Источник

Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Человеческая природа; красота души и тела человека

Сколько раз над тобою и для тебя взошло и зашло солнце на небе, или месяц ясный кружился над тобою, и чудный лик несчетных звезд украшал для тебя твердь небесную, а земля ежегодно весной и летом одевалась в твоих удивленных глазах разнообразною растительною зеленью, цветами, и деревья покрывались бесчисленными вкусными пло­дами? Сколько разнообразных, бесчисленных одушевленных тварей разных пород видел и видит твой глаз; тварей, наделенных от Творца раз­ными удивительными свойствами? Вдумываешься ли ты в этот дивный порядок мироздания, уста­новленный творческой рукой и видимо, но безгласно научающий тебя порядку в твоей жизни и благодаренью и славословию твоего Творца, призвавшего тебя к разумной деятельной жизни? А не пленяла ли тебя многократно красота и разнообразие всяких тварей, одушевленных и неодушевленных, на земле: животных, птиц, насекомых и ползающих, и особенно разнообразие и множество рас, племен и народов, населяющих земной шар; разнообразие языков и наречий, коими, как внешней формой, облек Творец незримую, богатую, разнообразную мысль человеческую и посредством которых научил людей понимать друг друга и открывать внутренний духовный мир человеческой мысли, чувства благодарности, удивления, любви, славословия Творцу?!! Почтенный от Творца разумом, свободой, снабденный от Него внутренним и внешним законом, – пользуешься ли ты ими к своему истинному благу и славе Творца, пользуешься ли разу­мом, свободою на добро, совестью и ясными, мудрыми повелениями Творца твоего? – А если не пользуешься, как должно, то почему? Не грешишь ли ты бессмысленно против себя и против Творца твоего, – и чего ты достоин за немыслие, невнимание, нерассуждение и неповиновение?

Человек, для кого этот дивный, неизменный чин, порядок природы, чин неба и земли? Это стройное течение солнца, луны и звезд, эти перемены весны, лета, осени и зимы? Для кого это бесконечное разнообразие и изобилие плодов земных, с бесчисленными приятными вкусами? Для кого этот свет солнечный, живительно радостный и плодотворный? Для кого этот живительный, часто полный дивных ароматов растительных воздух? Для кого эта стихия водная, утоляющая твою жажду, очищающая твои нечи­стоты и дивно претворяемая Творцом в бесчисленные соки плодов земных; каплющая обильно на землю для произращения всяких плодов, коим по множе­ству и разнообразию нет числа, – и прекрасных благоухающих цветов, украшающих землю и сады твои? Для кого домашние животные, для кого обилие рыб всяких– великих и малых, птиц пернатых, услаждающих твой слух приятным пением и прославляющих Творца тварей, или приготовляемых для утоления твоего голода или алчности в пищу? Для кого металлы, минералы, камни драгоценные? – Не для тебя ли, человек, царь тварей земных? Не ты ли пользуешься всем этим богатством природы для пользы, удовольствия, богатства, роскоши? Не для тебя ли весь этот чудный строй природы, этот дивный порядок, эта гармония всего творения? А если для тебя все богатство творения, этот чудный порядок, эта гар­мония, – и ты этим пользуешься для своего блага и довольства, – то для чего нарушаешь заповеди Творца, данные тебе для твоего блага и блаженства; для чего нарушаешь чин природы и допускаешь бесчисленные бесчинства в своей жизни, и водворяешь на земле стоны и горе без конца? На то ли ты сотворен? Ведь тебе дан разум, совесть, заповеди Творца, чтобы ты их добровольно исполнял и блаженствовал! Каких казней ты достоин за твои беззакония, за твою неблагодарность, за твое несмыслие, нерадение, леность, злобу!

Видишь ты эту чудную гармонию или согласие, по­рядок тварей великих и малых во всей вселенной, чудный строй всего творения, установленный законами Творца: и ты будь в гармонии, в согласии с вечными, премудрыми и праведными законами всеблагого Творца, предначертанными для тебя прежде твоего сотворения и рода человеческого; будь в гармонии с своею совестью, с людьми – в том, что касается вечных законов Божиих. И ты будешь блажен здесь и в вечности.

Благодарю Тебя, Господи, верховный, премудрый, велелепотный, прекраснейший, всемогущий Творче и Художниче всех тварей, создавший всех и все с изумительным великолепием и восхитительною кра­сотою, и особенно венец земных тварей – человека и наипаче созданную от ребра! Все создал Ты чи­сто, прекрасно, благопотребно, неблазненно... Но да­руй нам благодать смотреть чисто, неблазненно, безгрешно на все дела Твои и на прекраснейшее дело рук Твоих – человека; любить Тебя, Художника, всем сердцем, к Тебе прилепляться, Тобою восхищаться, Тебя любить всем сердцем, всей душой!

Во всем творении словесном и бессловесном, одушевленном и неодушевленном, видна строгая целесообразность, точность, мирность, чистота, совершен­ство, и через то достигается благобытие и целость тварей. В человеке эти качества насаждены Творцом с особенным преимуществом, как в разумном венце тварей, которому подчинены все видимые земные твари, и он, как разумное существо, должен особенно охотно, разумно, свободно и усердно подчи­няться этим законам Творца для своего благобытия; а потому, человек, будь кроток, смирен, благ, милосерд, сострадателен, послушен, воздержен, целомудрен, терпелив, предан Творцу твари всем существом постоянно, всю жизнь свою, да наследуешь вечную жизнь с Богом на небесах.

Благодарю Тебя, Господи, что Ты одарил и почтил меня умом и словом, сотворив меня разумным, словесным и свободным существом, самоопределяющимся в жизни и деятельности, способным к возвышенным, святым помыслам и чувствам, оживляющим меня, – разумевающим Твои, – имеющим высокую цель жизни.

Человек – бог, и человек – ничто. Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще любве не имам, ничтоже есмь (1Кор. 13, 2). Бог есть лю­бовь; человек сотворен по образу Божию, с душою, любящей свой первообраз – Бога и того, кто по образу – человека. Денница, ставши вольно диаволом – источником злобы и зависти, всякой греховной пре­лести, извратил любящее существо – человека – через преслушание Богу и уподобил его себе.

Прекрасна, истинно божественна по началу сотворения была природа человеческая, потом падшая и растленная. Само прекрасное несозданное Слово Божие Ипостасное под конец веков благоволило воспри­нять на себя нашу человеческую природу, кроме греха, и обитало между человеками 33 года с половиной, понесло наши немощи, жило на земле, показывая всем пример жития праведного; ходило, проповедовало всем истинное, небесное учение, подвергалось укоризнам, осмеянию, побоям; пострадало, умерло на кресте и воскресло по человечеству и опять вознеслось на небеса с плотью одуховленной и бессмертной, и придет опять на землю судить живых и мертвых. С каким же уважением люди должны относиться к своей искупленной от греха, проклятия и смерти природе, освященной и укрепленной, просвещенной, возвышен­ной и обоженной благодатью Божией, словом Божиим и таинствами! Как должны мы беречь себя от всякого мирского смешения, всякой скверны (страсти) плоти и духа; в какой святости жить, в какой взаимной любви! (2Кор. 7, 1).

Всегда неотменно и неизменно Божие намерение о Тебе, человек, о твоей жизни духовной и телесной: и цель, для которой сотворен ты – с душой и телом: помни, для чего тебе даны ум и разум, сердце, воля, память, способность представлять, воображать предметы и лица отсутствующие, или моря, озера, реки, долины, города и пр.; помни, с каким намерением Творец даровал тебе чувства: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание; для чего тебе дал глаза, уста, язык, руки, ноги, детородные члены, из которых даруется разумное бытие существам тебе подобным; помни назначение всех внешних и внутренних органов тела человеческого, премудро, целесообразно, неблазненно, чисто, благостно сотворенных, и употребляй все твои спо­собности, все органы и чувства телесные во славу Божию, мудро, целесообразно, в меру, во время, чисто, не глумясь, не раздражая их неумеренно, противоза­конно, вопреки намерению и воле Создателя Твоего, – и за свое разумное устроение земной жизни получишь долголетнюю и благополучную жизнь на земле и вечно блаженную на небесах.

Человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию – высочайшая честь и достоинство: ей были врождены святость и свет, правота, простота, благость, молитва, любовь к Богу пламенная; Бог Сам обитал в первых человеках до их постыдного и пагубного падения; Дух Святый украшал их, просвещал, утешал. Через падение душа совершенно изме­нилась: стала грешна, мрачна, лукава, самолюбива, а не боголюбива, плотоугодлива, горда, зла, завистлива, непослушна, нелюбовна, корыстолюбива, блудлива. Но ей предоставлено покаяние, как обольщенной, окраденной от павшего человекоубийцы диавола; и она может светло восстать от своего падения благодатью и щедротами Божиими.

Братия и сестры кающиеся! Обращаю ваше внима­ние на природу и качества нашей души: душа наша есть дух бессмертный, созданный Богом по образу и подобию Его. А Бог есть бесконечная правда, истина и кра­сота несказанная. И душа человеческая должна быть вся праведна, истинна, а не фальшива, не лицемерна; вся прекрасна, как прекрасно Божество, создавшее все твари премудро и прекрасно. Но она крайне обезобразила, растлила себя грехом и предалась смерти временной и вечной; и могла бы и может остаться такою на веки бесконечные, если бы не смиловался над нами Господь, создавший нас, и не спас стра­стями Своими и смертью Своею, если бы не насадил на земле для просвещения, очищения, освящения и спасения Церковь Свою Святую, дав ей пастырей и все спасительные таинства и богослужение, все средства благодатные ко спасению. Мы – члены этой Церкви, мы – словесные овцы этого святого и избранного стада, долж­ны жить сообразно с своим высоким избранием.

Красоту души человеческой составляют: искренняя и истинная вера, молитва, кротость, смирение, незлобие, покорность, послушание, благость, нелицемерность, простота, воздержание, чистота, целомудрие, терпение, охот­ное служение ближним в правде и истине, любовь и преданность Богу совершенная, самоотверженная. Души праведные просветятся как солнце в Царствии Небесном, столь они будут прекрасны. Читайте жития святых и смотрите, сколь прекрасны были души их. Безобразят и оскверняют душу грехи и страсти: гордость, самомнение, лукавство, самолюбие, саможаление, гнев, злость, раздражительность, зависть, коры­столюбие, земное пристрастие, вещелюбие, честолюбие, невоздержание, чревоугодие, леность, лукавство, не­искренность, холодность к Богу и ближним, блудные вожделения и всякое прелюбодеяние.

Душа человека широка и глубока. Глубоко сердце человека паче всех и кто исследует его? оно подобно глубокой реке, чистой, или нечистой, или глубокому озеру, или гнилому болоту, в котором водятся всякие гады.

Все, что руки Твои создали, Господи, чисто, пре­красно, благопотребно, неблазненно, удобно к употреблению и действию, преднамеренному в мыслях Творца и Зиждителя и Бога нашего, особенно же – тело чело­века, мужчины и женщины, этот дивно прекрасный и чистый храм Божества. Не весте ли, сказано, яко телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? (1Кор. 6, 19). Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3, 16). – Отчего же человеку представ­ляется оно блазненным поводом и возбуждением ко греху, особенно тело женщины – эта одушевленная, пре­красная лабораторная храмина, в которой премудростью Творца зачинается и созидается истинно предивный, премудрый и прекрасный организм человеческого тела, храмина, которой все мы обязаны жизнью и нашим телесным храмом, в которым живет бессмертная, разумная душа наша, долженствующая вечно славить своего Творца, дарующего нам бытие разум­ное и показавшего нам мир Свой – небо и землю, со всем что на них есть, к славе Имени Его Святаго; храмина, через которую мы делаем столь много полезного, необходимого и прекрасного в общежитии!

Враг через развратных людей пускает прелести женские в глаза всех без всякой застенчивости и опаски; женская нагота во всяких обольстительных и причудливых видах печатается во многих журналах. Я сегодня разорвал лист одного журнала, в котором изображена эта соблазнительная нагота. Но разве для блазнения Господь сотворил столь великолепно тело женщины? Разве она – не наша святыня, хвала и честь? Разве это не наша общечеловеческая слепота? Разве не должны благоговеть все пред делами рук Творца, – пречистыми делами пречистых рук? Имеем ли мы уважение к себе, к свой лич­ности? Не забываем ли мы, Чьих рук мы дело? Венец Чьего творения и Какого Творца? Святые угод­ники и угодницы Божии, святые мужи и жены и девы всех веков и всех народов, почетшие природу свою добродетельною жизнью и воссиявшие на земле и на небе светлостью и святостью своего жития, – при­дите, обличите современных легкомысленных, одичавших по причине страстей мужчин и женщин, питающихся своими соблазнами и вожделениями и позорящих человеческую природу! Возвестите им грозный суд Божий за попрание и осквернение своих нерукотворенных храмов, и предохраните еще нерастленных человеков от угрожающего растления через современ­ную вольную и бесстыдную печать! Виновата среда – до­машняя, товарищеская, общественная, в которой не при­нято иметь и читать Слово Божие; принято чтение только светское, суетное, и разговоры ведутся только светские, ибо кто чем богат, тот тем и делится в беседе.

Все члены человеческого тела, как и всех одушевленных тварей, насажденные по разуму и хотению всеблагого, премудрого, пречистого Художника Господа Бога – благопотребны и святы, чисты, неблазненны, необходимы к бытию и благобытию людей и животных, а также к украшению и великолепию их. Вся добра зело, что сотворил Господь.

Вот перед глазами картина с нагими самыми красивыми женщинами в самых искусительных позах. Плоть страстная волнуется, раздражается сладострастием, разжигается похотью. А духовное мудрование говорит: чего ты, глупая, волнуешься? Успокойся: славь Творца при виде этой чудной кра­соты, этой дивной пластики человеческого тела, ведь тут проявились премудрость, благость, красота, величие Художника-Творца, Который создал такое тело свято, чисто, благопотребно, неблазненно, нетленно не для блазненности, а для чистого, праведного, честного, святого употребления и для прославления Творца.

Ведь тело женщины – модель художника для тебя, человек, приготовленная, чтобы по этому художе­ственному, премудрому, прекрасному образцу образовать тебя, блазнящегося своим же, в существе, телом; ибо в таком теле, как в мастерской художника, выльется или исткется твое же тело, мужчины или женщины. Когда я это сказал сам в себе, – всякая похоть пропала. Я стал покоен и уже нисколько не соблазнялся нагим телом женщины, а славил Го­спода, все премудро создавшего.

Какая тесная связь человека, его физической природы, со всей видимой природой! Зимой предчувствуются в теле оттепели или морозы, снега и бури, ясные дни и непогода. Перед бурями, снегами болят зубы или головы, или в боку чувствуется по временам боль; а весной, летом и осенью – перед ветрами и дождями, особенно северные ветры дают себя чувствовать тяжело. А в погоду тихую, ясную, ведреную чувствуется хорошо, легко, бодро. Через природу Гос­подь и наказует, и милует нас.


Источник: Христианская философия / Прот. Иоанн Кронштадтский. - М. : Моск. Патриархат, 1992. - 212 с. (Репринт. изд. : Изд. совместно с фирмой "Интерпракс" и лит. агентством "Варяг". Вых. дан. ориг.: СПб.: Тип. уч-ща глухонемых, 1902 г.)

Комментарии для сайта Cackle