Источник

Июнь

30-го июня 1868 г.

30-го июня 1868 г. Многомилостиве Господи, благодарю Тя, яко услышал еси молитву мою и внял еси желанию сердца моего о непреткновенном, искреннем, в силе и истине совершении литургии; благодарю Тя, яко вся козни врага, сильные и злые, в ничто обратил еси; благодарю Тя, яко во время литургии даровал еси мне омытися слезами покаяния и умиления и всю литургию совершить с силою и воплем крепким сердца (крепким воплем сердечным) и причаститься неосужденно Святых Таин; и благодарственный молебен совершить горящим сердцем; благодарю Тя, яко в литургии Твоей мне и очищение грехов, и освящение, и мир, и дерзновение, и силу, и здравие мне всегда подаеши и совершенно меня оживотворяеши, Господи! О, какие сладкие слезы ты даровал мне сегодня во время литургии, какое громогласие, какую музыкальность в голосе! На удивление всем, и певчие пели великолепно, в высшей степени стройно и музыкально! Слава Тебе за все, Господи! Даждь мне и нам всем славити Тя многие лета, наипаче сердцем и жизнию, делами! Итак, сколько враг ни старался поглотить меня, а Ты, Владыко мой всесильный, разрушил все козни его, и избегох из руку его. За дар слез благодарю Тебя, Милость моя!

Господи! Исповедую пред Тобою, яко не на даче, не в лесу жизнь и здравие и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя – во храме, наипаче в литургии и в Животворящих Твоих Тайнах! О, величайшее блаженство, Святые Тайны! О, живот дающие Божественные Тайны! О, любовь неизглаголанная, Божественные Тайны! О, промышление чудное и непрестанное Господа Бога о спасении и обожении нашем – Божественные Тайны! О, предобручение вечной жизни – Божественные Тайны!

Владычице моя, Пресвятая Богородице! Тебе я молился пред литургиею, да испросиши мне благодать совершить ее с силою многою, во славу Божию, во спасение мира и мое собственное! Ты все устроила во благо! Благодарю Тебя, всеблагая Скоропослушнице, упование непостыдное!

Не от избытка ли сердца, любви, благодарности, заботливости родственной говорят уста сестры твоей Анны Константиновны, льются такие ласки, услуги? Вот у тебя нет избытка любви к ней, уважения, благодарности, заботливости – и ты больше молчишь, и трудно для тебя слово ласковое от души сказать. Почувствуй хоть отныне искреннюю благодарность и любовь к сестре, да и ко всем сестрам и братьям.

По три раза в разное время мы молили Господа в церкви во время богослужения о даровании дождя – и Господь милостиво исполнял молитвы Церкви: в первый раз дождь был ночью в Кронштадте; в другой раз – собрались тучи дождевые и носились с полдня и в глубокий вечер собрались все на востоке, и там была сильная молния, и был дождь, как видно было.

Исполнишь или нет, Господи, во благих желания сердца нашего и умиленные моления наша – во всяком случае да будет имя Твое святое и препетое благословенно, ибо во всяком случае воля Твоя совершенна и клонится к благу тварей Твоих, всеблагий Творче и Источниче всякой благостыни, мы же в желаниях наших часто погрешаем.

Достойно и праведно Господь ежедневно палит землю солнцем и не посылает дождя – ибо люди, получившие от Бога разум, поступают безумно, имея запаленные в зубах табачные сосули и вдыхая и выдыхая дым их. Что это такое, в самом деле, курительный табак? Пища не пища, нельзя назвать его и питием; это новый какой-то материал для дыхания, придуманный какими-то безумниками для дыхания и вошедший едва не в общее употребление. И с какой жадностию многие дышат этим новоизобретенным веществом для дыхания! Как без пищи, жить не могут. Ну, так что же? Любите дышать дымом, так и дышите им: вот, кроме табачного дыму, Бог дал вам в наказание дым от горящих домов и лесов, воздух обратился в дым – дышите же дымом, испытайте, каково это дыхание. Возлюбили вы огонь, игру в эту опасную стихию, наслаждайтесь же зрелищем пылающих городов, и сел, и лесов ваших: вот они горят уже несколько дней, и при сухости и сильном ветре пожарище распространилось далеко-далеко; играйте еще после этого огнем и дымом, курите свои сигары и папиросы, любите их до страсти и до охлаждения ко всем обязанностям христианина, мечтайте, что ваша жизнь – табак, сигара или папироска, когда христианину запрещается полагать жизнь свою даже в хлебе, а внушается надежда на Бога – Источника жизни; исполняйтесь же дымом вместо того, чтобы исполняться Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными [Еф. 5, 19]. Но что было бы, если бы Господь совсем лишил нас дождя и попустил бы запылать всем нашим домам и лесам? До курения ли табаку было бы тогда? Да и что в табаке? – Не насыщает, не утоляет жажды; непрестанно курящие алчут и жаждут табаку – такая ненасытность! О, поистине, предал вас Бог превратному уму – делать непотребства [Рим. 1, 28]. А сколько денег выходит на табак? Сколько полезных вещей, например книг душеспасительных, можно было бы купить на эти деньги, или других вещей? Сколько нищих можно было бы одеть, обуть, накормить, уприютить или дать лекарств больным? Называя себя мудрыми, обезумели [Рим. 1, 22].

Когда возникает в тебе гордость или злоба, или зависть или пререкание и противление, или блуд, или сребролюбие, или жадность к пище, или скупость и пр., немедленно отсекай их от сердца крестом и, когда будешь посекать их этим победным знамением, говори с негодованием и ненавистию: умри гордыня, умри злоба, умри зависть, умри блуд, пререкание, сребролюбие, жадность, скупость.

Вчера во время вечерни впал я в грех своенравия, самолюбия, гордости, злобы, нетерпения, когда дьячок Николай стал петь Господи, помилуй на великой ектенье не в голос со мною, но он, кажется, и не думал мне противиться: диавол наклеветал мне на него, а я озлобился, смутился, разрывался с досады и нетерпения – по-своему хотелось поставить. На врага бесплотного и на страсти вооружайся, а не на брата; на страсти ярись, а не на человека. (За обедом ел мясо: беда мне есть мясо – делаюсь злой, нетерпеливый, капризный.)

Вовсе мяса не надо мне есть: беда мне от него. Блаженны не употребляющие мяса!

Вера лютеранская, отвергающая весьма многое, ведущее к совершенству, – что есть в Церкви Православной (не говоря о самой православной вере), не может привести к богоугодному совершенству чад своих; так она, например, отвергает посты как обязательную добродетель христианина. Можно ли без воздержания и поста достичь до совершенства? Нельзя: пост был и в Ветхом Завете: постился Моисей; постились Анна, мать

Самсона; Анания, Азария, Мисаил, Даниил и многие другие; постился даже язычник Корнилий; постились апостолы, постились все, просиявшие святостию. Пост есть крыло, которым мы возлетаем на высоту чистоты и бесстрастия. И если в Ветхом Завете пост почитался необходимым для высшего угождения Богу, то тем более он необходим в Новом, в котором все нам Божественные силы к животу и благочестию поданы, который есть Завет по преимуществу духовный, который предписывает распинать плоть со страстьми и похотьми [Гал. 5, 24].

Пост есть оружие против диавола, воюющего наипаче чрез чрево. Значит, если кто не постится, тот и не воин. (Реформаты и лютеране.)

У меня есть огромный капитал. Этот капитал – как бы вы думали, что такое? – образ Божий, по коему я сотворен. Если этот капитал я пущу в оборот, то есть умножу таланты, данные мне Богом, то я приобрету вечные блага на небеси. Как умножить таланты? Употреблять все силы души во славу Божию.

Рыбы не есть на ночь, и вообще на ночь избегать накрепко наедаться. Спать нельзя от сытости. Парализованное состояние. Доселе я, окаянный, прельщаюсь аппетитом и ем с жадностию. Христианину ли так себя вести, долженствующему умерщвлять и порабощать тело свое?

Не за мое ли чревоугодие, жестокосердие и злобу Господь наказывает так ужасно такою страшною засухою и горением лесов?

Господи! благодарю Тебя, яко по молитве моей даруеши чрезвычайные силы мне, немощному, от сердца во время литургии и с силою многою совершать литургию во благодати духовной. (4-го июля.)

Раба Божия Мелитина (Баженова) после молебна, отслуженного мною, сделалась вскоре здорова, как будто кто рукой снял с ней болезнь (ее слова), – а она была долго больна. Слава Тебе, Господи! Просить Господа о дожде надо в посте и воздержании, а не в пресыщении.

Я должен быть снисходителен к чтецу Николаю и ко всякому человеку, а не очень взыскателен и обидчив на неисправности и погрешности, ибо я и сам человек с немощами. Если он после нескольких замечаний, которые я должен сделать с любовию и духом кротости, не исправляется, я должен предоставить его Богу, как говорят: Бог с ним, – и я буду прав; яриться же я не должен, да это и неразумно и бесполезно: зачем мне терзать, беспокоить, убивать себя из-за беспорядков другого? Всякий жни, что сеешь, а не другой. Но во мне и самом много страстей, особенно злобы, своенравия, гордости, зависти. Вчера за вечерней я сильно озлобился в сердце на неисправного дьячка Николая Шахматова и едва мог служить вечерню и молебен водосвятный.

Над нами висит меч Божий. Наш долг объявить об этом и убеждать к покаянию и обращению. На небе и на земле написано: гневаюсь. При курении дыма о курении табаку сказать. Леса горят потому, что души и тела человеческие пылают адскими страстями; всюду смрад дыма потому, что во всех душах носится смрад страстей – злобы, гордости, презорства, жестокосердия, блудной нечистоты, сластолюбия, любостяжания, безверия, кощунства, хулы, сквернословия и пр. Как будто вся земля горит: не близок ли час второго и страшного пришествия Господа славы и всеобщего пожарища?

Ты – владыка (митрополит, протоиерей, священник), но потому, что паче иных должен владычествовать над страстями и покорять себе сердца всех кротостию и любовию, а не грозою и страхом.

Благодарю Тя, Господи Иисусе, яко спас еси мя в квартире болящего раба Твоего Георгия (Ивановича) от тесноты врага, уязвившего меня озлоблением на малых нищих. Зачем я раздражался? Ведь они Христовы дети и члены мои. Почему скорее я не улыбался, глядя на их стремление ко мне?

Верность христианина Господу своему познается наипаче в напастях, в скорбях. Не ропщи на Господа, когда тебе тяжело, но терпи великодушно.

Земля и все земное – пища, сласти, наряды, золотые и серебряные украшения – пыль, тлен. Сердце да будет все в Боге всегда.

Лице материальной природы показывает нам лице Божие, гневное или кроткое. Всякое утверждение хлебное сотры [рус.: всякий стебель хлебный истребил] [Пс. 104, 16]. Так сотру и вас: жизнь ваша в Моих руках.

Бог попечитель мой – на Него единого буду надеяться, к Нему прилеплюсь всем сердцем, а земное все буду за ничто считать, не буду прилепляться. Буду терпеть все неприятное для плоти и за все благодарить Бога, и притом помнить, что Бог бесконечно благ, премудр, свят, всемогущ, праведен, неизменен.

Во время богослужения совершенно равнодушно смотри на богатых и бедных, знатных и простых, с стоическим хладнокровием, к единому Богу духом зря и горя; помни, что богослужение есть мудрость духовная, Божественная.

Чтец мой смеется, что я не могу иногда читать некоторых молитв и повторяю два раза: отчего же я не смеюсь, когда он не может совершенно читать Верую? Но помилуй нас, Владыко, немощных.

Двойство начал: любовь духовная, святая, божественная и любовь плотская, земная, бесовская; дерзновение святое и дерзость; храм и театр; каждение и курение, – и так во всем. Зорко надо следить за собою, чтобы не стать на сторону врага.

Сластолюбивым, изнеженным людям очень тяжело в жаркие дни – и враг искушает их нетерпением, ропотом, хулою, унынием, расслаблением души и тела.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 13 : 1867-1868. - 2008. - 275 с. ISBN 978-5-902112-61-7

Комментарии для сайта Cackle