Февраль
1 февраля
Ранняя литургия. Служил твердо и громогласно и с внутреннею силою; имена Царственных особ говорил весьма твердо, с Божией помощию; всю литургию и молебен с водосвятием служил твердо и благоговейно. Благодарение Господу.
Крестины в доме Стребулаевой у мастерового совершил твердо до Евангелия; на Евангелии враг запнул сомнением, смущением, бессловесием; не мог выговорить слов Единии же надесяте ученицы [рус.: Одиннадцать же учеников] [Мф. 28, 16]; а не мог потому, что враг запнул меня чрез мою слабость сердечную. Кумой была землячка архангельская, весьма благочестивая и любезная женщина Наталия Зиновьевна. Только неладно, что хвост у платья длинен: об него запгулся и смутился сердцем. Пред Таинством молился внутренно Богу, да отымет от сердца моего прелесть женской красоты; и услышал Господь, и дал мне умиление, и сокрушение, и твердость; а под конец единым воззрением враг смутил. О, какие сети! О, слабое сердце, неразумное, сластолюбивое, земное! Боже мой! Даждь мне души любити, а плоть презирать и, служа Тебе, ни на чье лицо не взирать.
Церковь в своих молитвах болит нашими немощами, плачет нашими слезами, радуется нашею радостию, принимает живейшее участие в наших искушениях, внушая нам благую надежду, ибо все святые сильно искушались и с помощию благодати Божией победили искушения, хотя и падали многократно.
2 февраля
День лют, после сна и пред венчанием брака в пять часов, по случаю не дачи женою готового чаю. Виноват я в пристрастии к питью и в злом своенравии: вместо любви оказал вражду к жене, рассердился на нее, из себя вышел, малодушно вопил, как будто дело шло о лишении жизни; брак задержал, собравшихся на панихиду проморил около трех часов. Спать не надо, когда дела предстоит много. (Не надо есть ячневой молочной каши и картофельного соусу: на нервы дурно действует и на состояние духа.)
Плотская любовь подрывает уважение к нравственному достоинству человека и разрушает священную связь сердец, святое сродство души с душою, уничтожает всё, чем красится и услаждается жизнь человека в его отношениях к подобным себе.
Елижды аще падеши, востани и спасешися. Сколько раз преткнешься при чтении молитв, поправься – и спасешься.
Благодарю Тя, Господи, яко в державе Твоея крепости возмогох над невидимым противником при обручении Владимира и девицы Марии и с великим дерзновением совершил молебствие и благословение 3 февраля 1870 года.
Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне победита лукавые помыслы, волновавшие и смущавшие меня при причащении девицы Надежды в доме Михаила Дмитриевича Семенова. Даждь мне, Господи, смело и прямодушно смотреть всякому в глаза при совершении священнодействий и всегда торжествовать над противными, крамольными помыслами, вдыхаемыми от сопротивника, – скверными, лукавыми, хульными. Да буду при совершении Таинств, молитвословий и обрядов, яко лев уповая... не колеблющеся ни о единем же от сопротивных [рус.: смел, как лев... не страшитесь ни в чем противников] [Притч. 28, 1; Флп. 1, 28].
Отпусти, Господи, хулящим и гонящим мя: не ведят бо, что творят, яко грех ослепил им очи и, яко вервием4, гонит их к деланию зла, якоже и мене иногда. Но просвети и исправи их, Господи!
В двух отношениях театр небесполезен: во-первых, в том, что он спасает некоторых от большего зла, давая пищу, хотя грубую и мирскую, душам, – потому что театр всё же есть меньшее зло в сравнении с некоторыми грехами; и во-вторых, в том, что он может служить хорошим сравнением для настоящей жизни: ибо все мы, братия, живем в мире и действуем в нем будто на великом театре, и каждый из нас попеременно бывает здесь то зрителем, то актером или актрисой; и как театр или действие на театре не всегда продолжается, а скоро оканчивается, и, когда кончилась драма, он оканчивается, и занавес задергивается, и актеры сходят со сцены, и зрители все поспешно расходятся по своим домам, – так и жизнь наша здесь не вечно будет продолжаться, но по совершении нами добродетелей или пороков, по достижении зрелости в добре или зле, по окончании собственной каждого из нас драмы должна кончиться: задвинется вечный занавес на брови наши, и мы все сойдем со сцены сего мира: гроб заключит тела наши, а души пойдут на суд к Начальнику нашей жизни. Здесь нам приходится быть чаще зрителями игры актеров и актрис и судить-рядить о их игре, а там, на небесах, непрестанные зрители наших земных дел – Бог, Ангелы и святые, истинные и неподкупные зрители всех наших дел; здесь мы иногда осыпаем венками и дарим разными подарками хороших игроков – актеров и актрис, хотя отворачиваем лицо свое от бедности, – там достойных из нас наградит Господь, Царь вечный, Отец будущего века, венцами бессмертия и благами, ихже око не виде [1Кор. 2, 9]...
Вот в этом отношении театр полезен, а больше ни в каком, потому что предмет его – суета мирская, и самое справедливое для него название – игралище житейской суеты, и христианину театр ничего не дает, приучая его только к праздности и рассеянности и лишая его окончательно расположения к храму Божию и к богослужению, так что привыкший быть в театре всегда скучает и неблагоговейно, рассеянно стоит во храме и дерзает сравнивать церковь с театром, священнослужителей с актерами, иконы, царские врата и прочее с декорацией, чем унижает и храм Живого Бога, истинный дом Божий, и божественные лики святых, и богопоставленных пастырей Церкви, и самое дело их, которого нет выше на земле. Поэтому мы видим, что любителей театра и клубов никогда нет в церкви, потому что их место – театр и потому что нельзя служить двум господам: дух храма и дух театра расходятся между собою и не соединяются, как полюсы мира; в одном веет дух небесный, в другом – дух мира сего; храм возносит дух человека горé, театр склоняет его долу, к земле; богослужение в храме питает чаяние будущей жизни, игра в театре прямо или косвенно разрушает это чаяние, представляя в радужных цветах земную жизнь, осмеивая благочестие и спасительные верования и чаяния; в храме непрестанно славословится имя Божие, в театре – никогда, и если употребляется, то разве в шутку, лживо, кощунно, что весьма грешно; в храме – умиление и покаяние, в театре – смех и хохот; многие хотят в театре видеть замену храму, потому что находят театр очень нравоучительным; конечно, театр может заменить храм, только не христианский и не православный, а языческий, но и тот будет достойнее театра, потому что он – храм, и в нем призывается имя Бога над богами, хотя и не ведомого для идолопоклонников; но театр не может заменить даже татарского или еврейского храма, потому что и в них призывается имя Бога единого. Не оскорбись, любитель театра, смелою и откровенною правдою: ты неправедно оскорбляешь своим пренебрежением храм Бога Живого, имея об нем неправильные и ложные понятия: дай же и нам оскорбить тебя по справедливости, но оскорбить в покаяние, по Бозе, чтоб ты узнал суету театра, который служит тебе только в земных твоих привязанностях и наклонностях – только до могилы, а там – на могиле и за могилой – смеется над тобой и нимало не помогает тебе, да и не может, ибо сфера его – только земная жизнь.
8 февраля
Благодарю Господа за безмерное благоутробие, яко сподобил меня совершить Божественную литургию непреткновенно и причаститься Божественных Таин неосужденно и слово своего творения произнести с силою.
Благодарю Господа, яко услыша молитву покаяния моего и помилова мя, егда враг запят мя озлоблением на родственных мне Григория и Анну Цветковых за несправедливое порицание меня в обмане.
Воскресные и праздничные дни – благодатные напутствия человеку на дальнейший путь жизни, подкрепление духовной пищею. Без них человек более и более с возрастающей силою предавался бы суете и терял бы совершенно из виду цель жизни, забывал бы своего Благодетеля – Бога, извращал бы свою природу, свою жизнь, как и действительно это бывает со многими, не посещающими богослужения в воскресные и праздничные дни, особенно с не приступающими к Божественным Тайнам. Они делаются какими-то получеловеками, потому что все высшие потребности духа заглушаются; они делаются окончательно суетными, плотскими, не взирают никогда горé, но, подобные бессловесным животным, все свои стремления обращают к земле: например, каждый день у них одно ядение и питье, курение, одна забота о прибыли или счет прибыли, одна игра, идущая ежедневно колесом, или как заведенные часы; молитвы нет; чтения Евангелия подавно. Что же это? Греховная смерть, предначатие вечной смерти; это ужасно. От этой-то греховной смерти спасаются все те, которые усердно и разумно посещают богослужение всякий воскресный и праздничный день: служба Божия пробуждает их души, очищает и не дает им заснуть в греховной смерти, зарастать более и более тернием страстей и пороков.
Кто из благочестивых не замечает, что он возвращался после литургии в воскресный или праздничный день с новыми духовными силами, с свежею душою? Мы освежаем у себя в жилище воздух или сами выходим освежиться на улицу, чтобы движением на свежем воздухе (дать приток свеж) осветить и укрепить всё тело. А богослужение, а слово Божие – разве не свежий воздух для души? Не гнилой ли воздух – наши суетные ежедневные мысли, желания, страсти, слова, поступки?.. Имейте же снисхождение, жалость к душе, освежайте ее еженедельно богослужением: оно истинное благодеяние для души. Кто по опыту не знает этого из усердно посещающих храм?
Господи! Ты пришел взыскати и спасти погибшего: я этот погибший – спаси мя. Ты пришел призвать грешники на покаяние. Я этот грешник кающийся. Спаси мя. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные [Мф. 9, 12]. Я этот болящий – уврачуй меня. Верою о сем молю Тя, Спасе мира, Врачу душ и телес наших.
То, что играется в театре, я могу видеть или слышать в мире; а то, что совершается в церкви, я не могу видеть в мире, потому что это Небесное служение, Небесные тайны. Вот важность богослужения! Вот ничтожность, суетность театра!
Чрез частое и разумное посещение богослужения поддерживается чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века, жизнь земная освящается и освобождается более или менее от житейской суеты и пристрастий житейских, получая характер жизни христианской, жизни для неба и вечности, или жизни для Христа; чрез богослужение принимает живое участие в воспоминаемых Церковью событиях, относящихся к спасительному о нас промышлению Божию, в торжествах святых угодников и в торжествах отечественных.
Враг не дает выговаривать слово: преподобного. Господи, помоги! вооружиться мужественно против бесовского страха мечтательного.
11 февраля
Святого Мелетия, архиепископа Антиохийского, Димитрия Вологодского чудотворца, преподобного Всеволода Псковского, святой царицы Феодоры. Обедню служил с крайним изнеможением духовным; после великого входа возглас Щедротами не выговорил, а сказал только последние слова, по причине насилия вражия и от мысли о Пасынковой, от мгновения одного; причастился без дерзновения, с недостаточно сильною верою; враг навел посрамление и отчаяние, коим, впрочем, я противился; стыд и теснота крайняя. Силою Божиею сломил врага после употребления Святых Даров и получил благодать мира и свободы. У Бровцына служил после обедни молебен и чай пил.
Две свадьбы венчал бодро, смело, с Божиею помощию. Обручается выговорил с Божией помощью твердо. Слава Богу!
Воистину благодать Божия помогает мне раздавать милостыню нищим, научающая меня не жалеть тленных медниц и сребреников для меньшей братии Христовой, имеющей нужду в необходимом; но когда коснется меня ядовитое искушение врага, когда я предоставлен буду только себе, своим силам, или, лучше, бессилию и недостаткам, тогда я отвращаю с негодованием лицо свое от нищих, и жаль мне бывает расстаться с своими медняжками и серебряжками. Не проси Бога за корыстолюбивых богачей, чтобы они сделались милостыноподатливы: может быть, они и не достойны того, чтобы Бог одолжался им в лице нищих, – а старайся о постоянстве, доброхотстве, щедрости и чистоте своей милостыни, чтобы тебе не изменить милосердому расположению сердца и не оскорбить Бога, Бога милости и щедрот и человеколюбия, своим непостоянством в милосердии, своею скупостию, своим презрением к нищим. (Утро дня святителя Алексия Московского не освятил милостынею. Согрешил ко Господу!)
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить с довольным дерзновением три брака 4 февраля, в среду, при многочисленном стечении народа, особенно последний; благодарю за силу души, за веру, за дерзновение, за благую надежду, за препобеждение пакостей противника.
Познай глубину своего растления и свою крайнюю немощь и верою, смирением, воздержанием, бдением, молитвою, Святыми Тайнами, делами милосердия врачуй себя самого, а на чужие грехи не взирай: всякий свое бремя понесет.
12 февраля
Благодарю Господа, сподобившего меня, грешного, совершить непреткновенно Божественную литургию соборне и причаститься неосужденно Божественных Таин. Но горе мне было после питья водки, хотя в умеренном количестве, и чаю сладкого горячего и ядения сыру у инспектора гимназии: меня поймал и напал на меня дух нечистоты в классе. О, люто мне было! О, эти сласти! Какие наводят напасти! О, эта водка!
Вот истинная христианская философия: ничем земным не прельщайся и не пленяйся – ни красивым лицом, ни приятными кушаньями и напитками, ни красивыми одеждами, ни великолепными палатами и роскошью убранства комнат, ни деньгами, ни блестящими вывесками отличий, – но всё твое внимание да будет обращено на красоту внутреннюю, сладость внутреннюю, духовную, на богатство духовное, на почесть горнего призвания.
Если ты уязвлен в сердце чем-либо земным: красивым лицом, или одеждою прекрасною, или деньгами, или прочим, то воззри на образ Спасителя и спроси себя: чем я уязвлен, Господи? любовию ли к Тебе, Творцу моему и Господу, Источнику всякой красоты и сладости, или любовию к твари? И как велика моя неблагодарность и неправда? Как велико мое заблуждение сердца? Помни, что красота человеческая есть Божья красота.
13 февраля
Благодарю Господа, наказавшего меня огнем, скорбию, теснотою и уничижением, наведенными от противника, за огорчение мое на нищих и за скупость к ним. Сколько мне пришлось томиться и припадать к престолу с молитвою о помиловании пред облачением и во время литургии! Сколько насилия пред причащением, во время и после! Сколько немощи телесной! После потребления Святых Даров всё прошло – успокоился, возрадовался, исцелел духом и телом. Слава Богу!
Вечерню совершил бодро; молитву сороковую Стрельниковой и другим прочитал твердо и громко. Брак совершил тоже твердо и громко. Слава Богу.
Ты печешься о кушаньях, напитках, о красоте одежд, о приобретении денег, отличий – этих тленных, видимых, преходящих, обманчивых благ, гоняешься за красивыми лицами, а бессмертная душа твоя, созданная по образу и подобию Божию, остается растленною бесчисленными страстями. На единое на потребу обрати внимание, на спасение души, и не гоняйся за тленом, и не прельщайся им.
В церкви – общие и согласные молитвы; в церкви – предвкушение мира и сладости Царствия Небесного; в церкви – селение Божие; церковь – дом Божий; а жилище человеков – селения грешничи5. Церковь – земное небо.
Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить с силою духа и громогласно св. литургию и причаститься неосужденно Божественных Таин; благодарю Господа за дар слез и умиления.
13 февраля
Родительская суббота. Благодарю Господа за дар умиления при отправлении всенощной в думской церкви, за искреннюю молитву собственную о словесных6 овцах, о членах Христовых, о сынах и дщерях Божиих. О Пастырю добрый, Пастырю великий, Господи Иисусе Христе, Сам паси стадо Твое, Сам сохрани, умножи и соверши его, Сам паси на пажитях Твоих. Главо Божественная! Соблюди члены Твои! Отче Святый! Воспитай сыны и дщери Твоя.
В храме мы непрестанно прославляем Господа, Которого вне храма славит вся тварь – небо и земля.
Человек! Ты прекрасен, блестящ, знатен, велик и высок, богат; но ты – увы! – при всем этом растленный, нечистый, скверный в очах Божиих! Только смирение и непрестанное покаяние может возвысить тебя, обновить тебя, и причащение Святого Тела и Крови Господней.
Бог воплотился, – значит, есть Дух бесплотный, не созданный или сотворенный. Бог – Дух несозданный, Самобытный; Ангелы и демоны – сотворенные духи. Духи святых человеков и грешных – духи, вышедшие из плоти.
Если засматриваешься на свое лицо, которое не безобразно, то будешь засматриваться и на чужие лица красивые, и на тень будешь смотреть как на существо, – а это уже заблуждение, и большое. Сквозь временный покров плоти, каков бы он ни был, красивый или безобразный, должно смотреть на богоподобную, бессмертную душу. Диавол пользуется нашею слепотою и пристрастием к телесности и ввергает чрез то в нечистые помышления и желания касательно ближнего, созданного по образу и подобию Божию, и отвлекает нас от попечения о спасении души его и нашей и вообще от любви к душам, сосредоточивая любовь на телах – на очах, на ланитах, на губах и прочем.
Для разумного и благоплодного предстояния в храме во время богослужения нужно знать, что изображается на каждой службе – вечерне, утрене и обедне; как, например, в театре зрители знают, что разыгрывается на сцене. Займем для мирских людей и подобие от мирских вещей. Как ты будешь разумно и с пользою присутствовать при богослужении, не зная, что совершается и воспоминается в оном? А тут важные дела воспоминаются и совершаются: сотворение мира, Ангелов и человека, первое блаженство человека, заповедь первых человеков, искушение и падение их, изгнание из рая и закрытие его, покаяние слезное Адама и Евы, обетование о Спасителе, приготовление к принятию Его, явление Спасителя и Его земная жизнь от пелен до гроба и вознесения.
Недостойно причащаюсь я, Господи, Пречистого Твоего Тела и Крови, ибо доселе плотских и злых стремлений сердца своего не оставил, доселе еще работаю страстям различным, гнездящимся во глубине сердца моего и при случае обнаруживающимся. Господи! Очисти глубину сердца моего.
Говорят: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Эта слава Святой Троице должна быть внутрь нас – в непрестанном удалении от всякого худого помысла и пожелания, от всякого зла, всякой страсти, как то: злобы, зависти, вражды, гордости, своенравия, лести, лицеприятия, блуда, чревоугодия и пьянства и прочего.
Слава Божественным Тайнам Тела и Крови Господней! Раба Божия Феодосия Васильевна Владыкина (урожденная Дремяцкая), собиравшаяся совсем умирать в сильной своей болезни, после исповеди и причастия быстро поправилась: болезнь прошла покойным, продолжительным сном и сильным потом. 15 февраля 1870. Воскресенье. Я причащал ее вчера в два часа пополудни. Благодарю Тебя, Господи, яко тако утешаеши меня, грешного, толикия чудеса благости и всемогущества твориши чрез посредство меня, убогого, нечистого, смердящего страстями. Вот что делает и малая, яко зерно горушное, вера! Утверди веру мою и даждь мне жизнь по вере! Не попусти мне увлекаться сластьми и в пагубные пути тещи7.
Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко даровал еси мне благодать совершить с одушевлением Божественную литургию в думской церкви, неосужденно причаститься Божественных Таин с чувством животворной теплоты Духа Святого в устах и во внутренностях и с вкушением божественного мира и сказать с дерзновением слово о посте. 15 февраля 1870 г.
Бог даровал мне умиление со слезами при чтении Евангелия во время литургии о Страшном Суде Христовом, при мысли о том, что Всеблагой Господь за ничтожную милостыню вводит ревнителей ея в вечное Царство Свое, уготованное от сложения мира, и прощает грехи их; и осудил я себя, что часто подавал я милостыню с негодованием, ропотом, досадою, злобою. Дивился я своей злобе, своему самолюбию, как я был такой неверный приставник даров Божиих и неверный раздаятель их, несмотря на то, что Господь всегда посылал мне на долю нищих! Не осуди меня, Судия Праведнейший, и вразуми меня никогда не огорчаться на нищих, но охотно делиться с ними.
16 февраля (понедельник)
Враг возбуждал во мне сильную, палящую страсть к ценной рыбе (семге и икре), возбуждая сильное жаление ее для брата, когда тот ел. Надо было сильно вопиять внутренно ко Господу, чтобы избавиться от этой внутренней сласти, от этого палящего жала диавольского. Вот как я немощен, окаянен, беден, нищ, слеп, наг! Вот как человек смешон и жалок! Вот как человек близок к падению сильному! Вот как человек недалек от высокого до смешного и нелепого! О, как необходимо умерщвлять и порабощать тело свое, кипящее нечистыми страстями!
Но что такое плоть человеческая, самая красивая и свежая? Не белая ли солома, не [руб] ли нечистый, не одежда ли как бы льняная, сотканная руками Премудрого Художника из грубой земли, возрастающая чрез посредство плодов земных и плотей животных, когда употребляем оные в пищу? Не тлен ли, не гной ли, не смрад ли?
За минутное, хотя сильное удовольствие мужчины и женщины рабски исполняют слова Творца твари: плодитесь и размножайтесь [Быт. 1, 28]. Итак, вот для чего дано половое удовольствие, для чего красота женщины, – а не для самого наслаждения, не для забавы, не для похоти, не для соблазна, не для надругания над плотию, над сосудом немощным, над телом, которое должно быть храмом Божиим.
После такого специального не только светского, но и духовного образования надо бы ожидать, что из наших воспитанников выйдут искренно верующие, добрые христиане, утвержденные на камне веры и заповедей Христовых. Выходит не то! Выходят вовсе не верующие ни во что, холодные к слову Божию и к Церкви, к ее богослужению и установлениям спасительным. Отчего это? Оттого, что враг сеет плевелы посреди пшеницы, и оттого, что приобретенные познания не возводятся к единству, к итогу; юноши не знают, не видят своего духовного капитала, не вводят его в свое сознание, не слагают в сердце своем. Искусству законоучителя предоставляется привести всё познание детей к итогу, сделать выводы из всего пройденного в заведении.
Кто грешит и не чувствует своего греха, например блудник, пьяница, вор и прочие, тот явно спит греховною смертию, мертв духовно; признак же духовной жизни есть чувство своих грехов, сознание их мерзости, сокрушение об них.
Увы! Грех страшно обольщает нас: он приятен нашей грехолюбивой плоти, и она с жадностию, с удовольствием бросается в его объятия, тает в греховной сласти.
Возлюбил ecu правду и возненавидел ecu беззаконие [Пс. 44, 8; Евр. 1, 9]. Вот в чем состоит любовь к Богу и христианское совершенство – в любви к правде, в ненависти беззакония!
Сон. Сосуд, вроде ушата или бочки, и в расщелине его большой и ужасный, скрывающийся змей, которого голова ужасная, с страшными глазами, торчит наружу; как от действия его яда, по-видимому, страдали самые доски, на которых делались какие-то болезненные накипели; как он стал извиваться, когда стали его прожигать. Сосуд – это тело наше; змей, в нем гнездящийся, – диавол; накипель на теле – воскипения страстей ежедневные, делаемые живущим в нашей плоти диаволом. Прожигание – это пост и молитва, от которых выходит из нас диавол, как говорит Спаситель: сей же род изгоняется только молитвою и постом [Мф. 17, 21]. 19 февраля. Утро.
Яйца сильно возбуждают и угрожают вкушающему оные потерею чистоты телесной и душевной, особенно в ночное время; когда есть похоть, тогда прелестник подсылает прелестниц в сновидении, которые стерегут удобную минуту, чтобы соблазнить нас. Среди сетей многих ходим. Во всем нужна осмотрительность: в пище, питье, во сне и прочем.
Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов [рус.: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов] [Гал. 6, 2]. Если ношение тягостей ближнего есть исполнение закона Христова, а в исполнении закона состоит любовь к Богу, то как отрадно для истинного христианина носить тяготы ближнего и отказывать себе ради любви к Богу и ближнему, отвергаться себя, подобно Филарету Милостивому8 или подобно апостолам, души свои положившим за Христа и братию, подобно мученикам, иерархам и прочим. (Господи! Не даждь мне молвы во граде, ради коей-либо вины.) Плати долги за должников кредиторам, посещай больных, одевай нагих и прочее.
19 февраля
Соборная литургия. Собрание военных чинов. Благодарю Господа, укрепившего сердце мое небоязненно произнести имена членов Царствующего дома и литургию совершить с сердечным умилением и со слезами, только – ужасное искушение! – причастился с хладным сердцем, с колеблющеюся верою, и после толиких чудес причащения на мне и на многих людях во очию моею, и после причастия почувствовал в душе сильное смущение! Что за искушение? К сраму себе глаголю. Это мне за пресыщение и многопитие наказание. Накануне на свадьбе был у Швецовой (Матвеевой замужем), вино пил различное, шоколад скоромный пил (среда).
Заамвонную молитву начал было робко, но потом преодолел боязнь и смущение и прочитал до конца неспешно и громко. Теснота довольно долго оставалась на душе – и за молебном: только покаялся и молился внутренно о себе и о людях. Если я столь немощен при стольких благодатных сверхъестественных средствах, то что сказать о прочих людях, не участвующих столь часто в этих средствах? Как они нуждаются в благодати, в сверхъестественном озарении, укреплении?
Каким немощным оказываюсь я, когда нужно исполнять закон о любви к ближнему, когда кто-нибудь из посторонних приходит ко мне в дом, и я чуждаюсь его сердцем, вместо того чтобы его иметь и ласкать, как своего, угождать во благое, как своему. Приходится ли ехать куда с семейством своим и брать этого постороннего человека с собою, как зверь чуждаюсь его, и какой-то дух, конечно злой, давит меня, омрачает, расслабляет, посрамляет меня, лишает меня здравого смысла и слова дотоле, пока я в покаянии и в слезах не извергну из себя духовного этого змия, змия древнего, диавола и сатану, льстящего вселенную всю [Откр. 12, 9], – и тогда мне делается легко, легко, и я уже ласково, с кротостию и любовию взираю на человека, на которого прежде взирал недружелюбно, на которого дышал враждою. Тут вместе действует несколько страстей: слепое самолюбие, зависть, злоба и гордость, страсть любостяжания, ибо это больше бывает из-за денег, сластолюбие, чревоугодие и пресыщение, ибо это больше бывает тогда, когда я пресыщен. Из чревоугодника враг делает что угодно, в какой угодно грех может ввергнуть его, по крайней мере сильно искушает его ко всякому греху: и к смехотворству, и к блуду, и сквернословию, и злобе, и буйству, и убийству, и прочему. Так, я же, грешный, безумный, рассмеялся над немощью брата Алексея на могиле у Поминниковых и Пославского – оттого, что Алексей, не зная литийных заупокойных тропарей, не пел их, или пел, повторяя один и тот же стих. Вот как удобно переходим мы от одного тяжкого греха к другому. Как льстец вертит нами, точно колесом! Боже! Помилуй нас!
Согрешил ко Господу, осудив брата моего, протоиерея Матфея, в немилосердии и сребролюбии, сам будучи таков же, и еще хуже.
Благодарить должен я Бога всегда и за те вещественные средства к жизни, которые мы имеем, несмотря на огромные расходы на нужды свои и других людей – своих и ближних, наипаче бедных, ибо мы сыты, и одеты прилично, и находимся под хорошим кровом; во-вторых, благодарить должен Господа за дар, бесценный дар здравия, которым Он наградил меня, несмотря на мои бесчисленные согрешения и грехопадения, – а здоровье есть истинное сокровище, ничем не заменимое: при нем всё можно иметь необходимое к жизни. О лишнем не забочусь, но возверзаю печаль свою на Господа, ибо я Ему отдал взаймы мое достояние, Им же мне данное, и уповаю, яко не посрамлюсь пред жестокосердыми и гордыми богачами, презирающими нищету, или Самого Господа в лице нищих, вем бо Рекшего: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [Мф. 25, 40]. Напротив, посрамятся все богатые, высокомудрствующие, пренебрегающие мое убожество ради Христа, – все Филиппы, Герасимы и прочие... Господи! помози рабу Твоему! Господи! просвети раба Твоего, да не уныю и не возропщу! Господи! прослави имя Твое святое, якоже в роды древние, тако и ныне! Господи! обнови9 чудеса и знамения! 22 февраля 1870 г.
Есть мужчины женоподобные, которые сильно бывают заняты своею наружностию и в благовидности ее поставляют всё свое удовольствие и счастие, всю свою жизнь; всё у них на себе щеголевато, изящно, и беда, если что-либо у них не по их вкусу или нечисто, изодрано; всякая погрешность в одежде повергает их в стыд и смущение, как будто дело шло о потере их чести, хотя дела действительно бесчестные делают без зазрения совести; они посматривают часто в зеркало, чтоб видеть, хорошо ли они выглядят, приятно ли у них лицо, глаза, есть ли обычная свежесть, хороша ли прическа; но чисто ли, хорошо ли одеяние души, чисто ли лицо души – об этом они не заботятся, и таким образом приучаются казаться, а не быть хорошими, лицемерить, быть фарисеями, гробами подкрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты [Мф. 23, 27].
22 февраля
Воскресение. Заговение. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить непреткновенно раннюю литургию, и молитвою веры победить супостата, и выговорить все имена Царствующего дома твердо, с верою и любовию, и причаститься в мир душевных сил.
23 февраля
Благодарю Тебя, Господи, услышавшего молитву мою, когда я пришел в церковь к Часам и когда душа моя умирала духовно от вражды на брата моего и отца моего протоиерея Матфея; Ты принял мое сердечное покаяние, Ты даровал мне оное, Ты прогнал от меня полчище страстей, смущавших и теснивших меня, и, очистив грехи мои благодатию Духа Твоего Святого, даровал еси мне небесное спокойствие и великую легкость, и лицо мое просветил светом Твоим благодатным, как написано: Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся [Пс. 33, 6]. Слава Тебе за всё. Помилуй, Господи, и раба Твоего протоиерея Матфея, просвети его сердечные очи, умили душу его, даждь ему слезы покаяния и супруге его, умягчи и смири сердце его, сострадательно, милостиво и щедро к убогим соделай его: да расточает он отныне то, что в многие лета собрал, да не запнет враг любостяжанием душу его и вринет его в гордость, и жестокосердие, и лукавство, и злобу, и вражду с братиею и с прочими. И всем нам и всем людям Твоим даруй, Господи, дух покаяния и умиления, дух милосердия и щедрот, дух чистоты, смирения, воздержания, терпения, благости, благожелания. Аминь.
Научи меня, Господи, искренно доброжелательствовать врагам, действительным или мнимым, и молиться за них о спасении душ их вседушно.
Да не (ужасается) смущается сердце ваше, ни устрашается [Ин. 14, 27]. Так говори в себе, когда враг будет смущать и устрашать тебя в сердце твоем во время общественной молитвы.
24 февраля
Сегодня в 9 часов утра служил молебен у Николая Андреевича Поморского и Евгении Андреевны. Служил бодро, с верою теплою, непреткновенно. Только под конец враг смутил; по выходе из дому, на дороге, от борьбы и молитвы внутренней вышел, и я успокоился. (Чай крепкий расслабляет нервы.)
О, какого тщательного ухода требует нива сердечная, на которой непрестанно враг сеет плевелы, вырастающие с ужасающею быстротою и заглушающие пшеницу веры, чистоты и добра. Большого ухода требует, чем обыкновенное поле.
Глубоко растленна грехом человеческая природа, человеческое сердце, потому примиряюсь с грешниками, но не с грехами; примиряюсь с злыми, раздражительными, любостяжательными, блудниками, чревоугодниками – кающимися, но не с злобою, гневом, любостяжанием, блудом, чревоугодием и прочими грехами.
Опять блудное жало, блудное растление беспокоило, мучило меня сегодня в классе (шестом) и не давало мне спокойно читать историю Церкви. (Пред классом поел гороху с черным хлебом аппетитно). Не надо есть перед классом: от пищи рождается блуд.
Великий пост – время особенной войны врага рода человеческого.
* * *
Ве́рвие, вервь (церк.-слав.) – веревка.
Гре́шничи (церк.-слав.) – грешников. Ср.: Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих (рус.: Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия) (Пс. 83, 11).
Слове́сный (церк.-слав.) – разумный, духовный, мысленный.
Тещи́ (церк.-слав.) – течь, двигаться, идти.
Филарет Милостивый, праведный (f792). Память 1/14 декабря.
Обнови́ти (церк.-слав.) – восстановить, возродить через благодать Иисуса Христа.