Источник

Сентябрь 1878 года

1 сентября. Новый церковный год. Святые воздержанием, бдением, молитвою смирением стяжали сердечную чистоту. И ты подражай им, если хочешь всем сердцем стяжать чистоту сердца.

Благодарю Господа за высокое духовное наслаждение от чтения канона богослужебного и пения стихир, положенных на 1-е сентября. Благодарю Господа за спасение души моей от грехов во время утрени и после нее, когда я возроптал на протоиерея и иереев наших за утайку доходов и за малые труды по приходу. Как злобная пчела, уязвила меня в сердце злоба диавольская, и я почувствовал крайнюю скорбь и тесноту с жжением. Покаявшись глубоко Богу, получил спасение, мир, свободу.

После обедни и вечерни. Божиею благодатию литургию служил благоуспешно и с дерзновением, причастился животворно, ощутив в персях своих Бога живого, чудно оживившего меня. В гимназии благополучно в первом и восьмом классе. Покушав и попив после обедни у Волковой, я тем одебелил крайне сердце мое и душу мою, бывшую столь чистою, тонкою, мирною, блаженною после литургии и причастия Святых Таин. Не надо после обедни есть и пить, разве чай.

2. Горе мне от сластей моих, от лакомств моих: враг одолевает меня из-за них, сластьми палит мя, возбуждает злобу и негодование на настоятеля, когда он приходит в церковь при служении мною утрени, как сегодня. Только благодатию Божиею я победил злобу в конце канона, но на первом часе при говорении молитвы Христе, Свете истинный он меня опять одолел, я не мог препобедить возникшей неприязни к настоятелю и потом сказал сам в себе, что демон лютейший дан ему и сидит в нем. И в сем согрешил, сваливая свою проказу на него. Излишний сладкий чай вреден для благочестия: разжигает блудное сластолюбие.

3. Воскресение. Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, яко меня, немощного, препоясал еси силою после Евангелия на литургии вчера, 2-го сентября, и особенно после причащения Святых Таин, имиже чудно оживил меня еси; благодарю за дарование великой победы над духом злобы, искушавшим меня по причащении женщин (на малоумную Феоктиду, красную всегда).

Господи! Благодарю Тебя, яко очищал еси мои внутренние блудные поползновения в покаянии моем. Чиста мя соблюди до конца дней моих, Господи!

Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты, смерти сердечной, постигшей меня за недоброжелательство императору германскому Вильгельму при чтении газетного известия о его выздоровлении.

4 сентября. Благодарю Господа за чудеса Его милосердия, благопослушества, скоропослушества, благоуветливости и благопременительности и всесильной помощи пред венчанием и во время и после венчания Григория Степановича Севаскевича в Технической церкви святителя Николая Чудотворца. Враг бесплотный смертельно дохнул по обычаю в душу мою, внес в нее боязнь, страх, стыд, срамоту, тесноту, но я припал с верою и надеждою в покаянии к престолу благодати, и все козни врага разрушились – я оживился, умиротворился, распространился в сердце благодатию Христовою, утешился, укрепился, возрадовался, стал благонадежен и венчал свадьбу с дерзновением великим. Опять возмогал враг (по чтении Евангелия брачного), и опять побежден был неоднократно.

Благодарю Господа за избавление меня от внутренней неприязни к товарищу священнику Петру Ал. Клепачевскому во время утрени; я покаялся во глубине души, и помиловал меня Господь. О, да не гнездится во мне грех ни в каком виде, да буду чист от всякого греха, Господи, яко образ Твой.

5 сентября. Благодарю Господа, совершившего во мне именем Своим величайшую победу, величайшее избавление от козней адских невидимых врагов, наведших на меня смущение при чтении присяги присяжным заседателям в Окружном суде и люто уязвлявших меня, минут на десять. Я каялся, молился, призывал усердно имя Господа, и Он державно и сладостно избавил меня, даровав мне мир и пространство.

Во время вечерни неоднократно спасал меня Господь от духа неприязни к товарищу отцу Петру Клепачевскому и подражнения154 его; особенно Господь дивное спасение явил во мне от повторившейся неприязни к отцу Петру в доме Корали, квартире №1 пред молебном. О, сколь сладко было спасение Господа от тесноты и скорби! Радостно благодарил я долго Господа. Наконец, Господь милостиво спас меня от блудного поползновения сердца в квартире священника Технического училища Петра Преображенского при виде сторонней приятной девицы, за покаяние и усердное призывание Его имени. Слава Богу! Да возненавижу вселестный, смертоносный грех, да возлюблю добродетель. Благодарю Тебя, Господи, яко милостиво внемлеши мне, червю Твоему, долготерпиши мне, избаляеши мя, спасаеши, очищаеши, освящаеши, просвещаеши, благоухавши святынею Духа, утверждавши, просвещаеши (то есть даешь познать прелесть, гибельность, нелепость, мерзость греха и истину, красоту, пользу и спасительность добродетели, правду, истину, благость, всемогущество, премудрость и вездесущие Божие и пр.)

6. Согрешил пред Богом, пред людьми и пред собою, пив много вина, в гостях бывши у капитан-лейтенанта Якова Аполлоновича Гильдебрандта вечером сего числа. На следующий день было нехорошо: оскудела сердечная жизнь и сила и при пении молебна у крестьянина Рудакова на словах Евангелия и ины овцы имам, яже не суть от двора сего [Ин.10:16]... несколько раз усиливался, чтобы выговорить, – враг запинал. Но дальше всё хорошо.

Что такое наши газеты? – Скорбный лист: в них вписано стенание жалости и горе, то явные, то тайные интриги держав одна против другой, то войны, то возмущения, то пожары, то убийства, крушения страшные на суше и на море, то самоубийства, и притом пречастые, из-за причин иногда ничтожных, из-за неудовлетворенной страсти или из бедности и гонения и пр., то заразительные болезни, то голод страшный, уничтожающий десятки тысяч народу, то наводнения разрушительные, то ужасная смерть от несчастных бедственных случаев и прочее и прочее. Горе живущим на земле.

Вследствие излишнего употребления пищи за обедом (мясо, щи, жаркое) и за чаем вечером (с булками) и за ненуждою их для организма, всю прошлую ночь я проворочался от зуду сильного и от порчи соков и крови. Воздержание и пост, если хочешь покойного сна, да сильный труд. Испуг тоже подействовал (прислуга тихо вечером подошла).

8-го сентября. Благодарю Господа за избавление меня по молитве покаяния от внутренней смерти и притом не за однократное, а за многократное по причине частых падений моих в смерть во время ранней обедни: так я немощен и грешен, многогрешен, будучи идолослужителем в небесной, превысочайшей вере Христовой! Не будьте также идолопоклонниками, сказано, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть [1.10:7]. Благодарю Господа за оживотворение пречистыми, пренебесными, животворящими Тайнами по причащении их. Ах, Господи! Не в смерти ли сущими жизнь Твоя Божественная наипаче познается? Как и святой апостол Павел говорит: Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей [2.4:11]. Благодарю Господа, даровавшего мне торжествовать верою и молитвою горячею на молебне у господина Шаумана в доме компании Григорьева. Тут был директор Технического училища Зеленый, староста Никитин, Григорьев, Мендель и другие военные и светские люди.

Десять часов вечера. Благодарю Господа, скоро послушавшего меня, когда я был в тесноте и беде душевной, начавшейся в храме во время всенощной, продолжавшейся с полчаса, когда я шел из церкви и пришел в квартиру благочестивой вдовицы и у ней находился, – когда я усиленно молился, Господь спас меня вскоре, и сладостно было спасение Его, премирно. Я ревновал о том, что младшему священнику, студенту Академии, дано вдруг много уроков в женской гимназии (двенадцать уроков в неделю) с оставлением в приготовительном классе мужской гимназии (четыре урока).

9-го сентября. Вчера я согрешил – ел скоромное (кроме мяса, масла и сыру) на закуске у фотографа Шаумана после молебна (бланманже), пил вина, между прочим шампанское, а вечером, в другом месте опять ел плоды и пил вино, а вчера была пятница. Что же вышло? Сегодня плоть моя беснуется блудом, вчерашние сласти собрались в моих чреслах и беспокоят меня. Но даруй мне, Господи, благодать попрать сласти и впредь хранить пост. Пресвятая Владычице Богородице! Помилуй меня, против Тебя согрешившего. Вчера сняли портреты у Шаумана собравшиеся гости, в их числе и я.

После полудня в четыре часа. Видел я много раз спасение именем Твоим, Господи, в бытность в гимназии и вне ее, когда я был утесняем врагами невидимыми при ревновании о том, что младший иерей Клепачевский занял много уроков в женской гимназии, да и в мужской не оставил в приготовительном классе. Я познал суету своей ревности, нашел достаточным заниматься в семи классах и молил добре исполнять свое дело, с ревностию – довольно и здесь дела.

10. Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою неизреченную и даровавшего мне, величайшему грешнику, благодать слезного умиления при совершении литургии поздней в Думской Успенской церкви, оживотворившего меня Святыми Своими Тайнами и даровавшего произнести с дерзновением слово на текст «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть» [Ин.3:16–21] архиепископа Казанского Григория155.

11. Понедельник. Утро. Благодарю Господа, спасшего меня неоднократно от блудного поползновения, действовавшего при нескромном взгляде на девические груди; за молитву немедленного покаяния Господь избавил меня по великой Своей милости, спасал от тления сладострастного. Да памятую, что всякий христианин должен быть храмом Святого Духа и членом Христовым, членом Святой непорочной Церкви Божией, и да берегу себя и других во святыне.

Утро. Десять часов с четвертью. Благодарю Господа, удивившего на мне спасение Свое в час сей по молитве покаяния моего в грехе ревности неправедной на настоятеля, якобы отстраняющего братию свою от панихид и отпеваний умерших. Довольно ми суть по преизбыточествию, яже даровал еси мне, Господи!

Господи! Благодарю Тебя, яко с преизбытком возвратил еси мне долги должников моих в сто и пятьдесят и меньше рублей. О, дивная правда Божия! О, щедроты Божии!

Увы! Я человек стяжательный, ибо принимаю от доброхотов даром и деньги, и одежду, и даже плоды и лакомую пищу печеную! Увы мне, грешнику! Хотя я и подаю милостыню ежедневно нищим, но и получаю за то воздаяние от Бога. Не осуди меня, Господи, за сие и даруй мне усугубить мою милостыню своим и посторонним. (Надо послать Фиделину дьячку, Малкину, Филиппу Васильевичу Данилову.)

Благодарю Господа, избавившего меня от величайшей тоски, тесноты и скорби около одиннадцати часов дня в доме Лаского в Сайдашной улице. Помолился я усердно Господу пред молебном и получил величайшее спасение, возрадовавшее меня. Слава Тебе, многомилостивому, всеблагому, благопослушливому, скоропослушливому, благоуветливому и благопременительному Богу нашему!

Вечером после обеда вследствие рыбной пищи (сига жареного) и щей мясных с капустой приступал ко мне весьма сильно демон блуда, разжигал во мне похоть, и я много раз огребался от него покаянием и молитвою, и Многомилостивый спасал меня.

Я, освященный благодатию Святого Духа совершитель Святых Таин Тела и Крови Христовых и прочих святых Таинств, да дорожу этой святыней и живу свято, праведно и да освящаю усердно людей Божиих. Да бежит от меня всякая нечистота, да [мерзит] она мне. Чрезвычайно велико положение священника, примирителя людей с Богом, освятителя, учителя, руководителя к жизни вечной.

12. О красота благочестия! О сладость благочестия, сладость вечная, да не променяю тебя никогда на красоту и сладость плоти и мира временную, увядающую.

Девятый час вечера. Благодарю Господа, троекратно избавившего меня от блудной наклонности по молитве покаяния моего, по самоосуждению, самообличению. Какой мир, какая свобода, какая легкость духа правого, оправданного благодатию Христовою!

Не у Владимира ли Михайловича моя книга толкования Златоуста на Евангелие от Матфея?

13. Утро. Благодарю Тебя, Господи, яко и нощию помиловал еси меня, когда я пробудился и помыслы, и чувства страстные смутили меня. Я воззвал к Тебе в покаянии, и Ты услышал меня, бодрый, недремлющий, и избавил меня от них.

Царствия Твоего ради во мне даждь мне, Господи, не ясти мяс, ибо грубеет крайне сердце от них.

Благодарю Господа, опять спасшего меня от блудной наклонности в сердце и умирившего душу мою, смятенную и умерщвленную грехом поползновения. Одиннадцать часов дня.

После всенощной. Дьячок Никитин был пьян и намеренно не пришел к всенощной; смущение довольно тяжкое. Благодарю Господа, много раз избавлявшего меня по молитве покаяния, много раз во время всенощной даровавшего вместо смятения мир, вместо тесноты – пространство, вместо боязни мужество, вместо страстей – тишину, правду Божию.

Наемный дьячок Никитин, несмотря на мою просьбу поутру прийти вовремя к всенощной в Успенскую церквь, совсем не пришел к ней по капризу и из-за пьянства своего. Не брать его никогда служить с собою. Да будет он мне чужой.

14. Множество искушений от супостата перенес я сегодня по грехам моим, особенно из-за чревоугодия: во-первых, враг низлагал меня при говорении ектений и возгласов, отпустов при выносе покойника, сына досмотрщика; во-вторых, в церкви, пред совершением проскомидии враг теснил меня нещадно, но Господь избавил по молитве моей; при совершении проскомидии всего меня сделал страстным, земным, алчным из-за малых просфир, когда бы мне надо было быть всему небесным, премирным.

Почти всю обедню я был крайне неспокоен, взволнован из-за телесного пристрастия к земным вещам, я чувствовал, как демон мирского пристрастия обвился по ребрам моим, делая пакости в сердце моем, бодая, терзая, жаля меня, смущая и тесня, но многократно Господь и спасал меня, кающегося. В причащении я, мертвый, чудно оживотворился пречистою Кровию Господа. На великом входе враг низложил меня, умертвил дух мой – не выговорил я имен царской фамилии, посрамился. Проповедь Преосвященного Григория156 произнес с одушевлением, молитву заамвонную прочитал без запинки вражией.

Благодарю Господа, многократно спасавшего меня сегодня от блудного жала, смертельно жалившего меня, многострастного, сластолюбивого. Я каялся, молил о помиловании и скоро получил милость Владыки и Спасителя и Судии моего.

Священник должен быть проникнут искренним желанием спасения души своей и всех пасомых, всех людей. Это желание должно быть, так сказать, ежедневно его пищею. Его утроба должна быть утробою Христовою, преисполненною любви ко всем самой бескорыстной. При добрых средствах к жизни он должен отложить всякое житейское попечение.

15 сентября. Я вчера был в аду или в подобии ада: я был у бесноватого, – ужас какое мучение, сквернословие, хуление, какие корчи! Какие биения! Ударения, окровавления!

После ранней обедни. Опять я сегодня в великом смущении во время проскомидии, да и литургии вообще, по поводу очень маленьких просфир, доставленных для проскомидии для служения; опять негодование, неприязнь, зависть просфирнице, что выручает себе много барышей на просфорах. Мне бы надо быть совершенно проникнутым от Духа Святого, человеком небесным, горняя мудрствующим, презирающим плоть и мир, не о хлебе земном пекущемся, а о хлебе истинном, небесном, а я был проникнут духом мира, духом мирских пристрастий: алчностию, завистию, неприязнию к ближнему, был человеком землеретным, бесовским, духа небесного не имеющим, духа благочестия, мира, кротости, смирения, умиления, незлобия, духа спасения, умиления, довольства. Как всё в жизни и служении нашем враг бесплотный извратил и извращает непрестанно, ставя всё вверх дном в сердцах наших! Как необходимо нам распинать плоть со страстями и похотями! Но благодарю Господа, многократно спасавшего меня от козней противника во время литургии и сподобившего меня причаститься животворно пречистых и животворящих Таин Его.

Благодарю Господа, спасшего меня величайшим спасением в гимназии (в восьмом классе по входе в него) именем Своим, верою вселенным в сердце моем. Целый час я томился от врага и неприязни к соучителю Удальцову за невнимание совершенное ко мне, несоблюдение житейского приличия здорованья. Благодарю Господа, спасшего меня великим спасением дома пред вечерней от блудного поползновения в сердце моем, жестоко меня теснившего. Благодарю, и ныне спасшего меня в час сей одиннадцатый вечера.

16. Благодарю Господа, начавшего миловать меня, кающегося и молящегося Ему с раннего утра в церкви во время утрени, в квартире именинницы Евфимии в доме Стребулаевой в восемь часов утра (по поводу смущения от взятых на подбой воздухов (покровов) братских денег рубля серебром); в моей квартире – по поводу поползновения нечистого; скоро, скоро слышит меня всегда Господь, когда я во глубине души и искренно каюсь Ему, и скоро, скоро оживотворяет меня, часто умерщвляемого грехом. Славлю Господа, избавившего меня от растления страстьми и хранящего меня в нетлении. О, сколь это милостиво, сколь дорого, сколь радостно и благонадежно впредь!

Во сне на нынешний день (16 сентября) видел духовного змия с предлинным, острым, торчащим жалом, которым он, сидя где-то внутри, искал ужалить меня, но я по милости Божией был далеко от него, и он не достал меня, хотя с быстротою молнии пустил оное. Избавь меня, Господи, от жала его душетленного, избавь и всякого человека.

Отец Павел Трачевский, будучи очередной, не пошел к требе, когда его звали, а послал человека ко мне, чтобы я сходил причастить больную в доме приходского попечительства. Но если бы позвали его в другие места, повыгоднее, то он пошел бы немедленно, как и ходит. Его редко зовут к требам, и при всем том он уклоняется от них, а получает почти вдвое сравнительно со мною. Отец Клепачевский, младший священник, тоже мало ходит к требам, получая наравне со мною. Где же справедливость? Такое обстоятельство не может быть оправдано и изречением друг друга тяготы́ носите [Гал. 6:2], потому что они не носят моей и ничьей тяготы. Что же? Не справедливо ли было бы получать священникам по своим трудам каждому, а не по чинам? А то иной в поте лица ест хлеб, а другой – спя и почивая до девяти и десяти часов утра. (Справиться в Петербурге, как священники поступают с доходами, получаемыми не от прихожан, а вне прихода, единственно по знакомству приглашаемого лицами из другого прихода.) Избытки от треб не в приходе (от моряков) отдавать нищим во исполнение слов Апостола: только чтобы мы помнили нищих [Гал.2:10]. Что особенно обидно на настоятеля и иереев соборных, это то, что в приходском попечительстве не принимают участия. Суди им, Боже! Да не преполовят они дней своих за неблагочестивость, жестокосердие и немилосердие! Аминь! Буди! Да востанут иные, милостивые поистине!

17. Мне менее всего нужно пищи и питья по летам моим и по образу жизни, и между тем меня везде пичкают пищей и питьем. Не надо, я должен иметь характер, самообладание и не подчиняться всякому в требовании телесном. Богу угождать, а не человекам, ибо я храню живущего во мне Святого Духа.

Воскресение 17 сентября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать с ревностию совершить утреню и раннюю обедню и сказать краткое поучение своего труда. Испытал сильное приражение духа злобы в приложении к Параскеве Ильиничне Андреевой за ее сибаритство157 и неподаяние милостыни в попечительство и бедным, но победил безумную злобу благодатию Христовою. Слава Богу! Причастился животворно. За молебном водосвятным в церкви враг теснил и смущал, но был отражен силою Христовою во мне. Весь день я провел в требах благополучно. Служил с великим дерзновением.

18 сентября. Понедельник. Во время утрени Господь двукратно совершил во мне чудо Своего милосердия и Своего оживотворения. Я ощутил ясно, как струи жизни присносущной Духа Святого излились в сердце мое и изгнали смерть и муку, внесенные в душу злобою и коварством диавола, и весьма утешился скорым избавлением Господа. Во время литургии также Господь победил во мне Своим милосердием множество грехов моих и помог стать выше диавольской злобы. Причастился животворно, на радость. Слава Богу! Да текут во мне всегда струи Божественной жизни! Я всегда в смерть предаюсь, да и живот Иисусов явится в мертвенной плоти моей [2.4:11].

Господи! Помяни по милости Твоей беснующегося раба Твоего Иоанна (Андреева) и избави его от горьких и свирепых бесов ради имени Твоего. Буди!

20. Среда. Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени от убийственной неприязни к настоятелю по молитве покаяния, а во время обедни от убийственной напасти вражией по поводу крайне малых просфир для мирян, изготовленных просфирницей Ярославцевой. Эта напасть постигла меня достойно и праведно за вчерашнее чревоугодие и пресыщение, коими я весьма отяготил себя и сдалался телесным, духа не имущим (вечером дважды ел понемногу [и на ночь], поел мяса – жаркого). Оттого одолел меня враг чрез чрево: вселился в мое сердце и утробу и отторг от Бога. Я не мог вознести сердца своего горе́ при совершении Таинства.

Возглашал: Горе́ имеем сердца, а сам первый пресмыкался сердцем по земле, прилепившись к земному и быв обладаем чрез то диаволом, прельстившим и Еву праматерь чрез невоздержание и вкушение запрещенного плода. О, как необходимо воздержание, особенно священнику, совершающему пренебесные Тайны!

Священник во время литургии должен быть всецело отрешен от мира и быть весь в Боге, подобно Псалмопевцу, который говорит: Что ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс.72:25–26]. Вот какие чувства должен иметь священник во время литургии и особенно при совершении Таинства Тела и Крови Христовой, по совершении и во время причащения! Он должен быть вне мира или в мире, но чужд мира, выше его.

Грешник сам себе лютый враг – за что на него еще сердиться, хотя он и враждует против меня и делает зло или неисправно живет и причиняет вред и себе и другим? Надо его жалеть, надо о нем сердечно молиться, чтобы исправился.

21. Не нюхать табаку.

Сон прекрасный, духовно усладительный, пение Херувимской песни певчими и воинами, возвращающимися откуда-то к храму; я шел среди их и подпевал; я благодарил их, а они говорят: мы вас благодарим. (Вчера Прокопия с женою Параскевой Ивановной провожал.)

22. Сколько вчера было у меня тревоги, волнения, мучения по поводу присылки настоятелем ко мне предписания о составлении новой описи церковного имущества!! Едва я мог написать протоиерею дрожащею рукою бумагу о доставлении мне нужных пособий для этого дела. Какое малодушие! Какое отвращение к кропотливому труду!

Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную раннюю литургию, оживотворившего меня Божественными Тайнами и коварство врагов бесплотных разорившего. (Вспомнил я о хорошем шелковом белом платке моем, купленном за три рубля, и в ту же минуту, в то же мгновение охладел к Богу и к ближним, – какой яд для души земные пристрастия! и только после искреннего самоосуждения, покаяния опять оживился Божиею благодатию.)

Ты, иерей, которому Сам Господь дает Себя в достояние во время литургии, не попусти сердцу своему прилепляться к какому-либо земному достоянию или сокровищу, да не оскорбишь тем Господа своего, Коему одному должно прилепляться сердце человека.

23. Каюсь, Господи мой, Господи! Помилуй. Вчера я поступил дурно, против Христа Бога моего: нарушил пост ядением скоромного супу, картофеля со скоромным маслом, салаки со скоромным же маслом, потом вечером у Гречухиной сверх потребности ел кильки соленые с прованским маслом и варенье черной смородины с чаем; дома ел довольно винограду и груш. Согрешил, согрешил нарушением поста и многоядением, лакомством, сладострастием плотским! Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Плоть моя эфемерная – враг души моей, сущей по образу Божию, ибо подклоняет ее различным страстям, оскверняющим ее и от Бога удаляющим. Потому надо презирать плоть, как и делали святые, и упражнять ее в трудах постоянных, отбросив всякую леность, рождающую все пороки.

Благодарю Господа, укрепившего меня прочитать искренно последование заклинания в госпитале над бесноватым Иваном Андреевым.

Благодарю Господа, избавившего меня от гнева и озлобления моего и последствий их на невнимательную, рассеянную, нерадивую слугу Анну, которую я презрел и выбранил за нехорошую топку печи. Тяжко, тесно, скорбно мне было, но молитва (неоднократная) сердечного покаяния преклонила Господа на милость, и я спасен от тесноты, скорби, беды.

К характеристике нашего настоятеля, отца Павла Трачевского, господин Ледер чиновник рассказывал мне, что отец Павел принял его грубо, укорял меня, что я только к богатым хожу исправлять требы, а не к бедным (хотя все записи показывают, что я более всех совершаю требы у бедных людей), поехал крестить крайне неохотно, окрестил ребенка в пять минут и с молитвой родильнице и наречением имени, хотя ребенок был не очень опасен. Весьма большое довольство испортило его: презирает всех бедных с давних пор. Да вразумит его Господь, да дарует ему память смертную и яко всё земное ничтожно и преходит, как тень. Горе, если будет мерзость запустения на месте святе. Но то хорошо в нем, что он невозмутимый стоик.

Благодарю Господа, яко согрел меня, хладного, благодатию Духа Святого во время всенощной и даровал мне благодать умиления глубокого. Благодарю Господа, сокрушившего во мне верою и покаянием моим коварство врага бесплотного, искавшего и непрестанно ищущего поглотить меня, ибо когда тайно я огорчился на одного лейтенанта, не ответившего на мой кадильный поклон, и, отпав от любви, поползнулся в смерть духовную и в глубоком покаянии просил милости и прощения у Господа пред чтением Евангелия на всенощной, то я тотчас получил дар пресладкого избавления. Потом пред выходом на первом часе Господь также послал мне многое избавление.

Возращай таланты, данные Господом, да, усугубив собственным деланием дары Его, внидешь в радость Его, в противном случае враг Бога и человеков возрастит в тебе свои различные гибельные плоды, страсти и пороки, так как душа наша совершенно праздною не может быть: в ней печатлеется, растет и действуется или добро, или зло. Естественное, праведное и блаженное дело возращать таланты, то есть ревностно упражняться в добродетелях их каждому по мере сил своих, в кругу своем, более или менее тесном или широком и пространном. Силы наши – ум, сердце, добрая воля требуют соответственной себе деятельности, и человеку крайне бывает больно и скучно, когда эти деятельные силы бывают без дела. Тогда в силу действующего в нас зла, душа нередко склоняется в противную сторону, то есть начинает упражняться в делах, противных Богу, в делах грешных, плотских, порочных, как-то: в пьянстве, картежной игре и прочих, и зло начинает расти и усиливаться, так что наконец человек оказывается в полной, мучительной власти диавола. И справедливо: если мы добровольно не хотели служить Господу, Коему служить естественно, достойно и праведно и благо и упорно удалялись от сего блаженного делания, то пусть человек испытает на деле, каково служить диаволу, служба которому противуестественна, недостойна разумного существа, созданного по образу Божию, безумна, нелепа, гибельна. Пусть тиранит его грех, например пьяницу его пьянство, прелюбодея его прелюбодейство, картежника его карты, гордеца его гордость нелепая, завистника пусть помучит его зависть, и всякого тот грех, которому он предался или предается. Ибо надобно же, в самом деле, делателю от плода дел своих вкусить, доброму от добрых, злому от злых или порочному от своих порочных дел. В мире так всё устроено, что всякий человек что посеет, то и жнет: сеет дела правды, мира, любви, благосостояния и пожнет спокойствие, довольство, добрую славу; в противном случае – томление, неудовольствие собою и всеми окружающими, худое имя, проклятие.

24. Согрешил пред Господом – пороптал на братию или, правильнее, на настоятеля, что не ходит к бедным, особенно к матросам, досмотрщикам на молебны и крестины или не записывает иногда требных денег, а что мне приходится почти одному ко всем бедным ходить. Что же? Это счастье, блаженство, ибо я исполняю чрез это заповедь Христову: кто хочет быть из вас большим, то есть в Царстве Небесном, тот будь всем слуга, всем раб [Мф.23:11]. И так дал Господь мне быть слугою и братии – священно- и церковнослужителям, и прихожан и иноприходных, и слугою нищих; да не лишу себя по безрассудству награды от Бога, да не лишаю себя мира ропотом, неудовольствием, завистию. Помилуй мя, Господи, помилуй мя! Прости, что нищих прошел мимо, не подав им милостыни Твоей, ибо всё Твое. Научи мя оправданием158 Твоим, Господи!

Все грехи и страсти еще находят во мне свой отголосок, значит, сродны моему ветхому человеку, когда бы мне надобно возненавидеть их и не иметь с ними ничего общего.

То, что совершается во время литургии, поражает своим величием, благостию, премудростию, могуществом бесконечным, правдою бесконечною все ангелъские умы, то есть таинство воплощения, жития на земле Господа славы, учение, чудеса, страдания, смерть и воскресение Его – пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Самого Господа и причащение их верующими. А мы, для которых это таинство совершается, часто равнодушны или страстны до плоти, до похотей своих, страстны к миру, во зле лежащему! Увы!

Согреших, Господи, возымев гнев и зло на слугу Анну за ее малый проступок. Господи! Даруй мне любовь, снисхождение, терпение, отыми навсегда, навек нелепую, пагубную злобу. Ты любовь, и кто любит ближнего, прощает, снисходит, терпит, тот в Боге пребывает [1.4:8–16]. Прочь нелепое пристрастие к тленным вещам, ибо из-за него вся злоба наша на ближних.

24. Вечер. Пред обедней дьявол уловил меня на безделице – на том, что слуга Анна намела сору в калоши, и я озлобился на нее за то в душе по внушению врага; за эту злобу враг так жалил и теснил меня, что я метался как угорелый, каялся и молился, прося у Бога милости и избавления; молитва сначала была не искренна – неприязнь к нерадивой прислуге гнездилась на дне сердца, и когда я глубоко осудил себя в неприязни, в своем безумстве и припал уже в церкви к святому престолу, тогда Господь помиловал меня, даровав мне сладостный мир. Благодарю Господа, не давшего меня поглотить бесам. Потом во время обедни я крайне был убит врагом в сердце из-за избыточных денег, данных мне старушкой Екатериной на поминовение (девяносто копеек), удержанных мною для раздачи бедным; я опять припал крепко к святому престолу в приделе святых Петра и Павла, и опять Господь даровал мне мир и избавление. Причастился животворно. В церкви был всё простой народ. Благородных, купцов, ученых не было. Удивительно, храм есть дом молитвы только для простых. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? [1.1:20].

При крещении в таможне младенца допустил я в сердце недостойный помысл о женщинах, и почти во всё время молитвословия и священнодействия он, как адский яд, мучил меня: едва покаянием изрыгнул его и именем Господним, введенным в сердце и обносимом в нем с живою верою и упованием. Как тонко враг нападает и воюет с нами! Бодрствовать надо всякую минуту, ибо всякую минуту сети его расставлены для уловления нас.

25 сентября. Благодарю Тебя, Господи, избавившего меня по молитве покаяния от неприязни к дьячку Зрелову за курение им табаку с диаконом Полетаевым в наружных дверях, ведущих в алтарь; когда я говорил беседу Златоустого вчера за обедней, мое обоняние вдруг поражено было смрадом табачным; я думал, что кто-либо дерзкий в церкви закурил папиросу. Я не знал, кто курил, но сегодня диакон сознался, что курил он с Зреловым.

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от гнева и неприязни к жене моей за ее придирчивость ко мне и к прислуге, что сапогами я скриплю, а прислуга двери не плотно притворяют и прочее.

25. После классов и, конечно, после обедни. Благодарю Господа за превеликие милости надо мною, за избавление от тяжчайших диавольских козней, коим я подвергся по грехам моим: во-первых, за неподачу настоящей милостыни бедному (подал я мало), во-вторых, за какое-то озлобление на дьячка, презорство и зависть (к его модному пальто теплому; вот, думаю, растолстел, разбогател и разрядился от поборов, за требы личные). Это в начале пред обедней. Я умолил Господа молитвою покаяния, и Всемилостивый простил мои вины, отъял злобу, гордость, зависть, уныние, тесноту, скорбь, смерть сердечную и дал мир, пространство, благость, кротость, свободу. Во время обедни, особенно пред великим входом, враг сильно смущал, теснил, когда я вынимал части из множества просфор и благодатию Божиею одолел его; на великом входе громко сказал все имена царских особ; потом пред причащением враг теснил мыслию, что я пятнадцать копеек прибавил за вино к причастию из братских денег. И благодать снова одолела врага, он отскочил. И я вышел в конце совершенным победителем. Слава Богу! В гимназии спать хотел сильно.

Когда я посмотрю в свою душу и сердце беспристрастно, то сколько вижу в ней зла, лукавства, гордости, своенравия, упрямства, тщеславия, зависти, дерзости, лености, нерадения, алчности, чревоугодия, корыстолюбия, блуда всякого рода! О человек! Что не очищаешь себя доселе от всякой скверны плоти и духа!

26 сентября. Благодарю Тебя, Многомилостиве, яко многократно избавил еси мя от лютой тесноты вражией во время литургии и особенно после литургии по поводу неприязни моей к настоятелю, которую Ты, Владыко, всю отъял за покаяние мое и припадание к престолу милосердия Твоего и даровал мне любовь и мир, разрушив явные во мне козни вражии. Причастился Святых Таин животворно.

Опять впал сейчас в тесноту и скорбь за огорчение на то, что ребенок Лиза (шести лет) ходила в моей спальне на горшок за нуждой. Зачем-де у меня в спальне, а не у себя? Согрешил пред Богом нетерпением, плотоугодием, огорчением, отпадением от любви. Не мешало бы мою страстную плоть потомить несколько зловонием за любовь к благовониям и изнеженность от них. Прости, Господи! Благодарю Господа, державно и благостно разрушившего во мне смерть.

[...].

26 и 27. Благодарю Тебя торжествующим сердцем, яко вчера и сегодня многократно показал Ты меня в державе крепости Твоей Божественной победителем над всезлобными бесами и над возникавшими во мне страстями моими во время служб дневных и после них как в храме, так и вне храма и избавлявшего меня от теснот сердечных и лютого угрызения вражия. Беды и напасти мои происходили от самолюбия моего, от плотолюбия, тщеславия, корыстолюбия, нелюбия ближнего (вчера от неприязни к настоятелю, сегодня утром к дьячку за оплошность его, сегодня к алтарному сторожу за оплошность его во время венчания; вне церкви в квартире кондитера Константинова к шурину его Януарскому за неуважительность к священному сану, что не встал молодой человек на приветствие мое). О, какие чудеса благости, скоропослушливости, силы всемогущей, правды Твоей являл Ты и являешь всегда надо мною, Господи! Благодарю Тебя, яко познался еси мне и спасаешь меня за покаяние и веру и пакибытие мне по смерти греховной многократно даруеши! Слава Тебе, Отче милосердия и щедрот. Но слово даруй мне в честь Покрова Богородицы.

28 сентября. Четверг. Настоятельское предписание утром мне смутило, ущемило меня, сердце мое до крайности. Настоятель против меня, священник Таратин и диакон Полетаев против меня. Я истаивал. Но вера и молитва покаяния, самообличения, самоосуждения, оправдание врагов, внутреннее приближение к ним, призывание сладчайшего имени Иисуса Христа спасли меня в кладбищенской церкви при моем припадании к святому престолу. Я служил обедню покойно, торжественно, непреткновенно от начала до конца. Потом опять приразился враг, возмутил, убил было меня, но опять именем Господним я низложил его и успокоился. Потом в гимназии сильно опять напал на меня и мучил меня, два урока терзал меня, и уже после побывки моей у протоиерея я успокоился.

29. Пятница. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать мира и дерзновения при служении утрени и благодать победы над начинавшимся озлоблением сердца на диакона Полетаева и отчасти на священника отца Петра Клепачевского. Я обносил в сердце и в мыслях слова Господни: аще любите любящих вас, кая вам благодать есть, аще целуете други ваша токмо, кая вам благодать есть? [Мф.5:46–47]. Я думал: тогда-то я и христианин, когда люблю врагов моих, наветников моих, добро творю ненавидящим меня и молюсь за творящих мне обиду. Читаем молитву Господу: исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих159. Какие разумеются заповеди? Прежде всего о любви к ближнему, которая есть исполнение закона, и особенно о любви ко врагам; исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, дабы любить врагов и недоброжелателей наших, да просветит Господь их сердечные очи. Когда я принял всем сердцем эти слова и исполнил их в сердце своем, тогда насладился миром и дерзновением пред Богом и людьми, говоря молитву первого часа Христе, Свете истинный. Да исполняю всегда эту заповедь Христову о любви ко врагам и да не враждую на них взаимно никогда.

Вечер. Благодарю Господа, отъявшего великое смущение от сердца моего в начале литургии, бывшее по поводу огорчения на диакона Полетаева за сплетни его протоиерею настоятелю на меня; узнав его невинность, я покаялся Господу, просил избавления и получил мир. Литургию служил благодатию Божиею непреткновенно, только на великом входе несколько смутился, но в сем умолил Господа. При причащении женщин о некоторых подумал недостойно и смутился, потом покаялся и был помилован. Причастился чудно, животворно.

Исповедую величие бесконечное благодеяний Божиих, подаваемых мне верою Христовою, церковным богослужением и Таинствами. Что было бы со мною, многогрешным и многонемощным, если бы не частое служение, чтение в церкви, молитва, причащение Святых Таин? Я был бы духовным мертвецом, грешником скаредным, мерзким, мыслящим и чувствующим, и делающим неподобное, немощным, болезненным, вялым, ленивым. Вера же и богослужение, и причащение Святых Таин меня чудно оживляют, очищают, освящают, обновляют, просвещают, возвышают дух, избавляют от страстей.

30 сентября. Суббота. Благодарю Тебя, Господи, за доброе слово в похвалу Пречистой Матери Твоей, составленное мною благодатию Твоею стройно, последовательно, просто и ясно. Молил Тебя о сем, и Ты даровал слово. Слава Тебе. Благодарю Тебя за принятие животворное Святых Таин Твоих во время литургии и за непреткновенное служение литургии и за многократное избавление от тончайших зубов мысленных волков и греховного, удобопроникающего, смертельного яда их (во время всенощной). Благодарю за прочувствованное чтение в церкви акафиста Пречистой Твоей Матери.

Благодарю Господа, исцелившего мою головную боль после причащения Святых Таин и силою их животворящею. Аминь.

Слух даруй мне, Господи, тако, якоже мне удобно рещи: словом бо единым всё сотворил еси и претворявши и исцеляеши и воскрешаеши от мертвых и воскресиши всех словом в последний день. Аминь. Проклинаю всякое лукавое сомнение и неверие. Аминь.

В порядке духовной жизни весьма много значит воздержание: оно способствует чистоте сердечной, иссушает потоки гнусных страстей, питающихся чревоугодием и сластолюбием и многоядением или многим питием нашим; утончает грубость его, происходящую от многоядения, одуховляет его и приближает к Богу, Который есть чистейший и простейший Дух. А мы – увы! пренебрегаем воздержанием и каждый день пресыщаемся! Какого же ожидать от нас преспеяния духовной жизни? Как искореним страсти, которые сами питаем? Нередко мы сами разрушаем то, что создали, чрез невоздержание!

Благодарю Тебя, Господи, яко пременил еси от зла на добро сердце отца моего по должности и положению, настоятеля Павла Васильевича Трачевского, призрев на великую скорбь мою, и сделал сегодня его добрым, ласковым, уважительным, как и я его уважаю особенно за это; благодарю Тебя, яко снял с меня тяготу непосильную.

* * *

154

Подражняти (церк.-слав.) –дразнить, смеяться, издеваться.

155

См. сноску 43.

156

См. сноску 43.

157

Сибарит – изнеженный, праздный, окруженный роскошью человек.

158

Оправдание (церк.-слав.) – в значении закон, установление.

159

Молитва «Христе, Свете истинный...» на первом часе.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle