали уши наши. Когда он обращал лицо свое к нам и куда бы ни выходил голос из уст его, горело сердце у всех, которые слышали голос его, любовию Христовою. От голоса в нем Господня пошли громы и полетели молнии, зашумели воды, потекли источники живой воды обильные. Они, как бы реками, напоили землю, и земля сделалась плодоносною. Господь Бог посылал земле Свой обильный дождь ранний и поздний.

Братия, православные христиане, для многих могут быть не так понятны эти слова. Я поясню, что означают они.

Во время освободительного движения великий праведник, о. Иоанн Кронштадтский, по внушению Божьему, стал говорить грозные слова в проповедях, также обличая мир за зло и нечестивцев за беззакония.

Слава и благодарение за все Господу Богу, что Он, Милостивый, не оставляет нас Своею благодатью, являет нам праведников для просвещения нас словом истинным. Без святых стали бы люди хуже скотов, все бы поделались орудием клеветы, продажи, торговли и травли, по безнаказанности. Сказано: дивен Бог во святых Своих, ибо Господь через святых Своих делает чудные, дивные дела Свои на глазах наших. Не опишем всего в книгах, сколько Господь Бог сотворил чудес, через указанного праведника, батюшку о. Иоанна Кронштадтского, ибо мы были всему этому свидетелями и посему возвещаем миру истину. От слов его многие просветились светом учения Христова.

Где бы он не был, всегда был окружен народом. Например, когда был батюшка о. Иоанн Кронштадтский в город Харькове, совершал службу в обширном соборе, за множеством народа, певчим пришлось петь в алтаре. Стечение народа было необыкновенное. Весь город был потрясен и во многих местах, где проходил о. Иоанн Кронштадтский, крестьяне оставляли поля, купцы запирали магазины, спеша получить благословение. Во многих местах приветствовали его и от радости пели пасхальные ирмосы и встречали с колокольным звоном. Считаем мы себя счастливыми при этих воспоминаниях и всегда радуемся радостью тою же духовною, которую нам Бог давал через своего служителя, избранника Божьего. Святость и праведность познаются по делам святым. Ни в одной вере или секте нет спасения, кроме правой православной Святой Веры.

Слушайте, братия, внимайте, в чем святость узнается. Закон – Евангелие Святое – это наше руковождение. Вот, что говорит святой апостол Павел относительно святых Божьих: „Ибо слово Божие живо и действенно, острее всякаго меча обоюдо-острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено» (к Евреям гл. 4, ст. 12–13).

Братия, эти слова святого апостола Павла относятся ко всем святым, благоугодным Богу, исполнившим Евангелие Святое. Многие из вас были свидетелями, что в досточтимом пастыре, о. Иоанне Кронштадтском, жило слово Божие: он судил нас, знал и помышления сердечные наши и нередко обличал их.

Часто приходилось слышать, что, когда за тысячи верст посылали телеграммы праведнику батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому и просили помолиться о больном, то по молитве святого праведника больной получал исцеление. Вы знаете, православные христиане, в св. Евангелии сказано, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его , того слушает (Ин.9:31); посему мы и почитаем за праведника батюшку отца Иоанна Кронштадтского, но так как он не канонизован по чину церкви Христовой, то мы в честь его икон не пишем, свечей и лампад пред ним не возжигаем, молитв и акафистов у нас не имеется, этим мы от уставов святой матери нашей Церкви православной не отступаем.

В. Пустошкин

* * *


Источник: О душепагубном пьянстве и о страшном суде божием : [Сб. проповедей о. Иоанна Кронштадтского] / В.П. - Санкт-Петербург : печ. "Граф. ин-та", 1911. - 16 с. : ил., портр. (В конце текста сост.: В. Пустошкин).

Комментарии для сайта Cackle