Источник

Июль 1878 года

1 июля. Суббота. Еще око мое лукаво и завистливо, еще не может равнодушно смотреть на благосостояние ближнего, особенно низшей степени: так сегодня купец Гуляев дал отдельно дьячку Зрелову рубль, а мне в кружку братскую три рубля, и я позавидовал большей доле дьячка, и язва у меня на сердце стала, и смущение, и теснота, и скорбь. (Это было в девять часов утра.) Долго я боролся с самолюбием своим, завистию, алчностию, сребролюбием. Каялся, вопия к Богу в сердце, идя по дороге: всё было тесно; наконец зашел в собор, припал сердечно к престолу милосердия, избавления и спасения – и исцелел и душой и телом. И за пресыщение Господь меня наказал: я утром хлеба черного с маслом поел, а у Гуляева сыру кусочка два. Благодарю Господа.

Злой человек из злого сокровища своего выносит злое [Мф.12:35; Лк.6:45]. Я этот злой человек, Господи! Вот я изнес от злого сердца своего злое желание и злое слово на настоятеля Павла Васильевича Трачевского за исторжение дерева с зелеными листьями из церковного сада, вновь разведенного старостою, который был огорчен этим своевольным и неблагоразумным действием настоятеля. Я пожелал в сердце и на словах исторжения его самого от земли живых. Слишком много за одно дерево, хотя правда, что он много неправды делал и делает. Прости мне, Господи!

Нищего, обманывавшего много раз меня и получавшего деньги (милостыню) обманом и пропивавшего их, пинками своими прогнал от себя, когда назойливо подступал он ко мне. Согреших [биением] и озлоблением на него. Отпал от любви, закон Твой, Господи, весь разорил, ибо весь закон состоит в любви к ближнему.

После всенощной. Премного помилован я пред самою всенощною и особенно во время ее, при начале и потом от Господа моего Иисуса Христа. Я был внутренно связан и палим геенским огнем за злое слово о настоятеле, да восторгнет его Господь от земли за исторжение зеленого большого дерева, посаженного при церкви иждивением самоотверженного ктитора Никитина и за суровое, злое обращение с нищим, многократно меня обманывавшим. Но после того как я возгласил славу Животворящей Троице и стал при каждении читать покаянный псалом от искреннего сердца, милосердие Божие излиялось в душу мою, узы греховные расторглись, теснота прошла, огнь сатанинский погас и роса благодатная прохладила мое сердце: я ожил и просветлел, умиротворился, утешился и всю всенощную служил с великим умилением. Слава бездне милосердия Божия, бездне щедрот и благости Его, заслуг Господа Иисуса Христа.

Наука мне не озлобляться никогда, да не отрину от себя милосердие Божие. Господь потому помиловал меня, что я в душе примирился с нищим, меня обманывавшим, и дал ему десять копеек на хлеб. Оставил должнику моему, и Господь оставил мне долги мои. Да памятую, что, делая добро другому, делаю его себе, ибо едино тело есмы мнози [1.10:17], и в нюже меру мерю, возмерится мне, по слову Господа [Мф.7:2].

Согрешил пред Господом и святыми Его по малодушному страху, от диавола прибывающему, – не произнес имен святых апостолов Андрея Первозванного и Петра и Павла, да святого благоверного князя Александра Невского, да в молитве Христе, Свете истинный слов к деланию заповедей Твоих.

После прогулки в десять с половиной часов вечера. Прогневался на жену за непослушание, своеволие и упрямство ее (форточку отворить не давала в жаркую пору вечером, цветы без меры поливала вопреки моему совету и моей просьбе), смутился и уязвился душой. После молитвы веры и упования и после оставления всякого зла моего на нее Господь помиловал меня, даровав мир душе моей. О Господи! Сам созижди в наших душах любовь твердую, от которой мы отпадаем из-за пустых вещей. Гнев человека не творит правды Божией [Иак.1:20]. Отыми от нас навсегда, навек безумие вражды и неприязни взаимной, хотя бы она и была и самая кратковременная, ибо из кратковременной может она перейти и в долговременную, ожесточенную, неисцельную.

Пристрастие к житейским вещам бывает часто причиною неприятностей и ссор между людьми. Поэтому нужно довольствоваться только необходимым и охотно уступать другим излишнее, если из-за вещей, находящихся в избытке, грозит произойти ссора. Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку [Лк.6:29]. Мир и любовь считать выше и дороже всего.

3 июля. Избави мя, Господи, от крамолы вражией: вчера я был очень недоволен своей женой и просил ей наказания от Бога в огорчении и неприязни [духа], но потом в душе примирился с ней и просил себе и ей просвещения сердечных очей и исполнение дел своих по совести. Сегодня недоволен был крайне отцом настоятелем, тем особенно, что он получает много из братских доходов, а сам мало делает дел по приходу и нищим не подает и вообще скуп и алчен до денег. Но я, по благодати Божией, познал, что это действует во мне враг исконный и страсти мои: самолюбие, сластолюбие, гордость, вражда, зависть, алчность и сребролюбие, недоброжелательство. По правде говоря, кто из нас достоин даров Божиих, и столь щедрых? Никто. Нам остается только сердечно благодарить Бога за Его обильные дары, туне, незаслуженно на нас изливаемые, и не завидовать, а доброжелательствовать друг другу и жить в любви, ревностно исполняя дела своего звания, и взирать на будущее мздовоздание, ожидая праведного суда Божия всем и каждому. Здесь же должны мы все повиноваться друг другу в простоте сердца. Господи, помилуй мя и избави от крамолы змииной.

Некогда на просфирницу враг устремлял мое алчное и завистливое око сердечное, что маленькие просфиры делает, сегодня – на настоятеля. О лукавейший враже! Прочь от меня! Христос Бог тебя проженет, ибо я раб Его, хотя и грешный. Не сыт ли я, не весьма ли сыт? Не весьма ли всем изобилую? А сколько есть и каких бедных!

