Источник

Октябрь 1878 года

1 октября. Согрешил – поел-попил вечером (булки мягкой с чаем сладким). О, сластолюбие, вошедшее в привычку! Когда же буду распинать чрево?

О талантах. Вот портной-пьяница или маляр-живописец – ведь они получили таланты от Бога: куда же они их девают? Не зарывают ли в землю? А сапожники? А ученые? А священники?

Сердца наши покрыты тлею страстей, смрадом дышат, и хотим, чтобы молитвы наши были скоро услышаны?! Омоемся, очистимся, восплачем горько о сделанных грехах и тогда будем ждать исполнения наших прошений [Ис.1:16]. О Владычице! Тебе мы молимся недостойно.

После ранней обедни. Жестоко поруган был я сегодня от демонов за свое идольское служение чреву, за вчерашнее вечером ядение и питие сладкого чаю в излишестве: во время литургии бесплотный злодей пленил, сдавил, умертвил мое сердце, отвратил от любви Бога и ближних, от искренней молитвы за людей. Я был болваном, гробом повапленным160. Но слава милосердию и долготерпению Божию! – когда я дома непрестанно каялся, осуждал себя, взывая о помощи, о помиловании и избавлении, тогда поспешила ко мне помощь Божия, и я избавился от тесноты. Враг пленил меня красною аннинскою (орденскою) лентою и внушил мне жалеть ее и беречь от дыму фимиама. Этою жалостию он убил во мне всякое благое чувство, всякую молитву на время, но я в тесноте взывал ко Господу, осуждал себя в безрассудстве, в суетности. Помышлял, что я стою у престола как на небе и предан земным суетам, призван к нетлению и вечной жизни, а работаю сердцем и телом тлению и смерти. Видя мое покаяние, Господь простил меня.

У Броуна на молебне сердце подвиглось к плотским, нечистым чувствам при виде девушек в постели, коих приглашали окропить. Покаялся от души в нечистоте сердечной, и Господь опять вывел на свободу и бесстрастие. Благодарю Господа, хранителя нетления.

Диавол ежедневно находит в нас сердечную почву весьма удобною к восприятию семян его, семян всякого греха, и сеет усердно.

1 октября, во время поздней обедни пред произношением мною проповеди бесплотный злодей донял меня крепко неприязнию на брата иерея Александра, сделавшего, как я думал, на меня сплетню настоятелю (это оказалось ложно, неправдою – он невинен), смутил, уязвил, убил меня нравственно; я был сам не свой, но немедленно каялся, молился, припадая к престолу благодати, и Господь не посрамил меня грешного: неприязнь погасла, сердце успокоилось. Благодарю Господа, спасающего меня, пособствующего мне. Замечательные козни завистника и человеконенавистника и губителя душ и телес человеческих диавола! Но чудно и милосердие, всемощное заступление Владыки нашего Господа Иисуса Христа!

2. Благодарю Господа, отъявшего скорбь, скуку, тесноту и муку от сердца моего, коими уязвил меня диавол после того, как я увидел вновь снятые фотографии, портреты мои у Шаумана. Воззвал ко Господу о спасении, и тотчас Господь спас меня, и я стал мирен и весел.

Тебе кажется, что при твоих молитвах ты не получаешь никаких особенных великих милостей от Божией Матери, – это слепота и нечувствие твои. Как не получаешь? А слезы умиления, текущие из очей твоих при чтении канонов и акафистов Божией Матери, а мир, пространство и сладость сердца при этом – разве не величайшие милости Божией Матери к тебе? Не будь же вперед слеп. В утренней молитве к Божией Матери говорится: струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи161. Видишь, Божия Матерь подает тебе струи слез, чистительные для души. А это великая милость Ее. Благодарю Тебя, Владычице, яко умиляеши и очищаеши слезами покаяния скверное сердце мое.

3. Руце Божией Матери – руце Божественнии, очи Божественнии, слух Божественный, ум и сердце Божественное, нози Божественнии, всё в Ней и у Ней Божественно. Она – полнота обожения, ибо Она вечное Жилище Вышнего.

Благодарю Господа, отъявшего великую тесноту души моей, когда я шел домой из гимназии, помыслил и полюбопытствовал, не выставили ли для образца мой портрет фотографический. Я призвал от всего сердца Господа – и тотчас спасся. Слава Богу!

Моя воля не есть закон для жены и домашних моих, ибо она часто бывает суетна, ошибочна, страстна, мелочна, и гневаться мне никак не следует, когда ее не исполняют немедленно или отказываются исполнить; и мне, хотя я и хозяин дома, надо уступать другим, ради мира и согласия жертвуя своими правами. А вот я, грешный и страстный, гневаюсь на непокорных – на жену и прислугу, отпадаю от любви, разоряю весь закон Божий из-за пустых вещей. Нелепо, безрассудно с моей стороны!

4 октября. Благодарю Господа, спасшего меня, величайшего грешника, спасением величайшим во время венчания свадьбы. Невеста долго не приезжала: я потерял терпение и, вышед из церкви, гулял по панели, потом пришел в церковь. Невеста приехала, но в сердце моем было огорчение на нее, я был в волнении, и, не низвергши огорчения своего чрез совершение покаяния, я приступил к венчанию, благословясь и испросив помощь у Господа; в сердце чувствовалось неладно, некоторое озлобление на невесту и отчасти на жениха, яд змиин был в душе, был неспокоен, в тесноте, смущении, но не отчаивался, призывая Господа в помощь против врага насильника, и хотя с борьбою, но кончил венчание благополучно, и враг не одолел совсем, а видно было, как он хотел поглотить меня. Слава Господу, Спасителю моему готовому, всемилостивому, всемогущему! После брака пошел я к Пелагии Егоровне Федуловой, пригласившей меня на беседу, и после молитвы Отче наш враги совершенно исчезли.

За ранней обедней в Покров 1 октября я впал в прелесть орденской аннинской ленты и сластолюбия, явившись, таким образом, истым идолопоклонником, отпавши от любви к Богу и ближним и от спасения своего и впавши в скорбь, тесноту и смерть духовную. Только за глубокое, слезное покаяние Господь помиловал и спас меня.

7 октября. После всенощной в Успенской церкви. За всенощной чувствовал бессилие и огрубение, и тесноту и блазнь сердца от чревоугодия и лакомства, особенно же от ядения не вовремя перепрелых щей. За ранней обедней от Филиппа Степанова тоже чувствовал себя весьма слабым и сердечно больным и бессильным по причине вчерашнего нарушения поста у Василия Ивановича Петрова (сладкий чай с скоромным кренделем) и невоздержания. Но причастился животворно, хотя при сильной борьбе с врагом, поджигавшим меня к неприязни на дьячка за то, что не поет причастны, а всё стихиры (не по уставу).

8 октября. Бог всегда весь существенно, как воздух, есть везде и всё проникает; но Бог, как Дух и всезиждущий и всеуправляющий Ум, как бесконечная Любовь, есть неделим и незрим и бесконечно тоньше воздуха и не водворяется там, в тех душах, которые допускают произвольно в себе нравственное безумство и нечистоту, злобу, зависть, лукавство и подобные грехи... Так как Бог вездесущ и всесвят, то обязанность нас, разумных и нравственных существ, – дышать непрестанно святынею и правдою (да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя...), любовию, простотою, общительностию, а когда случится впасть в грех, например в огорчение, озлобление, в нечистые помыслы и нечистые сердечные движения, немедленно раскаиваться всем сердцем, таким образом возвращать утраченную нравственную чистоту и целость.

Вчера отец Алексей умер (Щипунов) скоропостижно. Да простит ему Господь все согрешения и упокоит дух его в недрех Авраама праотца, в месте светле, на месте прохлаждения.

Третьего дня (6 октября) умер бывший наш дьячок Иван Васильевич Полиглотов. Да простит и ему бесконечная Благость все согрешения и да упокоит его душу в месте покоя и света. Буди!

Чревоугодие и пресыщение, и вообще чувственные удовольствия имеют своим последствием нечистоту сердца и вражду к Создателю и отчуждение от всего духовного и святого, с пристрастием к временному, тленному. О, если бы всегда размышляли и знали связь начинаний с последствиями!

Каждый священник должен быть истым апостолом Христовым в своем приходе, промышляя усердно о спасении и благосостоянии духовном всех духовных чад своих. Он должен помнить, что тогда как он поставлен ловцом человеков, для уловления людей из моря житейской суеты, другой, противоположный, злой ловец человеков – диавол непрестанно уловляет людей в свои сети погибельные, и потому надо всегда бодрствовать, стоять на страже спасения всех людей, молясь Богу день и ночь, постясь и трезвясь и упражняясь в делах проповеди и милосердия. От Пастыреначальника Иисуса Христа награда велика доброму пастырю.

9 октября. Благодарю Господа за великую победу благодати и милости Его над злом, возникшим в сердце моем на дьячка Каменоградского (Дмитрия) в церкви во время утрени за неисправность его в пении. Я прибегнул к Богу в покаянии, искренно осудив себя самого в отпадении от любви и в недостатке терпения и снисхождения к ближнему, в непокрытии любовию немощей и недостатков его, – Господь избавил меня от великой тесноты и бесовского жжения и коварства и даровал мир, пространство, росу небесную, правду в сердце. Славлю Господа за славное избавление, за победу над злом. Да торжествует всегда добро! Да побеждаю благим злое!

Благодарю Господа за славное избавление от духа неприязни, тесноты, жжения и срамоты пред самой вечерней (неприязнь к Анне Петровне Ламановой при встрече с нею в церковном садике за ее язычество). Я покаялся, осудил себя в том, что забыл заповедь о любви ко врагам и недоброжелателям и что не исполнил ее; молил Господа насадить в сердце любовь, и Господь помиловал, умирил, распространил, утешил.

От избыточного употребления щей и мяса вареного и жаркого и питья вина и сладкого чаю я был сегодня в большой опасности потерять целомудрие душевное и телесное и уже осквернялся на мгновение и более помыслами и похотными движениями плоти, и только молитва покаяния спасла меня дважды и трижды от возбешения блудного. О, надо, надо воздержание! Прочь мясоядение! Прочь сладкоястие! Сладкопитие!

Изображение на себе крестного знамения означает то, что мы искуплены крестными страданиями и смертию Сына Божия, что мы – Божии, не свои и не себе должны жить, а Умершему и Воскресшему за нас, в святости и всякой добродетели.

Как смотреть на святых угодников Божиих? Они други Божии, одушевленные храмы Божии, в которых вечно опочил Господь, они боги по обожению. Лютеране и англичане смотрят на них как на простых людей и тем оскорбляют и Господа, их прославившего, и их самих, и православные (по имени, а не делом) христиане смотрят на святых неправильно, унижая их достоинство и заслуги пред Богом и Церковью, смотрят только как на героев веры (на мучеников), а на иных (преподобных и юродивых) как на исступленных. Но истинные православные христиане подобающею честию почитают их, установив в честь их торжества.

10. Иван Иванович Демкин, священник Благовещенской церкви, сказал прекрасную проповедь над прахом А. Ивановича Щипунова; он, как мудрый книжник, изнес из сокровища сердца своего ветхия и новыя: отлично составил в слове то, что думали и говорили люди о внезапной кончине А. Ивановича по ветхому человеку, ошибочно, неправильно, судительно, злоязычно, и, опровергнув ложные мнения и слова, сказал и доказал то, что должно сказать по новому человеку, то есть истинно, по Евангелию, правильно, добро, а не зло. Говорили, что такая кончина постигла его за грехи, а он доказал, что такая кончина была очищением его грехов.

11. Священник во время богослужения бывает не только как слуга Божий, но больше как друг Божий, предстоящий пред Ним в качестве ходатая за народ Божий и совершитель пренебесных, пречистых и животворящих Его Таин, в которых заключается всё сокровище любви Божией к роду человеческому, Его правды, святости, премудрости и всемогущества, в качестве совершителя и прочих Таинств, в качестве провозвестника святой воли Божией, Его завета вечного; он священник и славословит Бога и благодарит Бога от лица всех верных и вместе с верными. Он провозглашает от лица Божия всем верным обетование милости и спасения (помилует и спасисет нас, яко Благ и Человеколюбец). Священник как Моисей пред Богом, в такой близости и доверии у Бога. Как же должны миряне чтить священника, дорожить им, любить его, беречь его! Но и как священник должен вести себя, как праведно, свято, осмотрительно, неблазненно, мудро, трезвенно, кротко! Моисей был кроток паче всех человек!

12. Что такое наши газеты в большинстве случаев? Летописи всяких беззаконий и всяческих бедствий, всяких нелепостей, безобразий, соблазнов. О мир прелюбодейный и грешный! О мир, во зле лежащий! Доколе будет терпеть тебя праведный Творец, Господь и Судия?

12. Благодарю Господа, призвавшего меня недостойного к служению в сей день ранней литургии и чудно меня оживившего причащением Святых Своих Таин и непреткновенно даровавшего совершить всю литургию. Благодарю Господа, помиловавшего меня величайшею Своею милостию, когда я, в гневе выдравши за волосы одну мать нищей девушки (которую эта мать избила за недоставку гривенника) и оттого люто уязвившись в сердце, взывал многократно к Богу о помиловании и исцелении души моей и получил исцеление и мир.

Благодарю Господа, помиловавшего меня великим помилованием в доме купца Герасимова в квартире его приказчика пред крещением младенца. Я был уязвлен и связан в душе за презрение к двум нищим и озлобление на них за частое попрошайство, но когда искренно покаялся и осудил себя в том, прося милости у Господа, то скоро получил милость, свободу и мир с дерзновением. Слава благопослушливому, благоуветливому и благопременительному Богу нашему! Аминь. Девятый час вечера 12 октября 1878 года.

Девять часов вечера 12 октября. Согрешил премного пред Господом и людьми, во-первых, жестокосердием к бедным, скупостию, сребролюбием, уничижением и бранью, укорением нищих напрасно, озлоблением на них (вновь после раскаяния); во-вторых, пресыщением после крестин в доме Герасимова, тогда как за час только обедал дома: чрез это я сделал себе обременение и большую тяжесть телесную и душевную. О, какое безумство! Какая дерзость пред Богом и неблагодарность! Ибо сегодня служил литургию и приобщался Святых Таин. Какое идолопоклонство! Какое чревобесие! Ибо богом чрево свое поставил я, окаянный, и всякий день раболепствую ему вместо того, чтобы всякий день поститься и изнурять чрево свое и плоть свою! Как я неверен Богу, далек от Бога! Ибо невозможно работать Богу и мамоне, нетлению и тлению! Господи! Помилуй мя! Помилуй нас!

Я знаю отчасти по опыту, как легко бывает мне, когда я мало ем или долго не ем, какой во мне мир, какое довольство, какое дерзновение, какая сила на врагов видимых и невидимых тогда во мне. И, зная полезное, не стараюсь о полезном для души и тела своего! Какое безумие, нерадение! Какая неблагодарность пред Богом!

13. Благодарю Господа, сотворившего со мною в Госпитальной церкви знамение великой милости и силы Своей, благопослушество и скоропослушество: я был в смятении, скорби и тесноте, был мертв духом от злой мнительности о священнике отце Владимире, думая, что он враждебен мне из-за посещения моего госпитального больного, но, приветствовав отца Владимира, я увидел, что он ничего против меня не имеет, и успокоился. Причастился животворно и служил непреткновенно.

Завтра утром молебен, № 74 в Кудрявцевском флигеле.

14. Всё множество и разнообразие явлений, мыслей, чувств, слов, дел возводи к единству идеи.

С чем мы приступаем к молитве Божией Матери? Часто с лукавыми, хульными, скверными помыслами162, а не с чистым сердцем, не с чистою преданностию и любовию, не с подобающим благоговением, не с глубокою сердечностию. Мы как бы чужие Ей, а не свои Ее дети, ибо грехом отчуждаемся от Ней, Пречистой.

Альфа и омега всякого богослужения, как и Священного Писания, есть Иисус Христос, единственный милостивый и верный Первосвященник пред Богом за нас, и вместе с Ним, без сомнения, Бог Отец и Дух Святой, Троица Единосущная и Нераздельная. К Нему и надо взирать непрестанно во время богослужения.

Господь – всецелое спасение мое, Он цена избавления моего и всегдашнее неизменное избавление от грехов, всё богатство, сокровище духа моего, Он дыхание мое, сила моя, Он покров наготы и срамоты моей или, лучше, одеяние срамоты моей греховной, Он одеяние мое светлое, как сказано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал.3:27], Он слава моя и похвала, Он здравие мое, лепота души моей и лица моего, мир мой, свобода, радость моя высокая, чистейшая, Он сладость моя, Он великолепие мое, свет мой, мудрость моя.

Читальную залу устроил бы Владимир Дмитриевич Никитин для публики, особенно для духовного чтения.

Если желаешь хранить совершенное целомудрие по душе и по телу, отнюдь не употребляй мяса и даже рыбы, ибо эти предметы потребления возбуждают сильно похоти и не дают [нужно] покою, также не пей много чаю, особенно сладкого на ночь, да и днем. Не пей чаю крепкого. Не будь идолопоклонником: чревоугодие есть идолослужение. Употребляй растительную пищу: плоды древесные, также капусту, морковь, картофель, грибы, огурцы.

15 октября. Воскресение. За намеренное нарушение поста в среду и пяток на прошлой неделе, за сластолюбие, объедение и питье вина, за наслаждение мясною пищею я сегодня за обеднею ужасно пострадал от козней бесовских, да и за утреней: скорбь на скорбь, тесноту на тесноту, пакость на пакость от врага бесплотного принял – едва он не задавил меня, не давая мне выговаривать отпустов и имен царской фамилии на великом входе. В самом начале всенощной он напал на меня из-за уклонения диакона Софронова от совместного приглашения людей к поклонению Господу Приидите, поклонимся... дохнул в меня претяжко злобою, охладил, стеснил, смутил крайне сердце мое и лишил молитвы искренней; долго я боролся с ним, каялся во грехах своих, – к концу утрени помиловал меня Господь, избавил меня от его когтей. Но при говорении отпуста опять задавил меня, не давая говорить, наведя на меня страх и робость с теснотою из-за денег, удержанных в пользу нищих (я на стороне, не в приходе служил). Чувствую, что война из-за ядения мяса в неумеренности.

16. Увы! За мое невоздержание я вчера потерпел сильное поражение от врага за утреней и ранней обедней, был бессилен ратовать против борца человеков!

Есть прелесть врага бесплотного, состоящая в охлаждении к Богу, к Богородице и святым, к молитве, к церкви и богослужению, ко всяким религиозным обрядам, и чем дольше кто-либо уклоняется от молитвы и благочестивых упражнений, чтений, песнопений, тем более охлаждается, дичает.

17. Благодарю Господа, избавившего меня от различного и многоразличного терния греховного во время утрени и ранней обедни и даровавшего мне совершенную победу над врагами невидимыми. Служил добре; на великом входе выговорил смело и непреткновенно всю царскую фамилию и вообще всю литургию совершил непреткновенно; по причащении Святых Таин чудно оживотворился и просветился; при служении панихиды враг ужалил и смутил было жалением камилавки новой (что дыму на нее много садится), но молитвою веры победил пристрастие, которое начало было пресекать божественную жизнь в сердце. Многократно во дни Господь спасал меня чрез молитвы покаяния и вот в сей час (седьмой вечера) раза три.

Отдано три книги для чтения Авдотье Гавриловне (жене Николая Тимофеевича).

18. Благодарю Господа за помощь при совершении ранней литургии, за непреткновенное служение ее и за чудное, всеспасительное, всерадостное, всесильное оживотворение пречистыми Тайнами. Благодарю Господа за избавление меня в продолжение дня от грехов моих и особенно от гнева и ярости и последствий гнева на жену и на нищих. Когда я искренно каялся, тогда Господь вскоре спасал меня, даруя мне мир и свободу. Славлю Господа за непрестанные Его ко мне благодеяния, за Его благопослушество, скоропослушество, благоуветливость и благопременительность. Тьмы избавлений, обновлений, воскресений души и тела моего совершал во мне Господь и совершает. Дивен во мне воистину Бог мой, и сила Его в немощах моих явно совершается; во мне преизбыточествует грех, зато преизбыточествует во мне и благодать прощения, очищения, освящения, обновления. Слава долготерпению Его, милосердию Его, непобедимой благости и силе Его.

19. Малейшая, мгновенная нечистота в сердце или озлобление, огорчение или мирское пристрастие – и мы разлучены с Богом: так свят и препрост в Своей правде и святости Господь Бог наш! А мы все так грешны, неправедны, страстны, нечисты, злы! Много надо труда употребить над очищением своего сердца от страстей, чтобы неколеблемо соединиться с Богом! Волны греха и бури страстей часто отторгают наши сердца от Бога, Источника жизни и святости! Но благодарим Тебя, Господи, что Ты разрушаешь наши узы греховные и не оставляешь нас в узах нерешимых163, ибо Ты взял на себя грехи мира, Агнче Божий!

О воскресении сына вдовы наинской [Лк.7:11–17]. И ныне есть много умерших юношей у вдов, юношей, умерших духовною смертию, увлеченных страстями своими: вольнодумством, неверием, кощунством, развратом, корыстию, удовольствиями светскими, рассеянностию, мотовством, леностию и отвращением от всего духовного, святого, от всего, что налагает узду на их страсти! Много матерей плачет о духовно умерших сынах своих (как много отцов и матерей плачут и о дщерях своих заблудших), – за них нужна горячая молитва Матери-Церкви, молитва всех членов Церкви. Мы должны молиться о всех заблудших. Молитва Церкви – великая, зиждительная сила! Будем молиться о духовно умерших, да воскресит их души Господь от греховной смерти. Жалка погибель душ – они по образу Божию: их ожидает вечное разлучение от Бога, если не обратятся и не покаются, не исправятся, – вечная мука невыразимая. Обратитесь, юноши! Покайтесь, очиститесь! Господь ждет вашего покаяния!

Гнилость греха иссекает Христос Бог с корнем из сердец, Ему искренно преданных, да не умертвит она душ их навеки.

20 октября. Утро, четыре с половиной часа. Вчерашний день был для меня, с одной стороны, днем особенного, бесконечного милосердия Божия, заступления и избавления Божия, а с другой – крайней злобы врага бесплотного на меня, его лютости и старания поглотить меня. Чудно оживотворил меня Господь по причащении Святых Таин и даровал мне благодать совершить непреткновенно и с великим дерзновением всю литургию (и на великом входе), обновив меня чрез служение ее, но величайшим избавлением и спасением утешил меня Господь после обедни, когда я пошел в гимназию; на пути встретили меня нищие (и один в одежде послушника), прося у меня милостыни; я рассердился на них за то, что они преграждают мне путь, с желчью стал выговаривать и грозить этому послушнику и хотя дал ему и прочим двум или трем денег, но с неудовольствием, огорчением, скорбию, и вот за это-то я был и наказан тотчас же от Господа преданием сатане, который страшную тесноту, скорбь и муку произвел во мне на довольно долгое время (на час); я целый час шел, ходил и молился в покаянии и самоосуждении глубоком, и из тесноты спас меня Многомилостивый, от яда и огня змииного. Возрадовался я о спасении Божием и возблагодарил Господа, и на будущее время зарекся не сердиться на нищих и не давать в сердце места злобе, жестокосердию, скупости, нетерпению, раздражительности, убивающей душу. Только ради язв Господних, Его страданиями я избавился от страшной муки, от поглощения врагом! О, бесценные язвы Господа для грешников, верующих и кающихся! Многое, бесчисленное в них избавление от бед, скорбей, беззаконий! О дивная правда и святыня Божия! Сколь ты велика, чиста, проста, непреложна, неколебима! Как ты сокрушаешь о себя все неправды, все злобы грешников, приводишь их к покаянию, познанию гибельности и нелепости всякого греха и примиряешь их с собою чрез искреннее покаяние!

Как тонка злоба диавола и как тонко, скоро, быстро, как молния, проскальзает в нашу душу! Как надо беречься всякую минуту! И как много [...] зла в человеке! Когда я беспристрастно посмотрю внутрь себя, я вижу себя исполненным зла – что это, как не злоба вражия, когда я в тайне сердца не желаю искренно всякого добра всякому человеку, а себе – всякого добра и благополучия: здоровья, долголетия, успехов, удобств жизни; другим желаю в тайне – о, сатанинство! преткновений, падений, хотя бы для обличения их дурных наклонностей и исправления, ибо, с другой стороны, я желаю искренно и исправления от зла, и только желаю, чтобы за зло человек был наказан. А сколько блудной нечистоты в моем сердце, нечистых, скверных, сладострастных движений в сердце, в плоти! Сколько хульных помышлений, алчных, корыстных движений, убивающих душу! Сколько жестокосердия, несочувствия или зависти, малодушия! Познавши себя, возненавидишь себя и отвергаешься себя и всем сердцем приступиши к Богу Спасителю, чтобы Он исправил, очистил, освятил, утвердил нас во всякой добродетели, обновил и спас нас. Бесконечно дорог и вожделенен Спаситель для кающегося и познавшего себя грешника. Бесконечно дорог для всех грешников Крест Христов, хотя не все почитают его таковым. Как бы мы были жалки, беспомощны, оставлены без Креста! Что бы нас тогда спасло? Мы, продавшись врагу злобами, разными неправдами своими, остались бы на веки вечные в его лапах. Потому не для себя, но для Спасителя будем жить, пострадавшего и умершего за нас и воскресшего!

20. Вечером. Благодарю Господа за добре совершенную раннюю литургию благодатию Его, хотя я и крайне недостоин был ее за вчерашнее чревоугодие. Причастился святых Таин животворно, обновился всем существом. Благодарю Господа за дивные силы Его во мне, явленные в Госпитальной церкви пред отпеванием Павла Ивановича Крюкова, сгоревшего на своем диване. Враг наводил крайнее смущение и боязнь на меня, злую мнительность касательно отца Владимира Краснопольского касательно покойника, что-де в пьяном виде умер, что за него молиться грешно, но, когда так враг надоедал мне, наводя на меня боязнь, тоску, стыд, злую мнительность, я усильно молился о избавлении меня от этих стрел вражиих. И получил совершенное избавление, так что с великим дерзновением совершил отпевание. Славно прославился во мне Христос Бог. Слава и благодарение Господу за всё.

21. Церковь – источник Иаковль, содержащий в себе приснотекущую воду жизни – благодать Божию, оживотворяющую нас, утоляющую жажду душ, прохлаждающую зной греховный.

Прошлую ночь я прогнал крестом демона блудного, пытавшегося осквернить меня нечистым во сне видением. Я, как мечом, отсек сласть! О, если бы и все сласти телесные! Слава животворящей силе Креста Твоего, убивающей страсти!

После обедни ранней. Благодарю Господа, давшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю и причаститься животворно, во оставление грехов и в жизнь вечную пречистых и животворящих Таин Тела и Крови Своея. Родительская суббота.

Во время утрени и отчасти литургии чувствовал [сильную] тесноту во внутренностях от вчерашнего пресыщения. Голос на утрени был дребезжащий, пресекающийся, нечистый, а за обедней благодать очистила, укрепила, уяснила.

Опять дело безумное сделал: покушал с жадностию после ранней обедни торту (сдобного пшеничного, на сахаре, легкого печенья) и отяготил себя. О, алчность! Лакомство, обжорство! И когда же? После принятия хлеба нетленного, хлеба жизни вечной, после принятия пречистых Таин Тела и Крови Христовой! Вот тебе и сласть: на минуту сладко, приятно, а потом надолго тяжко и неприятно! Таковы земные сладости! Не такова сладость богообщения в Тайне Тела и Крови Христовой!

22 октября. Благодарю Господа, долготерпевшего мне и вчерашний день и оживотворившего мою мертвенность причащением животворящих Таин за ранней литургией. Благодарю Господа, даровавшего мне победу над грехом внутреннего любодеяния, когда я во время крестин, подавая ребенка восприемнице девице, нечаянно коснулся ее мягких грудей и мгновенно уязвился жалом [борца]. Благодарю Господа за дар умиления и доброго голоса, и славословия державы Его во время всенощной.

23 октября. Благодарю Господа, избавившего меня вчера от тяготы и тли пресыщения накануне чрез продолжительные молебные труды, особенно чрез служение литургии и причащение Святых Таин; чудно оживотворил меня Господь ими. Благодарю Господа за данное мне слово к народу во время литургии и за непреткновенное служение ее помощию Его. Благодарю за служение многих (двадцати) молебнов в домах прихожан. В братскую кружку достал тридцать два рубля.

24. Благодарю Господа, явившего помощь и милость Свою мне вчера в служении литургии и оживотворившего чудно чрез причащение Божественных Таин, презревшего мое невоздержание, разрушившего тление и подавшего нетление и обновление. Благодарю Господа, благоволившего явить мне помощь в служении торжественного благодарственного молебна в гимназии и даровавшего мне сказать краткую речь воспитанникам и преподавателям. Но прости мне, Владыко, некоторое невоздержание в употреблении вина, от которого и голова болела несколько (я хересу пил довольно).

Призри, Господи, милостиво на зятя моего бедного, переселяемого в дальний приход другого уезда; утешь их Ты, присное164 и неиждиваемое утешение, и не даруй овладеть ими духу уныния, скорби и печали. Ангела спутешественника пошли им, и Сам спутешествуй им, Преблагий Боже, как путникам еммаусским, как древле Товии послал Ангела спутника.

24. Десять часов вечера. Сегодня во время обедни неоднократно подавляла меня сильная скорбь и тоска по поводу переведения зятя и сестры в дальний приход Шенкурского уезда Архангельской губерии, но благодать Божия вразумила и утешила меня скоро. Дивное дело! Коль скоро я припадал с верою во время литургии к престолу благодати с прошением о милости ко мне – теснота и тоска, как стрелы, отскакивали от сердца, и я успокаивался. Я утешался, что Господь попускает скорби, лишения, труды, перемещения ко благу нашему, что Он Сам всех назирает165 и каждого судит еще в этой жизни судом внутренним и часто внешним, что за терпение Он вознаградит, особенно за неправедное изгнание и лишение имения, что Он Сам, Господь, в младенчестве, как и во всю жизнь терпел гонения от врагов Своих, что гонение есть знамение промысла Божия о нас, очищающего наши души чрез гонение и скорби, что апостолы, мученики, иерархи, преподобные и все святые терпели изгнания и скорби, нам ли не терпеть и жить в спокойствии? Да будет же воля Божия.

Во время домашней всенощной и потом часа три враг сильно давил мою душу унынием и тоскою по случаю перевода моего зятя в дальний приход. Во время прогулки на свежем воздухе я молился долго, и прошла тоска. Я покорился воле Божией.

Во время обедни была крайне тяжелая борьба с врагами бесплотными, угнетавшими и смущавшими меня, и только верою в Господа и в Кровь Его я победил злейших врагов бесплотных. Жгуче было, больно.

25. Четыре часа вечера. Благодарю Господа, скоропослушника моего, отъявшего тесноту мою и скорбь во время обедни при чтении Евангелия по молитве покаяния моего и даровавшего благодать совершить непреткновенно всю службу и причаститься животворно Святых Таин. Только на дьячка Владимира Зрелова была досада и огорчение (а во время обедни это отнюдь не должно быть, да и не поможет досада и огорчение) за борзое пение Верую, Иже херувимы, Достойно и праведно есть, Свят..., Тебе поем, Достойно, причастных стихов (отрывисто пел). Это было от врага и от моего навыка злого. Помилуй, Господи!

Домой пришел после обедни, раздражился от вони камфары, после класса совсем разобиделся от противления жены, не хотевшей вынести на чердак надушенные шубы свои, и я согрешил, противился ей, а она на меня с кулаками. Да вразумит ее Господь, вразумивший сестру Моисея Мариам, да научит ее бояться и слушаться мужа, да смягчит сердце ее и потом да оставит грехи ее, яко многомилостивый, как и мне оставляет.

После вечерни. Благодарю Господа, сподобившего меня грешного совершить вечерню – полиелей с великим дерзновением, хотя я и ушел из дому, намеренно не помирившись наружно с женой, [обидевшей] меня, а примирившись внутренно, глубоко. Я простил ей все дерзости, счел и себя и ее одинаково виноватыми во вражде.

Теперь девять часов, и опять болит, ноет мое сердце от неприязни к жене, не хотевшей покориться мне после ее оргии самолюбия. Да исчезнет неприязнь, да воцарится любовь, и тем более, чем сильнее я оскорблен. Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас и творящим вам напасть и изгонящия вы [Мф.5:44]. Христианин тогда именно и являет себя христианином, когда он любит врагов, благословляет клянущих и желает им искренно всякого добра и молится за причиняющих обиду, напасть. Иначе он – язычник, то есть если любит только любящих, целует только друзей.

Десять с половиной часов вечера. Видех милостивое заступление Владычицы после усердного, горячего, всесердечного призывания Ее на помощь в беде душевной, во вражде с женою, когда я в глубоком покаянии молился Ей, Царице неба и земли. Видел и прославил Ее сердечно. Слава Богу! Теперь я покоен.

Помыслы сребролюбия, сладострастия и вообще приражения к сердцу человека страстей останавливают и прекращают течение духовной жизни в сердце. Потому их надо отражать в самом начале и быстро.

Вчера я показал твердость своей воли пред нелепою, но страстною и тоже твердою волею жены моей. Да сломится ее упорство о твердость моего решения, ибо жена должна покоряться мужу и уважать его как главу. За непокорность и неуважение и поношения она лишится многого. Посмотрю, что будет из нее: переменится ли, образумится ли? Да сохраню в сердце моем о ней любовь и уважение как к человеку.

Вчера помилован был я от Господа Пречистою Богородицею, Ее ходатайством и спасся от скорби и тесноты и смущения.

Вчера после обедни я сделал нелепость – поел дома трески и картофелю, от чего сделалась великая теснота и тяжесть на сердце; продолжалась она все время в гимназии и на пути вперед и обратно, и ничем – ни покаянием, ни молитвами я не мог изгнать ее совершенно, она расстроила совсем мирное и блаженное состояние моей души, коего я сподобился после причащения Святых Таин. Наука вперед – не ешь после обедни ничего, знай свой час.

О вдове матроса Татьяне Афониной (Федор Афонин) с двумя малолетними детьми.

26. Благодарю от всего сердца многомилостивого Господа за непреткновенное, с дерзновением служение литургии и разрушение всех козней вражиих в семействе и во мне, во внутренностях моих, и за оживотворение причащением Святых Таин.

Благодарю Господа за благопослушливость, скоропослушливость, благоуветливость, благопременительность, явленные дивно во мне пред служением вечером, когда я прогневался на нищего и оттого смутился, получил скорбь и тесноту в душе, а когда искренно покаялся Господу, приложась к престолу благодати с верою, тотчас получил мир и свободу и служил животворно; потом пред служением панихиды, когда я, расслабев душой от внутреннего гнева и смутившись, молил Господа в покаянии подать мне прощение, очищение, освящение, дерзновение, силу совершить панихиду и наконец когда, идучи домой и встретив нищих, просивших на пальто, на паспорт, рассердился на них, и оттого впал в муку, а когда раскаялся глубоко и горячо, то получил прощение, обновление, свободу, пространство, жизнь из мертвых. Окружаешь Ты меня, Господи, всегда радостями избавления.

Благодарю Господа за чудо благопременения жены моей, озлобившейся на меня за вынос мною из комнаты шуб, надушенных камфарою, и меня, озлобившегося взаимно за противление ее мне самое упорное и злое, с кулаками. Она сделалась ласкова, мягка, услужлива, предупредительна в высшей степени. Это чудо благопременения Господа.

27 октября. Пятница. Трижды Господь избавлял меня от лютой скорби и тесноты во время утрени: раз скорбь была за озлобление на нищего, другой за озлобление малое на дьячка за неисправное пение и третий – за озлобление малое на священника товарища, бывшего в церкви. Благопослушливый и благопременительный Владыко скоро избавил меня, когда я искренно осудил себя и покаялся.

На нищих я должен смотреть как на Самого Христа, в образе их просящего у меня милостыни, и со смирением, любовию, усердием и охотою подавать им нужное, не боясь (как язычник, не имеющий упования), оскудения, ибо Господь всегда воздавал и воздаст мне изобильно. Мысль о единстве членов Церкви как членов единого тела проведена во всем богослужении, как мысль о членах духовного Царства Христова вечного, непреходящего. Провести эту мысль рельефнее в учебниках.

В богослужении проводится главным образом та мысль, что Бог в Троице есть и Творец и Промыслитель мира и наш Искупитель, Спаситель, Помощник, Царь и Судия всего человеческого рода, Которого мы должны благодарить, прославлять, просить о своих нуждах, Кому должны всегда каяться во грехах, Коего должны умилостивлять Жертвою Бескровною (принесением Тела и Крови Христа), Коим должны освящаться, утверждаться и от Коего должны ожидать вечной жизни.

Благодарю Господа за сегодняшнюю литургию и за оживотворение Святыми Тайнами и за победу над врагами лютыми и уязвлявшими меня.

В богослужении проводится та еще мысль, что человек, сотворенный по образу Божию и несчастно падший в грех и тлю, пользуется особенным, чрезвычайным, сверхъестественным промышлением и попечением Божиим, что Бог, создавший его в начале для вечного блаженства, верен Сам Себе и назначению человека и, что обещал, исполнил и исполнит до скончания века; что Он всех верных Ему, удостаивает вечной жизни и вечного венца (нетление и чудеса), а неверных и грешных предает вечному мучению.

29. Деньги надо скорее послать на Афон, хотя чрез [инока] Арсения.

Видел сон, будто стол мой писчий изнутри огнем горит, а внутри будто печка топится. Я на жену – она и ухом не ведет.

Сыр вредно мне есть – не буду.

Во время утренней службы (всенощной) и ранней обедни чувствовал в себе величайшую тесноту и давление, и засорение гортани (нечистый, сиплый голос) из-за вчерашнего пресыщения за обедом и потом закусывания пирожного с капустою и яблоками и ватрушки вечером у крестницы именинницы Параскевы Шляпниковой. Но по молитве покаяния Господь отъял избыток тесноты после продолжительной борьбы и даровал благодать совершить [литургию] непреткновенно, или почти, и причаститься неосужденно Святых Таин. После обедни и после вечерни Господь многократно избавлял меня по молитве покаяния от поползновений к злобе, зависти и от теснот, томивших меня, особенно пред свадьбами: я венчал две свадьбы.

Слово о сеятеле и о семени [Мф.13:3–9; Мк.4:3–9; Лк.8:5–8]. Под семенем надо разуметь и молитву церковную, общественную и домашнюю, благие помышления, внушаемые святым Ангелом Хранителем, и добрые беседы или речи.

30. Благодарю Господа, одолевшего во мне злобу мою дома (после утрени) на свояченицу из-за кровати, унесенной для нее из моей спальни, и из-за частых приездов ее к нам и жительства у нас. Я рассудил, по благодати Божией, что любовь дороже всего на свете, как исполнение закона и потому, что Сам Бог есть любовь [1.4:8]. Благодарю Господа, отразившего от сердца моего похоть плотскую в шесть часов вечера и даровавшего мне благодать святыни при совершении домашней всенощной в квартире Марии Арсеньевны; благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и мучительства огорчения на нищих, когда я шел к Шляпниковой для духовного совета.

31 октября. Согрешил пред Господом, пред женою и пред собою – рассердился внутренно на жену мою за то, что сбила у меня весь порядок в комоде, положив в оный свои бесчисленные чулки нитяные к моим носкам. У себя в комоде заводит порядок, а у меня беспорядок, может быть и не замечая того. Но я не должен отнюдь сердиться, гневаться и озлобляться на нее из-за какой подобной и другой причины.

Я должен воспитывать в себе кротость, тихость Христову, незлобие, смирение, доброту, простоту, терпение, самоотвержение, воздержание во всем.

* * *

160

Повапленный (церк.-слав.) – подкрашенный, расписанный красками.

161

Молитва ко Пресвятой Богородице «Воспеваю благодать Твою, Владычице...» из последования утренних молитв.

162

Молитва утренняя, конечная, ко Пресвятой Богородице «Пресвятая Владычице моя, Богородице, святыми Твоими...» из последования утренних молитв.

163

Нерешимый (церк.-слав.) – пленный, неосвобожденный («решити» – освободить).

164

Присный (церк.-слав.) – истинный; неизменный, постоянный.

165

Назирати (церк.-слав.) – наблюдать, примечать.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle