Сентябрь 1868–1869 г.
25 сентября.
25 сентября. Утро. Пятый час. Благодарю Тебя, долготерпеливе и благоутробне Господи, яко от великия злобы спасл еси мы по молитве моей, когда я лег спать и не мог спать покойно от гнездившегося в сердце змия. Благодарю Тебя, яко даровал еси умолить Твою безмерную благостыню о злобе моей, о безумстве моем и не попустил если мне вринуться в ров отчаяния. Отселе даруй, Господи, никогдаже и ни на когоже озлобляться и сласти все презирати: их бо ради беснуется плоть моя многострастная, – ближнего же всякого любити, якоже себе, до самоотвержения и алкати смоотвержения, как пищи и пития.
Страсти плотские очень льстиво и заманчиво увлекают нас, например сластолюбие, сребролюбие, честолюбие, вкусные яства и напитки, сребро и злато, золотые кресты, ордена, ленты, – всё это представляется в таком радужном цвете, пахнет земным раем. Но раб Божий зрит горе́, и сласти, и злато, и сребро вменяет в прах и пепел, и тленную славу презирает, стяжавая от Бога нетленную славу на небесах и сладость нетленную и бесконечную.
27 сентября 1869.
27 сентября 1869. Согреших ко Господу, употребив за обедом много и с жадностию ячменной на молоке каши и мяса и обременив себя. Доколе буду рабом чрева?
Крест честен для нас по злату или по Распятому? – По Распятому. Итак, суетно злато – животворен крест, или древо креста. Тело живо, да сердце гнило. Тело красиво, да сердце спесиво. Тело сильно, да душа бессильна. Внутренно или наружно больной человек бывает очень мнителен, мрачен зол и раздражителен. Это я испытал на себе. Да не осуждаю же раздражительных людей, но да жалею и извиняю их.
Всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом [1Кор. 15, 58]. Это особенно надо сказать о деле молитвы. Стоя на молитве ежедневно и начиная охладевать к ней, поминайте слова Апостола и утешайтесь ими и возбуждайтесь к усердной молитве, зная, что труд молитвы не останется без награды от Господа, ибо Он, по словам того же Апостола, ищущим Его воздает [Евр. 11, 6].
За других так же горячо молись, как за себя, подобно Моисею, Самуилу, Даниилу, Илии, Елисею, божественному Исаии, Иеремии, Иезекиилю, божественному Павлу апостолу, Петру, Иоанну и прочим; подобно великому Василию Кесарийскому, Златоусту, Григорию Богослову, Сергию богоносному, Димитрию – златоусту российскому, святителю Тихону – новопросиявшему чудотворцу10. Подвизайся в молитве за Церковь воинствующую, да и тебя укрепит Господь, сильный в брани, и Церковь Свою выну11 подкрепляет, научая руце ея на ополчение и персты ея на брань [Пс. 143, 1], молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных апостол и всех святых.
В действующей страсти (при действии страсти в человеке) надо отличать, во-первых, самого человека и, во-вторых, постороннюю злую силу, с насилием в нем действующую и бичующую немилосердно его самого, и жалеть такого человека, и молиться за него Богу, да избавит его от насилия лютой страсти.
Непрестанный благодетелю мой, дыхание, свет святый души моей, Господи, благодарю Тебя, славлю Тебя за непрестанные милости Твои ко мне, непотребному, яко спасаеши меня от грехов моих, от этих скорпионов, непрестанно угрызающих, и жизнь мне снова так часто дарствуеши.
Терпи неправды настоятеля, люби его ради Христа и ожидай суда праведного ему и себе свыше – да будь внимательнее к себе, сколько возможно. Бывает и то, что мы сами причиняем себе болезнь внутренностей невоздержанием, и в этой болезни и по причине ее мы бываем очень мнительны, мрачны духом, и нам все люди, или некоторые, нас окружающие, кажутся врагами, хотя они вовсе не враги, но мы сами себе первые враги. Надо быть довольным всеми и всем.
Даждь мне, Господи, благодать и силу не препобеждаться никаким злом со стороны ближних, например, когда мне противятся, оскорбляют, поядают, клевещут на меня, лишают меня доброго имени, собственности вещественной, завидуют мне, ненавидят меня. Ибо тогда только буду я испытанный христианин, когда буду любить врагов и благотворить им и нимало не буду оскорбляться ни на какие противности. Но доколе я буду огорчаться и оскорбляться на всё мало-мальски мне противное, дотоле я еще не истинный христианин, а раб страстей – язычник. Даждь мне, Господи, благодать не прельщаться никакими сластями, красотами или сокровищами тленными, никакими великолепными одеждами, или палатами, или сосудами, вообще вещами, – в противном случае я еще не истинный христианин, а имею только один образ, вид благочестия, силы же его отвергшийся [2Тим. 3, 5], еще – язычник. Всех бо сих язы́цы мира сего ищут [Лк. 12, 30].
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Свете Святый, просвети мя.
Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие [Пс. 118, 133].
Октября 27-го дня 1868 года. Воскресение.
Изменил я Тебе, любителю моему, Господу, возлюбив тленную, суетную славу человеческую, блестящую награду земную, хотя и напоминающую о Твоем вольном за нас распятии. Что мне любить, кроме Тебя? Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [Пс. 72, 25 – 26], ибо Ты един жизнь, покой, свет, сила, свобода моего сердца.
Телу златому премудрыя дети не послужиша 12 . А мы? Служим телу златому, хотя иногда под видом даже креста наперсного.
Табачники тлят и тела и души свои табаком. О, тля греховная! Мало еще у нас тебя что ли? Сколько душетленных страстей и навыков!
Господи! Скоропослушниче мой, помощниче и Спасителю мой и радосте моя! Благодарю Тебя, яко двукратно поутру (24 сентября) спасл еси мя от закваски греховной, юже13 враг вливати начат в мое сердце: первое – в доме Сидельникова во время молебна, от блудной закваски; второе – дома, от закваски злобы на сестру Анну и служанку Екатерину. Благодарю Тебя за мир и свободу духа, яже14 ми даровал еси по очищении страстной, душетленной закваски. Благодарю Тя, яко по молитве моей умирил еси и всех домашних моих. Слава Тебе, везде сый и вся исполняяй, Творче наш, Промыслителю и Спасителю наш. Се, тако благоустрояй, Господи, души всех людей, наипаче же достояния Твоего, стяжанного кровию Твоею, во всех пределах земли, от восток солнца и до запада. Да славится имя Твое всеспасительное всеми языки, да познают его все земнородные, от мала и до велика, вкупе богат и убог.
Бегай враждебных столкновений с ближними из-за каких-либо вещей: это делает диавол, не терпящий мира братии.
Молись усерднее о погрешающем брате Богу, а не доноси на него высшему начальству, хотя он и доносит, может быть, на тебя. Донос – дело злобы и зависти, а не любви.
Помни слова Апостола, что мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна [Иак. 3, 17]. Итак мирно и кротко предъявляй начальнику свои просьбы и намерения и в случае несогласия его не будь раздражителен и непослушлив. Послушание паче15 всего.
Всячески надо себя снижать, а не возвышать, и не искать отличий, чтобы выше стать братии своей; всячески себя укрощать, а не раздражаться; уцеломудривать, а не блуждать блудострастно взорами и помыслами; отвергаться себя, а не угождать себе; отвергать корысть и любить милостыню, подаваемую в простоте сердца; отвергать лакомства и любить простую, нежирную и нескоромную пищу; отвергать щегольство и множество, иметь простоту и немногочисленность одежд; во всем упрощать себя и стремиться к горнему жительству, ибо здесь мы странники и гости.
Есть у меня животная жадность к пище и питию, постыдная в христианине и священнике, который брашно16 земное должен презирать и быть к нему равнодушным, а брашном своим считать исполнение воли Божией, духовное брашно Плоти и Крови Господней и слово Божие и молитву с богомыслием. Из-за жадности и пресыщения враг бесплотный постоянно мне досаждает.
Господство плоти в современных людях: всё время отдано плоти, суетному ее служению: ядению, питию, курению, празднословию, гулянию, развлечению, картежной и театральной игре, танцованию, корысти, лихоимству, достижению суетных почестей отличий, – и это не только в мирянах, но и в духовенстве. О, ужасное господство плоти многострастной! Где душа человеческая с ее назначением небесным, с ее образом и подобием Божиим, где духовные потребности и стремления и добродетели? Они подавлены плотию, страстями плотскими. Сластьми житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода [Лк. 8, 14].
Блаженны плачущие [Мф. 5, 4]. Как нам не плакать, когда мы исказили в себе образ Божий, утратили подобие Божие, лишились царства, изгнаны из рая, обречены на смерть, живем во грехах, вместо того чтобы преуспевать во святости, живем в злобе вместо любви, в гордости вместо смирения, в гневливости вместо кротости и незлобия и пр.
Между бедствиями греха и то есть еще, что грешник отводит вину свою на других или себя святым считает: нечистый сердцем считает других нечистыми и думает, что они причиною его нечистоты; мерзкий иногда готов считать себя святым; злой считает других злыми и причиною его злобы; завистливый и гордый – тоже; лакомка считает причиною своего лакомства эти самые лакомства; скверный, лукавый и хульный мнит, что самая святыня не чужда скверны. О, беда греха, о, лесть ужасная!
На пищу обрати строгое внимание: от ней много бед духовных происходит. Скоромной пищи меньше употребляй; говядины не есть нимало, рыбы сколько можно меньше; воспитывай дух свой со всем усердием для горнего, нетленного, духовного Царствия.
Для любящего легко служить любимому, а для не любящего – тяжело; для того всё легко, для этого – всё тяжело; как для первого легкость составляет любовь, так для последнего тяжесть составляют вражда и ненависть. Апостолы, иерархи, мученики, преподобные из любви ко Христу и человекам перенесли неимоверные трудности и бедствия.
Готовящиеся к наследию нетленного Царствия не должны гоняться за тленными благами и даже за тленным царством, да не лишатся нетленного и да, насладившись временным, не будут преданы вечному мучению. Чему ты завидуешь, завистник? Множеству одежд, тканей, сребра и злата, великолепному жилищу, богатой мебелировке, которые имеет твой ближний? Но разве ты сам не имеешь пищи, одежды, жилища? А если имеешь, то что тебе еще надобно? Зачем завидуешь? Зачем это пристрастие к временному, скоротечному? Зачем это самолюбие, это корыстолюбие? Зачем ненависть? Зачем всё это безумие? Что ты имеешь своего, чего бы не принял от Бога? [1Кор. 4, 7]. С собой ли в будущую жизнь понесешь тленные блага?
Бывают такие люди, из коих и я, которых чем более ласкают, тем более они ломаются, сердятся, завидуют, надуваются. Это бывает особенно с теми, которые одолжают чем-либо многим других, например своих родственников или знакомых; в таких людях нет любви, ибо любящие с радостию жертвуют любимым всякою собственностию, даже своим спокойствием, здоровьем, своим внешним благосостоянием и своею жизнию.
Пристрастие к тленным благам пречасто бывает причиною зависти и ненависти к ближнему, и таким образом один тяжкий грех влечет за собой другие – тягчайшие. Между тем весь закон состоит в любви к ближнему, как к себе [Мф. 22, 39; Мк. 12, 31]. Как же гибельно и безумно пристрастие к земным вещам!
Для чего Спаситель? Для того, чтобы спасать, когда на нас нападать будут страсти, беды и тесноты: только воззови от всего сердца – и спасешься, только покайся.
Надо смотреть на конец всех вещей, любимых и жалеемых нами, и тогда мы не будем жалеть их и прилепляться к ним и враждовать из-за них на брата; да надо взирать чаще и на конец нашего тела – на его гниение, червей, прах. А то мы никогда почти не смотрим на конец вещей, а только на настоящее их – и оттого прельщаемся. Вечность души надо помнить и вечность ее блаженства или мучения.
Знает враг всеокаянный, что нельзя вместе любить Бога и земные вещи, – потому он всячески всех людей усиливается приковать к земле, к земным благам или вещам, и достигает своей цели: мы, действительно, земные вещи любим, а Бога – нет; плоть любим, а Бога – нет; плоть и разные вещи земные любим, а ближнего – нет. Представь, что половина имения твоего истреблена пожаром (та, что отдана в приданое), и покорись воле Божией, говоря: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! [Иов. 1, 21]. Представь, что и всё на земле так погибнет.
В мире и любви да жительствуем и все земные вещи да вменяем в ничто. Ибо живущим в мире и любви всё приложится от Господа: они не оскудеют в житейских, вещественных потребностях. Как огня надо бояться вражды и зависти. При них и богатство, и довольство во всем – одна мука.
Непрестанно насилует нас грех, или начальник и учитель греха – диавол, непрестанно жалит, мучит нас корыстию, злобою, завистию, гордостию, жадностию. Мы достойны великого сожаления и слез, и сами должны плакать о грехах своих, о страстях своих лютых и неисцельных – и прощать друг другу согрешения, да и Отец наш Небесный отпустит нам согрешения наша [Мф. 6, 14 – 15]. Должны презирать и ненавидеть не друг друга, а себя, свою плоть многострастную, свою злобу, гордость, зависть, жадность, корыстолюбие, страстность к земному и холодность к небесному, вообще свою греховность и ужасную наклонность ко греху, и молиться за всех теплейше, чтобы Господь избавил всех от прелести греха. О, какая ужасная болезнь есть грех! О, всегубительное и мрачное прегрешение! И нас еще считают некоторые подвижниками! Какие мы подвижники! – разве подвижники в угождении себе, живущему в нас греху!
Перед отъездом кого-либо в путь, например моим или перед отъездом моих родных, свойственников, знакомых, бесплотный враг всячески старается озлобить нас на ближних, на домашних наших, рассорить.
А сколько упорства и своенравия у нас, чтобы быть по-нашему или как назначено; если нет – и беда: неистовствуем, яримся на неугодивших, на опоздавших.
А когда берут и уносят или увозят наше добро не совсем по воле нашей, а частию против воли, как мы порываемся сердцем, гневаемся, говоря тогда: возьмите хоть всё, что у меня!
О, всяк человек ложь [Пс. 115, 2]: лживо его сердце, омрачено страстями, равно и разум; не надо доверять себе, угождать своему сердцу, своей воле, а распинать их, презирать, отвергать и в противлении себе полагать цель жизни.
Любитель тела, любитель имения, пищи, пития не может быть любителем и пастырем душ человеческих, и при случае он окажет свое неблагоискусство и свое невежество в пасении душ, вверенных ему Богом, и только покажет свое искусство собирать имение с этих душ и угождать своему чреву.
Ум набит туго, а сердце пусто и хладно, воля бессильна.– Заучивание наизусть без сердца, охоты – вредно. Надо образовывать разом и ум, и сердце, и волю.
Церковь – рай Божий, небо земное: там престол Божий, там иереи и диаконы Божии, там Ангелы сослужащие и сославословящие, там небесный чин богослужений (антифоны, ангельская песнь); там священнодействуется Тело и Кровь Христовы; там все тайны совершаются; там непрерывно весь год совершается богослужение и читается слово Божие; там очи и сердце Господа; дома же – всякий грех и всякая земная суета. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих [Пс. 83, 11].
Первым делом даруй мне, Господи, отринуть сласти, чревоугодие и жадность: един Ты ведаешь да я, сколько я пострадал из-за этих сластей, ради очищения от них, во время богослужения и уроков в гимназии.
Доселе я жил как язычник и хуже: лакомился, пресыщался, корыстолюбствовал, завидовал, гордился, сердился, искал воздаяние чести, имея кумиром свою волю, хотел быть как бы богом для домашних, чтобы мои желания исполнялись беспрекословно. Отныне даруй мне, Господи, жить, как требует высокое и пренебесное звание христианина: горняя мудрствовать, дольняя презирать, сласти ни во что вменять, блеск земной презирать, в любви и мире со всеми, по возможности, жить; о душах человеческих попечение иметь, о спасении их, суетность земных благ показывать им, небесных сокровищ искать, милостивными и сострадательными быть, души и тела в чистоте сохранять, в кротости и незлобии ходить, ко храму и богослужению усердие иметь, пастырей почитать и нужным к житию снабжать, низший клир поддерживать материальными приношениями – вообще всемерно Богу угождать, начальнику жизни, Промыслителю и Спасителю (от общения с раскольниками удаляться).
Как растленна грехом наша природа: из-за всякой нитки, тряпки, гроша, слова негладкого, из-за пустой вещи, не говоря о ценной и дорогой, мы готовы кипеть гневом на ближнего, ссориться, браниться, завидовать. О, как растленна наша природа! О, как мы страстны к земле, к плоти! Как равнодушны к душе, к небу – своему истинному, пребывающему17, непоколебимому Отечеству!
Курительный табак расслабляет, нежит и усыпляет дух и тело, усиливает привязанность к земному – тогда как и без того бездна вещей, приковывающих нас к земле; отвращает взор от неба, отвращает от молитвы, делает бесчувственным к бедности и бедствию ближнего, вяжет сердце и свободу.
Господи! Живоначальною Твоею дланию содержай меня даже доселе в бытии и благоденствии и оставлявший грехи моя многие и лютые, благодарю, славлю и превозношу Твою державу, Твою благость и щедроты, яко не прогневался еси на мя вконец и не погубил мя еси со беззаконьми моими; благодарю Тя, яко доселе просвещавши, оживотворявши, освящавши, покоиши и веселиши мя, тесноты и скорби отгонявши, грехи очищавши, в делах моих помогавши и благопоспешаеши.
Господи! Благодарю Тя за превеликую Твою милость и силу, явленные мне нынешний вечер (30 октября) по молитве моей, яко отъял еси от сердца моего укоренившуюся во мне злобу на сестру мою и погасил еси адский пламень, во внутренностях моих свирепствовавший, отъял омрачение, скорбь, тесноту, уныние, бессилие, стыдение и бесчестие лица моего. Лобызаю Твою победительную и спасительную десницу, славно во мне прославившуюся. Благодарю Тебя за мир превожделенный, за свободу духовную, за очищение, освящение, просвещение, дерзновение, силу. Как мне было тесно и больно и как стало пространно на душе и здорово.
Ты больше, чем сколько природа принимает, не можешь съесть,– так и брат твой, и потому будь покоен касательно его.
Искупуй время18, яко дние лукави суть [Еф. 5, 16]; враг крадет у нас день за днем, в суете время учит проводить: все дни наши – суета.
Предал... Бог курителей табаку превратному уму – делать непотребства [Рим. 1, 28]: почти не едят и не пьют, а только курят непрестанно,– что за новая пища, питие, что за новая стихия дыхательная вместо воздуха чистого и тонкого, разлитого Богом для нашего дыхания?
По научению врага Закон Божий крайне стеснен в светских учебных заведениях и преподается вяло. Оттого выходят недоучки, либералы.
Диавол воюет против всех сил души – ума, сердца и воли: на ум наводит непрестанно мглу и мрак; на сердце – страсти: гордость, упорство, злобу, зависть, корыстолюбие, сластолюбие; на волю – бессилие для всего доброго, отвращение от христианских подвигов, стремительность к греховным делам. Диавол навел на всех людей мглу свою – этот курительный табак, сделавшийся страстию для многих.
Христианская кротость состоит в том, чтобы не раздражаться и не озлобляться на враждующих на нас, гонящих нас, вредящих нам, лишающих нас нашего достояния, злобно противоречащих нам, погрешающих против нас, неисправно делающих дело свое, вообще когда происходит что-либо противное желаниям нашим, памятуя, что мы сами – первые противники Богу и Он присно с нами творит по Своей кротости и не отставляет милости Своей от нас. Тем более должны мы быть кротки и незлобивы, когда кто защищает против нас правду, изобличает нас во грехе, в неисправности, в неблагоразумии, в неблаговременности какого-либо дела или даже когда кто и несправедливо в чем-либо препятствует нам, останавливает нас. Вспомни Давида и всю кротость его, как он был незлобив против Саула, неоднократно покушавшегося убить его невинно. Поминай кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса Христа, Началовождя нашей святой и спасительной веры, как Он перенес с кротостию и незлобием поношения, укорения, хулы, биения, оплевания, заушения, крест и смерть нашего ради спасения, показав нам пример, как переносить все противности, как обращаться с врагами и гонителями нашими, как вести себя в домашнем быту.
Как вы думаете, с этой струйкой дыму табачного не входит ли в сердце ваше враг ваш бесплотный, который обык входить в него чрез всякое излишество и ложь в слове и в деле и который тоньше этой струйки? Не таится ли он в вас, курители, до поры до времени, например хоть до намерения вашего бросить курение табаку, до молитвы домашней или общественной, до времени причащения Святых Таин и т.д., когда он сказывается извнутри и начинает на вас наводить тоску, немочь или бессилие духовное и телесное, так что хоть дела из рук вон. Я знал людей, на которых демон наводил такую немочь, такую тоску пред причащением, понуждая их покурить, что они едва-едва могли простоять до причащения,– а после причащения, разумеется, вскоре с жадностию опять курили его. Многие хотели оставить курение табаку – и не могли совладать с своим намерением. Не постыдное ли это рабство? Не свободны ли мы должны быть от всяких пристрастий? Плоти ли угодие творить в похоти мы призваны [Рим. 13, 14]? Не распинать ли плоть со страстями и похотями [Гал. 5, 24]?
Сердце наше подобно насыпи или плотине, а заботы о пище, питие, одежде, богатстве или самое чревоугодие, страсть к одежде, сребролюбие и все похоти – суть как бы стремительный поток, усиливающийся подмыть эту плотину. Тем тверже и безопаснее плотина, чем меньше этих забот, чем менее привязанности к земным вещам, и тем тверже сердце стоит в Боге и в добродетели – в вере, уповании, дерзновении, любви. Спаситель мира говорит, что люди сластьми житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода [Лк. 8, 14]. Разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал [Мф. 7, 27].
Вы – храмы Святого Духа [1Кор. 3, 16; 6, 19]: чем же вы наполняете свой нерукотворенный, освященный храм? Смрадом ли табачным? Дымом ли зажженной папиросы и сигары? Не отгнать бы вам от себя Духа Утешителя, как отгоняют дымом пчел от улья. Курение табаку и в начале, и в приложении к делу, и в побуждении, и цели, и по своим последствиям есть ложь, ибо есть пустая прихоть.
Если окаляются19 и проникаются зловонием табачным уста и вся одежда, то не окаляется ли им и душа курящего? Не делается ли она от него грубее, земновлеченнее?
Господи Благопромыслителю, благодарю Тя, яко послал еси мне нечаянно дар милости Твоея – два рубля серебром (за упокой Марфы).
Люби своих до конца, а не до времени только: возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их [Ин. 13, 1]. Помни, какие бесчисленные дарования дал нам Господь во времени и вечности – туне, по единой милости Своей, и не жалей ничего, никаких тканей, как они ни хороши и драгоценны, для новобрачных твоих, памятуя, что нет ничего на свете собственно твоего, а всё Божие, что какою мерою меряешь, такою возмерится тебе [Мф. 7, 2], что все ткани тленны и суть прелесть20 и похоть очей, что одеяние христианина есть Христос, или нетленные добродетели духовные: горнее мудрствование, кротость, незлобие, благость, святыня, милосердие, воздержание, терпение, послушание, мужество, дерзновение, радость в Духе Святом, любезность друг к другу.
Иди против себя, против своих злых наклонностей и не верь злым порывам своего сердца, но всячески сдерживай и уничтожай их.
Благодарю Тебя, Пресвятая Владычице, Скоропослушнице, яко услышала еси вскоре внутренний глас мой – глас сердца моего в тесноте вражды вражией, в него всеянной, воздвигнутый к Тебе в столовой, когда вдова Кошелева сидела против меня, и вскоре спасла еси меня от вражды сей на домашних моих и мир небесный ввела еси в сердце мое. Благодарю, благодарю, всеблагая Владычице, милостивая и усердная Заступнице моя! Спасай всех от вражды домашней и Церкви Божии спаси от вражды взаимной (католичество и кафоличество).
Какие бури бывают иногда в душе – тяжкие бури бесовской злобы, зависти, гордости, бури блудные, пьянственные, сластолюбивые, бури упорства или упрямства и противления, бури уныния, малодушия, ропота, бури сребролюбия и любостяжания! Борись человек-христианин с этими бурями, с этими врагами бесплотными, да будешь воин Христов, да увенчает тебя Подвигоположник Христос. Мы с тобой поставлены на подвиги в этой жизни. Всяк подвизаяйся от всех воздержится, да приимет нетленен венец [1Кор. 9, 25].
Если не прельщаешься нарядными и дорогими одеждами и довольствуешься одеждою простою, дешевою, даже грубою, но приличною – то ты горняя мудрствуешь; если не обольщают тебя лакомства и ты презираешь чрево, давая ему только необходимое,– то ты горняя мудрствуешь, вместе с Илиею, Моисеем, Ананиею, Азариею, Мисаилом и Даниилом, вместе с Предтечею, апостолами, иерархами, подвижниками или пустынниками, пренебрегавшими чрево, из-за которого грех всегубительный вошел в мир и ныне свирепствует и которое Христос Господь наш укротил сорокадневным постом, дав нам пример, как побеждать его.
Паки благодарю Тебя, Пресвятая Владычице Богородице, за Твой скорый покров, заступление и помилование, когда я, сидя за столом и чаем, воззвал к Тебе сердечным воплем о избавлении меня от насилия злобы напрасной на сестру мою.
Тебя, Владыко Многомилостиве, благодарю, яко помиловал мя еси и защитил еси от злобы, когда я воззвал к Тебе. Но спасай меня, Владыко, всегда и не дай закоснеть мне в сей прелести душепагубной.
Истинно: нищий духом пребывает в непрестанной молитве, потому что чувствует в себе постоянное недостаточество сил, немощь для добра и склонность, влечение ко злу, потому что он ощущает в себе величайшую пустоту без Бога, мрак, скорбь; без Бога он ни минуты быть не может, тогда как не имеющие нищеты духа мнят жить сами собою и не вспоминают долго о Боге и не призывают Его, – у нищего же духом непрестанная молитва к Богу о помиловании, непрестанная память о Боге и о грехах своих, и о правде Божией, и о суде Его, и о неоплатности долгов своих, о опущениях своих в исполнении заповедей Божиих и обязанностей своих.
Евангелие, лежащее на престоле, напоминает нам, что Бог Слово был на земле во плоти, проповедовал, творил чудеса, завещал нам взаимную любовь, единение, терпение, смирение и упование на Бога, пострадал за нас и умер поносною смертию, воскрес в третий день, явлься по воскресении и вознесся в сороковой день на небо, откуда повелел ожидать второго и страшного пришествия Своего на землю – судити живым и мертвым. Помните же это, взирая на Евангелие, лежащее на престоле. Крест, лежащий на престоле, напоминает то же, в особенности завещание Господа любить и терпеть друг другалюбовию [Ин. 13, 34].
Если когда, то наипаче ныне даруй мне памятовать слова Твои: берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [Лк. 12, 15], и не жалеть о взятом в приданое имении моем, хотя я и в скудости остался; да буду я нестяжателен, по евангельскому слову Твоему: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд... ибо трудящийся достоин пропитания [Мф. 10, 9– 10].
Владычица всегда с нами, во едином дому с нами: где мы, там и Она, если мы живем благочестиво, и Свое присутствие являет нам в помиловании нас, защищении и заступлении от врагов видимых и невидимых, в спасении от грехов и владычества страстей. Живите со страхом Божиим в жилищах своих, христиане, и удерживайтесь от всех греховных дел – от злобы, зависти, осуждения, празднословия, сквернословия, вражды и ссор, от всех пустых, бесплодных дел. Но если Владычица с нами всегда, тем паче – Господь, везде сый и вся исполняяй: ради Его и Владычица с нами, и мы – с Ним и с Нею.
Для чего Господь ежедневно воздвигает меня от одра? Во еже утреневати21 и славословити державу Его, творити волю Его, пети Его во исповедании сердечнем и воспевати в сердечном исповедании. Помни это и всякий христианин – и не живи бесплодно, в суете жития.
Внемли: враг имеет обычай в конце портить всё дело, если не успел в начале и в середине; доводи всякое дело до конца в терпении.
Терние страстей возросло во мне и подавляет меня всюду – и в храме, и в классе, и дома, особенно терние чревоугодия, жадности, пристрастия к земным вещам вообще: из-за этих пристрастий к земному у меня иссякла любовь к ближнему и к Самому Господу, и я возмущаюсь духом, когда мои ближние и даже свойственники остаются у меня в квартире против моего желания еще несколько дней в ожидании времени поезда или когда им отдаются сверх моего желания вещи, купленные на мои деньги, или самые деньги; мало того: я возгораюсь адским пламенем ненависти к ним. Боже! Помилуй мя! Просвети мысленные очи сердца моего; очисти и спаси мя. Поистине, это изобличает великое злонравие сердца моего. Поистине, враг бесплотный действует во мне, и я – его делателище (рабочая).
Иногда люди гонят нас из квартиры, которую определено отдать им, и мы осуждаем их за то, что они спешат нетерпеливо воспользоваться ею. А вот я сам теперь тоже готов гнать своих новобрачных, чтобы они скорее ехали домой. Но да будет воля не моя, а Божия. Еда един хочу вселитися в моей квартире22, разве один хочу всё съесть и спить? А много ли мне нужно? – Сущее ничтожество. Из-за чего же хлопочу, обижаюсь, враждую, надуваюсь? – Из-за пустяков. Враг омрачает и прельщает, призраками беспокоит и мучит. Верно. Аминь. В Боге покойся, душа моя!
Не всё ли ты приял туне от Бога? Не преисполнен ли ты дарами Божиими? Зачем же печалишься, туне давая дары Божии ближним? Или оскудения боишься? Но до сих пор разве ты терпел скудость? Не всего ли было изобильно, несмотря на разные расходы? О, как мало нужно человеку и как неразумно беспокоиться насчет тела, презирая душевные потребности! Разве не верен Бог, обещавший приложить всё любящим Бога всем сердцем и ближнего, как себя [Мф. 6, 33] ?
Благодарю Тебя, Господи, за перемену благую, произведенную Тобою, Твоею Божественною всесильною благодатию в душе моей окаянной по слезной молитве моей вследствие бед душевных, постигших меня из-за привязанности моей к миру и происшедшей оттоле вражды к домашним, которые против воли моей должны были остаться у меня еще на неделю до отправления в далекий Кишинев. Благодарю Тебя, что Ты расположил сердце мое к ним в любви и даровал мне в сладость и с любовию побеседовать с братом моим, почтеннейшим братом Григорием, о предметах духовных вечером с 1-го на 2-е ноября. Слава вседействутощей благодати Твоей.
Молитва, произносимая устами и только от ума, а не от сердца происходящая, не есть полная молитва и истинная, а неполная и ложная, ибо истинно человек в сердце.
Курение табаку неестественно и вредно, потому что оно производится легкими и падает на легкие и отчасти на желудок; а для легких, которые устроены из вещества столь нежного, дым табачный очень груб и вовсе не может составлять их пищи. Если для нас тяжел иногда бывает комнатный воздух и мы стремимся подышать уличным и бываем бодрее и крепче, походивши на свежем воздухе, то не в двадцать ли раз тяжелее дым табачный? Притом нам нравится настоящее ощущение при курении табаку – но каковы последствия курения на следующий день? Не похожи ли они на ощущения пьяницы после вчерашней попойки? И, чтобы заглушить неприятные ощущения, не то же ли должен делать куритель, что и пьяница, – то есть хорошенько накуриться снова, как пьяница напиться, чтобы заглушить неприятное ощущение? Так и бывает. У того, кто сильно курит, легкие бывают неприятно раздражены, от легких бывает раздражение и в нервной системе: сон бывает у курителя слабый, беспокойный, как у пьяницы. Удивительные вещи! Такой вредный обычай, такая неразумная привычка поддерживается между людьми, да еще притом образованными. Не предал ли их Бог превратному уму – делать непотребства [Рим. 1, 28]? А готов ли куритель табаку отказать себе в папиросах или сигарах, чтобы подать бедному на хлеб, на одежду или на наем квартиры? – Ни за что. Готов ли он поутру тотчас встать на молитву? – Как можно? Он принимается за папиросу (как бы за какую дыхательную сущность), – а молитва, стихия христианина? Бог даст: он предоставляет ее другим. Видите, братия, как пустая по виду привычка наводит на вас какой туман, что и вы Богу молиться не можете, а принимаетесь первым делом за вашу глупую привычку? Душа наша в Библии называется дыхание жизни [Быт. 2, 7] – оттого что она живет и дышит присноживущим Богом; как же и чем же дышит ваша душа, если не беседует с Богом, если не мыслит о Боге и утро и вечер и полудне? Но... она дышит табаком, именно дышит табаком – потому что поутру первая мысль, первое желание табаку, первое стремление воли к табаку! Не нелепо ли это, не унизительно ли это для разумной и бессмертной и свободной природы духа, так рабски подчинившейся глупой привычке? Не выкуривается ли чрез табак благодать Духа Божественного из души, не изгоняется ли Дух Божий из души, как пчелы прогоняются дымом? Предоставляется судить об этом всем, имеющим пристрастие к табаку. Но одно то уже должно послужить побуждением к изгнанию курить табаку, что в природе нашей нет ни малейшего к тому основания: оно противно здравому разуму; и человечество древнее не знало этого опия. Достойное слез владычество плоти над духом, поражающее душу в ее лучших стремлениях как бы апоплексиею и параличом, наподобие пьянства. Говорят, человечество в прогрессе своем дошло и до этого полезного изобретения табаку. В каком прогрессе? Есть прогресс духовный и плотской, истинный и ложный. В прогрессе плотском, ложном, действительно, дошло до изобретения табаку как пустого и вредного удовольствия, которое тем и поддерживается, что раздражает, щекочет и возбуждает плоть и тесно соединенную с нею душу, вредно здоровию и карману, держит в неволе привычки душу свободную, наводя на нее туман и духовный пароксизм (поражение). Такие прогрессы отврати от нас, Боже, навсегда, навеки, потому что они задерживают истинное поступание человечества вперед – к горнему миру. Плоть имеет свой изумительный прогресс: в приготовлении кушаньев, модных платьев, в устроении разных игр, например хотя стукалки23, преферанса и подобных. Пусть, кто хочет, успевает в этих суетах. Но христианин должен в предняя24 простираться [Флп. 3, 13–14] – в воздержании, посте, чистоте, молитве, богомыслии, кротости, смирении, незлобии, покорности, терпении и прочих добродетелях. Хочет он курить? Он идет в храм и там находит благовонное и здоровое курение фимиама или курит им дома, только не ртом своим, не глотая (не пародируя дыхание). Но этот фимиам приносится в жертву имени Господню, а не похоти плотской. Как тонко дыхание души и как грубо дыхание табачное!
Анна Константиновна – я узнал теперь – прекрасная девушка, добрая, услужливая, послушная. Спаси ее, Господи!
Слава Тебе, Господи, – простое Существо, просто слышащий, внемлющий, поучающий души наши.
Смотри на себя, что сам делаешь, и осуждай себя усердно, а на грехи других не засматривайся и не враждуй за оные: Бог судия всем, и всяк свое бремя понесет [Гал. 6,5]; вражда – величайший грех. Ты враждуешь за нерадение к молитве на своих,– кто тебе велел враждовать? Надо жалеть их, с любовию и кротостию обличать, а не ненавидеть. Другие нерадят к молитве, небрежно стоят, не хотят перекреститься, зевают, лица потирают – не смотри: продолжай свое молитвенное дело с твердостию и неразвлекаемостию и не давай врагу смеяться над твоею нетерпеливостию и раздражительностию. Себя учи: всех не научишь жить и действовать, как ты: люди свободны. Храни незлобие, смирение и терпение.
Начальник и учитель злобы – диавол: на кого же из ближних я буду негодовать, сердиться? Ни на кого – но на диавола буду зол. Господи, даждь мне поразити и попрати демона чрева и вражды. Каждый день ты можешь показывать самоотвержение ради Христа и ради любви к ближнему и распинать свое самолюбие, корыстолюбие, сластолюбие, гордость, злобу и раздражительность, подавая охотно и с кротостию щедрую милостыню бедным, жалея их и ласково обращаясь с ними, вопреки плоти своей, которая готова презирать их, злиться и раздражаться, ничего не подавать, а всё к себе привлекать.
Всегдашнее радушие и гостеприимство к ближнему, как к сочлену и как к образу Божию, простосердечие и искренность в обращении с ним должны быть неотъемлемыми принадлежностями всякого истинного христианина. Что препятствует радушию и гостеприимству, простосердечию и искренности? – Пристрастие к пище и питию и к деньгам, поскольку ближний, приходящий к нам, имеет естественные потребности и по принятому обычаю мы должны угощать его; чтобы избежать охлаждения и отвращения к ближнему ради этих вещей, надо приучить свое сердце ни во что ставить всё телесное, земное, тленное и бесконечно высоко ставить, как и должно, разумную и бессмертную душу, созданную по образу и подобию Божию, и никогда не презирать ближних из-за тленных вещей.
Болезни тяжки, но полезны для души: смиряют, очищают, укрепляют ее. Кто не замечал, что до болезни душа была в греховном расслаблении, горда, блудна, а после страданий, причиненных болезнию, делалась смиренною, целомудренною, сильною, стала охотно молиться, читать слово Божие, заниматься богомыслием и во всем этом находить услаждение, тогда как прежде отвращалась этого спасительного дела и занималась только суетными попечениями. Итак, будем благодарить Господа за болезни, напасти и скорби, потери, обращающие нас к Богу и уцеломудривающие нас.
Излишние удовольствия (курение, сласти) и игры (карты и прочее) делают мало-помалу душу нашу грубою, земною, далекою от Бога и от Царствия Его. Вот почему много маловеров, неверующих, нигилистов. И чего лучшего ждать, когда они не ходят в церковь, не молятся, не читают Евангелия, не думают о своей посмертной судьбе.
Надо всемерно стараться, чтобы и на единое мгновение не было в нашем сердце страсти злобы на ближнего из-за какого-либо повода, например из-за несправедливости или погрешности его относительно нас или другого чего; надо мгновенно подавлять в себе страсти молитвенным обращением сердца к Богу, чтобы Он помиловал и вразумил должника нашего. Злобою никогда не поправляется дело – напротив, может прийти в большее расстройство; и главная беда – то, что злобою разрушается закон Божественной любви, нарушается душевное спокойствие, омрачается ум, связывается душа, плененная врагом. А это громадное зло, за которое мы должны мучиться вечно, ибо оскорбляем вечно живущего Бога, бесконечно ненавидящего злобу, ибо Он – бесконечная любовь.
Душа наша грубеет и повергается в бессилие от мяс, употребляемых в пищу в изобилии, и вообще от всякого излишества, например в питье, в курении табаку и прочем. Боясь этой грубости и бессилия душевного, не только истинные христиане, но даже лучшие из язычников употребляли мало пищи или даже забывали о пище, занятые каким-нибудь важным делом, составляющим великий интерес для души. Нам ли, христианам, не во что углубляться, не о чем думать, размышлять? А смерть? А воскресение и следующий за ним Страшный Суд? А последнее решение нашей участи на этом Суде на всю вечность? Излишество в пище и питие, в курении сопровождаются болезнями в теле, например болями в ногах и в голове, в зубах и прочем. Природа сама наказывает тех, которые оскорбляют, насилуют ее излишествами. Не ропщите же, не богохульствуйте же, если испытываете сильные болезни, – вините себя самих. Вы зли суще [Лк. 11, 13].
Узок путь и тесны врата, вводящие в живот [Мф. 7, 14], потому что враг непрестанно коварствует над подвижниками правды, с лютостию подстрекая и увлекая их к тем грехам или страстям, от которых они стараются вооружаться, быть свободными, и непрестанно надоедает (стужает) им своими влечениями, подстрекательствами и уязвлениями или наводит на них уныние, тоску безотчетную.
Господи! Благодарю Тя, яко по молитве моей разрушавши дивно, скоро, могущественно, премудро козни вражии надо мною, и примирявши враждующих, и внушавши опечаленным враждою, яко вражда враждующих на них миновала и они увидят уже ясное лицо прежних врагов их и ненавистников.
Тебе неприятны ежедневно просящие у тебя милостыни и следующие за тобою по пятам – но на то и призван ты, как христианин, чтобы терпеть их и с добрым изволением подавать им милостыню, отвергая свою волю, которой характер – самолюбие. Тебе неприятно, что и то и другое и третье делается противно твоей воле, хотя ты и делал замечания несправедливо поступающим. Но ты на то и христианин, чтобы терпеть великодушно противности.
Благодарю Тя, Господи, яко великим чудом Твоего могущества и милосердия спасл еси мя от болезни лютыя, приключившияся мне 3-го ноября, в воскресение, от сильной простуды, когда я был весь немочь, болезнь, поношение и уничижение, когда и голова сильно болела, и всё тело было в крайне болезненном и расслабленном состоянии, а душа в каком-то оцепенении. Едва я отслужил утреню и литургию: за утреней часто изнемогал и упадал духом до того, что не мог выговаривать возгласов и молитв; за литургией – тоже, от смущения и страха и сомнения в себе. После утрени я сильно восстенал и восплакал пред престолом о своей немощи душевной и телесной; после этого совершил два молебна бодро, и непреткновенно, и легко. После обедни служил два молебна с трудом. Дома не обедал. Лег в постель; аппетит был худой. Думали пригласить доктора – обошлись так. Ноги натерты были водкой и спиртом; после долгого сна и слабления желудка наконец всё прошло. Причина: накануне засорил немного желудок; ходил в плохих сапогах и калошах долго по панели; чаю много пил; за излишество в пище и питье наказан – поделом. Умеренность надо крайнюю!
Ни в другом ком полагай причину искушений и преткновений сердечных и словесных, как в себе, например в твоем невоздержании, в немощи твоего духа и тела, а главное – в злобе диавола: он-то старается непрестанно внутренно вооружить нас против ближних и исполнять горечи, злобы и презрения сердца наши. О, как велики и непрестанны его коварства!
От чего мало-помалу теряется религиозное чувство? От привычки обращаться непрестанно только в житейских вещах и попечениях, от нехождения в церковь, от неразмышления о своем назначении, от лености к молитве и подобного. Если учитель или ученик не будут готовиться ко классу, заучивать и повторять свой урок, то один ничему как должно не научит, а другой не научится, и их наука вылетит из головы. Так и с христианскою верою. Не упражняйся в ней, не оправдывай ее на деле – и она испарится из головы и из сердца. Надо творить и учить.
О, табак! О, карты! О, театры! О, лакомые обеды и вечери! О, моды! О, великолепные квартиры! Как вы много вредите духу веры!
Благодарю Господа моего, купно с Пречистою Его Материю, спасшего меня от греха лукавства, насиловавшего душу мою 5-го ноября после обеда в три часа в обращении с свояком моим Григорием И. Цветковым. Припал я на колена пред образом Тихвинской Царицы Небесной, что в передней, и тотчас получил облегчение и свободу от лукавства.
Ужасно как повредило мне вчерашнее сластолюбие и пресыщение (булка с смородиновым вареньем и бульон крепкий с булкою и мозги); как я немощен и смущен был духом сегодня (6 ноября) во время утрени. Запинался в словах – и вину слагал на отца протоиерея мысленно (ранняя обедня). Если Господь помиловал меня день назад и очистил душу и тело чрез болезнь, то надо было бы вразумиться не чревоугодничать и не пресыщаться, а наблюдать крайнюю осторожность в пище и питье. Согрешил ко Господу. Жадный я!
Отчего с иными людьми легко вместе молиться, а с другими очень тяжело? Каждый человек имеет свою духовную атмосферу, окружающую его, которая соприкасается с атмосферою нашего духа и или делает ее более легкою и приятною, если человек сообразен нам по духу благочестия, или отягчает ее и дух наш, если человек несообразен по духу благочестия. А впрочем, нам надобно тщательно смотреть и беспристрастно за атмосферою своей души и очищать ее, а на других вину не слагать, подобно Адаму и Еве.
Сердце, пекущееся о житейских вещах, особенно излишних, оставляет Господа, Источника жизни и мира, и потому лишается жизни и спокойствия, света и силы, а когда раскается в суетном попечении и от тленных вещей опять обратится к Нетленному Богу всем сердцем, тогда опять начинает в ней течь источник воды живой, опять водворяется тишина и спокойствие, свет и сила и дерзновение пред Богом и людьми. Мудро надо жить!
Составляет добродетель для священника, если он во время служения старается всевозможно поддерживать мирное и спокойное расположение духа.
Никаким внушениям врага бесплотного не должно верить, когда он вооружает нас против ближних различною мнительностию, но стоять твердо на камне Христе.
Не верь этой злой болезни и смущению сердца, когда нищие преследуют тебя, прося милостыни: оно болит тогда самолюбием и сребролюбием, но не болит о этих бедняках и готово уязвлять их всячески, чтобы только они отстали и не ходили и не просили милостыни. Покажи христианскую любовь с самоотвержением ради Христа, нас ради обнищавшего и всем вся бывшего.
Много значит не обращать внимания на изменчивое и поверхностное мнение о себе людей и в сердце своем работать единому Богу.
Златая умеренность в пище и питье, сколь ты вожделенна! Из-за тебя я сегодня совершенно покоен духом и телом; а покоен потому, что совершил благопоспешно утреню и литургию Божественную, и класс (шестой) провел тоже благоуспешно. Научи меня, многомилостиве Господи, златому воздержанию. От невоздержания я не имею покоя ни дома, ни в церкви, ни в классе.
На будущее время иди к требе тотчас, как зовут, а не откладывай исправления ее до вечера или до другого дня, чтоб другой кто из братии, уже обогатившийся доходами, не восхитил служения твоего и праведной доли твоей.
Видел я сегодня человека, которого обступили нищие, который подавал им милостыню по нескольку копеек и на некоторых в сильном волнении и ярости кричал, а некоторых и за волосы рвал. Правда, нищих было много, и всякий просил на разные нужды: один просил на ночлег и на хлеб, другой – платы за угол, третий на рубашку, четвертый на штаны, пятый на кафтан; но при всем том зачем было ему яриться на беззащитных, жалких бедняков и даже обижать их, трогая их руками? Разве они нападали на него? Если бы этот человек был сам голоден или холоден и делил с ними последний кусок или отдавал последнюю одежду, то и тогда бы не следовало, по-христиански, яриться на них, а должен бы охотно отдать, ради Христа, последний кусок или предпоследнюю одежду, если не последнюю; а то этот человек был и пресыщенный, и претепло одетый, и покои имел великолепные и просторные – и при всем том сильно ярился на нищих и даже щипал за волосы, как будто они лишали его жизни или как-либо обижали. Какое грубое самолюбие, подумал я, в этом человеке, какая слепота! Как безумно он относился к делу Божию, какова милостыня; как худо он поступал с нищими, которые подобные ему человеки и чада Божии, за которых ему воздано бы было сторицею от Господа!
Благодарю Господа, помиловавшего меня, как Давида, после молитвы покаяния Давида, принесенной мною в сердце.
Не преречет, ни возопиет [Мф. 12, 19], сказано о Кротком, а я – вопию на нищих по вечерам, в темноте, ярюсь на них, треплю их за волосы! Почему? Потому что я, пресыщенный и тепло одетый, не хочу взять на себя небольшого труда дать по мере возможности милостыню нагим и голодным и не имеющим крова, когда надо бы было радоваться случаю оказать или каждый день оказывать христианское милосердие и отвергаться себя самого ради истощившего всего Себя за нас. Я не могу или, правильнее, не хочу претерпеть жала сатанинского, которое меня, как острыми и жгучими бодцами, подстрекает к жалению денег и к злобе на меньшую братию Христову; я слушаюсь исконного человекоубийцы, который хочет чрез меня уязвить, опечалить нищих братий моих. А что если бы я убил в духе ярости кого-либо из них, сильно толкнувши кого-либо, от чего сохрани Бог! И я точно иногда дышу убийством, по действу диавольскому, на нищих, чтобы уничтожить и не видеть их. О, избави Боже! Лучше всё отдать и всего лишиться, а душу свою и ближнего сохранить.
Господь сподобил нас, бренных, смиренных и грешных, таких благ, о которых мы и думать не могли и которые могут видеться иногда разве во сне – потому что во сне мы видим себя в Царском дворце беседующими с Царем и сидящими с Ним за трапезой, или Его принимаем у себя и разглагольствуем с Ним. А теперь мы наяву предстоим престолу Его, беседуем с Ним лицом к лицу – так, как если бы кто говорил с другом своим; вкушаем на трапезе Его не обыкновенные земные яства, а собственное Его, пренебесное, пречистое и животворящее Тело и Божественную Кровь; славословим Его с Ангелами в одном чудном, пренебесном соборе; мы возведены на высоту величия и чести несказанной – ибо чрез причащение Божественного Тела и Крови мы обожены и спосажены на небесах, и самые Ангелы – эти неизреченным светом исполненные, святейшие духи – с благоговением взирают [на] нас, и из числа их множество соделаны от Господа хранителями и попечителями нашей немощи. Слава безмерному милосердию Твоему, Господи! Но научи, утверди нас жить достойно нашего великого звания – звания христианского, чтобы мы жили как будущие небесные граждане, горняя мудрствуя, а не земная [Кол. 3, 2], чтоб мы имели небесные нравы, были кротки, смиренны, незлобивы, воздержны, целомудренны, святы, послушны, благодушны, терпеливы; чтобы всякий из нас прилежал исполнению столь важных обязанностей христианина и подчинял им все житейские обязанности, а не обязанность христианина – житейским обязанностям; искорени из общежитий наших все душетленные страсти и обычаи – театры, игры картежные, пиршества неуместные, пьянство, безумное курение табаку, не знающее никакой меры, сожигающее тело, и душу, и деньги и прочее.
Не хочется тебе молиться за ненавидимого и презираемого тобою человека – но потому-то и молись, что не хочется, потому-то и прибегай к врачу, что ты и сам болен духовно, недугуя злобою и гордостию, болен и враг твой или презираемый тобою; молись о том, чтобы незлобивый Господь научил тебя незлобию и терпению, чтобы Он научил и укрепил тебя любить врагов, а не доброжелателей только, чтобы Он научил тебя искренно молиться за недоброжелателей так же, как и за доброжелателей.
Некто во время молитвы, когда он делался вял и расслаблен духом и телом и ему хотелось дремать, возбуждал себя следующим внутренним вопросом: с Кем ты беседуешь, душа моя?– и, живо представляя после этого пред собою Господа, начинал молиться с великим усилием и со слезами; притупленное внимание его изощрялось, ум и сердце просветлялись, и он весь оживотворялся. Вот что значит живо представлять пред собою Господа Бога и ходить в присутствии Его. Если, говорил он дальше, душа моя, ты не смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с людьми, высшими тебя, чтобы не оскорбить их, то как ты смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с Господом?
Можно ли что больше даровать Творцу твари Своей, чем сколько Он даровал человеку? Он сделал его богом. Человек бывает Бог, да бога Адама соделает 25 . Может ли быть гнуснее неблагодарность неблагодарности человеческой, ибо человек забывает Бога и обращает к Нему хребет свой, нарушает бесстрашно все Его заповеди, не думает о своем предназначении, извращает порядок Божий, отвергает совет Божий о себе!
Что такое Церковь? – Дом Божий, общество чад Божиих, избранных Божиих, искупленных от земли кровию Агнца Божия. Церковь, между прочим, означает то, что ты по душе своей принадлежишь небу, а не земле, ибо Церковь есть земное небо, и что ты – земной странник, мыслями и деяниями путешествуешь в горний град Небесного Царя Иерусалим и в Церкви находишь для себя и путеводителей, и учителей, или просветителей, и таких, которые подкрепляют изнемогающих и доставляют им пищу небесную, и если кто падает и окаляет себя духовными нечистотами, то его очищают, извлекая словом из очей его слезы покаяния и внушая ему на будущее время осторожность, потому что не всегда бывает удобно отмывать мысленные нечистоты или исцелять духовные болезни, то есть грехи.
Как много во мне недостатков и страстей! Как много в порывах злого, страстного сердца я делаю, или готов был сделать, такое, в чем сам потом горько раскаиваешься, называя себя безумцем и подлецом. Всяк человек ложь [Пс. 115, 2], говорит псалмопевец, – это мы опытно познаем каждый на себе. Как же после этого мне поступать по желанию, по влечению, по страсти сердца своего, злейшего, гордого, презорливого, самолюбивого, брюзгливого, завистливого, человеконенавистливого, скупого, жадного, сластолюбивого, корыстолюбивого, непокорного, своенравного, нетерпеливого, ропотливого, блудного, скверного, хульного, малодушного и унылого, отчаянного? Как я буду осуждать кого-либо из ближних в каких-либо грехах, когда сам совмещаю в своем сердце всё полчище страстей и превосхожу осуждаемого мною многими из них и, в довершение зла, смотрю на свои грехи в уменьшительное стекло, а на братние – в увеличительное, на свои с снисхождением и поблажкою, а на братние – с злобою и безо всякого снисхождения?
Ты всегда сыт, тепло и прилично одет, имеешь прекрасную, покойную квартиру,– а нищие, которых ты ежедневно видишь просящими у тебя милостыни, что имеют? – Ничего. Они голодны и не имеют, на что купить пищи; они наги или полунаги и не имеют, на что купить одежды необходимой; они не имеют угла своего и должны вымаливать у других несколько копеек на ночлег. Ты возвращаешься со службы в теплый и чистый угол, к сытному и вкусному столу, к мягкому одру – а к чему возвращается нищий после своего попрошайства, после того как он, может быть, несколько часов прождал тебя у твоего дома? Потому будь сострадателен к нищим – да заслужишь у Господа милость на Суде Его.
Где место терпению и награда за терпение, если Бог не будет попускать недоброжелателям нашим обирать нас, гнать нас, злословить, поносить, клеветать на нас? Тут-то и покажи кротость, незлобие, терпение, да сподобишься в будущем веке награды за свое терпение.
Человек, находящийся в гневе на кого-либо, смотрит на врага своего сквозь ложные очки своего раздраженного самолюбия, и потому враг представляется ему в самом черном виде – и злым, и гордым, и завистливым и прочее. Это состояние болезненное, фальшивое.
Гонит тебя кто-либо неправедно, поносит, злословит письменно или на словах – не мсти ему, но плачь пред
Господом о своей обиде, о неправде брата своего, и Господь скоро утешит тебя. Предавай свои обиды Господу, судящему праведно.
Грех есть увлекающая злая сила, непрестанно нападающая; этой силе злой противопоставляй силу Божию, силу благодати, молитвы, кротости, незлобия, терпения, покорности; если и этих добродетелей нет, испрашивай их у Бога молитвою веры; если молиться не умеешь – проси дара молитвы. Если ты не чувствуешь сердечного расположения к присным своим или посторонним и ощущаешь к ним упорную холодность – ах, пади тогда пред Богом и плачь пред Ним о своей холодности и бесчувствии, ибо это болезнь души, действие злой силы, скрытая ненависть или зависть к ближнему, а по христианскому закону мы должны горячо любить друг друга и усердно прощать и забывать обиды, бывающие по немощи и естественной всем злобе нашей и по наущению злого духа.
Любовь щедра, а самолюбие и своекорыстие скупо: так, любящий, собирая в далекий путь любимых, наготовит им вдоволь, с избытком всякой пищи, всякой одежды, а самолюбивый и сластолюбивый всего дает мало, скупо и ярится, когда против его желания дают больше, ибо внутренно снедается завистию при виде разнообразной и щедрой заготовки, и он хотел бы, чтобы большая часть из заготовленного была отдана ему. Постыдно и унизительно самолюбие; оно наполняет душу томлением, стыдом, скорбию. Как благо, усладительно отвергаться себя для блага ближнего и забывать себя! Какой мир в душе, какая свобода, какое пространство! Где наше горнее мудрствование, памятование о горнем отечестве, где равнодушие к дольнему, грубому, временному? Где любовь к ближнему, не помнящая себя, чтобы только угодить ему? Ничего этого нет: сердца наши оземленели, окаменели, пригвоздились к земным благам и отвратились от небесного – и мы желаем больше, больше собрать земных благ или съесть их, чтобы еще больше окаменить сердца свои и прилепиться к земле и потерять небо.
Что проявилось, какая страсть в моем крайнем смущении и горячности с отцом протоиереем? – Крайнее мое самолюбие и гордость, не терпящие обличения, и злоба и зависть к протоиерею, и нетерпеливость. Мне надо было кротко и спокойно заметить настоятелю его несправедливость в том отношении, что он записал в доходную книжку мою вовсе не намеренную погрешность; сознаться в своей вине, что я не извинился пред ним в допущенной оплошности и не поблагодарил за совершение вместо меня брака.
Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко сотворил еси мир между протоиереем и мною. Утверди мир Твой в сердцах наших. Благодарю Тебя, благодетеля моего, яко услышал еси молитву мою в квартире капитана Андрея Ал. Петрова пред панихидою о маленьком сыне его Павле и в моем страхе, робости, исчезновении сердечном заступил меня и с небесе ниспослал силу для произнесения ектений и возгласов при панихиде. Благодарю Тебя, яко отъял еси в доме моем по пришествии с выноса болезнь, скорбь и тесноту мою, постигшие меня за сластолюбие с вечера.
Воспитывай детей, как Бог тебя вразумит и Ангел Хранитель и Ангелы детей; читай им почаще жития святых, а формальное, безжизненное чтение урока, который они могут выучить из книги, употребляй реже; молитвы спрашивай чаще; вообще оживляй чтение Закона Божия и не урони дела Божия, не опрофанируй26 его; да будет слово твое в явлении духа и силы [1Кор. 2, 4]. Если бы начальство гимназии стало говорить тебе: зачем ты уклоняешься от предмета, то скажи им: а что было бы с вашими учениками, если бы вы стали кормить их ежедневно одним и тем же кушаньем,– не надоело ли бы оно скоро всем им? Для того вы разнообразите стол, чтобы они с удовольствием кушали и на здоровье себе. Так и мне необходимо разнообразить чтение, чтобы один и тот же предмет не надоел им. Итак, когда я замечаю, что они [начинают] скучать чтением одного и того же, я переменяю предмет и читаю что-нибудь другое – весьма назидательное, в приятной, простой форме рассказанное.
Какой сильной опасности подвергается любовь наша к Богу и ближнему из-за пристрастия нашего к земным благам, как например к деньгам, к сластям, к одежде и прочему. Иногда один лишний кусок сласти, взятый братом, поселяет в нашем сердце холодность и презрение к нему, не говоря уже о лишних деньгах и о значительном количестве сластей и вещей, отданных кому-либо без нашего согласия или взятых украдкой, о коих мы узнали чрез некоторое время; иногда любовь и благорасположение к таким людям переменяются на вражду к ним, потому что жалко становится не ближних наших, которые, может быть, очень нуждаются в них, а самих вещей, – сколько из-за них бывает иногда неприятностей, вражды, несогласий! Но истинный христианин отнюдь не должен жалеть ничего и все земные вещи считать за сор и тлен и хранить в сердце неизменную любовь к Богу и ближнему, радуясь в душе, что мы могли послужить Господу исполнением заповеди Его: давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам [Лк. 6, 38].
Люби ближнего, как себя [Мф. 19, 19 и др.]. А как мы любим себя? А так, что если тебе кто даст дар из земных благ не скудно, а много – ты радуешься тому, и хоть того меньше – радуешься. Это же наблюдай и относительно ближнего. Если ему дашь щедро – не скорби, не завидуй ему, не жалей, но радуйся, как радуешься, когда тебя щедро награждают, дарят, угощают. А то мы так самолюбивы, злы, завистливы, скупы, жадны, что всем бы завладели сами, а другим бы ничего не оставили. (Ενρηκα27.)
Как ты ищешь угождать тем людям, которые Богу не хотят угождать (например, во время богослужения)!
Господи Иисусе, изобрази Себя во мне по богатству щедрот Твоих, как Ты изобразил Себя в человеке изначала, создав его по образу и по подобию Своему: изобрази Себя во мне, как солнце изображается в капле воды; изобрази во мне Твою святость, Твою любовь, кротость, Твое незлобие, Твое послушание, Твое терпение и долготерпение, Твое пощение, нестяжание – да уподоблюсь я Тебе, Первообразу, да памятую я всегда свой долг непрестанно приближаться к Первообразу. Господи! Ты ведаешь страсти, коими я одержим бываю, ведаешь их силу, а мою немощь, видишь, как они укоренились и разветвились во мне. Исторгни их Сам, врач душ и телес наших, пастырь и посетитель душ, грехом прокаженных, уязвленных, обессиленных, умерщвленных. Ты надежда и сила наша, на Тебя уповаем, да не постыдимся убо во веки.
Слово, дело, помышление – образ троичности. Надо выговаривать хорошенько эти слова – в церкви при прощании с предстоящими.
Безбожие, дерзость против Бога некоторых священников.
Если и естественная, но чрезмерная любовь делает нас недостойными Господа, то что сказать о любви нечистой, плотской или о пристрастии сердца к земным вещам, например к сластям, к злату и сребру и драгоценным камням, к богатой одежде, к играм, театру? Как они делают нас противниками Богу, как они оскверняют существо души нашей, созданной по образу и по подобию Божию, – ибо чрез пристрастие к земным нечистотам и грубым сластям и вещам она впадает в прелюбодеяние и отвращается от своего Создателя.
Некоторые при виде бедных делаются еще скупее, чем были: вот, говорят они, указывая на нищих, до чего может довести нерасчетливость в жизни – до бедности; нет, не стоит ему подавать, а лучше побережем копейку на черный день. – Где тут вера? Разве не силен Господь вознаградить за милостыню? На известных вещах, лицах, действиях привык ловить человеков ловец духовный.
Когда я служу, священнодействую или совершаю Тайны, проповедую, я представляю из себя орган Вселенской Церкви.
Ты не знаешь мыслей и расположения других людей – потому не мысли о них зла, ибо это зло по навету врага очерняет и губит только тебя; между тем часто бывает, что ближние твои, о коих ты думаешь худо, имеют добрые мысли и расположения сердечные.
Лакомство и пресыщение, ублажая и лелея плоть, усиливают только страстность ее – гордость, злобу, зависть, скупость, любостяжание, рассеянность, уныние, малодушие, робость, страх. Блажен, кто познал эту связь лакомства и пресыщения с означенными грехами и начал изнурять тело свое воздержанием, постом, бдением, молитвою.
Не свечи горящие Богу нужны, а сердца горящие; итак, да горят, да пламенеют сердца ваши, когда вы стоите во храме при совершении богослужения, наипаче литургии, да пламенеют любовию, благодарением ко Господу. Огонь пришел Я низвести на землю [Лк. 12, 49], говорит Господь, то есть огонь духовный, огонь ревности к славе Божией, к спасению душ. Отымите хладность, нечувствие, леность духовную, неразумие, омрачение. Церковь – земное небо: стойте в храме как на небе, а не на земле, стоя как бы с Ангелами, а не с людьми, плотию обложенными; отриньте всякое земное помышление и попечение, всякий грех. Помните, что предстоите всесвятому Богу, что Он ваш Первообраз, а вы живые образы; всемерно уподобляйтесь Первообразу духом, чистотою, любовию, мудростию.
Если похоть плотская играет в тебе и влечет тебя ко греху, то стань немедленно на колени и от всего сердца старайся читать псалом: Помилуй мя, Боже... Изравнения желание ми вложив змий вселукавый Содетелю 28 , и ныне мне влагает желание изравнения архиерею, протоиерею, государю и лицам царственного дома. Вздор вражий. Кто я? Я червь, я поношение.
Христианин должен усердно исполнять свое звание: купец, воин, ремесленник оправдывают свое звание.
Учит нас Владыко, Судия, Сердцеведец, а всё мы по-своему мыслим, чувствуем и живем, а не по Его воле; злое сердце и злой навык стяжали. Сколько уроков дано нам от Господа к вразумлению и исправлению, уроков ясных, твердых, – а доселе не научились мы жить по заповедям Его.
Многие же будут первые последними, и последние первыми [Мф. 19, 30; Мк. 10, 31]. Многие же будут первые последними, хотя эти первые в этом мире часто и не помышляют, что они будут последними. Конечно, есть между первыми и такие, которые и там будут первыми, но много ли таких? Много ли таких, которые высокий сан свой, силу свою, дарования свои, богатство свое употребляют на пользу братий, полагая душу свою за други своя [Ин. 15, 13], и служат всю жизнь ближним, как заповедал и дал пример Спаситель?
Кому я буду завидовать? Мне так бесконечно много дано от Господа: Он Сам Себя даровал мне, а с Собою – всё: всё небо, жизнь бесконечную, блаженство вечное. Кому и в чем я позавидую? Я пребогат Господом моим. Я не только имею живот29, но имение имам в Господе.
Даждь мне, Господи, любити Тя в членах Твоих, в теле Твоей Церкви. Благо есть рано удостаиваться призывать Господа и славить Его в храме Его. И воздух-то в церкви свят.
Души святых – злато чистейшее, а наши – чугун нечистый.
Мы боимся по растлению своей природы и действию злого духа ласки, искренности друг к другу, а это-то и есть жизнь для нашего сердца и заповедь Господня. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью [Рим. 12, 10].
От какой ужасной язвы, какого растления пришел спасти нас Небесный Врач – это знают души, внимающие себе.
Все мы находимся под насильственным, парализующим влиянием духа злобы и потому должны жалеть друг друга, а не ненавидеть и презирать и не завидовать другому, а всячески доброжелательствовать. Пойми человек-христианин ветхую злобу диавола, ветхую оную прелесть греха и борись с нею всегда.
Благодарю Господа, укрепившего меня совершить Божественную литургию 17 ноября с силою многою и громогласием веры и дерзновения, также молебствие пред образом Царицы Небесной. Молил я о сем Владыку – и услышан. Благодарю Господа за дар слез покаянных во время утрени, когда я читал канон пред причащением. После обедни удивился я, куда и зачем я тороплюсь, не выговоривая всех имен царствующей фамилии, и сознал нужду выговаривать всех.
Обращай гневный взор на льстивый и приятный грех, когда он, вкрадываясь в твою внутренность, щекочет ее, бодет ее приятными для плоти, но убийственными для души бодцами своими; скажи ему: прочь, душетленная лисица, коварно ищущая убить меня; прочь, плотская, временная сладость греха, лишающая меня благодати, и милости Божией, и мира Божественного, и свободы духовной, и света Христова. Душа моя, мудрствуй о горнем, вечном, нетленном Царствии; иди крестным путем, распиная плоть со страстями и похотями; лучше изволяй здесь страдати, нежели пострадати там; оставь сладкие яства и напитки, красивые одежды, роскошное убранство квартиры, делающие душу рабою тленных вещей и неверной Богу, возбуждающие в ней разные страсти и похоти: похоть блудную, страсть сребролюбия, тщеславия и прочие.
Ты не имеешь терпения и не научился владеть собою – раздражаешься и выходишь из себя, когда происходит что-либо противное желаниям твоим. Будь терпелив и ровен в характере.
Бездельник я: вот прошло пять часов с того времени, как я встал с постели: что сделал я в такой немалый период времени? Только Богу молился, потом наелся, напился и тем благодать Божию от себя отгнал и чрез многопитие чаю сделал себя неспособным к умственному занятию, ибо погрузил, стеснил и омрачил душу. Доколе я не буду есть-пить числом, мерою и весом? Доколе буду забываться? Доколе бездельничать? Доколе не оставлю по утрам еды и питья как ненужных? Доколе не буду жить с разумом, в доброделании, воздержании, бдении, богомыслии, молитве, в усердном чтении слова Божия и писаний святых отец?
* * *
Святитель Тихон Задонский причислен к лику святых в 1861 г.; память его 13/26 августа.
Выну (церк.-слав.) – всегда.
То есть золотому истукану (ирмос 7-й песни канона из Последования ко Святому Причащению).
Юже (церк.-слав.) – которую.
Яже (церк.-слав.) – которые.
Паче (церк.-слав.) – здесь: выше.
Брашно (церк.-слав.) – снедь, пища.
Пребывающий (церк.-слав.) – от «пребывати» -длиться вечно.
Дорожи временем (церк.-слав.).
Окаля́тися (церк.-слав.) – оскверняться, замараться грязью или навозом.
Прелесть (церк.-слав.) – обман, обольщение.
Во еже утреневати (церк.-слав.) – вставать рано; совершать утреннюю молитву.
Стукалка – азартная карточная игра.
В предняя (церк.-слав.) – вперед, в будущее.
Стихиры на хвалитех праздника Благовещения. Богородичен, глас 1-й.
Опрофани́ровать – исказить или опошлить невежеством, грубостью.
Эврика (греч.) – «Нашел!»
То есть желание «сравнитися» (стать равным) Богу. (Канон святителю Николаю Мирликийскому, песнь 1-я, тропарь на Слава, и ныне.)
Живот (церк.-слав.) – жизнь, бытие.