Бог мое сокровище, мое богатство, моя слава, моя сила и благодать Его, чудная, милующая, оживляющая, очищающая, освящающая, просвещающая, украшающая, укрепляющая, привлекающая души. Из-за двух вещей я подвергся смущению и тесноте от врагов бесплотных: от взятых в счет братии трех просфир для раздачи по усмотрению и от жаления закоптить дымом кадильным аннинскую (ордена) ленту (на молебне). В первом случае смутился и онемел на великом входе, во втором – при чтении Евангелия на водосвятии.

Благодарю Господа, давшего мне благодать совершить с умилением, слезами литургию воскресную (после великого входа до конца), произнести все возгласы на молитве непреткновенно, сказать свое поучение и закончить литургию вполне с выговором всех имен святых. Вечернее пресыщение большое (яйцо, черный хлеб с маслом на ночь) очень отягчило мое сердце и было причиною моего бессилия сердечного и смущения бесовского (на великом входе). На ночь ничего не ешь, не пей.

3 июля. Понедельник. Сегодня проспал довольно времени после утрени и проспал срочное время обедни, так что пришел в церковь вместо девяти с половиной в десять часов; крайне было неприятно мне это, я торопился крайне, упал духом, смущался, раздражался и едва молитвою веры успокоил себя; на великом входе враг запял, и я по малодушию не выговорил всех имен царского дома. Причастился животворно, но после обедни под влиянием суждения о настоятеле смутился, ощутил тесноту при озлоблении на него, а пришедши домой с человеком, требовавшим метрического свидетельства, и видя беспорядок в делах настоятеля, еще более на него озлобился и подвергся большей тесноте и огню и потому стал крепко каяться в своих грехах, в своей горячности, запальчивости, злобе, нетерпении, в своем безумии, и Господь совершил во мне величайшее чудо избавления и спасения. Я почувствовал в себе росу благодати, мир, свободу, пространство.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, исторгнувшего меня из челюстей адского змия по молитве веры и глубокого покаяния пред панихидой по отставном генерал-капитане Василии Афанасьеве. Духовная смерть постигла меня за жестокосердие и скупость к нищему, которого я в гневе прогнал от себя, когда он, недовольный поданною милостынею, усильно припрашивал еще подачи. Когда я беспристрастно рассмотрел себя, будучи в состоянии скорби и тесноты на сделанный грех, то нашел в себе множество грехов, от коих произошел мой неправедный гнев, именно: самолюбие, сластолюбие, сребролюбие, гордость, жестокосердие, злобу, зависть, неправду, так что одним этим поступком я разорил весь закон Божий, состоящий в любви к ближнему. Слава Господу, принявшему мое покаяние и благоутробно помиловавшему меня. Сладко было ощутить в душе избавление от уз адовых и смерти и вкусить мир, спасение, пространство, свободу, дерзновение, силу.

Мы живем в царстве чудес, то есть в духовном царстве Святой Троицы, в Церкви Божией, и первое, величайшее в нем чудо есть чудо воплощения Божия, вочеловечения Бога Слова и чудо рождения безмужной Матери, родившей Богочеловека, и Ее превознесения выше всех тварей, выше пресветлейших Херувимов и пламенных Серафимов. Это чудо по достоянию прославляется в Церкви Божией. Как человечество возвышено этим чудом воплощения Божия! Как облагодетельствовано, как возлюблено, как чудно спасено от заслуженного вечного наказания, от праведного проклятия Божия, почтено пакибытием, удостоено наследия небесного! Это достойно вечного славословия! И в Апокалипсисе изображено это славословие спасенных Господом [Откр.19:1–9]. Мы должны взаимно возлюбить Господа и возлюбить друг друга как члены одного тела под Главою Христом.

4. Благодарю Господа за удостоение меня совершить непреткновенно утреню и раннюю литургию и за чудное оживотворение Божественными Тайнами. Благодарю Господа за помощь против внутренних врагов и одоление их мною, или паче благодатию Христовою, при служении на кладбище (при отпевании) над телом Анны Ивановой Лемохиной. Много раз порывались они меня низложить, но Господь низлагал их верою моею в силу пречистых Таин, принятых мною.

5. Благодарю Господа за величайшее чудо милосердия и спасения Его надо мною и дьячком Зреловым, когда я в раздражении на него из-за бедной женщины, сильно отругал его при многих свидетелях в квартире просфирницы.

Я был в огне, тесноте, скорби, срамоте, в смерти, но покаялся от всего сердца, и Господь оживил меня, помиловав меня и дав мне мир, дерзновение и непреткновенное служение литургии и общего молебна водосвятного.

6 июля. Благодарение Богу: день жаркий, ясный, вот уже четвертый день. Прежде всё были дожди проливные. День кончины моей матери. Помяни ее, Господи!

Вчера во время соборной панихиды по генерал-капитане [...] Афанасьеве бесплотные враги крайне стужали мне всевозможными искушениями (в соборе в семь часов вечера).

Господи! Избави меня от духа скверного, блазненного, мечтательного, от духа смущения и боязни, малодушия, от духа давящего и утесняющего душу, сластолюбия, корыстолюбия, гнева, гордыни, зависти и пр.

После утрени. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать с великим дерзновением и умилением совершить утреню. После утрени подвигся на гнев и негодование на Александру Никифоровну Берзину за ее, как мне казалось, беспокойный нрав и самохвальство и за расстройство свадьбы ее бедной крестницы Евдокии. Оказалось, что она, Александра Никифоровна, не виновата, а есть смиренница и раба Божия. Но я сильно возмутился и уязвился от врага и долго каялся, молился Господу, наконец Господь помиловал во дворе нашего церковного дома, где я каялся, ходя по панели земляной.

Человек настежь отворил двери греху.

Слава струям Духа Святого, живительным, чистительным, просветительным, укрепительным, миловательным, веселотворным.

Обетования Божии – ей и аминь [2.1:20], все верны, оправда́ны вку́пе [Пс.18:10], а потому в богослужении постоянно и читаются, между прочим, книги пророческие, особенно Псалтирь. Всё исполнится.

Любовь мира сего несовместима с любовию Божиею, потому необходимо самоотвержение или ненависть к миру, или к растленным обычаям его, к диаволу, к страстям – война против них.

Вотще и всуе живу, услаждая и утучняя плоть свою яствами и питием и собирая одеяние и вещи различные, ибо конец всему сему – тление и уничтожение. Да насыщаю и украшаю, и обогащаю душу делами благими. Данными от Бога средствами – милостынею и слезами очищай грехи свои.

Как я, имея порочную мысль и страстное сердце, живу как будто имеющий нерастленную природу, как будто не имеющий нужды в духовном оружии, как будто бы не было никакой брани во мне, никакой борьбы со страстями и с духами злобы поднебесными. Как я не пощусь по указанию Церкви, не умерщвляю тело свое и не порабощаю [1.9:27], когда оно так сильно господствует над духом, тление над бессмертием, над образом и подобием Божиим! Как я ем и пью каждый день столько, сколько хочется! С чем это сообразно?

Церковь на земле – средоточие жизни истинной, духовной, небесной, средоточие святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира Божия, истинной свободы.

Если ты носишь в сердце неприязнь к брату хотя бы за его неверие, жестокосердие к бедным, за гонение тебя по причине благочестия, то неприятны Богу твои молитвы, милостыни. Люби врагов своих, по слову Евангелия [Мф.5:44], молись за них, жалей их, оказывай им ласку и должное уважение, если они начальники твои. Богу предоставь суд.

Благодарю Господа, отъявшего скорбь и тесноту от сердца моего во время литургии по молитве моей настойчивой и даровавшего мне слезы умиления во время главнейшей части литургии. Благодарю Господа, оживотворившего и обновившего меня причащением пречистых Таин Своих и давшего силу непреткновенно и сполна выговорить возглас заупокойной ектении при соборной панихиде.

Что значит, какое знамение являет препятствие Европы нашему отечеству России освободить после столь победоносной с нашей стороны войны за освобождение христиан, освободить несчастных христиан от ига Турции? Значит то, что в Европе теперь нет веры христианской с ее небесными плодами правды, любви, мира, единомыслия, что ее место заняли мелочные интересы, эгоизм, значит то, что Бог посмевается мудрости века сего, объюродевшей143 до конца, и совершит дело освобождения христиан от ига мерзких мусульман Своими неиспытанными144 судьбами.

7 июля. Как избавишься от блудного сердца и блудной плоти, если не будешь поститься, избегая скоромной пищи, особенно мяса, да и постной иной, как например рыбы, сластей, если не будешь удручать себя трудами, бдением, долгими молитвами, богомыслием?

После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне великую победу над злобою по причащении Святых Таин. Благодарю Господа за новую победу над злобою, когда я после обедни, пришедши в сад, встретил неуместное противоречие и крикливость жены своей (на меня лаяла своя собака, и я грозил ей тростию, а жена на это огорчилась) и осердился на нее. Но потом искренно осудил себя за безумство злобы своей и нелогичность поступка своего, за отпадение от любви; пришел к убеждению, что надо побеждать зло в себе и в других добром [Рим.12:21]. Это верное средство. Итак, да молись за себя и за других, ибо все больны грехом, все – [один] греховный струп.

Благодарю Тебя, Господи, Судие и Ведче мой, яко и паки воспаление злобы во мне погасил еси, когда я в покаянии сердечном, всеглубоком припал к Твоему милосердию и осудил себя от души в безумии озлобления на жену свою за ее непослушание. Погрешности и грехи ближних врачуются или исправляются не озлоблением, а кротостию к ним, как и наши собственные грехи и страсти врачуются не новыми оргиями, а противоположными добрыми делами – кротостию, смирением, незлобием, воздержанием, чистотою, самоосуждением, милосердием, великодушием, твердостию, правосудием, искренностию, прилежанием к делу. Зло должно быть с корнем вырвано из сердца.

8 июля. Исповедуюся Господеви от всего сердца моего, яко призрел на меня в час бедствия моей души и избавил меня скоро за покаяние мое и веру мою. Шел я к поздней обедне в собор, и встретилось мне несколько молодых людей, просящих милостыни (они часто, ежедневно ходят, живя без дела, коего не могут найти). Я рассердился и раскричался на них – о, окаянство! о, гордыня! о, сребролюбие! о, скупость! о, зависть! о, жестокосердие! о, убийство духовное! о, умопомешательство в суетном! о, сластолюбие! Сознаю, что все эти грехи заключались в моем поступке с нищими! И я был наказан от правосудия Божия великою скорбию и теснотою, понудившими меня немедленно обратиться с покаянием к Богу! Слава благоуветливому и благопременительному Богу моему, услышавшему меня скоро и избавившему от лютой скорби. Такая же скорбь и беда постигли меня во время обедни после Херувимской песни, когда я услышал сильную [рознь] в пении Дометия Семеновича Исаева, огородника, и обиделся на него, озлобился по действу диавола: о, как мне было тяжело! Неискренна стала служба моя, и в такие великие минуты, когда я должен быть весь объят пламенем любви к Богу и к людям, искупленным кровию Сына Его! Только тогда, когда я искренно осудил себя и оправдал поющего брата, ибо он пел усердно, от сердца, Бог помиловал меня, прогнал из души змия. О, да не озлобляюсь ни на кого никогда не из-за чего! Ибо злоба всегда неизвинительна, из-за какого бы благовидного предлога ни была она! Благодарю Господа за милость Его!

Если бы не миловал меня ежедневно и часто согрешающего Господь мой, то давно погиб бы я от страстей моих, от этого пламени адского, во мне возгорающегося и сильно раздуваемого сатаною и пожирающего меня в час увлечения страстями, например гнева, зависти, любостяжания, сластолюбия и прочих. Господь ежедневно возводит меня из ада страстей, ежедневно дарует мне пакибытие спасения, обновления, оживляет умерщвляемую страстями душу мою! Слава бездне милосердия и щедрот Его!

9 июля. Воскресение. Благодарю Господа, дивно промышляющего о бедных чрез избранных Своих: Степанида Аввакумовна дала мне на бедных в мае пятьдесят рублей, да мне на одежду пятьдесят рублей, некоторые другие давали понемногу; сестра ее дала сегодня на бедных пятнадцать рублей. Слава Тебе, Господи! Здравие и спасение им даруй, Господи!

Благодарю Господа за дарованную мне новую жизнь в причащении Святых Таин. Сегодня трудно очень было служить: от вчерашнего пресыщения печеньем и ягодами грудь и горло засорились, и служить мог с трудом.

Досадовал было на то, что много больше приходится мне служить, а настоятелю и отцу Петру очень мало, а получают – настоятель гораздо более меня, отец Петр равно; но раскаялся, подумав, что я служу Господу, Самому Господу для Его достояния, для Его людей, – и успокоился. Слава Господу, вразумившему и помиловавшему меня.

Святая Церковь бесценна для христианина и превожделенна, потому что от нее он получает очищение грехов, освящение, необходимое для него столько же, сколько солнечный свет или воздух необходимы для тела, оживотворение, утверждение, мир, свободу духовную, свет, силу, утешение. Кто не почитает Церкви, тот несмыслен, груб.

10. Вечернее и утреннее богослужение Православной Церкви есть общение и сликование Церкви земной, воинствующей, с Церковью небесною, торжествующею, особенно в стихирах и канонах; члены Церкви земной воспоминают и прославляют подвиги святых Божиих, просят их ходатайства за себя пред Богом, выражают желание подражать их подвигам и достигнуть общего всех отчества небесного. Впрочем, в главных и постоянных, неизменных своих частях вечернее и утреннее богослужение есть прославление и благодарение Господа за сотворение мира и человека и за премудрый и всеблагий, недремлющий Промысл о всех тварях и за особенный, сверхъестественный Промысл Божий о спасении падшего и погибающего рода человеческого, за снисхождение на землю Сына Божия, или за воплощение Его, и за все спасительные деяния Его во плоти и учение Его, за страдания, смерть и погребение за нас, за воскресение из мертвых и вознесение на небо и за ниспослание Духа Божественного на верующих и обновление, Им совершенное и совершаемое в верующих.

11 июля. Ночью был малый дождь и оросил иссохшую землю. Слава Богу! С начала июля доселе стояла отличная ведренная погода.

Червь греха не умирает во мне и снедает меня, – думаю, что и в прочих подобных мне людях. Что же мы дремлем? Умертвим его благодатию Христовою, доколе он не умертвил еще нас совсем. Буди, Господи, милость Твоя на нас, помоги нам имени Твоего ради!

16 июля. Воскресение (предшествовавшие дни гулял в Петербурге и за Выборгской заставой у свояка Иоанна Афанасьевича Ветвеницкого в загородной больнице, в лесах величественных и дивных). Ночью было сновидение блудное. Вставал ночью и молился. Хотел написать поучение на сегодняшний день и не написал из-за чревоугодия. Прости мне, Господи, грех опущения и все грехи мои.

Блуд, кроме телесного растления, вносит страшное растление в душу бессмертную, вносит в нее семя беззакония, заражает ее душетленными, скверными, лукавыми и хульными помыслами и чувствами, отъемлет благодать Божию, которая дает человеку истинную жизнь, святыню, мир, тишину, светлость лица, силу к добродетели. Страшно блуд заражает душу и тело.

17. Понедельник. Вчера вечером поздно сделалась у меня сильная боль головная с расположением к рвоте; ночью особенно сильно болела голова, наклонность к рвоте усилилась еще более, но когда меня прослабило хорошо, тогда сделалось и моей голове, и всему телу очень легко, хотя боль совсем еще не пропала. Сколько понимаю, эта боль произошла от засорения желудка (я неоднократно кушал понемногу после обеда вечером, в двух домах), после обеда кушал много ягод (клубники и малины), затем спал, потом чай со сливками пил – всё это вместе неблагоприятно отозвалось на моем желудке и на голове. Благодарю Господа, избавившего меня от сильной боли. Наука мне на ночь ничего не есть и сряду несколько раз не есть.

Каждением икон и народа выражается единство Церкви небесной и земной и единство Главы той и другой, благодать Святого Духа, проявившаяся во святых благоуханием многоразличных добродетелей, проявляющаяся и в земной Церкви в благоухании благих дел, в слезном покаянии, в любви и милосердии, воздержании, кротости и незлобии, в чистоте и целомудрии.

Любить Господа всем сердцем – значит не оставлять в нем никакого места греху.

В нас нет логики сердечной жизни, то есть разумной, последовательной, основательной. Сердце наше наибольшею частию судит, чувствует, поступает глупо, неосновательно, гибельно.

Я мерзость запустения, стоящая на месте святе.

Препояши мечь твой... [Пс.44:4]. Этим духовным мечом Духа Святого ты должен отсекать свои страсти и страсти людей, также ереси и расколы разить. Для нас апостолы – служители пакибытия и примирения с Богом, освящения и бессмертия.

Равнодушие священника к обыкновенной пище и питию и алчба, и жажда Тела и Крови Спасителя, богатства сердца, любви к Богу и людям, пренебрежение к сластям и стяжанию. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]; сокровище сердечное на небе – и сердце на небе; сокровище (предмет любви) на земле – и сердце на земле пресмыкаться будет. Антифоны – апостолы с пророки ликовствуют. Привязанность к этой жизни – смерть для души.

Я орга́н Бога и Церкви.

Презрение опасностей и страхов бесовских.

19. Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей от блудной сласти, увлекавшей меня при виде доброй девы. Но даруй мне соблюсти, Владыко, в чистоте, еже по образу во мне и в другом, и попрати все сласти плотские. Сладкий чай не надо пить или редко: от него объемлется пламенем сладострастия вся внутренность.

Господи! Даруй мне благодать совершить искренно, свято, твердо панихиды по усопшей рабе Твоей Захаровой.

20 июля. Искушения сегодня: пришедши на вынос покойницы Захаровой, я помолился и поклонился всем, и все мне ответили тем же, кроме дочери Захаровой, классной наставницы в женской гимназии. Я подумал, что это она делает по гордости и поддался взаимно (как думал я) презрению и озлоблению на нее, которое крайне меня смутило и уязвило до того, что я не мог говорить отпуста; идучи по дороге в облачении, я каялся, молился, осуждал, укорял, нещадно обличал себя и долго не мог избавиться от заедавшего меня демона злобы и гордости; уже в церкви (Думской Успенской), глубоко покаявшись и снова осудив себя в гордости, злобе, безумии, сластолюбии и в других страстях, я сподобился милости Божией и прощения грехов моих. Боже мой! То блуд терзает меня, то злоба и любочестие, то чревонеистовство! Как неусыпно ловит меня злодей невидимый, как страшно поглощает меня, когда удается ему искусить меня, и как я мучусь в его челюстях бесчеловечных, алчных, всепоглощающих! Горе мне окаянному, страстному!

В церкви, во время обедни неоднократно враг запинал меня попечением о просфирах (лишних, для раздачи), так пред самым великом входом сторож Николай сунул мне просфиру, сказав, что ее можно взять; я поспешно вынул частицы, но не сердечно, неистинно, придумывая, за кого бы вынуть, и этим смутился, так что на великом входе сбился и не выговорил имен царской фамилии; потом по совершении Таинства смутился при выговоре слов В первых помяни, Господи... именно: ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих; на заамвонной молитве пропустил несколько слов (из-за Бурова, коему послал просфиру, но, вспомнив, как он грубо со мною обошелся, пожалел ее). Отпуст не весь сказал. Святого Иоанна Златоуста не упомянул, святого Иосифа Песнописца, святого благоверного князя Александра Невского. Прости и не помяни, Господи, и восполни благодатию Духа Твоего Святого оскудевающее.

Благодарю Тебя, Господи, яко даровал еси мне благодать совершить бодро, смело, непреткновенно молебствие у почетных граждан Филиппа Степанова и Николая Сидорова, [далеко] и неискренно держащихся своих духовных отцов. Просил я благодати сей, и Ты даровал ее мне.

Наемный от настоятеля чтец Адриан Никитин крайне огорчил меня вчера и сегодня: вчера за всенощной и сегодня пред молебном у Степанова. Вчера не хотел идти ко всенощной, и мы целый час ждали его – не начинали службы. Сегодня я сам за узлом с церковными вещами к нему ходил на квартиру, долго стучал и едва достучался; разбранил его, проклятым назвал его. Пред обедней покаялся он, и я простил его. Узел оставлен [был у] него в лавке мелочной. Какие бури враг делает на праздники особенно! Но сколько раз враг силится поглотить нас до конца, столько раз Господь спасает от челюстей его! Слава Тебе, Господи!

Настоятель наш отец Павел Трачевский крайне чванится и много злоухищряется против меня, хотя хочет казаться справедливым и равнодушным. То дьячка нарочно удерживает у себя в квартире, когда ему нужно быть в церкви со мною и служить, то долго не начинает службы в крестные дни и заставляет долго дожидаться. Так сегодня, приказав звонить к обедне в девять с половиной часов, начал обедню в десять с половиной часов. Крестного хода недокончил и уехал на дачу в Ораниенбаум; меня отрядил в дальнюю часть; согрешил пред Богом – я сильно негодовал на него всю дорогу, идучи со крестом; забыл я слова святого пророка Давида: Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие [Пс.36:1], – я позавидовал ему в его комфорте жизненном на даче, что в трудах человеческих нет его и с человеки не приимет ран [Пс.72:5], что угобзися145 нива его и он не знает, куда собрать добро свое [Лк.12:16–17], что он горд богатством своим. Но то мне в нем кажется удивительным и достоподражаемым, что он тверд и спокоен духом своим и, как думаю, незлобив, тогда как я крайне слабодушен и легко возмущаюсь от всякой безделицы, мнителен, зломыслен, раздражителен, нетверд. Бездна немощей у меня!

21. Утро. Благодарю Тебя, Господи, пресладкое спасение мое, ибо вчера, когда ради грехов моих я почувствовал в сердце лишение Тебя, и тосковало сердце мое, и я в покаянии взывал к Тебе о спасении, Ты не умедлил придти ко мне на помощь и спас меня, и наполнил Собою сердце мое, и я утешился, успокоился, распространился в сердце своем. Сладко было мне призвать Тебя в бытность мою на даче у Александра Васильевича Мурашова, когда я прочитал молитву Твою Отче наш, Иже еси на небесех. Но прости, Владыко всемилостиве, что я выпил вина и пива более надлежащего.

Не людям, а Богу служим в храме – не угождай людям в храме телесно. Молись за других, молись и за себя, ибо мы едино тело. Посему да молись всегда горячо, искренно. Духом горяще; Господеви работающе [Рим.12:11].

Твердо презрение опасностей и страхов бесовских.

Разве туне подвизались подвижники, что мы не подражаем им?

Господь возводит нас от тления к нетлению, а мы бросаемся в тление и Ему непрестанно противимся.

Чисто, цело, пламенно молитесь, о иереи, о людях.

Христос Бог вчера и днесь Той же и во веки [Евр.13:8], и литургию одинаково надо служить.

Весь во всеоружии благодати, о иерей, буди.

В сугубой ектении Церковь молится о государстве, или обществе гражданском.

Грех закалает нас всякий день, как овцы заколения, – для избавления нас от него заклался Сын Божий по человечеству. О, любовь! О, снисхождение! О, терпение и долготерпение!

Пламень в росу Преложивший и меня может претворить из грешника в праведника.

О, каких и коликих ты стала причиною для нас, Владычице!

Я должен быть горяч к Телу и Крови Господа и равнодушен к обыкновенной пище и питью.

Помни благость и непощадение Божие.

Заботься об одежде нетления, неради о одежде тленной.

Служа Богу на земле, в земном храме, приготовляемся к служению Богу на небеси. Я буду славить Господа во веки веков, а здесь, во времени, предначинаю славословить державу Его. (Стихира мученикам в Каноннике.)

