Источник

Август 1878 года

1 августа. Все вчерашние огорчения и озлобления на настоятеля были от невидимых врагов нанесены мне туне, льстивно: воочию убедился, что настоятель добрый, незлобивый старец, спокойный, самообладающий, и что я человек, немощный духом и телом, слабый, малодушный, трепещущий, блазненный, боязливый, колеблющийся, особенно в виду важных лиц и при их приеме церковном, как вчера при ожидаемом приеме государя, которого не было в соборе.

На роскошь пустую денег тебе не жалко, а бедным (положим, их много) жалко; на роскошь не жаль рублей и десятков рублей, а бедным жаль пятаков и гривенников! На пустяки самодовольно, весело тратим множество денег, а бедным подаешь скорбным, не жалостливым к бедным сердцем, а жалостливым к деньгам, с угрюмым, недовольным видом, как бы теряя безвозвратно свое тленное добро! О, безумие! О, любовещность и землеретность! О, сребролюбие! О, жестокосердие! Из-за своей алчности к деньгам и вообще из-за пристрастия к плоти тленной и алчной, к тленным, земным благам пренебрегаем члены Христовы, разоряем весь закон Христов, состоящий в любви к ближнему. О, неблагодарные и злонравные! Христос всего Себя истощил ради нашего спасения и вечной жизни, а мы жалеем истощать имение свое (и свое ли?) членам Его, Ему Самому в лице их! Совершенно себя осуждаю, окаиваю, обвиняю, обличаю! Достойно наказан я сегодня за этот грех скорбию и теснотою, срамотою! Но Ты милосерд, Господи, мой Господи, и, кающегося искренно, приемлешь и помилуешь меня! Еже буди! Аминь.

Твердым исповеданием имени Божия, Божией Матери и святых Его в славословиях, благодарениях, прошениях, отпустах заглаждай все грехи свои и не бойся лающего на тебя пса.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершенно свободно совершить вечерню с повечерием. Благодарю Господа, многократно помиловавшего меня за покаяние внутреннее в тайных грехах моих и избавившего меня от пре́лестной тли. Даруй мне, Господи, свято хранить все заповеди Твои, ибо сотворивший их жив будет в них, как я и испытываю это.

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [Мф.18:20], и се, Я с вами во все дни до скончания века [Мф.28:20]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [Мф.7:11], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [Лк.1:37], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией.

Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца.

2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно!

Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

В женской гимназии пред классами читать Достойно есть.

Когда будешь милостию Божиею в женской гимназии и привлечешь любовь воспитанниц, то помни, что они полюбят тебя за благодать Божию на тебе, а не за лицо твое или за манеры или вообще внешность, и потому отнюдь не рисуйся собою и держи себя просто и благочестиво, чтобы и они поставляли достоинство человека не во внешности, а внутри, в душе, в потаенном сердце человека [1.3:4], да помнят, что вся слава дщере царевы – души – внутрь [Пс.44:14], как предречено было о Пресвятой Деве Марии. Сколь прекрасен и приятен всем истинно благочестивый человек, того и выразить невозможно; он и Самому Богу, взирающему на сердце, а не на лицо, приятен, а человек суетный, внешний всем приторен и неприятен, потому что мелочен и не полезен душам.

Вчерашние сласти и рыбная пища сделали в теле и душе крайне сластолюбивое расположение, возбуждающее нечистые пожелания и помыслы. Тяжко я согрешил пред Богом, пред собою и людьми, лакомясь в пост, содержимый Церковью в честь Приснодевы Богородицы. Удаляйся от сластей, чтобы в противном случае не послал тебе Бог горести для исцеления души твоей.

Когда уличные мальчишки увидели, что яблоня в моем саду покрылась вся плодами, то пустили в нее целый град камней, чтобы сбить поды и воспользоваться ими; когда не было плодов на ней, тогда никто не обращал на нее внимания. Так бывает и с душами, исполненными плодов добродетелей, и с злыми демонами: они пускают в нее тучи стрел искусительных, чтобы лишить ее плодов добродетелей, а на живущих нерадиво не обращают как бы внимания, до времени. А душа добродетельная дороже для Самого Бога, и Он окружает ее ополчением ангельским, как Елисея, пророка Своего [4.6:11–17].

Лукавые демоны каждый день и час делают в нас свои завоевания в помыслах, чувствах, пристрастиях житейских чрез все наши чувства: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, чрез греховные привычки: леность, нерадение – ослабляют энергию к добру и усиливают стремление к злу и греху. Трезвитесь, сказано, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить [1.5:8]. Молитесь во всякое время духом [Еф.6:18].

3. августа. Благодарю Господа, явившего мне великую Свою милость и помощь во время служения моего утрени. Я служил с великим дерзновением, непреткновенною, радостною душой.

Благодарю Господа, избавившего меня от беды размолвки с женой, когда речь зашла о расточительности сестры ее и достаточности ее содержания. Мною овладела скорбь и теснота. Я со слезами покаялся, припал ко Господу, и мне дан мир.

Благодарю и превозношу Господа Иисуса Христа за предивное, державное и сладкое спасение пред самой литургией по выходе с литии над младенцем Сампсона Ил. Денисова Екатериной (я сконфузился и не выговорил всех слов отпуста), при совершении которой я поддался ложному стыду и диавольской боязни и после которой постигла меня томительная, горькая теснота. Я долго молился и каялся, ходя в садике соборном, и наконец, пришедши в собор, с крепкою верою и упованием припал к престолу благодати, прижавшись к нему сердцем и устами, и обрел милость и благодать во благовременную помощь. Литургию совершал мирным и легким сердцем, приобщился весьма животворно пречистых, животворящих Таин Христовых; все возгласы говорил непреткновенно (молитвы и отпусты на литургии и панихиде) и со дерзновением во Христе. Слава Богу! Да дерзаю везде!

Самоубийств много! Вопиют наконец и сами газеты. Отчего? – спрашиваю я. Оттого, что народ отпадает от веры и Церкви, руководствуется гнилыми идеями Запада (особенно Дарвина и прочих материалистов), проникшими в народ, – не читают Евангелия или не верят в него, а Синод Святейший спит, архипастыри и пастыри тоже. Овцы стада гибнут: волк мысленный не дремлет.

Не слишком смотри на общественные, городские, военные или светские власти, не принижайся пред ними, ибо и сам ты протоиерей милостию Божиею и имеющий высокий сан и высокую власть от Бога; держи себя везде с достоинством пред властями и лицами высокопоставленными, с твердостию и самообладанием. Пред женским же полом не склоняйся, не льсти ему, не заглядывайся на него, ибо всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки [Ис.40:6–8].

Для чего я доселе язычески, а не христиански живу, всякий день предаваясь лакомству, объядению, сладкому питью? Жизнь моя почти в том и состоит, что я ем, пью, гуляю на воздухе. Конечно, я служу в церкви и в домах, совершая молебны, Таинства и нередко с духовным высоким удовольствием, но это бывает не всегда, не каждый день, и притом тут немало имеет побуждения и материальная выгода, обеспечивающая материальную жизнь. Но где жизнь вполне для Бога и для ближнего? Где самоотвержение? Где охотное раздаяние милостыни? Где совершенное целомудрие? Где терпение, снисхождение к человеческим недостаткам, погрешностям, [увлечениям]? Где всё терпящая любовь? Где совершенная преданность закону Божию? Где борьба с грехом до крови? Где пламенное желание жизни святой, небесной на земле? Где воздыхание по отечеству небесному? Где желание лицезреть Бога, Честнейшую Херувим Матерь Божию, лики святых Ангелов, наших старших святых братьев, лики всех святых угодников, бывших некогда подобострастными149 нам, а ныне бесстрастных и святых? Ведь мы члены великого чудного Тела Христова – Церкви, а члены естественно влекутся друг к другу, помогают друг другу.

4 августа. Благодарю Господа сил, благоизволившего избавить меня от тесноты и хладности сердечной во время утрени и начала литургии и даровать мне по молитве моей горячность и пространство сердца, дерзновение и непреткновенность в служении. Наипаче благодарю за оживотворение меня причащением Святых Таин, когда враг наводил на меня отчаяние за вчерашнее пресыщение с вечера московскими булками, производившими во мне тесноту. Отпусты на литургии, панихиде и ранее на утрени говорил с достоинством; молебен служил тоже. Вечерню служил добре. Благодарю Господа и за благодарственный молебен у Сергея Михайловича Доброхотова, доктора полкового.

Несчастия при смотрах государя и великого князя Константина: отчего? Оттого, что, не испросивши милости Божией и помощи на дела свои, пренебрегая построением и посещением храмов местных, отправляются прямо к смертоносным орудиям, которые и причиняют смерть его подданным. Наука обращаться к Богу!

Что рассказывал доктор Серей Михайлович Доброхотов о бахусовых оргиях в главной квартире у главнокомандующего под Плевной!.. Что рассказывал о том, как пьяный мертвецки великий князь Владимир Александрович врезался в турецкие ряды и едва не взят был в плен только благодаря храбрым казакам! Что [о том], что даже сам государь наш едва не был окружен неприятелями и едва не взят был в плен! Вот как за грехи царского дома Бог наказывает всю Россию! Избави, Боже, царский дом от беззаконий их! Где они явятся на Страшном Суде Твоем? А здесь как боги живут, в величайшей свободе, в величайшем уважении: как их встречают и провожают! Сколь бросается на это денег!

5 августа. Вследствие пития пива вчера вечером голос сегодня был хорош, но сердце нечисто и крайне склонно к блудному поползновению; надо было постоянно укрощать, истреблять молитвою покаяния блудные движения в нем. Боже, помилуй мя!

После обедни. Благодарю и славлю Господа, удивившего на мне грешном и ныне милость Свою, правду Свою и суд Свой, силу Свою и избавление великое. После вчерашнего пивопития у доктора я чувствовал себя весьма слабым в душе для борьбы с плотскими помыслами и движениями и страстями. И вот напал на меня пред великим входом дух злобы на отца диакона за его мнимое зло, и немалое время я боролся с ним: он охладил и парализовал, смутил мое сердце, сжал его; только молитвою усердною я избавился от него, особенно же причащением Святых Таин; но и после приобщения он приступал ко мне нагло, теснил и смущал его; наконец Господь преклонился на искреннее покаяние и мольбу мою и прогнал его от сердца моего, и я успокоился. Слава Господу! Причастился я животворно, победоносно. Слава Богу!

Наши молитвы, церковные, домашние и общественные, страдают в нас и от нас весьма важным недостатком – поверхностию, или отсутствием глубины и искренности, и поспешностию, или борзостию150; от этих двух недостатков часто люди теряют весь плод молитвы, и молитвы наши – хоть брось, как говорится, так они бывают пусты, ничтожны, эфемерны! Дело молитвы – величайшее дело! Она есть беседа с Богом, словесная жертва наша Богу! Кто же для нас Бог и чем мы Его себе представляем? И пред этим-то совершеннейшим, всеправедным, всеведущим, всеблагим, премудрым и всемогущим Существом мы приносим нерадивую, неосмысленную, не сердечную молитву, пред Ним, от Коего мы получили жизнь, дыхание и всё [Деян.17:25]! Да будет нам стыдно!

Святость угодников Божиих есть великое таинство их освященных душ, совершаемое или совершенное в них Духом Святым, Источником святыни, в которой они вечно пребывают. Благоговей, христианин, пред угодниками Божиими и сам старайся подражать им в своей жизни! Свят еси Боже наш и во святых почиваеши151. Ибо воля Божия есть освящение ваше [1.4:3].

6 августа. Сегодня обедни нигде не служил по случаю окраски полов в Успенской церкви в Думе; молебны в артиллерийских мастерских служил с великою верою и с великим дерзновением по благодати Господа. Когда пришел к поздней обедни в собор, где служил настоятель, я был всю обедню в величайшей агонии – в борьбе с моим недовольством на него и даже с сильною неприязнию к нему за его нераспорядительность, отчужденность от братии, за леность к службе, за нерадение к делу служения и проповеди (ибо весь поглощен сребролюбием и честолюбием), за нерадение о добром направлении паствы и даже за насмешку над простыми богомольцами, часто ходящими к службам церковным, за укрывательство раскольников и за преследование меня по поводу совета моего ему обозначить число их в документах ближе к истине. Впрочем, я не оправдываю своей к нему неприязни. Я согрешил в том, что имею неприязнь к нему, и осуждаю себя, и считаю долгом молиться за него, да просветит Господь сердечные его очи, да согреет его сердце любовию к братии и к нищим, да поразит в нем насмерть страсть сребролюбия (накопил капитал в шестьдесят тысяч рублей), да направит мысли и сердце к делу служения. После обвинения себя в неприязни и по доброжелательстве ему я успокоился, а прежде сильно болезновал и был в утеснении.

Не смотри на худые стороны в брате, чтобы не возненавидеть его и не быть в прелести бесовской относительно его, а смотри на добрые качества или стороны его, если желаешь, чтобы и он видел в тебе больше доброе, или обращал внимания на добрые твои качества и оставлял незамеченными худые, или чтобы был к тебе снисходителен, видя в тебе проявление дурных свойств или привычек, страстей, наклонностей. Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними, учит Спаситель [Мф.7:12].

После того, как негодование на настоятеля смутило и парализовало меня и выражение ему моего неудовольствия не вразумило его, а вызвало только с его стороны клевету на меня же – и опять смутило, меня чудно успокоило молебствие у соседа с садом моим инженер-механика [Симеона] Андриановича. Слава Господу! Лишь на час молебен – и гора с плеч.

В протоиерее усматриваю следующие добрые качества: кротость, незлобие, тихость, мерность нрава, самообладание, воздержание, неторопливость в ядении и питии и во всех действиях, кроме службы Божией, которую заставляет дьячков крайне сокращать и спешно совершать, хотя сам тихо, неспешно говорит. Да возрастит в нем Господь сии дарования и да приложит к ним справедливость, милосердие к бедным и милостыню, общительность с братиею (он ведается с одним немецким капитаном, бароном Говеном), ревность к служению, к проповеди, к спасению людей, а не к наживе денег, по слову Псалмопевца: Приклони сердце мое во свидения152 Твоя, а не в лихоимство [Пс.118:36].

Не других, а себя вини во грехах, твое сердце нечисто и зло, твое душевное око мрачно, твое стекло тускло, твой орган чувств – сердце болит всякою страстию.

Какими мудрыми законами Божественными ограждена жизнь наша, этот драгоценнейший дар Божий! К какому блаженству они приводят исполняющих оные! А мы при всем том не подчиняемся им, своевольничаем, преступаем их всякий день и час, упорствуем и сердимся, когда обличают нас в том или еще вооружаемся против обличителей и надеемся еще на милость Судии! Но Судия будет милостив только к кающимся и к милостивым. Милостивии... помиловани будут [Мф.5:7]. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Пс.50:19]. Но суд без милости не сотворшему милости [Иак. 2:13].

Враг всё употребляет, чтобы ниспровергнуть любовь христианскую и насадить вражду, неприязнь, гордость, блуд, любостяжание, роскошь, невоздержание, жестокосердие, своеволие и пр., ибо всё это уничтожает любовь. Козни врага мы чувствуем над собою всякий день. Надо ему противиться твердою верою и преуспевать всякий день в вере, любви, терпении, воздержании, чистоте, в молитве, в трудах, в служении ближним.

8 августа. Всякая тварь: солнце, луна, звезды, земля, вода, воздух, огонь, растения, птицы, рыбы, животные четвероногие, насекомые – служат Богу теми способами или свойствами, кои даны им от Бога (виноградное деревцо приносит плоды, яблоня – тоже и пр.), кольми паче человек должен служить Богу теми способами, кои ему даны как существу разумному, свободному, чувствующему; его служение должно быть разумное, сердечное, добровольное, непринужденное, хотя с понуждением себя или другими. В служении Богу жизнь и блаженство тварей. И смоковница бесплодная посекается и в огонь бросается [Мф.3:10]. Без служения Богу силы и способности человека получают превратное, ложное, гибельное для него направление (разврат, пьянство, ересь, буйство), а при служении Богу – направление правильное, согласное, мирное, радостное, плодотворное, спасительное, просветительное.

14 августа. Благодарю Тебя, Господи, радость моя, помощь моя, восстановление мое, исцеление мое, за вчерашние милости Твои ко мне грешному, когда я служил молебны в домах и крестил младенца у Мурашова Алекс. Алекс., и после крестин, когда я припал к Твоей милости о бывшем со мною преткновении и смущении.

Благодарю Тебя, Господи, за великую Твою милость сегодня утром, когда я прибег к Тебе в покаянии о моем жестокосердии к нищему и гневе на него и о всех грехах моих: самолюбии, сластолюбии, гордости, злобе, неприязни, зависти, лености, нерадении. Ты всё простил мне и даровал мне мир Твой, когда я был немирен.

Жестоко огорчен я сегодня в восемь часов утра женою моею, которая дошла до дерзости и брани со мною из-за непослушания своего (из-за дверей кухни): я приставил сквозную дверь, чтобы сохли краски, а она оттолкнула и заперла наглухо настоящую дверь. Да не внидет она в наследие мое за великую дерзость свою и всегдашнее непослушание, да не покрасуется в чертогах сих украшенных, разве когда смирится совершенно и будет послушна во всем, по Писанию [Еф.5:22], ибо превзошла всякую меру дерзости и непослушания: пьяным меня называла, бабьим знакомым.

Как разрушительно, позорно, слепо, дико подрывает, действует в нас не умерщвленный в нас ветхий греховный человек! Вот за несколько минут муж и жена были согласны, любовны, мирны, но из-за одной вещи вдруг жестоко поссорились между собою: муж отворил половину дверную в крашенную два дня назад кухню и приставил к отверстию случайную, сквозную, грубую дверцу, дававшую вверху свободный проход воздуху для лучшей осушки полов и дверей. Жена увидела это и с досадой оторвала дело мужа, заперев дверь и преградив течение свежего воздуха; увидел это муж и вознегодовал, пожелав сделать по-прежнему, – жена противится; муж настоит с рвением, жена более противится; муж отталкивает непокорную, она не уступает – и завязывается гневная схватка на коридоре и потом в коробке дверей: муж толкает и теснит, припирает ее во гневе, она поднимает кулаки и грозит разбить лицо; чтоб не дошло дело до большего ожесточения, муж оставляет упорную и дерзкую жену и в молитве покаяния изливает пред Богом скорбь и печаль свою о непокорности и дерзости жены своей, не хотевшей покориться в ничтожном случае, когда ничего не стоило ей покориться; конечно, и я должен был по благоразумию уступить ей, но я хотел от ней послушания, как глава ее, коему она обязана послушанием. Впрочем, виноват и я тем, что без согласия сделал означенное дело, хотя и не думал, что ей это не понравится. Вот как ветхий греховный человек, живущий в нас, дурачит нас, посрамляет, омрачает, губит. И во мне и в ней он равно живет. Живет и во мне самолюбие, гордость, суетность, тщеславие, злоба, своенравие, противление, непокорство, зависть, рвение, сластолюбие, роскошь, сластолюбие, объядение, пиянство, блуд, леность, нерадение, сребролюбие, любостяжание. И отнюдь не должно жалеть ветхого человека, а должно распинать его в себе: когда меня ругают, обижают, я не должен огорчаться, но со смирением и незлобием переносить; когда стоят на своем в чем-либо житейском, материальном, маловажном я должен без рвения и досады уступить, чтобы избежать греха; за преданных же плоти и миру и без пути живущих людей усердно молиться Богу, да просветит Он их сердечные очи, ослепленные суетою, и да научит их заботиться о духовных благах, вечных, о стяжании добрых дел, о милостыне, повиновении, молитве, безмолвном делании. Мы должны с своей стороны презирать грехи, сделанные людьми против нас, оставлять долги должникам, молиться за них искренно, как причиняющих величайший вред своим душам, и сами должны всячески беречься злобы и крепиться в незлобии, сохраняя спокойствие и непоколебимость духа. О, как я еще в этом неискусен! Как суетен, пристрастен к земным, эфемерным благам и из-за пристрастия к ним теряю любовь, впадаю в вражду, неприязнь, гнев, ссору и прогневляю Бога моего, принесшего мир на землю, примирившего Бога с человеками! Истинно, где пристрастие к миру с его благами, там нет мира душевного. Осуждаю себя, обвиняю себя как неправедник, как злодей и прошу у Тебя, Господа моего Иисуса Христа, прощения и прошу, слезно прошу прощения грехов моих всех.

Благодарю Тебя, Царю мира, Господи Иисусе Христе, яко даровал еси в час сей мир мне и жене моей мир – сие величайшее благо жизни нашей; вот я и жена моя по предложению моему с коленопреклонением возблагодарили Тебя и Пречистую Матерь Твою словами Церкви Твоей. Слава Тебе!

Вечер 14. Напало на меня злое уныние, напал на меня демон злобы на настоятеля, отца Павла Трачевского, который скромно пришел в собор, ничем [теперь] меня не обидел, хотя, по моему мнению, прежде и ныне обижал и обижает отнятием прав ключарских, не поверяя мне ни от чего ключей и доверяя их сторожам; но эта обида, так сказать, невинная и не злонамеренная. Итак, что ты нападаешь на меня, демон злобы, и нудишь ненавидеть и противиться настоятелю под разными предлогами? Я вижу твои адские, подпольные козни и отрицаюсь тебя и твоих дел, и всего служения твоего, и всея гордыни твоея, столь противных моему Господу, заповедавшему нам любить друг друга. Хочу в кротости и тихости любить отца и настоятеля о Господе, точию даруй ему, Господи, благо настоятельствовати и ревновати о вере Твоей и истине Твоей и людях Твоих, о спасении их, а не о сребрениках токмо и знаках отличия. Ибо, ничем решительно не отличаясь (держу сказанную истину), любит страстно знаки отличия в виде орденов. Впрочем, кто без греха? Да помилует его Господь и да дарует ему пещись о едином на потребу – о спасении души своей и душах братии и всех прихожан, о приличном славословии Господа и всех святых, ибо весьма нерадит о сем во всем своем служении, особенно будничном, и сокращает до безобразия. Нам же всем да дарует Господь повиновение друг другу, как ему, настоятелю, правду и уравнение своим подчиненным, а не притеснение, довольство сущими, искреннюю и нелицемерную друг ко другу любовь, доброжелательство, тихость и мерность нрава, воздержание, чистоту и святыню и всякое ко Господу усердие и к ближним – о еже спастися нам в жизнь вечную, еже буди! Аминь.

14 августа. После всенощной Успенской. Славя Владычицу Богородицу и Ее великое Успение, мы прославляем в Ней свою славу, которой чрез Нее сподобил нас дивный в делах и милости Своей Господь; славим свою надежду бессмертия, ибо чрез Нее Господь даровал нам все неизреченные блага Свои.

В речь пред началом учения. В современных событиях опять побуждение к большему сосредоточению внимания юношества на вере и нравственности христианской.

В среду обедня ранняя в Думе от Ольги Афанасьевны. Буду служить.

В речь в гимназии. Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится [Мф.15:13]. Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? [Мф.13:27]. Или: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие [Мк.10:14] (когда мешают в храм ходить, когда обременяют их уроками из внешних наук).

Мясная пища, по многократному опыту моему, особенно способна возбуждать плотские страсти, и от ней грубеет, плотянеет сердце. Комнаты или вещи принимают [обязательно] в себя запах тех красок, коими они окрашены, или тех пахучих веществ, которые в них содержатся или с которыми они соприкасаются. Так и сердца наши получают свойства тех вещей, которые принимает желудок: от сластей сердце делается сластолюбивым, от мяс – грубым, животным и похотливым, от пищи тяжелой и неудобоваримой – тупым и ленивым. Потому имей благоразумный выбор в пище; весьма справедливо и премудро Святая Церковь лишает нас скоромной пищи в среды и пятки и во все многодневные и однодневные посты. (15 августа – день Успения Божией Матери.)

16 августа. Тысячу, тьмы тем благодарностей Господу Богу моему Иисусу Христу, оживившему меня Своей литургией и причащением Святых Таин вчера и здравие мне подавшему и умиление за службой со слезами; тьмы тем благодарений Господу за то, что легко, легко вчера я подъял труд славления и сегодня здраво и легко встал от сна, устремляясь на дела Божии! Аминь. Благодарю за совершение Таинства Крещения вчера в девять часов вечера, за бодрость, дерзновение. Сила Божия в немощи совершается [2.12:9]; где у меня жил грех, там преизбыточествует благодать.

Диаволу оставлена некоторая свобода искушать людей (продающихся ему по грехам своим) на всякий грех, а людям – свобода как на добро, так и в некоторой степени на зло, ибо свобода есть существенное свойство разумных тварей, свидетельствующее непрестанно о величайшей благости, премудрости и всемогуществе Творца, создавшего разумные существа, – конечное проявление Его бесконечной благости и Его совершенств. Но чем выше дар, тем более за него ответственность и наказание за его пренебрежение, и диавол готовит себе страшное вечное наказание в огне и тартаре адском, как и нераскаявшиеся грешники. Блаженны люди, возлюбившие добро и возненавидевшие грех.

Вечер 16 августа. После вчерашнего праздничного пиршества у Неустроевых сегодня во время ранней обедни в сердце моем оказалась крайняя немощь, холодность, мертвенность: я не мог искренно, здраво, с силой душевной и с любовию молиться о всех, о ком молится Церковь, и о усопших, за которых была обедня. Умирает душа от роскошных обедов. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную [Гал.6:7–8].

В гимназии при испытании поступающих детей по Закону Божию я чувствовал себя дурно: тоска, давка, уныние на сердце продолжалось часа два. По выходе из гимназии, идучи дорогой, я молился и молитвой избавился от тесноты и скорби. Многократно Господь спасал меня сегодня от грехов моих внутренних, особенно в квартире доктора Ловачева пред крестинами и во время и после крестин, когда вид прекрасной молоденькой женщины (я думал, девицы) произвел в моем похотливом сердце поползновение к внутреннему прелюбодейству и жало греховное язвило мою душу, поя ее нечистым ядом. Молитва покаяния и веры скоро спасла меня, и я возблагодарил и возвеличил Господа, хранителя нетления. Воззрел к Нему во истине, и Он даровал мне глаголати истину в сердце своем, истину чистоты и целомудрия, истину нелицемерной любви ко всякому человеку без лицеприятия как к образу Божию и храму Божию. Крестил торжественно, непреткновенно, восторженно, помазанно. Слава Господу!

О вселукавый, всемерзкий, всенелепый, всегубительный грех! Ты сластию прелестною или горечью и насилием тлишь меня, и так приятно иногда человеку твое прелестное, сластное тление, доколе оно не испытано, а когда испытано, как оно бывает горько! Какие вредные последствия! Смертные человеки! Возненавидьте сласти плотские, коими украдает враг бесплотный вашу целость, честность, чистоту, спокойствие, здравие.

Каждый день одолжать Самого Христа Бога в лице нищих какое счастие, какое блаженство! А я часто огорчаюсь на них и неохотно, с досадою подаю милостыню и скупо, – какое безумство, какая дерзость! Господи, помилуй и вразуми мя отныне и до конца жития моего.

18. Враг бесплотный производит во мне иногда крайний упадок духа, уныние, страх и боязнь там, где нечего бояться. Но Господь спасает меня и от этого упадка духа, малодушия и страха, чудно оживляет, ободряет меня и подъемлет мой дух, делая меня благодерзновенным пред знатными, учеными и благорожденными мира сего. Слава Господу, спасающему меня от малодушия и от бури бесовской. Господи! Если я грешен, Ты очищение мое, милость моя, спасение мое, избавление мое. Враг бесплотный и человекоубийца исконный запугивает меня грехами моими, коими осрамил меня, сосуд плоти моей, коими осквернил сердце мое, помышления и чувства мои, извратив любовь мою, лишив меня целости моей душевной и телесной. Но Ты, Господи, – Спаситель мой и Избавитель мой. Ты нечистое очищаешь, растленное претворяешь и обновляешь, сокрушенное воссозидаешь, падшее восставляешь, униженное возвышаешь. Благодарю Тебя, превозношу Тебя, пучину столь великих, бесчисленных дарований! Слава Тебе, превосходяй беззакония! Слава Тебе, разрушивший и разрушающий дела диавола! Слава Тебе, спасающему величайших, вконец растленных грешников! Слава Тебе, спасающему меня, растленного грешника! Во мне, во мне наипаче, грешнейшем всех человеков, прославися, Господи, да больший срам понесет во мне диавол, искавший столь усердно, столь яростно и доселе ищущий погубить меня!

Боязнь неуместная, от диавола происходящая, есть такой же грех, как блуд внутренний или зависть, корысть; надо [огребаться], надо иметь веру в невидимого Господа, Который есть покров твой на руку десную твою [Пс.120:5].

Против градоначальника, как и против настоятеля собора и благочинного враг нередко возбуждал меня внутренно, мятеж, крамолу внутреннюю раздувал во мне. Каюсь Господу – помилуй, Владыко, сокровенная вся ведый! Любовию огради сердце мое!

Уважай себя и держи себя с достоинством, и другие будут уважать тебя. Господи! Даждь мне благодать быть достойным органом хвалы Твоей, очисти, Господи, просвети и утверди, Господи, органы хвалы и благодарения – сердце и устне мои, утверди колеблющиеся стопы мои.

19. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить молебствие в гимназии благодарное и пред началом учения и сказать свою речь. Отец диакон Софронов скверно служил с перепою вчерашнего, голоса не было, обрывался часто – срам, да и только.

20. Благодарю Господа, подавшего благодать к совершению ранней литургии, хотя и при крайней немощи сердца, происшедшей от вчерашнего мясоядения вечером и за обедом: излишество в пище крайне парализует, убивает дух, сердце, оно делается плотяным, бездушным или малодушным, бесчувственным, то есть неспособным к возвышенным чувствам.

Благодарю Господа, сейчас оживотворившего меня благодатию Своею за покаяние мое, что я оставил упование на Него и положил надежду на деньги, пожелав взять на себя много уроков – в женской гимназии или в приготовительном классе мужской гимназии и пожалев, когда они достались товарищу Клепачевскому.

22. Вторник. Вчера я видел в себе многократное спасение Божие, когда я каялся в грехах моих, благодарю Господа. Согрешил пред Господом вечером в том, что крайне чревоугодничал у знакомого капитана Андрея Николаевича Толбухина, и кусочек телятины съел, и варенья английского много ел, и вино и пиво пил (стакан и рюмку), и ликер, и чай сладкий. А чревоугодие есть идолослужение и вражда на Бога. Каюсь, помилуй, Владыко!

Прости, прости меня Господи, что я отпал от любви и впал в злобу на жену за ее непослушание и несогласие с моими распоряжениями; я должен был благоразумно уступить ей (уступчивость, снисходительность) и подождать ее готовности к тому, чтобы принять мое распоряжение (я привел лакировщика лакировать мебель, и она не допустила, говоря, что не время).

Из-за такой ничтожной вещи я разорил весь закон Твой, отпал от любви (а, по Апостолу, любовь христианская николиже отпадает – а я, окаянный!) и впал в неприязнь, злобу, ссору с женою, препирательство и ругательство. Ах я, горячка! К чему горячусь и жену увлекаю к горячности! Значит, любви христианской в сердце не имею, ибо она не раздражается, милосердствует, вся терпит, вся покрывает, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине и николиже отпадает [1.13:4–8]. Приношу повинную Господу от всего сердца: я разорил закон Твой, Господи, и повинен сам вечному огню, яко в ведении, а не неведением согреших и многократно в те же грехи впадаю. Но еще и еще помилуй мя, Господи! Каюсь Тебе, Господи, и болезнь сердца моего приношу пред очи Твои: уврачуй страсти кающегося грешника, освяти, ушири, помилуй мя. Даждь благодать и силу не иметь привязанности сердца ни к чему тленному, ибо из-за привязанности сердца к земле бывают многие свары и ссоры, ненависть, зависть, непокорность. А мое сердце еще крепко привязано к земле.

Вследствие чревоугодия я делаюсь раздражительным и нетерпеливым. Вот плоды грехов! Отыми причину их!

Благодарю Господа, помиловавшего меня за покаяние и умирившего, исцелившего душу мою от зла и жену мою смирившего. Воистину сия измена десницы Вышняго153 [Пс.76:11]! Велико дело – молитва покаяния, она не остается тщетною.

22 августа. Благодарю Господа, дивно помиловавшего меня нынешний день в двенадцать часов дня, когда я, в великой тесноте душевной будучи от невольного озлобления на непослушную ко мне жену, припал с великою верою в покаянии к престолу Божию, прося избавления, мира и свободы от обдержавшей страсти. Я пошел от престола чудно избавленный, утешенный, умиротворенный. Благодарю Господа, сказавшего мне милость Свою в самом начале молебна и во всё время молебна у Анны Герасимовны в мире и пространстве сердца. Но согрешил я, сказав грубо и с сердцем протоиерею: с какой стати служить буду я за вас вечерню? Служит [...] утреню. Это непослушание.

Орган мой разбитый, скверный, орган, коим [пою] славу Бога, Божией Матери и всех святых, разумею сердце мое скверное, хульное, лукавое, самолюбивое, сластолюбивое, гордое, злое, недоброжелательное, зложелательное и злорадственное, тщеславное, блудное, славолюбивое, ленивое, нерадивое, хульное!

Бывши у Параскевы Лукиничны Калмыковой, я не сочувствовал больной Елисавете Петровне Калмыковой, был холоден как камень, думая в себе: она была горда и очень нежилась по выходе дочери в замужество, в церковь перестала ходить – за то и наказана. Но Бог знает, так ли это. А между тем любовь христианская должна плакать с плачущими и радоваться с радующимися [Рим.12:15].

Если не будем мстить за себя обидчикам нашим ни мыслию, ни желанием, ни словом, ни делом, а будем молчать и молиться за них, то и они скоро примирятся с нами; если же они закоренелые враги, то Бог отмстит им вскоре. Так всегда было, есть и будет.

Любовь изгоняется из сердец любовию: любовь к Богу и ближнему изгоняется любовию плотскою, например пристрастием к чреву, к нарядам, к блестящей обстановке жилища своего, к деньгам, к веселостям...

23. Наши дьячки своим скорым чтением и пением сводят всё богослужение к нулю: ничего не поймешь, не вынесешь из храма Божия. Вот как лукавый вертит нами!

Благодарю и превозношу Господа, чудно меня оживотворившего сегодня Божественными Своими Тайнами и от мертвых душу мою воздвигшего (ибо действительно я был прежде причастия Святых Таин мертв прегрешеньми моими, наипаче чревоугодием, пресыщением и немеренным питием вина). О, какое во мне было торжество веры, милосердия Божия, превосходящего все и всякие грехи мои! Слава Тебе, Господи Боже, в милости непобедимый. Враг теснил отчаянием.

Когда я был сегодня в шестом классе, диавол обливал меня мерзостию своею против воли моей в сердце моем, в движении его, неподобно сладострастном, посрамил, утеснил, убил меня на несколько минут, но покаянием и взиранием ко Господу я победил его, начальника мерзостей всяческих. Слава Господу и благодати Его!

Вечером поздно я рассердился на дворника за вероломство и неисправность и изрыгнул в отсутствие его пред материю его слова гневные, дышащие мщением. За это наказал меня Господь достойно теснотою. Я прибегнул к покаянию сердечному и – дивное чудо! Многомилостивый опять помиловал меня, воздвигнув меня от мертвых. Я ожил, вкусил мир, покой, легкость, бодрость, пространство! Так Творец небеси и земли, бесконечный, безначальный, всемогущий, благий, всеведущий, преклоняется ежедневно и многократно к сердечному воплю червя Своего, пресмыкающегося по земле, то есть меня, грешника, непрестанно оскорбляющего Его благость, разоряющего закон Его, отпадающего непрестанно от любви Его и ближнего!

Сегодня магометанина крестил в соборе (назвали Константином), предварив Таинство двумя оглашениями. Утверди его, Боже, в вере правой и спасительной. Надо навестить его.

24. Беда мне от рыбы и от ухи, на ночь съеденных: в чреслах крайнее блудное разжжение. Да не ем ни рыбы, ни мяса.

После ранней обедни. Благодарю Господа, многократно оживившего меня, умерщвленного грехами моими (во время утрени, служенной протоиереем, и ранней обедни, мною совершенной); вчерашнее чревоугодие умертвило мою душу, но Господь воскресил [ее]. Канон читал одушевленно. Обедню служил благодатно. Голос превосходный, с одной стороны от благодати Божией, а с другой – от свежей ухи без рыбы, кушанной мною вечером. Причастился на жизнь, радость, торжество! Слава Богу!

От игумена получил посылочку священную от мощей праведного Артемия – масло, вату, стружки, образочки. Написать письмо благодарственное, извинения просить в резком письме моем к нему. Я его обидел подозрением в недоброжелательстве. Отец игумен – великий муж духовный, незлобивый, смиренный, а я сластолюбивый, гордый, легковерный, злобный, завистливый, сластолюбивый, невоздержный, сребролюбивый, ленивый, нерадивый, блудный, малодушный, боязливый, лицеприятный, подобострастный, лживый, человекоугодливый, раздражительный и гневливый, нетерпеливый, маловерный, ропотливый, отчаянный.

Если почувствуешь в душе зло на брата за что бы ни было, сейчас же помолись о нем от всей души, да помилует и да простит его Господь и будет всегда от этой молитвы душевная польза тебе и тому, о ком помолишься; не умножай зла другого твоим собственным еще злом. Но наичаще начальник злобы клевещет на ближних наших и научает нас видеть зло в других тогда, когда его и нет, и тем причиняет только зло, муку только самому подозревающему ближнего в зле. Весьма мудрое правило: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое [Рим.12:15]. И так да любим врагов наших, да благословляем клянущих нас, добро да творим ненавидящим нас и да молимся за творящих нам обиду [Мф.5:44]. Наше самолюбие очень щекотливо и раздражительно: мы склонны мстить за всякую обиду взглядом, словом, движением, поступком. Человече грешниче! Жалей подобного тебе человека грешника: он болен, он страдает воспалением греховным, греховною маниею, нравственным, психическим сумасшествием, вольным безумием. Не будь подобен ему.

25. Благодарю и превозношу Господа, избавившего меня после продолжительной молитвы покаяния (по дороге в гимназию и в садике обсерватории) от адской тесноты, постигшей меня по поводу вчерашней размолвки с собратом отцом Петром Клепачевским. Благодарю Господа, победившего духа злобы и примирившего меня с собратом; я дал ему руку общения, и между нами мир. Слава в вышних Богу, и на земли мир [Лк.2:14].

Благодарю Господа за оживотворение меня, умерщвленного грехами, – я чудно ожил, когда причастился Святых Таин во время ранней обедни (от Никитина). Крепкие, смертные затворы адские во мне расторглись, и Божественная присносущная жизнь проникла в мое сердце. О, сколь сладостна, вожделенна Божественная жизнь! Как легко, просторно, весело, обновленно себя чувствовал!

26. Благодарю Господа, отъявшего тесноту от души моей в самом начале обедни и даровавшего мне мир и умиление во время соборной литургии и причащение животворное, разрушившее смерть сердечную. Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить добре крещение у Леонида Катугина. Благодарю за величайшую благую перемену во мне во время всенощной благодатию Христовою, за умиление слезное, за молитву о всех умиленнейшую, дерзновенную, возвышенную.

Меня усладила весьма мысль о близости ко Господу во время богослужения священников Христовых: они, как ближние Его друзья и собеседники или работники Его, с Ангелами стоят у престола Его и совершают пренебесные Тайны и раздают их другим. Всегда ли мы ценим себя как должно?

Аще хощеши внити в живот вечный, говорит Христос, соблюди заповеди [Мф.19:17]. Как не хотеть войти в живот вечный? Сам Христос, ипостасный Живот, для того и пришел в мир, чтобы даровать нам живот вечный.

С любовию, охотно, простодушно принимай к себе в дом посетителей и приезжающих гостей, как Ангелов или как членов Христовых и своих сочленов, не малодушествуй, не огорчайся, не трясись, как Каин, – побудут и уйдут. Помни, что любовь есть совокупность совершенства [Кол.3:14]. Без любви нет христианства. Из любви переноси некоторое стеснение.

27. После поздней обедни. Вчера я пил много шампанского, и сегодня отозвалось оно во мне тяжело и в телесном организме, и в душе: мертвящим образом било оно по нервам, а в душе была сильная страстность к хлебу, к одежде, вообще к земному – и когда же? Пред самою литургией и во время ее. Вот нелепость! Господь возвел нас на небо Своим воплощением, обожил нас, сделал из земных небесными, а диавол силится овеществить, оземленить нас и из небесных сделать совершенно земными, до безумия страстными к земным благам, до забвения о небесном своем звании, до охлаждения к Богу и ближнему, до самого глупого эгоизма. О, какое оскорбление, уничижение всему таинству искупления делает наше пристрастие к тленным, исчезающим благам земли! Какое оскорбление Искупителю Господу Иисусу Христу и Освятителю Духу Святому! А между тем это оскорбление так обыкновенно, постоянно! Сегодня мое сердце было парализовано, умерщвлено сначала негодованием на протоиерея за ризы нехорошие, потом на просфирницу за малые просфоры, но я искренно осудил себя в безумии, суетности, тщеславии – и Господь помиловал меня: я исцелился душевно, умирился, распространился в душе, оживился. Потом на великом входе умертвил меня грех из-за малодушия. Потом я опять покаялся (прости, о милости Господи) и опять ожил благодатию Христовою. Служил хорошо, причастился на жизнь, силу, радость. Заамвонную прочитал хорошо, проповедь произнес одушевленно. Отпуст весь сказал. Слава Богу!

После вечерни, когда я проходил Новой улицей, враг уловил меня во внутреннее прелюбодейство сердца чрез один взгляд на высунувшуюся из окна блудницу молодую, красивую, и я путался в грехе минут пять, творя молитву покаяния; Господь услышал и спас меня, сластолюбивого, алчного, блудного, окаянного. Слава Его милосердию, а мне стыдение лица, что я так поползновен на всякий грех. Надо воздержание – хлеб да воду в меру.

28. Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа за безмерную Его ко мне милость, явленную в многократном избавлении от диавольских угрызений и оскорблений помыслами души моей во время литургии, за дар умиления и животворного причащения пречистых Таин. Благодарю Господа за избавление от бесовского уязвления во время вечерни и после нее, пред молебном Иверской Божией Матери, святому Предтече и святому Пантелеимону. Припал я в покаянии к престолу благодати и получил исцеление с миром, свободою, дерзновением. (Да не пекусь о ризе, да не пекусь о привесках серебряных к иконам: из-за них я уязвился.)

В седьмом классе из Истории Церкви о святом Филиппе митрополите к следующему классу.

Богослужение Православной Церкви питает и укрепляет веру, надежду и любовь в христианине и уготовляет его в гражданина небесного.

У каждого священника священство Христово – так надо и мирян приучить смотреть на оное. Священство – дар Божий людям величайший, пренебесный, святейший, спасительнейший: чрез него люди грешные очищаются, освящаются, примиряются с Богом, обновляются, просвещаются, утверждаются в вере и любви, совершенствуются, обожаются и возводятся на небеса. Слава Богу, даровавшему нам таковый дар! Да чтим же священство и да пользуемся его благодатию преизобильно. Мы сотворены Богом в начале святыми, но утратили святость Божию чрез грех и осквернились и сделались недостойными Бога и рая. Господь преизобильно возвратил нам дар святыни в Своем лице и чрез Себя, чрез пакирождение, миропомазание и причащение Тела и Крови Его и сделал нас достойными чрез Него и Им рая, возвратив нам прежде всего наше достояние.

Крестное знамение ты полагаешь на чело, на сердце и на оба плеча (мышцы) между прочим для того, чтобы ты молился всегда Богу всем сердцем, всем помышлением и всею силою, чтобы не забывал любить Бога всем сердцем, всем помышлением и всею силою (мышца – знак силы). А мы часто молимся рассеяно, не сердечно, вяло. Это-то и худо, оттого-то такая скудость у нас плодов добродетели!

29. После обедни. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную литургию непреткновенно до заамвонной молитвы, в конце которой пропустил несколько слов от смущения при мысли о новом золотообрезанном Служебнике, купленном и переплетенном на братские деньги мною, и при мысли, что я один его употребляю, а не все. Да будет он достоянием общим. Ты веси, Господи, безотказное хождение мое для треб всяческих и всегда и часто, часто вне прихода, по знакомству моему и по личной приязни и личной поддержке знакомства. Не в праве ли я был разделить возмездие за исправление этих треб (а их много) между дьячком и мною? А я этого не делал, и вот часть их употребил на приобретение хорошего Служебника. Воистину не мой, а братский будет этот Служебник. Оправдай убо, Господи, мене, вола молотящего, и да не заграждает враг устен сердца моего [1.5:18], и да не смущает меня как бы утайкою братского достояния, ибо не им, а трудящемуся принадлежат дары Твои. Помяни и многое хождение мое по требам, тогда как братия более ездят, и неверность их в записывании доходов братских, нередко употребляемых ими на свои нужды.

Благодарю Господа, обновившего и оживившего меня причащением пречистых и живодательных Своих Таин. Благодарю Господа за бодрое, смелое служение молебна на плавучих доках при офицерах и команде.

Во время Евангелия крайне (да и ранее и после, до великого входа), крайне одолевал сон, до смерти, до изнеможения. После великого входа и вражеского озлобления, побежденного молитвою покаяния, прошла всякая слабость. Служил бодро, громко, с одушевлением. Слава Господу! На царской по Александре Первом и воинах панихиде соборной на возгласе спутался от смущения вражия. Потом Бог помиловал. Святой благоверный князь Александр Невский был исповедником Христовым непоколебимым в Орде татарской.

30. Благодарю Господа за скорое услышание моей внутренней молитвы покаянной в квартире именинника Александра Федоровича Федорова пред молебном (я был смущен и утеснен, омрачен огорчением на отца Клепачевского на захват им уроков в женской гимназии и в мужской (в приготовительном классе)). Благодарю Господа, даровавшего мне благодать умиления во время литургии и слезы покаяния, чувство благодарения Господу.

31. Благодарю Господа, по Своей милости неизреченной оживотворившего меня вчера Божественными Своими Тайнами на поздней (очередной) литургии, которую я Его же благодатию совершил без преткновения в словах.

Каюсь, окаянный, Господу во вчерашнем пресыщении после крестин у кожевника Захарии Ивановича: напер я, несмысленный, алчный, на плоды и кушанья (пирог с рыбой, копченый сиг, икра паясная, булка с маслом, [...] сдобная) и давай есть – и ел до пресыщения, до отягощения! О Боже праведный! Как я Тебя огорчаю и подвизаю на гнев! Я причащаюсь ежедневно пренебесных, животворящих, страшных Таин и имею поползновение к пресыщению земными брашнами и самым делом пресыщаюсь и чрево делаю богом. А еще в нетерпении и малодушии иногда говорю в себе: почему меня Господь не слышит, когда взываю к Нему о исцелении поврежденного пушечным выстрелом слуха моего! Я не достоин той милости Божией.

И во сне-то представлялись мне попойки да кушанья: вся жизнь в суете и грехе проходит. Горе, горе мне! Горе нам! Если пастыри так ведут себя, что овцы? И подавно они блуждают, рассеявшись в разные стороны. Боже! Собери всех нас во ограду Твою и даруй ходить всем путем повелений Твоих. Воздержание, воздержание хотя отныне! Даруй, Господи! Помоги Господи! Читать Библию, писания святых отец, Октоих.

* * *

149

Подобострастный (церк.-слав.) – человек, подобный нам, с теми же страстями и немощами.

150

Борзый (др.-рус.) – скорый, бодрый.

151

Возглас священника на утрене.

152

Свиде́ние (церк.-слав.) – откровение, свидетельство, заповедь.

153

См. сноску 106.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle