а) О Боге – Пресвятой Троице
Беседа первая (вступительная)
Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа. Мф.28:19
С Божией помощью мы будем излагать вам, братия, самое главное учение в нашей вере – догмат о Святой Троице. Хотя есть между нами знающие хорошо это учение, которые не требуют, да кто учит их; но таких очень немного: несравненно больше знающих не хорошо, даже меньше, чем не хорошо; а служитель св. алтаря должен всем преподать учение веры ясное и отчетливое. Да и для хорошо знающих не лишнее дело – повторять в памяти знакомое им учение веры, как не лишнее дело – постоянно видеть глазами свет, или вдыхать и выдыхать воздух; потому что наше учение еще нужнее, чем видимый свет и воздух. «Памятовать о Боге, – говорит Св. Григорий Богослов, необходимее, чем дышать»1.
И так для всех необходимо нужно – учение о Боге. Поэтому мы и будем говорить так, как будто бы здесь все были равны по степени знания. Но прежде, чем будем излагать речь о начальной, царственной и блаженной Троице, мы скажем, братия, несколько слов о важности и непостижимости этого учения и о смиренной простоте веры, с какой нужно слушать его. Учение о Пресвятой Троице так важно, что в Вере Христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся Веры, если взять их вместе, – в сравнении с познанием единого Бога, в Троице покланяемого – то же, что едва заметная точка: потому что Бог есть источник всякой премудрости и знания и – Бога во Св. Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет Христианства. Мы называемся Христианами, как всякий знает, от веры во Христа, Сына Божия Единородного, а всяк, исповедующий Сына, и Отца имеет, по словам Св. Иоанна Богослова2, имеет и Духа Святого, о котором Господь сказал: Дух Господень на Мне3. Значит, кто верует во Христа, тот непременно верует во Св. Троицу: в Отца и Сына и Св. Духа. Без исповедания Пресв. Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, ни таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без учения о Св. Троице страшный суд, воскресение мертвых, воздаяние каждому по делам в будущей жизни были бы для нас пустыми словами. Все это необходимо допускается только тогда, когда мы веруем в Бога Отца, который есть предвечная Любовь и Правда; в Бога Сына, как Искупителя человеков и в Бога Духа Святого, как Освятителя и Утешителя верующих. Так важно это учение. Но оно есть вместе и самое непостижимое. Только по снисхождению к нашей немощи Бог благоволил открыть таинство Пресвятой Троицы под именем Отца и Сына и Св. Духа, а потому мы не должны принимать cиe Имя (т. е. Отца и Сына и Св. Духа) в том смысле, в каком принимаем о людях. Так, Сын Божий называется еще Словом Божиим и Премудростью: а о людях сказать этого нельзя4. Что же касается того, как в едином Боге три Лица, Как и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Св. Дух есть Бог; то это выше всякого разумения. Троичность лиц Божества есть величайшая тайна, сокрытая даже от многоочитых Херувимов, которые непрестанно приникают в непостижимый свет Божества и оттоле почерпают для себя всякое ведение и блаженство. «Но где тайна, – говорит Св. Златоуст, там великое молчание; где тайна, там ум призывает к себе веру»5. Так, братия, разум наш необходимо должен смириться и умолкнуть перед тайной Триипостасного Божества, и, чувствуя свое бессилие, постигнуть ее, призвать себе на помощь веру.
Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле – есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, напр., как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга; как сон восстанавливает силы человека и пр.? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, – не смотря на успехи естественных наук, – что каждый из нас смиренно должен сознаться с одним из древних мудрецов6 в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Св. Писание свидетельствует, что мы едва можем постигать и то, что на земле, и что под руками с трудом понимаем, и за этим прибавляет: а что на небесах – кто исследовал7?
И так, если тайны в нас самих и в окружающей нас природе, и мы должны принимать их верой, не постигая разумом: то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне Триипостасного Божества? Твари ли постигнуть Творца? «Я говорю теперь (слова Св. Кирилла Иepyc.) и все говорят в свое время; но как говорим, сего не можем мы сказать: как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств её, как же могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога»8 и смиренно сознавать, что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия9.
Итак, братия, во имя Отца и Сына и Св. Духа просим у вас на будущее время вашего внимания учению о величайшем таинстве Христианской Веры. Будем помнить, что от правильного познания Трисиятельного Божества зависит наша вечная судьба. Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал ecи Иисуса Христа10. Аминь.
Беседа вторая
В Троице единаго Бога славлю: Отца, Сына и Духа; Единицу простую, Троицу честную, Начало предначальное. Троич. Постн. Тр. л. 212.
В прошедший воскресный день мы обещались начать беседу свою о высочайшем таинстве Xриcтианской Веры – о троичности Лиц божества. С Божией помощью начинаем теперь эту беседу. Во едином Боге, по учению Христианской Веры, три Лица: Отец, Сын и Св.Дух, Троица единосущная и нераздельная. Уже самые первые слова Символа веры дают знать каждому, что, хотя мы веруем во единого Бога, но в то же время – не в единое Лицо Божие: потому что единого Бога называем Отцом. «А имя Отца, – говорит Св. Кирилл Иерусалимский, – при самом произнесении его уже дает разуметь и о Сыне, точно также, как сказавши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо, если Отец: то, без сомнения, он есть Отец Сына, и если Сын, без сомнения Он есть Сын Отца»11. А веруя в Отца и Сына, мы необходимо должны веровать и в Духа Святого, как единосущного Отцу и Сыну, и через Сына явившегося людям12. Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, не сливая Лиц и не разделяя единого существа Божия: потому что иное Лицо Отца, иное – Сына и иное – Св.Духа. Бог Отец, Бог и Сын, Бог и Дух Святой, но не три бога, а един Бог13. «Шедше научите вся языки, – сказал Господь Апостолам, – крестяще их во имя Отца и Сына и Св.Духа»14. Не сказал: во имена, чтобы не дать повода к разделению единого существа в трех Лицах, а во имя, чтобы показать их единосущие, или единство существа при троичности Лиц. «Яко Единицу существом пою Тя, яко Троицу Лицами Тя чту: Отче и Сыне и Душе Пресвятый» – говорится в одной церковной книге15.
По особенной важности учения о Пресвятой Троице для каждого Христианина, имя трех Лиц Божественных: Отца и Сына и Св.Духа употребляется Церковью – и в храме, при Богослужении, и даже в домах верующих, при совершении разных молитвословий – очень часто, как часто употребляется имя царя между его подданными, как сын весьма часто называет своего отца; облагодетельствованный – своего благодетеля; друг – имя друга; раб – имя своего господина. И Бог наш, в Троице поклоняемый, в преимущественном и высшем смысле, точно, братия, есть для нас и Царь, и Отец и Благодетель16. Поэтому не знать и не чтить как должно Пребожественной Троицы, со стороны Христианина было бы и безумной дерзостью, и неблагодарностью. Всякий подданный знает, хотя по имени, своего Царя; знает о его державе, власти и силе; благоговеет перед священной его Особой; облагодетельствованный часто и с удовольствием вспоминает и говорит о своем благодетеле. Даже вол знает владеющего им и осел – ясли господина своего17. Как же нам не знать, что над всеми людьми и над всем миром – держава, царство, сила и слава Отца и Сына и Св.Духа? Как человеку, получившему от Св.Троицы все дары, начиная с жизни до струи воздуха, им вдыхаемого, не вспоминать часто и с должным благоговением о Триедином Благодетеле своем? «О Нем бо, – говорит св. Апостол о Боге, – живем и движемся и есмы»18.
Так, братия, каждому из нас непременно нужно и правильно знать и благоговейным поклонением чтить царственную и живоначальную Троицу. И вы давно уже все знакомы с великим и вечно поклоняемым именем Отца и Сына и Св. Духа, потому что, – как мы сказали, – Святая Церковь весьма часто и в храме, и даже в домах ваших оглашает вас этим славным именем. Нужно преподать только изъяснение того, что мы слышим о Триедином Боге в церкви, или в домах.
Мы особенно часто слышим в Церкви и в домах краткие молитвы и краткие славословия Св. Троице. Именно, мы очень часто слышим молитвы: прежде всего к Духу Святому: Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Так как третье Лицо Св. Троицы, т. е. Дух Святой, учит нас достойно молиться Богу19, укрепляет нас в служении Ему20, и вообще возращает, восперяет, устрояет горе21 служащих достойно Богу людей и таким образом соделывает наше спасение, приобретенное нам Сыном Божиим; то Св. Церковь при начале всякой службы, всякого молитвословия, призывает Его, Всемогущего Освятителя; потом – молитву ко всем Лицам Св. Троицы вместе: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Эту трисвятую песнь иногда отдельно, но большей частью вместе с молитвой: Пресвятая Троице помилуй нас – мы слышим несколько раз при всех Богослужениях. Св.Церковь особенно часто любит повторять ее, подражая немолчному взыванию к Богу небесных сил: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Произнося молитву: Царю небесный, мы приготовляемся к достойной молитве Господу Богу, прося Духа Всесвятого вселиться в нас и очистить от всякой скверны; а говоря дальнейшие молитвы к Пресвятой Троице, мы уже молимся самым делом, чествуя Боголепным поклонением и Святого Утешителя Духа, которого просили вселиться в нас и очистить от скверны для достойной молитвы Tpиeдиному Богу. После этого читается молитва к первому лицу Св. Троицы – по заповеди Спасителя, который заповедал нам: сице убо молитеся вы: Отче наш22… и пр.; в конце молитвы Священник произносит славословие Св.Троице, для показания, что и Отец, и Сын, и Дух Святой суть едино существо, и царство, сила и слава одинаково принадлежат трем Лицам. Нередко также мы слышим приглашение к поклонению Царю и Богу нашему Иисусу Христу: приидите поклонимся Цареви нашему Богу, или, как далее: приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Кроме того, священник и чтец часто воссылают от лица Св. Церкви единую славу Отцу и Сыну и Св. Духу с общим для трех Лиц Именем: одно Имя означает, что у трех Лиц едино существо.
Таким образом Св. Церковь при каждой службе приглашает нас к молитве и поклонению трем лицам Св.Троицы – то вместе, как единочестным, то отдельно, для испрошения потребных благ у того или другого Лица.
Итак, когда мы слышим повторение одних и тех же молитв к Пресвятой Троице, произносимых священником или чтецом, или Символа веры, не будем пропускать их без внимания, тем более скучать, когда читают или поют их. Св. Церковь, у которой постоянно перед глазами Трисвятый Владыка живота нашего, Судия и Бог наш, – повторяет их весьма часто с тем, чтобы вкоренить в мыслях и сердцах наших имя Живоначальной Троицы, чтобы мы постоянно дышали и жили молитвой, славословием и благодарением Ей. Будем же вслед за Св. Церковью произносить эти молитвы, славословие или благодарение всесодержащей Троице.
Воздавая подобающее поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу, трем Лицам во едином существе, постараемся, во славу Триединого Бога, и сами соединяться между собой воедино мыслями, желаниями и делами добрыми, – чего желал и просил Спаситель в последней молитве Своей к Отцу Своему: не о сих (Апостолах) молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вcи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут23. К этому единству призывает нас и вера наша, основанная на любви к Господу, и единство нашей природы, единство житейских нужд и духовных потребностей. Даже, можно сказать, вся окружающая природа, весь прекрасный мир Божий призывает людей к теснейшему, взаимному соединению. Вы видите, как он строен в своем течении и жизни и при всем различии своих частей, составляет одно согласное целое. Так должны быть согласны в своей жизни люди, и при различии своих сил и способностей составлять одно, красующееся верой и любовью, целое. Будет время, или, лучше сказать, вечность, когда все несметное множество праведников, отшедших из этой жизни и еще имеющих отойти из неё в вечность, соединится в будущем веке совершеннейшим единством мыслей, чувств и стремлений для славы Божией и собственного блаженства. Еще здесь на земле Св. Церковь старается приготовить нас к этому соединенно единством веры, надежды и любви. Да сподобимся все мы достигнуть блаженного единства во славу Триединого Бога.
Аминь.
Беседа третья
Не три бога славим, но едино Божество; три же воистину ипостаси чтим: Отца нерожденна, и рожденна Сына от Отца, и исходна от Отца Св. Духа. Троич. Постн. Тр. л. 224 на об.
Ныне мы будем говорить, братия, о личных свойствах Лиц Божественных: Отца и Сына и Св. Духа. Так как в Боге существо или естество одно, а Лиц – три: то, чтобы не смешивать трех Лиц в одно, – непременно надобно знать различие одного Лица от другого. Это различие должно быть именно только личное, но никак не существенное: потому что по существу Своему три Лица имеют совершенно одни и те же свойства.
В чем же состоит личное различие Отца от Сына и Св. Духа, равно как Сына от Отца и Св. Духа, и Св. Духа от Отца и Сына?
Бог Отец различается от Сына и Св. Духа тем, что Он имеет бытие, жизнь Сам от Себя, или, как говорит Св. Писание, имать живот в Себе24, т. е. Он ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; а Сам рождает, или, лучше сказать, родил прежде всех веков Сына, и производит Духа Святого. Потому-то Бог Отец в порядке Божеских Лиц и занимает, обыкновенно, первое место и называется первым Лицом Св. Троицы.
Когда мы представляем, братья, что Бог Отец рождает Сына: то этого рождения не надобно представлять подобным нашему человеческому рождению. Нас рождают матери в болезнях и мы, при рождении, обыкновенно отделяемся от матери. Божественное рождение совсем не таково. Бог есть Дух: в Нем нет и не может быть никаких частей, какие есть у человека: нет у Него ни главы, ни рук, ни ног, словом: ничего такого, что есть у человека. Потому и при рождении Божием не может быть ни страдания, ни отделения какого-либо. Как Дух, Бог и рождает духовно, непостижимо для нас, как-то знает Он Сам, Сын и Дух Святой; Бог рождает или родил Сына прежде всех веков, вечно: не было времени, когда бы Отец не был Отцом Сына, как не было времени, когда бы Он не был Богом. «Когда ты слышишь о Боге рождающем, – говорит Св. Кирилл Иерусалимский, – не впади в помышления плотские, не разумей рождения тленного, дабы не сделаться нечестивым». Бог есть Дух, и рождение духовное. От тел тела и рождаются, и – для рождения телесного потребно известное продолжение времени. Напротив рождение Сына от Отца – без посредства времени.
При том рождаемое у людей рождается несовершенным; но Сын Божий родился совершенным. Ибо что Он теперь есть, тем от начала есть, быв рожден безначально. Мы, рождаясь, из состояния младенческого неразумения переходим в состояниe рассудка. Рождение твое, человек, не совершенно. Возрастание твое бывает постепенно. Но о том рождении (Божием) не думай так и не обвиняй Родившего в слабости25. Сын Божий родился во всем подобным Родившему Его; родился – как Жизнь от Жизни, Свет от Света, Истина от Истины, Премудрость от Премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога26.
При том Бог Отец родил Его безраздельно: родил Премудрость, но Сам не остался без Премудрости, родил Силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился Божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился; равно и Рожденный не имеет никакого недостатка: совершен Родивший, совершенно Рожденное; Родивший Бог, Бог и рожденный27. Говорить, что Бог Отец по размышлении, во времени сделался Отцом, есть величайшее нечестие. Ибо Бог прежде не был без Сына и не сделался Отцом после – во времени, но всегда имеет Сына, родивши Его так, как сам один знал, прежде всех веков28, родивши несравненно скорее, нежели как у нас рождаются слова и мысли. Ибо мы, произнося слова во времени, употребляем на это время; но рождение, силой Божией совершаемое, не имеет времени. Бог не привел Сына Своего из небытия в бытие (как напр. Ангелов), не принял в усыновление такое лицо, которое не было сыном: но быв вечным Отцом, вечно и неизреченно родил единого только Сына, который не имеет брата. Не два начала, но одно Начало – Отец – Глава Сына29.
Таково рождение Сына от Отца и таково Их различие. Отец родил Сына и дал Ему Самому живот иметь в Себе; Сын родился, получил жизнь от Отца прежде всех веков, не разлучившись от Его существа.
Когда же мы слышим, что Бог Отец, родивши прежде всех век Сына, производит и Духа Святого: то и это произведение или – лучше – исхождение должны представлять не чувственно, т. е. не по-человечески, а духовно, как один Бог знает, равно как должны признавать его отличным от рождения, хотя мы и не знаем, чем различается рождение от исхождения. Дух Святой также вечно исходит от Отца, как и Сын вечно родился от Отца; – исходит, но никогда не отделяется от Отца. Егда же приидет Утешитель, – говорил Спаситель, утешая учеников своих в приближавшейся с Ним разлуке, – Его же Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне30. Так ясно учит Св. Писание об исхождении Св. Духа Бога от Бога Отца, – и только от Него единого, а и не от Сына вместе, как учат некоторые. В Символе веры нашей о Духе Святом мы читаем: (верую) и в Духа Святого, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего. И здесь тоже нет слова: и от Сына. А этот Символ веры древнее всех нововведений, допущенных не православными в учение веры, и в важнейших местах своих заимствован почти слово в слово из Св. Писания; весь же вообще – основан на Св. Писании.
Итак, братия, будем веровать в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего. Кто прибавит: «и от Сына», тот будет еретиком, неправославным. Так должны мы веровать на том основании, что в Св. Писании нигде нет ни одного слова о вечном исхождении Духа Св. и от Сына, хотя есть несколько мест, в которых говорится о временном посольстве Его в Мир через Сына Божия. Слыша же, что Дух Святой отзывается животворящим, мы должны представлять себе, что Бог Дух Святой, вместе с Богом Отцом и Сыном дает жизнь всякой твари – разумной и не разумной, одушевленной и не одушевленной: небесные и земные твари получили жизнь от Него; особенно же Ангелы и человеки своей духовной жизнью и преспеянием в ней обязаны животворящему Духу Божию. Святым Духом всякая душа живится и чистотой возвышается.
Таково различие Св. Духа от Отца и Сына. Дух Святой исходит, но не рождается от Отца, – исходит прежде всех веков, как Сын родился прежде всех веков. Не было времени, когда бы у Отца не было Духа, от Него исходящего. Хотя исхождение Св. Духа отлично от рождения Сына, но в чем состоит это различиe, – мы не знаем: потому что Св. Писание этого не открыло. Св. Иоанн Дамаскин говорит: Отец есть источник и вина Сына и Св. Духа, но Единого только Сына – Отец, Духа же Святого производитель31.
В заключение нашей беседы не излишне напомнить, что Бог Отец, от вечности родивший Сына и также от вечности производящий Духа Святого, благоволит называться и нашим Отцом. Сын Его Единородный говорит нам: Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, иже на небесех32, и дал нам самую молитву, в которой повелел всем нам называть Бога Отца, иже есть на небесех, нашим Отцом. Не посрамим же себя делами, противными Ему. Будем послушны во всем Отцу Господа нашего Ииcyca Христа, и Отцу нашему по благодати; будем молиться, чтобы и на земле было царство Его, царство мира и любви, чтобы и на земле была воля Его, как на небе. Будем стараться жить в любви, как чада одного Отца небесного и тако да просветится свет наш перед человеки, яко да видят наша добрая дела и прославят Отца нашего, иже на небесех. Дети пусть чаще вспоминают о Сыне Божием, который не знает другой воли, кроме воли Отца33; пусть и они научатся во всем повиноваться родителям, – если воля родителей законна, – и всегда почитать их как посредников наших в Божественном даре жизни. Все же: и отцы и дети, мужи и жены, старцы и юноши будем покланяться Tpиипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом, Духу от Отца исходящему и в Cыне почивающему34, Аминь.
Беседа четвертая
Равна Отцу Сына и Св. Духа веровахом быти, Св. Троицу в Божестве едином. Троич. Постн.Тр. л.54.
Прежде мы говорили, братия, о том, что во едином Боге три Лица: Отец, Сын и Св. Дух, – что и Отец есть Бог, и Сын есть Бог и Св. Дух есть Бог, но не три Бога, а един Бог, только в трех Лицах. Затем показали и личное различие между Ними, именно то, что первое Лице Св. Троицы или Бог Отец ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит, а имеет жизнь от Себя Самого и в Себе Самом; Сын родился от Отца прежде всякого времени, или прежде всех веков, духовно, без всякого отделения от Родителя – несравненно скорее, чем у нас рождаются мысли и слова, – родился непостижимо ни для кого из разумных тварей; Дух Святой также прежде всякого времени, вечно и духовным образом исходит от Отца, не отделяясь от Него.
Теперь мы должны сказать, что три Лица Пресвятой Троицы совершенно равны между Собой по достоинству так, что между Ними нет ничего первого или последнего, большего или меньшего35, служебного или привходящего, чего бы прежде не было и что сошло бы после36. Бог Сын и Бог Дух Святой есть Бог в полном и собственном смысле, – Бог точно так же, как и Бог Отец, – со всеми Божескими совершенствами: и тому, и другому, и третьему Лицу принадлежат в одинаковой мере все Божеские свойства: всесовершенство, самобытность, везде присутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, совершеннейшая святость, бесконечная благость и правосудие, – впрочем так, что не три всесовершенных, самобытных, вездесущих, вечных, неизменяемых и т. д., а один всесовершенный Бог, разделяемый только Лицами, а в существе и в существенных свойствах вечно Единый. Хотя Сын и Дух Святой имеют бытие от Отца, Один – через рождение, а Другой – через исхождение; но это не есть препятствие равенству Их между Собой и со Отцом: потому что существо или естество у Них одно – так, что, как мы сказали, в Троице нет ничего первого или последнего, большего или меньшего, но три Лица соприсносущны Себе и равны. Оттого-то имя Их употребляется нередко в различном порядке: иногда – прежде имя Отца, иногда – Сына, а иногда – Духа Святого. Вот один пример, в котором имя второго Лица Пресвятой Троицы употреблено прежде первого Лица. «Благодать Господа нашего Ииcyca Христа, – пишет Св. Апостол к новообращенным христианам, – и любы Бога и Отца и общение Св. Духа со всеми37. Сам Сын Божий говорит о равенстве и единосущии своем с Отцом так: Отец Мой досель делает и Аз делаю. Яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит. Якоже Отец воскрешает мертвые и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит38. Аз в Отце и Отец во Мне. Аз и Отец едино есма»39. В книге Деяний Апостольских говорится, что такой же Бог есть и Дух Святой, как Бог Отец и Бог Сын. «Почто, – говорит Св. Апостол Петр Анании, утаившему часть цены за проданное село, – исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому?...не человекам солгал еси, но Богу»40.
Св. Кирилл Иерусалимский говорит в одном из своих поучений: «не иную Славу имеет Отец, не иную и Сын: но одну и ту же, равно как и Св. Дух»41; в другом: «Сын всегда имеет царственное достоинство, сидит вместе со Отцом, есть Бог и Премудрость и сила»42; и еще в ином: «Дух Святой почтен равной славой Божества со Отцом и Сыном: в нем имеют нужду престолы и господства, начала и власти,» – т. е. прибавим от себя, все чины Ангельские. «Ибо един есть Бог, Отец Христа и един Господь Иисус Христос, Единородный Сын Единого Бога; един и Дух Святой, все освящающий и боготворящий, говоривший в законе и Пророках, в Ветхом Завете и в Новом»43.
Итак, братия, три Лица единого Бога совершенно равны между Собой – и вы слышали свидетельства о Их равенстве из Божественного Писания и из учения Св. Отца Церкви. Но эти свидетельства вы можете забыть, как забывается часто вообще все, что через повторение не утверждается более и более в нашей памяти. Поэтому указываем вам на свидетельства или на учение об этом предмете, которое вы можете слышать и сами повторять очень часто. В церкви Божией во время всякого Богослужения каждый может слышать Символ веры Православной в котором мы исповедуем Сына Божия Единородного, как Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, имже вся быша, т. е. все сотворено, – и Духа Святого, как Господа, Животворящего, со Отцом и Сыном спокланяема и сславима – и этими словами признаем совершенное равенство их между Собой. Кроме того, все предстоящие в храме слышат, как священник в своих возгласах или чтец в кратких славословиях и окончаниях молитв от лица всей Церкви часто воссылают единую славу и честь Отцу и Сыну и Св. Духу. Особенно в возгласах Священника ясно показано и единосущие и равенство Лиц Божественных. Как единый Бог в трех Лицах, Отец, Сын и Св. Дух всегда упоминаются вместе, с возношением общей их державы, царства, силы и славы, например: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Св. Духа»; или: «яко ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Св. Духу»; или еще: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших: и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Св. Духу» и пр.44.
Будем же, братия, всегда чтить одинаковым и нераздельным поклонением Отца и Сына и Св. Духа, Божество единоцарственное и сопрестольное. Если будем молиться Отцу небесному: приведем себе на память в то же время и Сына Его Единородного и Единосущного и равночестного Отцу Духа Святого, от Отца исходящего, и поклонимся трем Лицам во едином существе. Если будем приносить молитву Сыну Божию, то испрашивая у Него потребных благ, или принесши Ему благодарение за Его благодеяния к нам, восшлем вместе с Ним славу безначальному Его Отцу с пресвятым и благим и животворящим Его Духом. А когда будем испрашивать благ у Духа Божия: тогда опять прославим имя Его со Отцом и Единородным Его Сыном. Все три Лица Пресвятой Троицы, как самостоятельные, даруют нам, – кроме общих всем им, – и особенные блага, но как Лица единосущные, Они участвуют и в даровании благ, ниспосылаемых от того или другого Лица порознь, так как у них одна воля и одно хотение.
Каждый раз, во всякой молитве, «Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице нераздельной, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом»45.
«Триипостасная Единица, Отче, Сыне и Душе Живый, едино Божество, едино царство, Тебе хвалят не заходимого Света Ангельская воинства, и мы, сущие на земли, поем, благословим и превозносим во вся веки»46. Этой беседой заключаем и учение о Пресвятой Троице, или о Боге, каков Он в Себе Самом. В следующих беседах будем говорить о Боге, как о Творце Mиpa. Аминь.
* * *
Перв. Сл. О Богословии
Изъясн. Воскр. и праздн. Ев. С. П. Б. 1806 г. стр. 6.
Злат. Бес. 54.
Сократ.
Огл. поуч. 6, стр.102, изд. 1824 г.
Огл. Поуч. VII стр. 132
Симв. веры Св. Григ. Чуд.
Из Симв. Св Афан.
Троич. Постн. Тр. л.29
См. мол. в .Лит. Вас. Вел. перед освящ. Св. Даров.
Степен, гл. 6, слава.
Огл. поуч. XI, стр. 190.
там же, стр. 188.
там же, стр. 200.
стр. 191.
Стр. 196 и 197.
Бог. Св. Иoaн. Дам. в Рус. пер. стр.41 и 42.
Стих. на Вел. Веч. В Пятд. гл.2 стр.9
Из Симв. Св. Афан.
Симв. Св. Григ. Чуд.
Огл. Пoуч. 6, стр.91.
Поуч. 4, стр.62.
Огл. Поуч. 16, стр. 348.
См. последов. утрени.
Постн. Тр. стр. 13 на обор. Троич.
стр. 216 там же.