Глава XXXVIII. О том, что находится в другом
То, что находится в другом, находится в нем одиннадцатью различными способами:
1) Как род в виде, – например, животное в определении человека.
2) Как вид в роде – например, человек в разделении животного.
3) В смысле места, – например, священник в храме.
4) В смысле времени, – например, Ной во время потопа.
5) В смысле сосуда, – например, вино в чаше.
6) Как целое в частях, – например, Сократ в его членах: голове, руках, ногах. Впрочем, целое здесь находится не в другом, а в других.
7) Как часть в целом, – например, голова, рука в Сократе.
8) Как форма в веществе, – например форма статуи в меди.
9) Как в производящей причине, – например, все – в Боге.
10) Как в конечной причине, – например, ложе в отдыхе людей, ибо ради этого отдыха готовится ложе.
11) Как в основном субстрате, например, белье на теле. Должно знать, что «части целого» говорят, «целое же части» никогда, но «целое в частях».