Мы забываем, что душа наша по образу Божию, и оттого большие нелепости у нас во всей жизни.

Церковь – общество спасаемых, Церковь – святое и чудное сочленение душ праведных, на небесах царствующих, и людей, право верующих во Христа и еще подвизающихся на земле, соединенных Главою Христом, – сочленение одушевляемое и освящаемое и укрепляемое Духом Святым. Всего Себе истощил еси, Спасе, из любви к человекам, и нас научи и укрепи милосердовати о людях Твоих, пещись о спасении их.

О болгарах избиенных. Очищает Господь злато Свое огнем страданий. Пожинает пшеницу Свою и собирает в житницу, наполняет житницы Свои.

Как смотреть на повторение одних и тех же молитв и славословий в богослужении? Одно и то же часто повторяем потому, что просимые предметы нам крайне нужны, а мы их не имеем, или часто теряем, или забываем.

Секи грех из корня. Это сечение, конечно, болезненно. Отсюда сильные скорби у благочестивых.

Славно прославился Господь во спасении моем за всенощною 14 января 1878.

Что сотвори Давид, егда требование име [Мк.2:25]? Если есть потребность неотложная, то можно нарушать пост.

Что значит стоять на высоте своего призвания священнику и всякому христианину? Реши этот вопрос словом и делом.

Имение наше – душа, искупленная Христом. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? [Мф.16:26]. В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? [Лк.12:20].

[Лезвие] греха.

Многие изучили много наук и искусств, а важнейшей науки побеждать грехи и страсти свои не знают и дают им овладевать собою.

Соответствен нам Господь, также Владычица и все святые, также и живущие на земле.

Грех – тля, мерзость, безумство, тьма, смерть.

Дружба с плотию – причина наших беззаконий и нерадения о вечной жизни.

Содержание богослужения – священное и церковное, историческое, догматическое, нравоучительное, тайносовершительное, обрядовое, молебное, хвалебное. Цель его – удовлетворить высшим потребностям души человеческой, созданной по образу Божию, но подвергшейся великим бедствиям грехопадения, восставлять ее от падения, обновлять, просвещать, очищать, освящать, утешать, питать и укреплять, сообщая ей сродное течение истинной, святой и Божественной жизни, и соединять ее с Богом, с Первоначалом и Первообразом.

Богослужение есть благоговейное, словесное изъявление человеком Богу своей веры, надежды и любви, покаяния во грехах, своего благодарения и славословия, оно есть взаимообщение Бога с человеком, взаимослужение человека Богу и Бога человеку, как сказал Господь: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [Мф.20:28]. Это служение Бога человекам совершается особенно в Божественной литургии, ибо в лице иерея или архиерея служит во время литургии Сам Христос Бог, единый вечный Первосвященник.

Сердечный слух и смысл во время богослужения (в науке о богослужении).

Бог чуток к сердечному воплю с верою молящихся и скоро отвечает на вопль души, ищущей Его.

Проповедь приготовь к 27 июля на день рождения государыни.

На неисправных подчиненных или и на самого начальника неисправного или недоброго я сержусь, гневаюсь, браню их, питаю иногда неприязнь, особенно к начальнику. С чем это сообразно? Что за нелепость? Злом разве можно исправить зло? Не усиливается ли оно явно более и более? К злому надо быть равнодушным, или, что я говорю? – злых надо жалеть, горячо молиться за них, да пременит их Господь на добро, ибо без Бога никто не может сделаться лучшим. Так я да отношусь к своему благочинному отцу Трачевскому. Да не будет во мне и тени зла.

Еще во мне много злых начал, действующих во мне и нередко увлекающих меня к словам, помыслам и чувствам и поступкам предосудительным, еще много бороться и бороться предстоит мне с собою и подавлять и искоренять злые начала; наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [Еф.6:12].

Если я хочу, чтобы настоятель был ко мне доброжелателен и гостеприимен, то для чего же я ему нередко тайно и явно недоброжелательствую и заочно браню его презрительными словами за его недостатки, а ведь кто без недостатков? Буду же ему доброжелательствовать, говорить ему и о нем всегда благие слова и горячо молиться за него, хотя он и отвергает мою молитву по гордости и недоверчивости.

22. Сегодня в восемь часов утра я совершил у одной женщины молебен Божией Матери с Акафистом, и это молебное пение и чтение уврачевало и очистило мою душу и тело. Слава Тебе, Мати Божия, Царице небеси и земли! Ранее была теснота. Слава благодати Божией!

Многие не любят быть у богослужения, потому что не знают его хорошо, во всем богатстве, величие, мудрости, сладости, животворности; узнают – не расстанутся никогда, так оно привлекательно, питательно, сладко для души!

23. Сегодня во время ранней обедни я испытал всю бедственность своего положения, беду душевную, беду лишения благодати Божией вследствие пьянства моего у Александра Мурашева: у меня умерла душа, потеряла всякую благодать, и я оказался совершенно бессилен в борьбе со врагом спасения, не мог говорить царской фамилии, сбился страшно на словах Благодать Господа нашего Иисуса Христа... и не выговорил как должно, на словах В первых помяни, Господи, на отпусте. Ах, как немного нужно, чтобы умереть душой прежде смерти телесной! Одного часа, одной минуты довольно!

Многие не ходят в церковь по несколько месяцев: ах, они умирают душой! Ибо смерть не дремлет.

26. Дивно сказалась правда Твоя, истина Твоя, любовь Твоя во святых Твоих, например в великомученике и целителе Пантелеимоне и святом Николае, Христа ради юродивом. Первый отверг идолов, уверовав во Христа и прилепившись к Нему всей душой, претерпев многие муки за Него, второй решительно отверг суету мира сего, посмеявшись всем его прелестям, поругался князю мира сего, содержащего в плену своем всех людей чрез предметы житейские, презрел всё в мире: наслаждение пищи, нарядность в одежде, славу и удовольствия, и жил на земле как ангел бесплотный. Слава Тебе, Господи, во святых Твоих! Святые обличают нас житием своим, ибо мы нерадиво, невоздержно, нечисто живем, в любви Божией не преуспеваем, а в миролюбии, в плотской любви, которой конец – нетление.

27. Благодарю Господа за благодать умиления и слез во время служения вместе с настоятелем и отцом Александром литургии в соборе, за причащение Святых Таин и оживотворение ими и за произнесение мною составленной проповеди на день рождения государыни.

Доколе же будет продолжаться мое безумие вольное, мое скотство, что я часто ем днем, два или три раза, особенно доколе будет это безумие, что я ем на ночь и бичую тем себя ночью? Однажды в день надо есть.

28. Благодарю Тебя, Господи, яко явил еси на мне спасительную державу Твою и в сей день, когда я катился по железной дороге в Петербург и когда был в Петербурге в ожидании князя Михаила Сергеевича Волконского: несколько раз исконный мерзавец и превратитель законов Создателя вливал в сердце мое скверный яд мерзости своей и мучил меня, но всякий раз по молитве моей к Тебе Ты милостиво и скоро очищал мою душу от непотребного движения и также от лицеприятия (нехорошо-де лицо старичка в пиджаке чиновника Министерства Внутренних дел, хотя старичок был хороший, добрый, разговорчивый). Славлю прощение Твое всегдашнее мне недостойному и спасение Твое.

29. Благодарю Тебя, Господи, яко паки спас еси мя от прелестного, сластолюбивого яда, который приять в себя поползнулось сластолюбивое сердце мое; молитвою покаяния и сердечного сокрушения Ты очистил меня от сего тлетворного яда, умирив и расширив утесненное сердце. Утверди меня, Господи, ходить в заповедях Твоих непоколебимо.

Ни одно слово искренней молитвы не пропадает даром пред Богом, но приносит плод добрый, ибо чистая молитва есть великая сила, преклоняющая благость Божию на милость и щедроты; вспомни Авраама, Моисея, Илию, Елисея, Даниила, Ананию, Азарию и Мисаила, всех святых – какие чудеса делала их молитва! Если семя лукавого – помыслы лукавые, слова, дела лукавые так плодовиты и сильны бывают в лукавых людях, то кольми паче семя благого Бога! – всякое добро не пропадает даром.

Молитва искренняя за государя и весь царствующий дом, за все начальства и за всех православных христиан приносит государю и всему [царствующему] дому и всем людям плоды благие, светлые помыслы, добрые чувства и возбуждения на дела благие.

Нам всегда бы нужно пылать любовию ко Господу и друг к другу, чистою любовию, а враг пречасто оледеняет сердца наши, ожесточает, озлобляет; надо бы всегда славить Господа от всей души за богатство Его благости, премудрости, силы, правды и святыни, великолепия красоты, сладости и блаженства, а враг внушает хулу на Бога и святых; надо бы исполняться день от дня разума духовного, а враг наводит безумство помыслов, омрачение, мысли и чувства глупые, нечистые, похотливые, плотские, житейские.

Для библиотеки гимназической – Римский Колизей, Римские катакомбы, Библию русскую.

Не противься злу, по слову Христову, но, если кто хочет взять у тебя что, отдай ему, от взявшего твое не требуй назад [Лк.6:30]. Помни, что Христос всего Себя истощил, жизнь за нас положил, в пищу и питие Себя дал. Чего более, разительнее?

Не других, а себя вини – твое стекло мрачно, твой орган духовного зрения и чувства – сердце болит всякою страстию.

Величие христианской веры, изображенное в ее богослужении.

29. После всенощной. Благодарю Господа за дар умиления во время всенощной: оледеневшую и обмершую грехами, особенно сластями житейскими, душу мою Господь оживил, умирил, усладил, утвердил. Особенно дар умиления и сердечного просвещения посетил меня при каждении храма на полиелее и во время целования людьми Евангелия в продолжение всего канона. Пред самым великим славословием враг-мерзавец запнул и смутил меня чрез зрение на улицу на проходящих, но за покаяние внутреннее и молитву Господь помиловал и избавил меня. Отпуст сказал медленно, тихо, весь, кроме святого благоверного князя Александра Невского.

За учащаемые беззакония в нашей ежедневной жизни – частое покаяние и взывание Господи, помилуй: иногда однажды, иногда трижды, иногда двенадцать раз, иногда тридцать, сорок, пятьдесят и сто; за гордость – поклоны, смиряющие душу, коленопреклонения, падения в землю.

30. Воскресение. Благодарю Господа, отъявшего сегодня утром в начале обедни величайшую тесноту, мертвящую, диавольскую, от души моей и даровавшего мне по молитве моей свободу и пространство духа и тела, здравие душевное и телесное. Я служил благодатию Божиею добре всю обедню, только на великом входе враг смутил, обессилил сердце мерзостями своими, и я не выговорил всех имен царской фамилии, зато потом выговорил всё с ревностию и силою; на заамвонной молитве конец её недоговорил от вражия коварства и отпуст также, святых дня не помянул и Златоустого святого и святого Александра Невского. Прости, Господи, ведый мое неможение. Наслаждение пищею убивает всю энергию души моей.

30. Благодарю Господа сил, вдохнувшего в меня дерзновение, мужество и неустрашимость на вечерне во время произношения сугубой ектении после того, как я сорвался на просительной и от демонского страха выговорил только концы прошений и заключений. Помолился в покаянии, и даровал Господь дерзновение. И впредь всегда даруй, Господи! Отпуст говорил весь непреткновенно. Двои крестины совершил с великим дерзновением. Весело было мне после победы, одержанной над врагами спасения в державе крепости Господней.

31. Благодарю Господа, даровавшего мне великую помощь и милость во время служения утрени сегодня, после преткновения моего на утрени; с великим дерзновением и жаром сердечным служил всю утреню. Под самый конец на первом часе возмутился духом от излишней безумной бережливости вещей церковным настоятелем Трачевским, который всё запер в шкафы и не дает никакой перемены ни риз, ничего (покрывал, кадил, возду́хов). Согрешил я, потерял к нему всякое благорасположение и уважение, терпя двадцать лет его скаредность в храме и захват всего в свои руки, без всякой поверки вещей причтом или мною, как ключарем; я даже впадаю нередко в неприязнь к нему, соединенную с презрением, и таким образом разрушаю закон Божий, заключающийся в любви, кротости, смирении, незлобии, терпении благодушном, в покорности ради Бога. Но если бы настоятель лишил меня и последней церковной одежды (чего он не делал еще ни разу), и тогда я не должен терять к нему расположения ради Господа, но уважать его и любить как человека, одинаково как и я созданного по образу Божию, как и я грешного (хотя не за грехи), как старца, как протоиерея и настоятеля, как отца и начальника. Слово Божие повелевает повиноваться начальникам не только благим и кротким, но и строптивым [1.2:18]. И в самом деле, враг наш диавол всегда употребляет в предлог ненависти к настоятелю скупость его и меня самого мучит и смущает сильнейшим образом. Но да не из-за одежды возненавижу брата моего, причастника Святых Таин Божиих, ибо здесь видно и мое пристрастие к одеянию новыми одеждами, как у него страсть к сбережению новых одежд (две противоположности). Да храню любовь, да одеваюсь и украшаюсь любовию и кротостию, как одеждою драгоценною и прекрасною, нетленною, разноцветною по различию видов любви или добродетелей, от любви происходящих. Если бы тебя поносили, били, мучили люди, и тогда люби их и молись за них.

Сегодня поутру, до утрени я возмутился зрелищем собачей злости на плацу западном: от английского пастора выбежали две собаки тупорылые и набросились на черную смирную собаку, загоняли ее и загрызли ее, хотя не до смерти – мужик разогнал их, а то бы загрызли – такие злые. Проклял я этих гадин пасторских. В них демонская злость.

Помяни, Господи, без вести пропавшего Кузьму.

Помяни, Господи, настоятеля нашего Павла протоиерея, служащего нам преткновением во многом: в жестокосердии к бедным, в сребролюбии (хотя и я не чужд этих грехов), в затворении вещей церковных и удержании их от употребления, в неучастии в деле попечительства приходского, в нерадении к богослужению до неприличия и самого тупого отношения к нему, в крайней поспешности до безобразия (в полчаса утреня отходит), в удалении от братии и в несочувствии к сиротам и вдовицам. О, горе бедным и обнаженным от всякого дела блага душам нашим, не чувствующим своей бедности! Господи! Сотвори его образ146 пастве Твоей и нам во всем, да не мертвит ее и нас, но да оживляет. Яко пастырь, яко настоятель, яко старец, ему же конец близок, хотя и от нас недалек, не своих си147 да ищет, но еже ближняго [1.10:24], яко предпочтенный, яко поставленный на свещнице.

Просить протоиерея завтра послужить за меня обедню и крестный ход совершить.

Прости мне беззаконие мое, Господи, что я позавидовал в сердце и вознегодовал на господина Леопардова, добившегося при отставке ордена святой Анны первой степени, когда он уже имел Станислава той же степени и чин действительного статского советника. В земных ли преимуществах завидую я, земной человек? Не суета ли это земная – почести и награды? Не до могилы ли только? Да и при жизни разве они делают человека счастливым, спокойным, довольным? Изменяют ли они его душу, сердце на лучшее? Избавляют ли от грехов, страстей, от упреков совести? Избавляют ли от будущего суда? Если бы не был другом его министр [Л...], коему он прежде служил, не видать бы ему ни чина действительного статского советника, ни орденов Станислава и Анны первой степени; случай дал ему возвышение необыкновенное, хотя нельзя отвергать и трудов его. Но многие трудятся не меньше его и не хуже его и между тем не награждаются так. Но прости мне, Господи, суетность мою, зависть мою. Она свидетельствует о низости и неблагородстве души, в которой она гнездится, о землепристрастности, о том, что удел мой есть только здешняя жизнь, а не будущая, что я не оставил её с грехом и не переселился духом в будущую жизнь, нетленную. Ценить много чины и ордена могут только люди здешнего света, не стремящиеся к почести горнего звания, к наследию нетленному, нескверному, соблюдаемому на небесех нас ради [Флп.3:14; 1Пет.1:4].

31 июля. Благодарю, славлю и превозношу Господа за великую милость Его ко мне во время литургии, яко Его милостию и помощию соверших всю литургию непреткновенно и причастился Святых Таин животворно. Государя ждали в соборе с двенадцати часов до трех при полном освещении, полной настилке ковров, при множестве народа, томились-томились и по вине губернатора Казакевича, не доложившего государю, что его ждут в собор, напрасно ждали и томились, perdidi nues et olum et operam148, по Вергилию. Да потомит его Господь с семейством за томление наше. Сколько рук было оторвано от дела на столько времени! [Разжиревшие] и утолстевшие, ничего не делающие градоначальники не знают и знать не хотят обстоятельств и нужд духовенства и народа, потому что получают несметное содержание. Живут как в раю.

Благодарю Господа за помощь во время вечерни и повечерия при говорении всех ектений.

Разные военные чины, начиная с мичмана или прапорщика до генерала или губернатора, мало об нас думают, с пренебрежением к нам большею частию относятся – мы же с какой стати очень высоко их ценим и относимся к ним подобострастно, а к некоторым и со страхом, особенно во время богослужения, глядя на их мишурные украшения – эполеты и тому подобное? Ценим их не больше как они есть, за простых смертных и многогрешных, более чем простой народ, ибо народ верует и покоряется священникам, а образованные, каковы офицеры и прочие ученые, часто и не веруют в Бога и в Церковь, и нам не покоряются.

* * *

143

Объюродети (церк.-слав.) – впасть в безумие, потерять рассудок.

144

Неиспытанный (церк.-слав.) – неведомый («испытати» – допытываться, разыскивать, исследовать).

145

Угобзити (церк.-слав.) – насыщаться досыта, изобиловать, быть плодородным.

146

См. сноску 74.

147

Своих си (церк.-слав.) – своего.

148

Дословно: я напрасно потерял масло и труд. Крылатое латинское выражение, означающее «напрасно трудился».


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle