Источник

Мысли при чтении Книги пророка Варуха

Гл.2, ст.16 и далее. Призри, Господи, от святаго дома Твоего и воспомяни о нас, и приклони, Господи, ухо Твое, и услышь. Открой очи Твои, посмотри, потому что не мертвые в аде, которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу Господу; но человек, скорбящий о великости бедствия, который ходит поникши и уныло, и глаза потусклые и душа алчущая воздадут славу и правду Тебе, Господи. В несчастье человек обращается к Богу с живою верою и упованием, а в счастье весьма часто забывает Его. Несмотря на то, что Ты так сильно иногда наказываешь нас, Ты, Господи Боже наш, поступил с нами по всему снисхождению Твоему и по всему великому милосердию Твоему, как сказал Ты чрез раба Твоего Моисея в тот день, в который повелел ему написать закон Твой пред сынами Израиля, говоря: «если вы не послушаете гласа Моего, то это великое и многое множество народа обратится в малое среди народов, между которыми Я рассею их. Я знаю, что они не послушают Меня, ибо они – народ упрямый...» [ст.27–30]. Когда и нас Бог посещает за наши беззакония бедствиями, Он творит с нами по милости Своей и по щедротам Своим великим, хотя нам и кажутся чрезмерно сильными удары Его жезла.

Гл.3, 2 ст. Услышь, Господи, и помилуй, ибо Ты Бог милосердый; помилуй, ибо мы согрешили пред Тобою; Ты – вечно пребывающий, а мы – вечно погибающие. Что жизнь наша, как не постоянная погибель? 13 ст. Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире во веки. Вот лучшее правило для жизни: ходи путем Божиим, то есть живи, как Бог велел жить. 29 [-35] ст. Кто взошел на небо, и взял ее (мудрость), и снес с облаков? Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота? Нет никого, знающего путь ее... Но Знающий все знает ее; Он открыл ее Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами, Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились. Он призвал их, и они сказали: «вот мы», и воссияли радостью пред Творцом своим. Бог – наш премудрый Творец и всего мира.

Гл.4, [ст.] 4. Счастливы мы... что мы знаем, что благоугодно Богу [церк.-слав.: Блажени есмы... яко угодная Богу нам разумна суть]. Да, блаженны, потому что мы действительно можем угодить Богу и быть блаженными. Людям, не ведущим Бога, за неискусен ум их, за гнусные дела их не дается знать, чем они могут угодить Богу.

Ст.7–12. Раздражили Сотворившего вас... Вы забыли питающего вас вечного Бога. Кто и из нас не огорчает и не забывает сотворившего и питающего нас Бога? Также огорчили, говорит пророк, и воспитавший вас Иерусалим, ибо он (Иерусалим) видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил: «слушайте, сожители Сиона, Бог навел на меня великую скорбь, ибо я видел пленение сыновей моих и дочерей, которое навел на них Вечный. Я питал их с радостью, а отпустил с плачем и горестью. Никто не радуйся о мне, вдовствующем и оставленном многими; я опустел за грехи детей моих, ибо они уклонились от закона Божия...»

[Ст.] 14–25. «Придите, сожители Сиона, и вспомните пленение сыновей моих и дочерей, которое навел на них Вечный. Ибо Он навел на них народ издалека, народ наглый и иноязычный, ибо не устыдились старца, и не сжалились над младенцем, и увели у вдовы сыновей возлюбленных, и лишили одинокую дочерей. Я же чем могу помочь вам? Кто навел на вас сии бедствия, Тот и избавит вас от руки врагов ваших. Идите, дети, идите, ибо я остался пуст. Я снял с себя одежду мира и оделся вретищем моления моего; буду взывать к Вечному во дни мои (дни скорби). Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от руки врагов. Ибо от Вечного я ожидал спасения вашего, и мне пришла от Святаго радость о милости, которая скоро придет к вам от Вечного, Спасителя нашего. Я отпускал вас с печалью и горестью, но Бог возвратит мне вас с радостью и весельем навеки. Ибо, как ныне сожители Сиона видели пленение ваше, так увидят скоро спасение ваше от Бога, которое придет к вам с великою славою и величием Вечного. Дети! потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его, и наступишь ему на шею...» Прекрасное олицетворение. Картинно, живописно!

28–37 ст. «Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте ее в десять раз, чтобы обратиться и искать Его, ибо Тот, Который навел на вас сии бедствия, наведет на вас вечное веселье со спасением»... Несчастна земля, принявшая сыновей твоих, ибо как она радовалась о твоем падении и веселилась о твоем поражении, так будет скорбеть о своем опустошении. Я отниму у нее радость о множестве ее народа, и хвастовство ее будет в печаль; ибо придет на нее огонь от Вечного на долгие дни, и весьма долгое время она будет обитаема бесами. Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога. Вот, идут сыновья твои, которых ты отпустил, идут собранные от востока до запада словом Святаго, радуясь о славе Божией. Какая прекрасная, чудная речь! Здесь виден верховный Правитель и Судия царств и народов.

Следующая и последняя глава необыкновенно живописна и торжественна.

Гл.5. Иерусалим! сними с себя одежду плача... и оденься в благолепие славы от Бога навеки. Облекись в одежду правды от Бога, возложи на голову твою венец славы Вечного, ибо Бог покажет всей поднебесной славу твою. Навек наречется от Бога имя тебе: «мир правды и слава благочестия». Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о Божием воспоминании о них (что Бог вспомнил об них). Они вышли от тебя пешие, будучи ведомы врагами, а приведет к тебе их Бог возносимых со славою, как царских сыновей; ибо Бог определил (повелел), чтобы всякая высокая гора и вечные холмы понизились, а долины наполнились, для уравнения земли, чтобы Израиль шел твердо, со славою Божиею, а леса и всякое благовонное дерево осеняли Израиля по повелению Божию. Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею. Как прекрасно живописуется благоволение Божие к помилованному Израилю. Как торжествен и величествен тон речи пророка Божия. Из его речи ясно видно, что он – истинный пророк Бога всемогущего, Творца неба и земли. Какая вообще велелепота и красота Божественная в писаниях Откровенного Слова! Слава Тебе, Боже, благоволивший открыть нам в писаниях боговдохновенных мужей святую волю Твою!

Конец книги пророка Варуха. Глав имеет 5.

Декабря 24 дня 1856 года.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle