Н.И. Большаков

Источник

Блаженная кончина о. Иоанна

Перенесение гроба из Кронштадта в С.-Петербург, на Карповку. Панихиды. Поминовение в 9-й, 20-й и 40-й день. Дивные знамения загробных молитв о. Иоанна. Высочайший рескрипт об увековечении его памяти

Чудеса при гробнице

В начале декабря 1908 года болезнь дорогого батюшки усилилась и обострилась. 6-го декабря он служил литургию, но потом, после совершения им последней литургии 9-го декабря, он окончательно слег в постель и уже больше никого не мог принимать. До самой смерти его причащали ежедневно. Вместо всяких лекарств батюшка пил только воду из источника преподобного Серафима Саровского и употреблял миндальное молоко.

Последние дни отец Иоанн почти ничего не слышал. Ему приходилось кричать на ухо. Он все время находился в комнате с открытой форточкой, всегда в шубе и полулежал в кресле. Дорогой батюшка еще задолго провидел свою кончину.

Когда лет 13–15 назад была совершена закладка нового Морского собора в Кронштадте, еще на ней о. Иоанн как бы предсказывал свою кончину. После приветственного слова по поводу торжества закладки он сказал: «А когда стены нового храма подведут под кровлю, то меня уже не станет». Так оно и случилось.

Незадолго до смерти, будучи совершенно больным, покойный несколько раз справлялся, много ли дней осталось до 20 декабря. В ноябре он заблаговременно разослал всем почтальонам, рассыльным и т. п. людям, исполнявшим его поручения, праздничные на Рождество, – «а то и вовсе не получат». Находясь в забытьи, 18 декабря он спросил игуменью Иоанновского монастыря на Карповке, мать Ангелину: «которое сегодня число?». Ему ответили «восемнадцатое». «Ну, хорошо, значит еще два дня», – сказал о. Иоанн и опять потерял сознание.

В последние три дня болезнь приняла особенно тяжелый характер. 17 декабря он пожелал быть на воздухе и поехал покататься в экипаже случайного извозчика, который привычек Батюшки не знал, катал его очень долго, и Батюшка простудился. Болезнь осложнилась. На другой день он почувствовал сильную слабость, и 19 декабря утром уже не мог выйти в переднюю, чтобы встретить священника со Св. Дарами, как делал это ежедневно, и причастился только Св. Крови. Весь этот день пастырь-мученик находился как бы в забытьи, с закрытыми глазами, оставаясь почти все время в кресле. По временам были слышны его стоны, которые говорили присутствующим о тяжких страданиях. Однако сознание было ясным у Батюшки до конца. Последнее распоряжение он сделал 19-го декабря в 8 час. вечера. Настоятельница Иоанновского женского монастыря Игуменья Ангелина, проведшая при Батюшке весь этот день, просила у него благословения освятить храм усыпальницу, который был давно готов, но не освящен. На эту просьбу Батюшка ответил: «да, да, освятить», и поднял руку в знак благословения. Игуменья, приняв благословение, уехала в монастырь готовиться к освящению. (Освящение храма было совершено 21 декабря благочинным монастыря Архимандр. Макарием с причтом монастыря).

Вдова покойного, давно страдающая водянкой, вследствие ухудшившегося здоровья супруга, окончательно расстроилась и занемогла. У нее сделался острый нервный припадок.

По просьбе престарелой и больной супруги о. Иоанна Елизаветы Константиновны в квартире Батюшки остался на ночь священник Иоанн Орнатский, а также Р. Г. Шемякина (сродники почившего), которые, вместе со слугами Батюшки, не отходили от него всю ночь. Но они не могли облегчить страдания страдальца. От всякой врачебной помощи Батюшка решительно отказался, и после 8 часов только два раза согласился принять по нескольку капель Св. воды. В 10 часов Батюшка выразил желание встать с кресла. Его подняли и помогли лечь в постель, но через несколько минут он опять пожелал встать и оставался в кресле до часу ночи в том же положении, как прежде. Где были в это время мысли страдальца-пастыря, неизвестно. Вероятнее всего, он молился в последний раз тою умною молитвою, которой любил отдаваться в то время, когда, измученный целодневными трудами возвращался в город Кронштадт, в вагоне и на пароходе. А теперь предстояло нечто более важное. Утружденный многолетними подвигами пастырства в своей земной жизни, дорогой батюшка приближался к иному граду, Иерусалиму небесному, к вечным обителям Царства Славы, где уже уготовано было ему место упокоения.

Во втором часу ночи Батюшка дрожащею рукою сделал знак, что он желает встать. Его опять подняли; на этот раз ноги отказались служить ему. Болящего уложили в постель. Вместе с тем, видя тяжелое его положение, просили ранее обыкновенного времени совершить Литургию, которая и началась в три часа утра, а около четырех часов священник Иоанн Аржановский, заменявший болящего духовника Батюшки, и соборный священник Николай Петровский прибыли со Св. Дарами. Батюшка в последний раз причастился Св. Крови. После причастия он сам утер уста свои, и некоторое время был совершенно спокоен, потом произнес последние слова: «душно мне, душно» и знаками просил освободиться от лишней одежды, будучи в теплом подряснике. Просьба была исполнена. Вскоре Батюшка впал в забытье. Дыханье было спокойное, но становилось тише и тише. Священник Орнатский стал читать канон на исход души, а затем отходную, и когда подошел к одру умирающего, он лежал неподвижно с руками, сложенными на груди; едва заметны были последние вздохи, и великий пастырь совершенно спокойно предал Богу дух свой. Глаза, доселе закрытые, чуть-чуть приоткрылись и из них показались чистые, как хрусталь, слезинки. Это были последние слезы великого молитвенника-страдальца. Стало очевидно, что праведная душа его перешла в тот мир, где нет болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная.

Мощный дух покинул бренное тело старца в 7 часов 40 мИн.20-го декабря (на 80-м году от рождения). Супруга была принесена (по крайней ее слабости) попрощаться уже тогда, когда великий страж веры отошел в горнюю обитель. Рыдания и слезы, доселе сдерживаемые, вырвались у очевидцев великого таинства смерти, и весть о ней с быстротой молнии стала передаваться из уст в уста.

Первым прибыл к одру почившего ключарь Андреевского Собора, Протоиерей А. Попов, сам заболевший в этот день воспалением легких, и другие члены причта Андреевского Собора. Все они вместе со священниками Орнатским и Аржановским совершили положенное для священников по уставу Церкви помазание елеем всего тела почившего, причем дивились крайнему истощанию страдальца; желудка как будто совсем не было – одни косточки.

После помазания в Бозе почивший одет был во все священные одежды, им самим для этого предназначенные; на главу возложена митра, как победный венец. Лик почившего принял величавый и спокойный вид; и весь он, одетый в полное священническое белое облачение и в белой митре, напоминал собою светлого Ангела. Верим и надеемся, что Господь принял Ангельскую душу верного раба Своего в светлые обители Свои, и что православная Русь будет иметь в Нем молитвенника и предстателя у престола Господня.

После облачения, почивший на руках священнослужителей, в предшествии клира, перенесен был с ложа смерти в другую комнату, где и отслужена была тотчас же первая панихида. В то же время торжественно-печально загудел колокол Андреевского Собора, извещая жителей Кронштадта о великой, невознаградимой утрате. О кончине высокочтимого пастыря было немедленно сообщено по телеграфу в Царское Село, в Гатчину, Митрополиту С.-Петербургскому Антонию и Обер-Прокурору Св. Синода. На всеподданнейшем докладе последнего о кончине протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Государю Императору благоугодно было, 21 декабря, Собственноручно начертать: «Со всеми почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна, оплакиваю кончину его». От имени Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Феодоровны и Александры Феодоровны на гроб почившего были возложены венки.

С соизволения Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония в Кронштадт отправился Преосвященный Кирилл, Епископ Гдовский, о чем просил его сам Батюшка пред своей кончиной. Преосв. Кирилл прибыл в Кронштадт 20 декабря около 5 часов дня. Проехав прямо на квартиру отца Иоанна, он совершил 3-ю панихиду. 2-я была отслужена в 1 час дня в присутствии Главного Начальника Г. Кронштадта Ген. Артамонова, Главного Командира Кроншт. порта К.-адм. Григоровича и др. начальствующих лиц.

Вечером тело почившего было положено в дубовый гроб, и отслужена панихида Преосв. Кириллом, при участии местного духовенства.

В тот же день весь Петербург уже знал о кончине Батюшки. Немедленно во всех почти церквах начались служения панихид.

Ранее других церквей получено было печальное известие в Иоанновском монастыре. Тотчас все сестры собрались в церковь, и их рыданиями сопровождалось все служение панихиды.

Утром 21-го декабря на Балтийском вокзале несметные толпы народа брали билеты, устремляясь в Кронштадт. Никаких разговоров слышно не было; все ехали молча, изредка перекидываясь отрывочными замечаниями. Создалось особое, благоговейное настроение. До самых сумерек поезда подвозили все новых и новых паломников. В Ораниенбауме спрос на извозчиков был огромный, кибитки, дровни, сани тянулись по льду черной вереницей целый день.

Всю ночь на 21 декабря у ворот церковного дома толпился народ: стояла длинная цепь желающих проститься с о. Иоанном.

С 11 часов вечера дверь квартиры почившего пастыря была закрыта, и доступ публики прекращен.

В 9 часов утра на квартире почившего совершили последнюю панихиду. На панихиду собрались представители местной администрации и многое множество почитателей. Небольшая квартира далеко не могла вместить всех собравшихся. После панихиды гроб на руках духовенства был вынесен из квартиры. На дворе его приняли на руки Главный Начальник Кронштадта Ген.-лейт. Артамонов, Кронштадтский военный Губернатор К.-адм. Григорович, комендант крепости, городской голова, соборный староста Я. К. Марков и др. лица. Под печальный перезвон колоколов собора процессия, в предшествии икон и хоругвей, направилась по Андреевской улице к Андреевскому собору. Вдоль улицы стояли сухопутные войска шпалерами, с трудом сдерживая многотысячную толпу. Окна, заборы и даже крыши домов были усеяны народом, жаждавшим взглянуть на перенесение тела высокочтимого пастыря.

Многотысячная толпа рыдающего народа стояла за шпалерами войск. Вырывались громкие вопли: – «Дорогой батюшка!»... «родимый!»... «красное солнышко!»... «не оставляй нас!»... «молись за нас, грешных!»... и т. под.

Когда печальная процессия приблизилась к Андреевскому собору, гроб опять взяло на руки духовенство во главе с Преосв. Кириллом и внесло в церковь, украшенную тропическими растениями.

Собор был переполнен, но тысячи народа толпились еще на площади и Николаевском проспекте. Началась литургия, которую совершал Преосв. Кирилл, при участии многочисленного духовенства. После литургии служили панихиду. Трогательное впечатление производила эта панихида. Рыдания народа, порою заглушавшие возгласы священнослужителей, производили потрясающее впечатление. После панихиды началось прощание с почившим пастырем. В собор впускали по очереди. Длинная очередь стоит у правого бокового входа в собор, куда пропускают только по двое. Выходят с левой стороны. Приходилось в очереди стоят целыми часами. В самом соборе панихида идет за панихидой.

В 6-м часу вечера в соборе была совершена панихида по о. Иоанну от приюта Цесаревича Николая.

Гроб стоит на высоком помосте. Ярко горят свечи вокруг него. Лицо почившего закрыто воздухом, как это делается у всех умерших священников; видны только исхудавшие руки, к которым сегодня приложились многие тысячи народа. В правой руке небольшой позлащенный крест.

В 7 часов вечера начался парастас (заупокойная всенощная), который продолжался до 11-го часа ночи. Всю ночь с 21 на 22 декабря до 6 часов утра собор был открыт. И всю ночь народ беспрерывно шел для прощания с почившим. У большинства на глазах слезы. Слышатся сдавленные рыдания и возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной?! Кто придет на помощь нам, сирым, немощным!»...

В 6 час. утра 22 декабря Андреевский собор закрыли, впуск желавшим проститься с Батюшкою был прекращен. Сегодня предстоял длинный путь – перевезение тела почившего пастыря в С.-Петербургский Иоанновский женский монастырь.

В 7 часов началась литургия. К окончанию литургии весь собор, площадь пред ним и прилегающие улицы оцеплены войсками. За чертой оцепления народ густыми массами виднелся по улицам, в окнах домов, по крышам, заборам и деревьям. Петербургские ворота, через которые ведет морская дорога в Ораниенбаум, в 9 час. утра закрыты, всякое движение по льду легковых экипажей и саней прекращено в 10 час. утра, а с 11-ти и движение пешеходов.

Полицейские чины особенно суетятся возле собора; шеренги войск стоят на площади; народ притих и терпеливо ждет выноса гроба на площадь. Всю эту картину ярко освещает холодное зимнее солнце.

Священник собора о. Павел Виноградов произнес простое, но сердечное и трогательное надгробное слово. «Мы ничем другим не можем отблагодарить нашего дорогого усопшего, как земным поклоном», закончил он свою речь. Почти вся церковь после этих слов опустилась на колени. Епископ Кирилл в своем слове охарактеризовал о. Иоанна как личность, окруженную ореолом небесной славы. Трудно передать все, что происходило в соборе. Возгласы духовенства и пение певчих ежеминутно прерывались рыданиями.

Ровно в 11 час. 30 мин. утра начался вынос тела из собора. Дубовый гроб был обнесен крестным ходом вокруг собора и под перезвон колоколов установлен на колесницу. Военные оркестры играли «Коль славен». В рядах войск были знамена. Для участия в процессии собрались хоругвеносцы из всех Кронштадтских церквей. Во главе процессии шли драгуны со знаменем и хором музыки. Далее следовали певчие, духовенство, колесница с телом почившего и начальствующие лица, во главе с Ген.-лейт. Артамоновым. Шествие замыкала рота 94-го Енисейского полка и народ, в числе, по крайней мере, 20 тысяч людей обоего пола. У морского собора, у церкви Богоявления и возле часовни у Петербургских ворот, выстроенной в память адм. Макарова, были совершены литии. По всей дороге через город стояли войска шпалерами. Лютеранская церковь на берегу моря почтила память дорогого покойника продолжительным погребальным звоном.

Далее предстоял путь через море. По приказу Главного Начальника Кронштадта всем, желавшим проводить усопшего по морю, предписано следовать рядами друг от друга не менее, как на два шага, в виду непрочности льда.

На всем морском пути устроили пять спасательных станций, а через обнаруженные на льду трещины соорудили особые мостики. Епископ Кирилл с некоторыми священнослужителями проехал вперед в Ораниенбаум, чтобы там встретить процессию на вокзале. Весь путь пройден менее чем в три часа. Погребальное пение и звуки «Коль славен» не смолкали ни на одно мгновенье. В Ораниенбауме процессию ожидали и стар, и млад, богатый и бедный, словом, все население. Местное духовенство во главе с Преосв. Кириллом отправилось крестным ходом навстречу процессии на берег моря. По всему Ораниенбауму раздался перезвон колоколов. Гроб внесли на платформу и поставили в траурный вагон специального поезда.

По распоряжению начальника северо-западных железных дорог камергера Валуева, для перевезения тела о. Иоанна и сопровождающих процессию лиц назначено несколько траурных вагонов к поезду, отходящему в С.-Петербург в 3 часа 30 мИн.дня. С утра 22-го декабря в Ораниенбаум начали прибывать с поездами почитатели о. Иоанна и духовенство. Очень много народа приехало из Петергофа и Стрельны. Петербургские поезда шли переполненными.

Началась краткая лития. Платформа огласилась рыданиями Ораниенбаумцев. В 4 часа поезд тронулся. Многие на коленях крестились вслед уходящему поезду.

Приближаясь к каждой станции, поезд замедлял ход, но не останавливался. На всех станциях была масса народа, встречавшего последнее путешествие дорогого Батюшки по Балтийской дороге, по которой он за всю свою жизнь совершил множество поездок.

Около 5 часов дня траурный поезд прибыл в Петербург.

Полна скорбного умиления и величественной печали была процессия перевезения тела о. Иоанна с Балтийского вокзала в Иоанновский женский монастырь, на место упокоения.

По Обводному каналу и по всему Измайловскому проспекту уже с трех часов шпалерами стояли тысячи народа.

В парадных комнатах вокзала собралось духовенство. Здесь облачились в белые ризы высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Финляндский, епископ Архангельский Михей и еп. Нарвский Никандр, Архимандриты: Феофан, ректор Духовной Академии и Вениамин, ректор Семинарии, благочинный Иоанновского монастыря, Архимандрит Макарий, специально прибывший из Москвы Настоятель Патриаршего Антиохийского подворья Архимандрит Игнатий. Председатель Общества религиозно-нравственного просвещения Протоиерей Ф. Орнатский и настоятели или представители от всех столичных приходов. К вокзалу же прибыли Исаакиевские хоругвеносцы с хоругвями, были хоругви от приходских церквей, от Иоанновского монастыря и освященное о. Иоанном знамя-хоругвь от «Союза русского народа». По всему пути похоронного шествия до монастыря движение по улицам было прекращено.

Когда поезд остановился под сводами Балтийского вокзала, из салон-вагона вышел Преосв. Кирилл и сопровождавшие тело священники и присоединились к встречающим. Сонмом Епископов и священников пред открытым траурным вагоном совершена лития. Пел хор певчих Семеновского полка.

На руках духовенства дубовый гроб был вынесен из вагона и поставлен на печальную с серебряным балдахином, увенчанным митрою, колесницу.

Лишь только печальное шествие двинулось с вокзала, как пронесся в воздухе печальный удар колокола; народ на площади начал креститься, раздались рыдания, которые перешли в общий плач, когда печальное шествие выступило на площадь.

Пред колесницей шествовало, во главе с упомянутыми архипастырями, духовенство всех столичных церквей в серебряных облачениях, среди них присутствовало 8 митрофорных протоиереев, по бокам несли церковные хоругви и знамена патриотических организаций, освященные самим отцом Иоанном; за колесницей шел С.-Петербургский градоначальник генерал-майор Драчевский и бывший комендант Кронштадта, ныне командующий войсками Киевского военного округа, генерал-лейтенант Иванов.

По всему пути шествия неисчислимые толпы народа занимали площади и тротуары; даже кровли домов и заборы были усеяны зрителями.

Под печальный перезвон колоколов медленно двигалось шествие; плач и рыдания народных масс заглушали пение певчих и звон. Из среды певчих и духовенства всю дорогу слышались трогательные напевы канона: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение». Шедший за гробом народ образовал несколько хоров, которые пели «Святый Боже», «вечную память» и другие духовные песнопения.

Увидели колесницу стоящие по пути шествия на площадях и тротуарах неисчислимые толпы народа, услышали пение, и воздух оглашается плачем, и так громок был иногда этот плач, что прорывался сквозь мощное пение, заставлял дрожать голоса поющих. Чувствовалось, что голоса эти достигают неба и что достойнейшему пастырю, действительно, будет вечная память. Так народ провожал пастыря, который был сам народной добротой, народной совестью, народной верой. Пока будут подобные пастыри, будет и вера в России.

Не бывало еще, кажется, похорон с такой огромной, плачущей толпой из людей всевозможных званий, начиная от простолюдина до высших сановников.

Из Воскресенской церкви Общества религиозно-нравственного просвещения, что у Варшавского вокзала, вышли священники храмов Общества с крестным ходом; председатель совета совершил литию, и священники присоединились к процессии. У Измайловского Собора Св. Троицы у Вознесенской церкви перезванивали колокола, выходило духовенство с хоругвями, и совершались литии. У Исаакиевского Собора во главе многочисленного духовенства с хором Исаакиевских певчих, вышел для служения литии маститый настоятель, митрофорный протоиерей И. А. Соболев. Затем процессия направилась, по особому повелению Государя Императора, по набережной Невы, мимо Зимнего дворца. Благодаря этому Высочайшему повелению, процессии необходимо было следовать мимо здания Св. Синода и остановиться пред ним на краткое время для служения литии. Здесь нам вспомнилось предсказание Батюшки на эту остановку, сделанное им за три недели до кончины. Батюшку приехали навестить его давние усердные почитатели купцы В. П. Крутов и А. А. ЗабелИн.В беседе с ними Батюшка, между прочим, говорил: «Ведь в монастыре-то меня ждут, и сестры хотят причаститься. Ну, да к празднику-то (Рождества Христова) я соберусь, только причастить, пожалуй, не придется. Просят меня также побывать и в Св. Синоде. Побываю и там, хотя на полчаса, или на несколько минут. Только ведь я там никогда не бывал, не знаю, как войти; а, впрочем, покажут».

Это предсказание теперь и исполнялось...

У Святейшего Синода отслужил литию настоятель церкви Синода, председатель учебного комитета протоиерей Беликов.

При проходе процессии по Дворцовой набережной во дворцах великих князей Владимира Александровича и Михаила Николаевича открылись даже окна.

По набережной Невы процессия следовала до Троицкого моста, на котором не было народа. За мостом у древнейшего столичного Собора Св. Троицы также совершалась лития. Шествие направилось по Каменноостровскому проспекту. Поредевшая на набережной, здесь снова скопились массы народа. Десятки тысяч народа – десятки тысяч слез. По пути в нескольких местах на Каменноостровском проспекте были отслужены литии, присоединились хоругви от Матвеевской церкви и Института Принцессы Ольденбургской.

Обращаем внимание на отрадный факт. Шедшие впереди гроба четыре архиерея весь путь совершили без отдыха. Многочисленное духовенство шло, несмотря на дождь и длинный путь, в полном облачении, от Андреевского собора в Кронштадте, будучи в нем с 7-ми часов утра, до Ораниенбаума по льду и от Балтийского вокзала до самого Иоанновского монастыря на реке Карповке – пешком не менее в общей сложности 25 верст.

Лишь только процессия стала подходить к Карповскому мосту и была уже недалеко от монастыря, многие ясно видели, как с небосклона быстро упала звезда. Ее путь был как раз по направлению к монастырской обители. «Это душа Батюшки слетела с неба», – проговорила какая-то бедная женщина. В народе случай обсуждали на разные лады, – в падении звезды видели небесное знамение.

В 8,5 часов вечера прибыла к монастырю печальная процессия при печальном перезвоне монастырских колоколов.

Иоанновский монастырь в это время представлял из себя вид маленькой крепости. Вся набережная Карповки была очищена от публики и экипажей.

Только по билетам пропускали в церковь, которая еще задолго до прибытия погребальной процессии наполнилась молящимися.

При входе в церковь стояли все сестры обители во главе с настоятельницей, игуменьей Ангелиной, а также духовенство. Все вышли встретить дорогого покровителя и молитвенника, прибывшего в свою обитель, к празднику Рождества Христова, но уже бездыханным и безгласным. На руках духовенства, в предшествии сестер, поющих «Помощник и Покровитель», гроб был внесен в большой соборный храм и установлен посреди храма на катафалке, обтянутом белым глазетом. Кругом, у колонн, стояли живые растения. С большим трудом гроб был поставлен на место; все стремились прикладываться. Немало пришлось употребить усилий, чтобы водворить порядок.

В 9 часов вечера в соборном храме начался парастас, который служил Епископ Архангельский Михей, духовный сын и усердный почитатель Батюшки. В служении участвовало до 40 священников и диаконов. Величественно и трогательно было это Богослужение, особенно в те минуты, когда пели все священнослужители, собравшиеся вкупе движением горячей любви и усердного почитания к новопреставленному отцу протоиерею Иоанну.

В 12 часов ночи окончилось Богослужение, и тотчас начался впуск по очереди всех желающих проститься с дорогим Батюшкою.

Первыми подходили сестры, обливаясь горючими слезами. Можно ли изобразить их душевное состояние при этом последнем целовании? Они прощались с тем, кто был им ближе отца родного. Он принял их в обитель. Большинство жили в бедности и в суровой обстановке. Батюшка их пригрел, во всем помогал, учил их, руководил, питал телесно и духовно...

После сестер подходили миряне. Много прошло их, целуя истощенную десницу досточтимого пастыря, но еще более осталось таких, которым не удалось исполнить страстного желания – проститься с Батюшкой. В 6 часов доступ ко гробу был прекращен. В это время в церкви-усыпальнице началась ранняя литургия, которую совершал Архимандрит Игнатий, при участии многих других священников. В Соборном храме необходимо было прибраться и приготовиться к литургии и отпеванию.

Около гроба всю ночь продолжалось чтение св. Евангелия и непрерывно служились панихиды. Многие, приложившись к руке Батюшки, зажигали свечу, которую уносили себе на память.

В 8.30 час. утра начался благовест к поздней литургии. Из Архипастырей первым прибыл Кирилл, Епископ Гдовский. Вскоре прибыли: Серий, Архиепископ Финляндский, Михей, Епископ Архангельский, ректор СПБ Духовной Академии Архимандрит Феофан, ректор Семинарии Архимандрит Вениамин, митрофорные протоиереи А. А. Дернов и Ф. Н. Орнатский, и другие священнослужители, назначенные Владыкою Митрополитом для служения Литургии, в числе 12-ти архимандритов, протоиереев и священников. – В 9 часов прибыл Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский, и началась Божественная Литургия, на которой присутствовали: Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода тайн. сов. Рогович, Управляющей канцелярией Св. Синода Г. Григоровский, СПБ Градоначальник Д. В. Драчевский, тайн. сов. В. Н. Мамонтов, Ген.-лейт. граф Н. Ф. Гейден с супругою и много других высокопоставленных лиц, представителей купечества и людей разных званий.

Через несколько минут после начала Богослужения в храм неожиданно, словно знаменуя победу света над тьмою, проглянуло солнце и ярко осветило своими лучами гроб и стоявших около почившего. В конце литургии председатель Общества Распростр. Рел.-Нравств. Просв., протоиерей Ф. Н. Орнатский, с благословения Владыки Митрополита, произнес прочувственную, назидательную речь.

Слово пастыря несколько раз прерывалось громким плачем присутствовавших в храме. Сквозь слезы говорил и сам проповедник.

В три четверти двенадцатого окончилась Литургия, и началось отпевание, весьма умилительное, положенное только для священнослужителей.

На отпевание кроме упомянутых Иерархов вышло до 60 священников и до 20 диаконов, почти столько же присутствовали, как простые богомольцы, за недостатком места и облачений.

Едва раздались умилительно-скорбные слова заупокойных песнопений, как в руках молящихся по всей церкви начали возжигаться, словно звездочки, восковые свечи. Плач молящихся смешивался с молитвенными возгласами Архипастырей и пастырей. «Со святыми упокой» было коленопреклоненно пропето всеми присутствовавшими при отпевании – вместе с хором. Во время отпевания «Непорочны» читал Преосв. Кирилл, а канон протоиерей Ф. Орнатский.

После трогательного последнего прощания с почившим Высокопреосвященного Митрополита и духовенства, открытый гроб с телом почившего руками священников был вынесен из верхней церкви в нижнюю церковь – усыпальницу. Трудно передать скорбь инокинь при виде этого выноса. Все они плакали навзрыд. Многие, при этом, потеряли сознание. Плакали несшие гроб, плакали и все стоявшие на пути печального шествия.

Много горьких слез пролилось и в самых отдаленных местечках России при вести о кончине приснопамятного пастыря.

Лицо почившего, как священнослужителя, было закрыто воздухом, но возлагавший венчик на чело почившего, священник – духовник о. Иоанна говорил нам, что лицо, как и при кончине, совершенно покойное; глаза приоткрылись, и зрачки устремлены вверх, как бы у молящегося. И это чувство живой связи и неразрывности единения в любви и вере с дорогим покойником еще осязательнее напечатлевалось в сердце там, в нижнем храме у мраморной гробницы, куда опущен гроб с останками дорогого Батюшки в 2 часа 15 минут 23 декабря.

Делаем краткое описание храма-усыпальницы.

Вход в усыпальницу ведет из главного вестибюля направо по коридору, не доходя до дверей церкви Преп. Иоанна Рыльского. От небольшой площадки, на которой устроена продажа свечей, идет широкая лестница в 16–18 ступеней вниз. Здесь, в подземелье, под могучими сводами, поддерживающими все колоссальное здание храма, построен чудный по красоте храм. Все стены, столбы, колонны и потолки покрыты полированными плитами белого мрамора, или сделаны под мрамор. Храм невелик, занимает всего 35–40 кв. сажен, и очень низок, всего около 3-х аршин в самых высоких местах. Иконостас весь высечен из белого мрамора, с чудной отделкой, выдержанной в русско-византийском стиле. Масса электрических лампочек заливает светом весь храм, отражаясь в белоснежных мраморных стенах.

Этот храм, как и весь монастырь, построен по плану и указаниям архитектора Н. Н. Никонова. – Мраморные работы производил А. А. Баринов, а все иконы писаны известным художником Фед. Кирил. Платоновым. Пред иконостасом с правой стороны находится гробница о. Иоанна. Стены и пол могилы состоят из сплошных цельных плит белого мрамора. За плитами мрамора сплошной каркас из толстого котельного железа. Стены могилы возвышаются над полом храма на пол-аршина; они тоже обложены мрамором. На дно могилы посыпано на два вершка мелкого песку, и на песок поставлен гроб. Гроб не зарыт в землю, а покрыт только массивной мраморной плитой.

Храм-усыпальница освящен, как уже сказано, 21-го декабря во имя Св. Пророка Илии и Св. Царицы Феодоры – имена отца и матери Батюшки.

В этом чудном, белом и светлом храме, соответствующем светлой личности дорогого Батюшки, он теперь и почивает мирным сном. С первого же дня после погребения сюда началось настоящее паломничество петербургских жителей и многих приезжих богомольцев. Уже с утра по малолюдной Карповской набережной от Каменноостровского проспекта к монастырю ежедневно начинается оживленное движение: то и дело проезжают кареты, извозчики, простой народ идет пешком группами. В усыпальнице с утра до вечера непрерывно совершается служение панихид у гробницы. Пение хора монахинь прекрасное.

Тысячи богомольцев идут к гробику Батюшки, как бы к живому своему утешителю, целителю и наставнику. Идут не только для того, чтобы вознести молитвы об упокоении его чистой души в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, но и себе чают получить здесь утешение Христово и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды.

И это вполне понятно.

Изумительная деятельность о. Иоанна Кронштадтского давно уже привлекла к нему общую любовь и распространила известность о нем, – о его доброте и силе его молитвы, во всех слоях населения от Царских палат до убогих углов бедноты. Сам глубоковерующий Батюшка имел великий дар от Бога – укреплять в людях веру, окрылять надежду. Молитва его ставила на ноги и исцеляла часто таких больных, которым врачи не могли оказать уже никакой помощи. Многочисленные случаи исцелений по молитвам о. Иоанна сделались общеизвестными и засвидетельствованы в печати. Имя почившего, как чудесного духовного врача, собирало в Кронштадт отовсюду неисчислимое множество богомольцев. Вера, что о. Иоанн может вымолить у Бога прощение грехов, являлась для них путеводной звездою в Кронштадт. Эта же вера теперь направляет почитателей Батюшки к дорогой могилке его.

Новый настоятель Кронштадтского Андреевского собора

Резолюцией Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, изложенною в указе от 30 декабря 1908 года, за № 9143, настоятелем Кронштадтского Андреевского собора назначен помощник протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева, ключарь собора, протоиерей, магистр богословия Александр Петрович Попов.

* * *

Уважаемый о. протоиерей А. Попов – превосходный оратор – проповедник, обладает обширными богословскими познаниями и принадлежит к глубоким почитателям «дорогого батюшки».

* * *

Высочайший рескрипт и торжественное поминовение о. Иоанна в 40-й день

Мы уже знаем, какие пламенные и усердные молитвы возносились множеством духовных детей о. Иоанна об упокоении души в Бозе почившего пастыря. Эти молитвы, несомненно, были усиливаемы мощною молитвою в загробном мире самого почившего великого молитвенника земли Русской. Эти пламенные молитвы верующих вместе с мощною загробною молитвою о. Иоанна проникли преграду, отделяющую земной мир от небесного, подобно благоуханному кадилу вознеслись к Престолу Царя Славы и были услышаны Богом. Знамением этого явился Царский рескрипт всероссийскому Первосвятителю об увековечении памяти дивного пастыря. Православная Русь глубоко верит, что сердце Царя Русского, как Помазанника Божия, в руце Божией. Посему, на выраженную в рескрипте Высочайшую волю об увековечении памяти почившего пастыря мы должны, смотреть, как на выражение воли Самого Царя Царствующих и Господа Господствующих, услышавшего молитвы верных рабов Своих об упокоении души великого молитвенника земли русской, избранника Божия... Память о Божиих избранниках должна быть вечно жива и не исчезать со временем... Блажени яже избрал и приял еси Господи. Память их в род и род.

Высочайший Рескрипт

Преосвященный митрополит С.-Петербургский Антоний

Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский.

Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особенным чувством обновляем в памяти Нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почивающего Родителя Нашего Императора Александра III, когда угасающий Царь, любимый народом, пожелал молитв и близости любимого народом молитвенника за Царя и Отечество. Ныне вместе с возлюбленным народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего, Мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события.

Будучи и по Собственному душевному влечению Нашему и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского делания.

Поручая Себя молитвам вашим, пребываем к вам благосклонны.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою начертано:

«НИКОЛАЙ».

Царское Село.

12 января 1909 г.

* * *

Определения Святейшего Синода

I. От 15-го января 1909 года, по Высочайшему Рескрипту на имя преосвященного митрополита С.-Петербургского по поводу кончины протоиерея Иоанна Ильича Сергиева

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленный преосвященным митрополитом С.-Петербургским Антонием данный на его имя, в 12-й день сего января, Высочайший Рескрипт Его Императорского Величества по поводу кончины протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Приказали: Выслушав представленный преосвященным митрополитом С.-Петербургским Антонием данный на его имя Высочайший Рескрипт Его Императорского Величества по поводу кончины протоиерея Иоанна Ильича Сергиева и, озабочиваясь достойным ознаменованием памяти этого великого светильника Церкви Христовой и молитвенника Земли Русской, Святейший Синод определяет: 1) напечатать означенный Высочайший Рескрипт в № 3-м «Церковных Ведомостей» текущего года; 2) поручить присутствующим в Святейшем Синоде преосвященным митрополитам С.-Петербургскому, Московскому и Киевскому в сороковый день по кончине отца Иоанна, 28-го сего января, совершить в Иоанно-Богословском г. С.-Петербурга женском монастыре, месте погребения почившего, заупокойную литургию, а после оной, по прочтении Высочайшего Рескрипта, полным составом Святейшего Синода, панихиду по усопшем; таковые же литургия и панихида должны быть совершены архиерейским служением и во всех соборах городов С.-Петербурга, Москвы и Киева; 3) предписать епархиальным преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведующему придворным духовенством сделать распоряжение о совершении в 28-й день сего января заупокойной литургии и панихиды по усопшем отце Иоанне по всем подведомым им церквам, а равно в церквах духовно-учебных заведений и церковных школ, с произнесением за литургиею соответствующего поминаемому событию поучения и с прочтением с церковного амвона, пред совершением панихиды, означенного Высочайшего Рескрипта, освободив на сей день учащихся названных заведений и школ от занятий; по кафедральным же соборам таковые богослужения должны быть совершены архиерейским служением; 4) установить на будущее время ежегодное в день кончины отца Иоанна, 20 декабря, совершение заупокойной литургии и панихиды по почившем во всех церквах Империи, поручив епархиальным преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведующему придворным духовенством сделать распоряжение об устроении в первую годовщину кончины отца Иоанна, 20 декабря сего года, внебогослужебных по вверенным им епархиям и ведомствам собеседований с предложением на оных чтений, посвященных памяти в Бозе почивающего Императора Александра Ш и молитвенника за Царя и Землю Русскую отца Иоанна Кронштадтского; 5) предложить епархиальным преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведующему придворным духовенством пригласить подведомое им духовенство к пожертвованиям на учреждение в духовно-учебных заведениях стипендий имени отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, поручив вместе с сим озаботиться приобретением для помещения в актовых залах духовно-учебных заведений портретов отца Иоанна; 6) поручить Учебному Комитету при Святейшем Синоде внести в программы духовных семинарий по гомилетике и практическому руководству для пастырей ознакомление воспитанников с биографией и пастырско-просветительной деятельностью почившего отца Иоанна и для сего преподать в объяснительной к программам записке соответствующие указания; 7) поручить преосвященному Архангельскому войти в суждение и представить Святейшему Синоду свое заключение об учреждении в г. Архангельске или на месте родины отца Иоанна училища пастырства имени почившего; только что учрежденное таковое же училище в городе Житомире, Волынской епархии, наименовать училищем в память отца Иоанна Кронштадтского, и 8) Иоанно-Богословский в г. C.-Петербурге женский монастырь, в коем покоится ныне тело почившего, возвести, чести ради, в первоклассный женский монастырь. Об изложенном, для должных исполнений, объявить епархиальным преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведующему придворным духовенством, а также Московской Святейшего Синода Конторе, по принятому порядку, пропечатав вместе с сим настоящее определение в «Церковных Ведомостях».

* * *

II. От 15 декабря 1909 года за № 143, о рассылке по церковным школам портрета почившего почетного члена Училищного Совета при Святейшем Синоде, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева

По указу Его Императорского Величества, Святейший правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Исполняющим обязанности Синодального Обер-прокурора, от 14 января 1909 г. за № 321, журнал Училищного Совета при Святейшем Синоде, за № 8, о рассылке по церковным школам портрета почившего почетного члена Училищного Совета при Святейшем Синоде, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Приказали: 20-го минувшего декабря почил о Господе присутствовавший в Святейшем Синоде почетный член Училищного Совета, настоятель Кронштадтского Андреевского собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. В его лице угас яркий светильник Церкви, не стало великого молитвенника земли русской. Он всего себя отдал на служение святой Церкви дорогой родины, всем скорбящим и страждущим. Благотворное пастырское влияние его простиралось на всю Россию и даже за ее пределы. Весь русский православный народ чтил о. Иоанна, как праведника, верил в его молитвы и предстательство пред Богом. Его знали даже в самых далеких, самых глухих уголках нашей родины, знали люди всяких званий и состояний, и для всех он был светочем веры и жизни. Тысячи людей не предпринимали ничего важного без его благословения и без мысли – одобрит ли это отец Иоанн Кронштадтский. Отовсюду несли к нему свои скорби, беды, сомнения и недоумения, прося его совета, помощи и наставления, и любвеобильное сердце о. Иоанна было открыто для всех. Его кончина, поэтому является великим событием в нашей Церкви и отечестве. Церковные школы с его кончиною также понесли тяжелую утрату. Живя с народом, почивший горячо любил все, что близко народному сердцу, – все для него высокое, святое, – любил и дорогую православному русскому народу церковную школу. Благодаря его щедрым пожертвованиям, возникли многие церковные школы и многие из них обеспечены собственными хорошими помещениями. В Архангельской епархии учрежден его имени особый неприкосновенный фонд, на средства которого содержатся несколько церковно-приходских школ. При таком значении скончавшегося протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, Святейший Синод находит весьма желательным сохранить память о нем в каждой церковной школе, посредством помещения в школе на видном месте его портрета, каковой портрет для подрастающего поколения будет постоянным напоминанием высокого подвига и значения почившего о. Иоанна, его всеобъемлющей любви, правды и преданности святой Церкви, дорогой родине и Престолу. В виду изложенного, Святейшим Синодом определяет: поручит Издательской Комиссии Училищного Совета напечатать 40.000 портретов почившего о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева и разослать их по всем церковным школам для помещения в каждой на видном месте, о чем, для исполнения, передать в Училищный Совет при Святейшем Синоде выписку, а для надлежащего руководства по духовному ведомству напечатать в официальной части издающегося при Святейшем Синоде журнала «Церковные Ведомости».

Святейший Синод определил: вменить в обязанность преподавателям гомилетики и практического руководства для пастырей в духовных семинариях ознакомить воспитанников при прохождении курса гомилетики с жизнью и деятельностью как вообще пастырскою, так и, в частности, проповедническою почившего о. Иоанна Ильича Сергиева, а при прохождении практического руководства для пастырей, вместе с изложением взгляда отцов и учителей церкви на пастырство и на его высокие свойства и обязанности, излагать и взгляд на тот же предмет о. Иоанна Сергиева на основании всех его творений и, прежде всего, на основании его «Жизни во Христе».

* * *

Во исполнение Высочайшей Воли, выраженной в Высочайшем рескрипте на имя преосвященного митрополита С.-Петербургского, от 12-го минувшего января, о необходимости сделать память об отце Иоанне Кронштадтском источником одушевления для будущих пастырей, и в целях возможно широкого распространения среди народа назидательных сочинений почившего пастыря, Святейший Синод определил: 1) издать пастырскую хрестоматию из творений почившего отца Иоанна в виде небольшой книжки с его изречениями о началах истинного пастырства – о пастырской проповеди, пастырской деятельности и личной жизни пастыря; 2) отпечатать для народных библиотек небольшую, понятную для самых простых читателей книжку, извлеченную из сочинений отца Иоанна для руководства к богоугодной жизни мирян, и 3) для приведения в исполнение сих постановлений образовать комиссию под председательством преосвященного финляндского Сергия, с представлением ему приглашать в состав комиссии членов по его усмотрению.

Канун 40-го дня кончины отца Иоанна Кронштадтского в Иоанно-Богословском монастыре

На тихой в обычное время Карповке оживление. Два верхних этажа красивого монастырского храма залиты огнем. Около монастыря съезд экипажей. В главной церкви торжественный парастас по в Бозе почившем приснопамятном отце Иоанне Кронштадтском. 27 января служил член Государственной Думы, преосвященный Евлогий, епископ Холмский и Люблинский, соборно с благочинным женских монастырских церквей, архимандритом Макарием, архимандритом Московского антиохийского греческого подворья, Игнатием, митрофорным настоятелем Петро-Павловского крепостного собора, прот. А. А. Дерновым и 9-ю священниками. Пели сестры обители. Во время утрени, всем богомольцам, по распоряжению матушки игуменьи Ангелины, были бесплатно раздаваемы свечи. Доступ в церковь был вполне свободный. Внизу, в склепе, беспрерывно служились панихиды около гробницы всемирного молитвенника, отца Иоанна Кронштадтского. Народ непрерывной лентой шел к его гробнице. Многие оставляли деньги на свечи, чтобы поставить их 28 января на канун около гробницы великого молитвенника наших дней. Немало богомольцев просили, чтобы их заупокойные записки были прочитаны лишь сегодня, во время общих панихид. На могилу привозилось много живых цветов. На торжественную литургию, ввиду небольшого, сравнительно, размера церкви, доступ был только по билетам. По окончании панихиды, которую совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, Московский и Коломенский Владимир и Киевский и Галицкий Флавиан, в сослужении членов Святейшего Синода, был обычный доступ публики к усыпальнице.

28 января исполнилось 40 дней, как в Бозе почил великий праведник, чудотворец и всемирный молитвенник, всенародночтимый митрофорный протоиерей, отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Прошло 40 дней, а память у общества о великом подвижнике веры и молитвы не только не угасла, но все более и более крепнет. Почитатели приснопамятного протоиерея с утра убрали его гробницу живыми цветами. Около гробницы образовался целый лес из хризантем. Церковь-склеп наполнилась ароматом душистых цветов...

Раннюю литургию в церкви-склепе совершили: митрофорный протоиерей, настоятель собора Петропавловской крепости, отец А. А. Дернов, благочинный монастырей, отец архимандрит Макарий, и друг. духовенство. Заупокойная литургия закончилась панихидой. Затем начались обычные панихиды по незабвенном Великом праведнике, дорогом батюшке отце Иоанн. Народ пошел непрерывной чередой. Когда наступило время поздней литургии, в церковь обители стали впускать только по билетам.

28 января, в сороковой день кончины великого молитвенника, митрофорного протоиерея, дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского в церкви Александровского Царскосельского Дворца в Высочайшем Их Императорских Величеств присутствии, в 2.30 часа дня, была совершена панихида.

Сороковой день по кончине отца Иоанна явился по преимуществу днем скорби и плача для города Кронштадта, с которым почивший сроднился, и где протекли все 53 года его пастырского служения. Заупокойное богослужение в этот день здесь соборно совершал преосвященный Владимир, епископ Кронштадтский. Накануне Владыкою в Андреевском соборе была отслужена заупокойная всенощная (парастас), и 28 января, в сослужении соборного причта, местного и приезжего духовенства, совершена заупокойная литургия и панихида, на которую вышло духовенство всех кронштадтских церквей. Умилительные песнопения панихиды с одушевлением исполнялись соединенным хором певчих всех церквей города. В тот же день духовенством Андреевского собора и кладбищенской церкви была отслужена панихида и по матери о. Иоанна – старице Феодоре – в усыпальнице ее на Троицком кладбище Кронштадта. Все кронштадтские бедняки в 40-й день по кончине о. Иоанна были щедро оделены милостынею и накормлены обедом на средства города, соборного старосты Я. К. Маркова и некоторых частных благотворителей. В основанном отцом Иоанном «Доме трудолюбия» была устроена поминальная трапеза для бедных за упокой души почившего. Всех обедов в Кронштадте в этот день было отпущено более 5.000.

28 сего января, столица, а с нею и вся святая православная Россия молитвенно воспомянула незабвенного Кронштадтского пастыря, митрофорного протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, по случаю сорокового дня со времени его кончины.

В Исаакиевском кафедральном соборе заупокойную литургию совершал преосвященный Гдовский Кирилл, в сослужении чередного архимандрита Митрофана, соборного и прочего духовенства, во главе с митрофорным кафедральным протоиереем И. А. Соболевым. Перед панихидой, в служении которой принимали участие и представители многих других храмов столицы, преосвященный Кирилл, близко знавший отца Иоанна по служению своему в Кронштадте, и глубоко уважавший его, с особым воодушевлением в похвалу в Бозе почившего и в назидание всем нам посвятил прекрасное слово, заключив оное пожеланием, чтобы добрая память о дорогом батюшке отце Иоанне и славные советы его пребывали в долготу дней. Величественнейший храм столицы, больше чем наполовину, был переполнен богомольцами, стоявшими за панихидой с возженными свечами и коленопреклонно молившимися при пении: «Со святыми упокой…» и «Вечная память».

В Казанском соборе заупокойную литургию и после нее панихиду совершал Преосвященный Нарвский Никандр, при участии целого сонма монашествующего и белого духовенства.

В придворном Петропавловском соборе С.-Петербургской крепости, – усыпальнице Российских Императоров, – заупокойную литургию и панихиду совершал преосвященный Митрофан, епископ Гомельский, член Государственной Думы. Перед панихидою настоятель собора, митрофорный протоиерей А. А. Дернов, обратился с церковной кафедры к многочисленным богомольцам с одушевленным назидательным словом, в котором упомянул, что именно в Петропавловском соборе почивший отец Иоанн воспринял 53 года тому назад (12 декабря 1855 года) благодать священства от рук преосвященного Христофора, епископа Ревельского, викария С.-Петербургского митрополита. И эта благодать столь действенно проявлялась в нем во все продолжение священнического служения его на земле – в многочисленных действиях, в благотворной молитве, в даре исцелений и во всем великом подвиге его жизни во славу Божию...

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, при огромном стечении молящихся, заупокойная литургия и панихида по отце Иоанне совершались преосвященным Арсением, архиепископом Псковским, членом Государственного Совета, в сослужении многочисленной братии обители. По окончании богослужения лаврская братия собралась на поминальную трапезу; вместе с тем, лаврою, в память почившего пастыря, были устроены поминальные обеды для бедняков столицы в неограниченном количестве. Кроме того, по распоряжению митрополита Антония, при всех приходских церквах Петербурга были устроены поминальные трапезы для бедняков в местных благотворительных столовых.

В Александро-Невской церкви Училищного Совета при Святейшем Синоде, в присутствии членов Совета, педагогического персонала и учащихся образцовой школы при Совете, было совершено заупокойное богослужение по усопшем отце Иоанне, почетном члене Училищного Совета. По прочтении Высочайшего рескрипта, пред панихидою председательствующий в Совете протоиерей П. И. Соколов с теплым чувством произнес следующую назидательную речь.

«Мы только что выслушали, – говорил почтенный проповедник, – милостивые слова нашего общего Отца, Государя Императора, призывающего верных чад своих к молитвенному поминовению всеми любимого и всеми чтимого батюшки – о. Иоанна Кронштадтского. Скорбит православная Русь о своем добром батюшке, и эту скорбь всею глубиною души разделяет с нею ее державный Вождь. Знаменательное единение Царя с народом, умилительное, показывающее, что Царь и народ понимают один другого, единомышленны. Это великое счастье для страны. В этом будущность России, ее мощь и слава. Этому так много учил, об этом болезновал покойный батюшка, и это теперь есть, несомненно, плод его пастырских трудов.

Из ветхозаветной истории мы знаем, что когда народ еврейский забывал Бога, переставал слушаться Его велений, жил не по заповедям Божиим, а по влечениям своих страстей, Господь лишал его Своего покровительства, отнимал у него святых пророков. Господь в таких случаях поступал с непослушным народом так, как делают благочестивые родители с упрямыми и непокорными детьми, – предоставляют их самим себе, дабы на собственном опыте познали, как многоценны помощь и попечения родительские. Не то же ли, братия, происходит теперь с нами? Не наши ли грехи, не наше ли неверие и ослушание повинны в том, что Господь взял от нас одного за другим светильников веры и благочестия. Был у нас батюшка, о. Амвросий Оптинский, которой своим, Богом данным ему даром прозрения, многие тысячи людей отвратил от роковых ошибок, бед и несчастий. Был Богомудрый затворник Вышенский, епископ Феофан. Он своими сочинениями и своей перепиской с тысячами людей светил на всю Россию, – учил, наставлял и укреплял в вере и праведной жизни. Сколько людей, благодаря этим богоносным мужам, спаслись от гибели, возвратились на путь правды, укрепились в истине! Но их нет. Их взял от нас Господь Бог. После них оставался долгое время один чрезвычайный светильник веры о. Иоанн Кронштадтский. Ему Господь дал, кроме учительства, особый дар молитвенный. По его молитве исцелялись многие от недугов своих. К нему прибегали за молитвенною помощью со всех концов России люди всех положений. За всех он молился, всех утешал, всех наставлял. К нему до известной степени, приложимы слова пророка, сказанные о Мессии: «Той недуги наши прият и болезни понесе», (Мф.8:17).

Но вот и батюшки о. Иоанна нет среди нас. Уже 40-й день, как он взят от нас, взят затем, чтобы мы сильнее, резче почувствовали, сколь сладка для нас близость Божия, являемая нам чрез Его особых избранников. Теперь мы сиры: некому нам на земле повергнуть печаль свою, не у кого просить помощи. Господь взял Своих чрезвычайных посланников и не заменил их другими. Не сберегли мы свое сокровище, сосуды Божией благодати. Не внимали их слову, шли за иными учителями, потворствовавшими страстям нашим. Теперь не слышны грозные обличения неправд наших. Что же, лучше ли нам от этого стало? Нет, общая скорбь о почившем батюшке служит ясным тому доказательством.

Внемлем же сей скорби и притецем к покаянию. Помолимся об упокоении души усопшего батюшки о. Иоанна и попросим его, да испросит он нам милость у Господа; да воздвигнет нам Господь новые, чрезвычайные сосуды Своей благодати. Аминь».

28 января, в сороковой день кончины великого праведника, чудотворца и всемирного молитвенника, дорогого батюшки, митрофорного протоиерея о. Иоанна Сергиева Кронштадтского, «С.-Петербургским Телеграфным Агентством» получены телеграммы о совершенных заупокойных литургиях и панихидах из Валок, Вознесенской, Кубанской обл., Киева, Новочеркасска, Одессы, Орла, Пятигорска, Ревеля, Севастополя, Симферополя, Ставрополя, Томска, Тулы и Уфы. В Валках учащиеся церковных школ были освобождены от занятий: в Ставрополе были освобождены от занятий служащие в губернских учреждениях и учащиеся; в Симферополе и Уфе на заупокойных богослужениях присутствовали учащиеся начальных и средних учебных заведений; в Туле в зале городской управы происходило общее собрание просветительного братства имени Иоанна Предтечи, посвященное памяти великого праведника, дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского.

* * *

В Бозе почивший всероссийский молитвенник о. Иоанн Кронштадтский особенно любил родное село Суру, Пинежского уезда, Архангельской епархии, и своих земляков; почти ежегодно посещал он свою далекую родину и всячески заботился о благосостоянии сородичей своих. Основав здесь женскую обитель во имя св. Иоанна Богослова, о. Иоанн воздвиг в с. Суре и благолепный каменный приходской храм, с хорошими домами для членов причта церковного, построил каменное здание для местной церковно-приходской школы и потребительскую лавку, соорудил пароход, механический завод и многое другое для удовлетворения насущных нужд местного населения. Кроме того, любвеобильный пастырь щедрою рукою раздавал денежные пособия крестьянам Сурской волости на обсеменение полей, при выдаче их дочерей в замужество, на постройку домов после пожара и на другие нужды в бедном сельском быту. Трогательно было выражение скорби земляков о. Иоанна в 40-й день по кончине всею Россией оплаканного пастыря-праведника – 28-го января 1909 года. Молитвенное поминовение о. Иоанна совершалось в соборе Сурской обители, где торжественную заупокойную литургию служило совместно монастырское и приходское духовенство. Обширный храм был переполнен богомольцами, часть их стояла и под открытым небом.

После литургии, в храме, с амвона был прочитан Высочайший рескрипт об увековечении светлой памяти о. Иоанна, и, вслед затем духовенство, сестры обители, с игуменьей Порфириею во главе, и все многочисленные богомольцы, с крестным ходом и пением 17-ой кафизмы, двинулись к тому домику, в котором родился в семье бедного причетника и вырос о. Иоанн, и который представляет собою обыкновенную курную крестьянскую избу. В крестном ходе были несены духовенством наперсные кресты и митра о. Иоанна, еще при жизни подаренные им на память своей обители. Здесь-то, в родном о. Иоанну домике, особенно трогательно звучали церковные молитвы о вселении некогда тут обитавшего «новопреставленного протоиерея Иоанна во дворы Господни»...

5-го февраля, в день памяти святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца, раннюю литургию в церкви-склепе Иоанновского монастыря на Карповке совершал член С.-Петербургского Духовного Цензурного Комитета Архимандрит Александр. После литургии архимандритом Александром было произнесено слово, в котором проповедник, вспоминая подвиги празднуемого в этот день святителя Феодосия, ревностного борца за православие от натисков католичества в смутное время России, угодившего Богу подвигами и прославленного даром чудотворений, сопоставил жизнь и деятельность сего угодника Божия с жизнью и деятельностью в Бозе почившего пастыря о. Иоанна, тоже ревностно оберегавшего православие от нападений еретиков и сектантов в смутную годину России, просиявшего великими молитвенными подвигами и прославившегося чудотворным даром целить недуги душевные и телесные всех, верою притекающих к нему. По окончании литургии архимандритом Александром при участии сослужившего ему духовенства, над гробницей дорогого батюшки была совершена панихида. Церковь-усыпальница была переполнена молящимися.

Служение единоверцев. 5 февраля, в Иоанновском женском монастыре позднюю литургию совершил преосвященный Гдовский Кирилл с единоверцами всех петербургских церквей по особому единоверческому чину, на особых просфорах и по особым книгам. Как известно, преосвященный Гдовский Кирилл состоит благочинным всех петербургских единоверческих церквей.

* * *

Увековечение памяти дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского в Саратовской епархии

По мысли и благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Гермогена, во всегдашнюю память Всероссийского молитвенника, батюшки о. Иоанна Кронштадтского, в Саратовской епархии открываются следующие учреждения.

1) «Казанский Иоанновский мужской общежительный Скит» в местности «Городок», близ ст. Сюзюм Сызр.-Вязем. ж. д. при сел. Ниж. Липовке, Кузнецкого уезда, на границе Пензенской губ., на месте пребывания Чудотворной Иконы Казанской Божией Матери и целебного источника, издавна благоговейно чтимого окружным населением.

2) открывается «Иоанновское Церковно-Пастырское Попечительство о бедных Саратовской епархии», для оказания помощи нуждающимся как в г. Саратове, так и во всех местах губернии.

* * *

Гробница великого молитвенника земли Русской уже начала озаряться лучами его загробного прославления, многочисленными чудесами... Уже целая литература существует относительно этих чудес, и мы здесь из многого упомянем лишь немногое.

Крестьянка Матрона Вас. Иванова, живущая по 4-й Рождественской улице, дом № 9, кв. 8, – рассказывает о своем чудесном исцелении по милости Божией и по вере ее в силу молитв о. Иоанна Кронштадтского.

10 лет тому назад Иванова заболела ревматизмом. Болели обе руки, особенно же левая, так что больная не только не могла работать, но, лежа в постели, иногда не могла сама покрыть себя одеялом; к этому присоединились страшные боли. За эти 10 лет Иванова обращалась ко многим докторам: в Георгиевской общине сестер милосердия к известному доктору К. А. Соколову, в Троицкой общине к доктору Е. И. Баженову, в Мариинскую больницу, где пользовалась массажем. Врачи прописывали лекарства для втирания и внутреннего приема; доктор Соколов советовал, кроме того, ванны, но помощи от лечения не замечалось. Иногда боли затихали, но не только работать, а и двигать руками и пальцами больная могла лишь с большим усилием. Доктора утверждали, что ревматизмом поражены суставы костей и что болезнь стала неизлечимою.

Так продолжалось до нынешнего года. На Масляной неделе, рассказывает Иванова, я видела такой сон: «Вблизи нашего дома стоит карета и около нее толпится народ. Я спросила, что такое? Говорят, здесь батюшка (о. Иоанн Кронштадтский). Вижу, что, действительно, в карету сел батюшка и поехал; я побежала, ухватилась за карету и говорю: благословите и помолитесь за меня, батюшка! Он благословил. И карета исчезла. Я проснулась. В тот же день я решила побывать в Иоанновском монастыре и попросить у батюшки благословения и святых молитв, как бы у живого, веруя, что молитвы его у Престола Господня теперь еще сильнее, чем при жизни. Бог привел мне исполнить это решение. Вместе с одной знакомой, пришла я в церковь-усыпальницу, простояла панихиду, после которой взяла масла из лампады у гроба батюшки; кроме того, одна монахиня, – спасибо ей, – дала листочек от цветов, которыми окружена могилка. Возвратившись домой, я стала натирать больные руки этим маслом и листочком, и на другой же день почувствовала большое облегчение. Пальцы стали свободно сгибаться и разгибаться; боли прекратились. В течение поста я несколько раз была в монастыре, причащалась св. Таин, и теперь, когда бывает скучно или тяжело, направляюсь к дорогой могилке, у которой всякое горе облегчается.

Благодарность моя безгранична. Сколько я лечилась, последние гроши тратила на лекарства; ничто не помогало. А теперь я все могу делать! Так дорогой батюшка без денег меня вылечил», – простодушно сказала старушка.

Иванова закончила свой чистосердечный рассказ уверением, что ее родные и многие знакомые могут подтвердить справедливость ее слов о том, как тяжко она страдала в долгий период своей болезни, а теперь здорова по милости Божией.

* * *

Жена городового первого участка Васильевской части, 37-летняя женщина Христина Чижавка, долго страдала болезнью почек. 7 августа 1908 года она была помещена во Французскую больницу. Болезнь ее не поддавалась излечению. В декабре она, не чувствуя никакого облегчения, выписалась из больницы.

Вскоре скончался Кронштадтский пастырь, о. Иоанн Ильич Сергиев. Узнав о кончине его, больная захотела попрощаться с покойным. С большим трудом удалось ей проникнуть в Иоанновский монастырь, попрощаться с великим молитвенником наших дней и горячо помолиться об облегчении своих страданий.

Вернулась домой Христина облегченная душой и физически. С этого дня болезнь стала проходить, здоровье ее начало восстанавливаться.

18 марта 1909 года Христина была в Иоанновском монастыре уже совершенно здоровая. Горячо молилась она во время панихиды, а после нее поведала сестрам обители о милосердии Божием, явленном к ней.

Христина Чижавка проживает в д. № 13, по Большому пр. Васильевского острова.

19 апреля 1909 года в Иоанновский монастырь привозили четырехлетнюю девочку Анну Каптелкину. Родители ее рассказали, что у девочки болели ноги, и она не могла ходить. Лечение не помогало. Тогда родители, слыша рассказы о великой силе молитвы о. Иоанна Кронштадтского, помазали ножки девочки маслом, взятым из неугасимой лампады, теплящейся у гробницы батюшки, и девочка в тот же день твердо встала на ноги и пошла. Во время панихиды девочка стояла и, как умела, вместе с родителями благодарила Господа за такое чудесное проявление Его милости, по молитвам батюшки о. Иоанна.

Каптелкины проживают в д. 20 по Херсонской ул., в С.-Петербурге.

Пусть же чаще православный русский народ усердно молится у гробницы великого молитвенника земли русской.


Источник: Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / Сост. Н.И. Большаковым. - [Репр. изд.]. - Санкт-Петербург : Царское дело, 1999. - 855 с.: ил. (Серия "Духовное возрождение Отечества").

Комментарии для сайта Cackle